Первая горная разделка сезона: Превью Tour de Romandie

Обзор маршрута гонки и основных претендентов на победу на швейцарской многодневке
Сезон весенних классик позади, а значит на первый план постепенно выходят звёзды самого популярного жанра шоссейного велоспорта - многодневщики. До старта «Джиро д'Италия» осталось меньше двух недель, но до её начала пройдёт одна из самых престижных недельных гонок календаря. С 24-го по 29-е апреля в Швейцарии пройдет «Тур Романдии».
История и цифры

Многодневка, проводящаяся в западных кантонах Швейцарии, в которых проживает франкоговорящее население страны, впервые состоялась в 1947-м. Проведение гонки было приурочено к пятидесятилетию федерации велосипедного спорта Швейцарии. С тех пор гонка в Романдии проходит каждый год, никаких перерывов в ее истории не было. Уже много лет соревнования в Швейцарии проводятся непосредственно перед «Джиро д'Италия». Раньше «Тур Романдии» вполне можно было назвать генеральной репетицией итальянского гранд-тура, но в последние несколько лет ситуация начала меняться. Претенденты на «Джиро» стали предпочитать проходящий чуть ранее «Тур Альп», а в Романдию все чаще и чаще стали наведываться претенденты на «Тур де Франс», для которых грядущая многодневка является важным этапом подготовки к главной гонке сезона.

Единственным гонщиком, покорившим «Тур Романдии» три раза является знаменитый ирландец Стивен Роач, побеждавший на местных дорогах в середине 80-х. В 1987-м Роач после победы в Швейцарии был сильнейшим и на «Джиро». Дважды на многодневке побеждала целая группа гонщиков, в том числе легенды местного велоспорта - Фердинанд Кюблер, Тони Ромингер, Паскаль Ришар. По две победы в активе у многих велосипедистов, пик карьеры которых пришелся на последние несколько лет - Кэдел Эванс, Крис Фрум и Ричи Порт. Есть победы и у россиян - Павел Тонков выиграл гонку в 1997-м, а Ильнур Закарин в 2015-м. В разные годы призерами общего зачета были Александр Гонченков, Владимир Карпец и Денис Меньшов (дважды), казахстанцы Александр Винокуров и Андрей Кашечкин, представлявший Латвию Перт Угрюмов, а также эстонец Рейн Таарамяе. Три раза подряд, с 2011-го по 2013-ый, победители «Тура Романдии» в последствии выигрывали и «Тур де Франс» (Эванс, Уиггинз и Фрум). Действующий победитель гонки австралиец Ричи Порт.

На протяжении длительного времени на многодневке в Швейцарии в первый день всегда проводился короткий пролог, а в последний индвидуальная гонка на время, протяженностью около 20 километров. Особенно характерно для шестидневки в Романдии это было в первой половине прошлого десятилетия, когда в последний день в Лозанне всегда проходила гонка с раздельным стартом с холмистым рельефом. В последние годы на «Тура Романдии» «разделка» отнюдь не всегда проводится в последний день, да и места ее проведения с рельефом тоже меняются.

Маршрут

В 72-м издании «Тура Романдии» ключевое значение будет иметь горная «разделка», которая пройдет на третьем этапе. На следующей после нее день назначен самый тяжелый по рельефу групповой этап, но все подъемы на нем расположены достаточно далеко от финиша, а значит у отставших гонщиков может появиться возможность вернуться в элитную группу «генеральщиков». В общей сложности, за шесть дней участники соревнований проедут 685 с половиной километров, за которые преодолеют 15 категорийных подъемов. Общий набор высоты за все этапы - 10272 метра.


Пролог. Фрибур (4,02 км)
Общий набор высоты – 102 метра

В этом году гонка начнется в городе Фрибур, расположенном в одноименном кантоне. В стартовый день пройдет традиционный пролог, протяженность которого составит всего 4020 метров.
Отметим, что трасса пролога обещает быть крайне любопытной. Во-первых, стоит отметить техническую сложность, за четыре километра гонщикам предстоит вписаться в несколько непростых виражей. Во-вторых, тяжелый рельеф последнего километра, на котором будет два участка по 400 метров со средним градиентом 10% и 7% соответственно, а между ними совсем короткий кусок относительной равнины, менее ста метров. Заметим также, что первые 400 метров, те самые, которые с градиентом 10% будут, ко всему прочему, брусчатыми.

В стартовом протоколе много сильных «раздельщиков» - Роан Деннис, Герэйнт Томас, Примош Роглич и др., но учитывая незначительную протяженность и особенности рельефа победитель вполне может оказаться и весьма непредсказуемым. Серьезный вызов мастерам может бросить Майкл Мэттьюз. Австралиец неплохой «раздельщик», но к элите этого упражнения его все-таки не отнесешь. Однако, на такой короткой дистанции с незначительным холмом он может оказаться особенно опасен. Мы, в свою очередь, все-таки сделаем ставку на Роглича, даже несмотря на то, что Роан Деннис уже давно не проигрывал «разделки», которые проходят за рамками чемпионатов мира и Олимпийских Игр.

Этапы «Тура Романдии» стартовали и финишировали в Фрибуре неоднократно, но еще никогда в нем не проводились гонки с раздельным стартом. Последний раз многодневка заглядывала в город в 2015-м, этап из отрыва выиграл Штефан Кюнг.


Первый этап. Фрибур – Делемон (166,6 км)
Общий набор высоты – 2232 метра


Первый этап начнется в Фрибуре, а завершится в городе Делемон, административном центре кантона Юра - самого молодого в стране. Общая протяженность этапа 166,6 км, за время которых нужно будет взобраться на четыре категорийных подъема. Общий набор высоты за день - 2232 метра, этап можно назвать холмистым или среднегорным.
Не будем детально описывать маршрут каждого этапа, остановимся только на ключевых моментах. Впервые финишную прямую гонщики пересекут за 59 километров до завершения этапа, после этого они отправятся на два круга по 29,5 километра. На круге находится подъем второй категории Коль де Брисбер (6,2 км, 6,4%), последний раз вершина этого холма будет пройдена за 18,3 километра, но даже после этого с горовосхождением на этапе не будет покончено, после короткого спуска начнется еще один малозначительный некатегорийный подъем и только лишь потом завершающий спуск с небольшим куском равнины на последних километрах.

Логично предположить, что все сведется к спринту из относительно небольшой группы. В старт-листе спринтеров очень немного и почти для всех них рельеф должен оказаться слишком сложным. Хорошие шансы удержаться впереди имеет все тот же универсальный Мэттьюз, который, как известно, и спринтануть может, да и невысокие горы хорошо преодолевает. Может удержаться впереди Сонни Колбрелли, а если он отстанет шансы на высокие места имеет его партнер по Bahrain Merida Энрико Гаспаротто. Среди гонщиков других команд можно выделить Омара Фрайле из «Астаны». Впрочем, нельзя исключать, что в лидирующей группе останется совсем мало велосипедистов и тогда бороться за победу на этапе должны «генеральщики». Неплохой финишный кусок есть у Герэйнта Томаса и Дэна Мартина.



Второй этап. Делемон – Ивердон-ле-Бен (173,9 км)
Общий набор высоты – 1988 метров

На втором этапе гонщики уйдут на дистанцию из Делемона, а закончат день в Ивердон-ле-Бен, расположенном в кантоне Во, всего в 60 километрах от столичного Берна. Протяженность маршрута - 173,9 км, набор высоты - 1988 метров. Несмотря на наличие двух категорийных подъемов этап нужно отнести к равнинным.
Последний категорийный подъем расположен более, чем за 60 километров до финиша, а значит он вряд ли будет пройден в слишком высоком темпе. Впервые в Ивердон-ле-Бен участники окажутся за 34 километра до завершения этапа, после чего отправятся на круг в окрестностях города. На последних 30 километрах надо будет проехать три достаточно заметных холма, но порвать на них пелотон вряд ли возможно.

Фавориты этапа - спринтеры. В этом плане состав Quick-Step Floors, как это часто бывает, выделяется. В бельгийской дружине на «Тур Романдии» заявлены Элиа Вивиани и Фернандо Гавирия. Предположим, что основная ставка будет сделана на Вивиани, для Гавирии швейцарская многодневка станет первой после длительного перерыва, впрочем, нельзя исключать, что в Quick-Step Floors на разных этапах дадут шансы обоим. Во всяком случае именно так в команде поступали в этом году с молодым дуэтом спринтеров Фабио Якобсен - Альваро Ходч. В любом случае, у бельгийцев есть не только два сильнейших спринтера, но и отличный поезд под них.

Бороться с «квикам» очень трудно, попробовать это сделать может Паскаль Акерманн из BORA - Hansgrohe. Помимо него в старт-листе значатся Давиде Чимолай, Роберто Феррари, Бой ван Поппель, Самуэль Дюмулан и Баптист Планкарт. Конечно, к их числу нужно добавить Майкла Мэттьюза и Сонни Колбрелли, о которых мы уже писали чуть выше.

Последний раз в Ивердон-ле-Бен велогонщики заглядывали в 2009-м году, но тогда тут проходила командная гонка на время.


Третий этап. Оллон – Виллар-Сюр-Оллон (9,9 км)
Общий набор высоты – 785 метров

В четвертый день многодневки состоится третий - ключевой этап «Тура Романдии», который у себя принимает расположенный в кантоне Во город Оллон. Горная «разделка» стартует на высоте 473 метра и завершится на вершине горы в деревеньке Виллар-Сюр-Оллон, на высоте 1258 метров. Таким образом, за 9,9 км гонщики наберут в гору 785 метров, что дает средний градиент равный примерно 8%.
Подъем к Виллар-Сюр-Оллон имеет достаточно стабильный градиент, запредельных крутых кусков на нем нет, но надо отметить, что наиболее тяжелыми станут первые два километра, на них средний градиент под 10%.

С большей долей вероятности можно предполагать, что победитель этого этапа выиграет общий зачет, если прилично проедет пролог и не потеряет время на следующий день после «разделки».

Основные фавориты дня - Примош Роглич и Герэйнт Томас, но мы отдаем приоритет словенцу из LottoNL - Jumbo. Впрочем, конкурентов у них хватает. Особый интерес вызывает трио из BMC Racing Team - Ричи Порт, Тиджей Ван Гардерен, Роан Деннис.

В прошлом году Порт буквально доминировал в горах Романдии, в этом все немного по-другому. В феврале у австралийца возникли проблемы со здоровьем и с тех пор он находится в тени, его результат обещает быть непредсказуемым. Интересно также взглянуть на Денниса в рамках горной «разделки», особенно перед стартом «Джиро», на которой он вроде собирается чего-нибудь добиться в генеральной классификации. Опасность для Роглича и Томаса могут представлять и братья Изагирре, особенно Ион, но нас немного смущает его невзрачное выступление на арденнских классиках. Из других команд отметим Якоба Фульсана, Пьера Латура, Хайме Росона, Эмануэля Бухманна и Стевена Крейсвейка.

В 2016-м этап «Тура Романдии» на вершине подъема в Виллар-Сюр-Оллоне в совершенно несвойственной для себя манере выиграл Крис Фрум, не представлявший большой угрозы для претендентов на общий зачет. В 2017-м, также из отрыва, этап «Тура Швейцарии» покорился американцу Лэрри Уорбассу.


Четвертый этап. Сьон – Сьон (149.2 км)
Общий набор высоты – 3584 метра

На следующий день после «разделки» назначен самый тяжелый групповой этап «Тура Романдии». Этап стартует и финиширует в Сионе, крупнейшем городе кантона Вале. Менее, чем за 150 километров гонщики наберут 3584 метра в гору и поднимутся на пять категорийных подъема, в том числе три первой категории.
Самыми тяжелыми станут два первых подъема дня. Подъем Овронназ по разным источникам имеет протяженность в районе 9 км, а средний градиент 9,5%, а подъем к горнолыжному курорту Веркоран около 10% с градиентом 8%. Между ними, уже после 49,3 км гонщики впервые пересекут линию финиша. После прохождения Веркорана подряд будут пройдены два подъема второй категории, после них достаточно затяжные отрезки спуска и равнины. Восхождение на Ле Кольонс станет самым продолжительным на этапе - 13 км, средний градиент в районе 6,5%, в средней его части заметное выполаживание.

От вершины подъема до финиша целых 27 километров, большую часть которых займет трехступенчатый спуск. Фавориты этапа в основном те же, что и в предыдущий день. Нельзя исключать успешных атак на последних равнинных километрах. Что-то подобное недавно происходило на этапах «Тура Альп».

Последний раз в Сьон гонка заглядывала в 2016-м, тогда индивидуальную «разделку» здесь неожиданно выиграл Тибо Пино.



Пятый этап. Мон-Сюр-Роль – Женева (181,8 км)
Общий набор высоты – 1581 метр

Последний этап гонки окажется самым затяжным, но при этом и самым простым по рельефу. День начнется в деревеньке Мон-Сюр-Роль, а завершится в Женеве, столице одноименного кантона и самом населенном городе Романдии. За 181,8 километра будут пройдены три подъема третьей категории, общий набор высоты - 1581.
Рассказывать о пятом этапе детально не имеет никакого смысла. Классический этап под спринтеров. Основные претенденты на победы представители Quick-Step Floors, а их самый опасный конкурент Паскаль Акерманн. В общем, все так же, как и на втором этапе.


Погода

Прошлые издания «Тура Романдии» нередко проходили в холодную и мокрую погоду, некоторые этапы становились настоящими гонками на выживание. По предварительному прогнозу в этом году холодно быть не должно. Минимальная температура воздуха возможна на третьем этапе, но и в Виллар-Сюр-Оллон в пятницу в дневное время столбик термометра не должен опуститься ниже 12 градусов по Цельсию. Дождь возможен на третьем и четвертом этапах, по предварительному прогнозу вероятность осадков в эти дни на уровне 35-45%.


Фавориты

Для многих гонщиков «Тур Романдии» станет последней многодневкой весны. Из более или менее заметных «генеральщиков» на «Джиро» поедут только Роан Деннис, а также дуэт из Movistar Карлос Бетанкур и Андрей Амадор, но никто из этих гонщиков не является фаворитом итальянского гранд-тур. Некоторые из участников могут поехать в мае на «Тур Калифорнии», но для большинства многодневка в Швейцарии действительно станет последней за достаточно длительный период.

Кто же сумеет громко хлопнуть дверью и закрыть весеннюю часть сезона на победной волне? Мы бы выделили двух основных претендентов на победу - Примоша Роглич и Герэйнта Томаса.

Словенец Роглич блестяще смотрелся на последней своей многодневке, одержав уверенную победу на «Туре Страны Басков». Арденнские классики гонщик LottoNL - Jumbo пропустил, хотя многие хотели его на них видеть. На «Туре Романдии» Роглич выступал всего один раз, заняв в прошлом году третье место в генеральной классификации и выиграв последнюю гонку с раздельным стартом. В прошлом году на горных этапах недельных туров он смотрелся достаточно блекло, а в этом Примош хорош уже не только в «разделках», но и становится стабилен в высоких горах. Подтверждением тому не только уверенное выступление в Стране Басков, но и победа на одном из этапов «Тиррено – Адриатико».

Так уж получилось, что за свою недолгую карьеру на гонках мирового тура словенец всего один раз проехал горную «разделку», было это два года назад на «Джиро», но вообще на гонках с раздельным стартом с пересеченным рельефом он стабильно хорош. Доказательством тому служит второе место на чемпионате мира в Бергене, которое «Рогла» завоевал именно благодаря отличному прохождению последней горы.
Валиец Томас в прошлое воскресенье без особого успеха проехал «Льеж – Бастонь – Льеж», но к классическому сезону он не особо то и готовился. Главное для Томаса на данный момент - многодневные гонки и особенно «Тур де Франс», на которой он даже может стать лидером Team Sky, если Крису Фруму все-таки придется пропустить французский гранд-тур. В этом сезоне Герэйнт проехал всего две многодневки, в его активе второе место на «Вольта Альгарве» и третье на «Тиррено – Адриатико». Обе гонки он мог выиграть, но в Португалии на решающем этапе уехал огромный отрыв, в котором оказался его партнер по команде Михал Квятковски, выигравший гонку в общем зачете. На «Тиррено – Адриатико» Томасу в решающий момент не повезло из-за прокола, а победителем генеральной классификации вновь стал Квятковски.

«Ахиллесовой Пятой» гонщика Team Sky считается его плохая восстанавливаемость, он начинает заметно уставать, когда горные этапы следуют один за другим, но на «Туре Романдии» всего два этапа с по-настоящему тяжелым рельефом. К тому же, Томас один из сильнейших «раздельщиков» и формат нынешней гонки ему подходит едва ли не оптимально.
Кто может бросить вызов двум фаворитам? Пожалуй, самым опасным конкурентом для них может стать Ричи Порт. Да, большая часть весны австралийца была испорчена болезнью, но оклемался он уже достаточно давно, и никто с точностью не может знать, в какой форме Ричи предстанет перед своими конкурентами на этой неделе. Когда он в порядке, он один из сильнейших специалистов коротких многодневок.

Порт способен отлично пройти горную «разделку» и следующий тяжелый этап, если на спусках в субботу не будет мокро. В прошлом году австралиец буквально уничтожил конкурентов на горном этапе «Тура Романдии», доехать с ним до финиша и выиграть этап сумел Саймон Йейтс, но британец атаковал заранее, в иной ситуации удержаться за Ричи он бы шансов не имел.
Ион Изагирре – еще одна большая загадка «Тура Романдии». Обычно баск из Bahrain Merida очень стабилен на недельных турах. Совсем недавно Ион в очередной раз стал призером «Тура Страны Басков», на гонке в Романдии у него в последние годы все тоже было хорошо. В 2017-м Ион стал пятым, а за год до этого и вовсе третьим. Однако, совсем недавно он неудачно проехал арденнские классики, а в прошлом году перед «Туром Романдии» все было хорошо, Ион едва не стал призером «Льеж – Бастонь – Льеж».
Из числа гонщиков других команд можно выделить еще нескольких претендентов на призовые места. Якоба Фульсана из Astana Pro Team, Пьера Латура (AG2R La Mondiale), Эмануэля Бухманна из BORA - Hansgrohe и гонщика Movistar Team Хайме Росона. Не стоит сбрасывать со счетов и партнеров Роглича и Порта по командам. Мы имеем в виду Стевена Крейсвейка и Тиджея ван Гардерена.

Фульсан перед арденнскими классиками долго не выступал, но на минувшей неделе продемонстрировал высокий уровень готовности, Латур не так давно стал призером «Вольта Каталония», Бухманн едва не поднялся на пьедестал «Тура Страны Басков», молодой Росон был хорош на первых многодневках сезона, в том числе финишировал восьмым на «Тиррено Адриатико», хоть формат гонки ему и не слишком подходил, а Крейсвейк был в первой восьмерке на «Вольта Каталония». Ван Гардерен продолжает сдавать позиции, но несколько лет назад на швейцарских многодневках он был очень хорош, касается это и «Тура Романдии».

Прогноз:
1) Примош Роглич;
2) Герэйнт Томас;
3) Ричи Порт.


Автор: Салим Макеев
Made on
Tilda