Тур Фландрии:
Превью Ronde van Vlaanderen

Обзор маршрута гонки и основных претендентов на победу на бельгийском монументе
После «Милан – Сан-Ремо» прошло уже почти две недели, а значит наступает время второй монументальной классики сезона. В воскресенье во Фландрии пройдет легендарная «Ронде ван Влаандерен», которую у нас принято называть «Тур Фландрии». Наверняка многие из вас в последние дни следили за целым рядом престижных брусчатых гонок, таких как «E3 Харелбеке», «Гент – Вевельгем» и «Дварс доор Влаандерен», победы на них весьма престижны, но для грандов они все-таки являются разминкой перед «Ронде ван Влаандерен».
История

Первое издание гонки прошло в 1913 году. Как это часто бывало в то время, организатором выступила газета. В случае с «Ронде ван Влаандерен» это была местная Sportwereld, основанная менее чем за год до первого «Тура Фландрии». Гонка стала совместным детищем основателя газеты Леона ван ден Хауте и главного редактора Карела ван Вейнендале. Со временем ван Вейнеделе стал владельцем Sportwereld и газета долгие годы оставалась организатором классики. В дальнейшем она была выкуплена более крупным изданием «Хет Ниувсблад», которое, как мы уже рассказывали, тоже в свое время основала свою гонку – «Омлооп Хет Ниувсблад».
Ronde, 1938
Первое издание «Ронде ван Влаандерен» стало самым длинным в истории, в 1913 году гонщики стартовали в Генте, а финишировали в деревне Мариякерке, которая в наше время уже является частью Гента. В гонке приняли участие 36 велосипедистов, а её победителем стал местный гонщик Пауль Деман. «Ронде ван Влаандерен» не проводилась только в годы первой мировой войны. В период второй мировой войны Бельгия была оккупирована фашистской Германией, но немцы не мешали проведению гонки, а даже помогали ее организовывать. До 1948 года «Ронде ван Влаандерен» покорялась гонщикам не из Фландрии всего один раз, в 1923 году ее выиграл швейцарец Хайнрих «Хайри» Сютер. Все дело в том, что до 1948 года «Милан – Сан-Ремо» и «Ронде ван Влаандерен» проводились в один день, и сильнейшие итальянские и французские велосипедисты отдавали предпочтение гонке в Южной Европе. В 1948 году газеты «Экип», «Гадзетта делло Спорт» и «Хет Ниувсблад» организовали гоночную серию «Челлендж Дегранжа и Коломбо», в которую вошли ведущие велосипедные соревнования того времени. С тех пор «Милан – Сан-Ремо» и «Ронде ван Влаандерен» перестали проводиться в один день, и в Бельгии гораздо чаще стали побеждать гонщики из других стран.

В 50-х годах прошлого столетия началось активное асфальтирование бельгийских дорог, и организаторы «Ронде ван Влаандерен» забили тревогу, поскольку маршрут гонки стал выглядеть недостаточно тяжелым. Выход из ситуации был найден в 1973 году, когда финиш был перенесен в деревню Меербеке, а Муур ван Гераардсберген и Босберг стали ключевыми брусчатыми холмами «Ронде ван Влаандерен». До этого времени маршрут гонки менялся достаточно часто, но изменения были незначительными. Со временем Муур ван Гераардсберген с часовней, которая находится на вершине холма, стал одним из самых культовых и узнаваемых мест в велосипедном мире.
В 1976 году гонка последний раз стартовала в Генте, на следующие 20 лет стартовом пунктом стал город Синт-Никлас, а с 1998 по 2016-ый «Тур Фландрии» начинался в Брюгге. При этом финишная часть с прохождением Муур ван Гераардсберген и Босберга была неизменна до 2012 года. В 2012-м финиш был перенес в Ауденарде и знаменитые Од Кваремонт и Патерберг стали двумя заключительными «хеллингенами» классики. В настоящий момент организатором «Ронде ван Влаандерен» выступает объединение Flanders Classics, которое контролирует все ключевые фламандские гонки, за исключением «E3 Харелбеке».

Большинство нынешних знаменитых «хеллингенов» попали в маршрут гонки в 70-х годах, это касается Од Кваремонта (1974), Таайенберга (1974) и Коппенберга (1976), исключением являются Муур ван Гераардсберген, который появился в гонке в 1950 году, а также Патерберга, его впервые штурмовали только в 1986-м году.

В этом году пройдет 102-е издание гонки. На сегодняшний день за бельгийцами 68 побед, но только дважды «Ронде ван Влаандерен» осталась за франкоговорящими бельгийцами, в 1987-м ее выиграл Клод Крикельон, а в 2017-м Филипп Жильбер. Десять раз монумент во Фландрии выигрывали итальянцы, девять побед у представителей Нидерландов. Совладельцами рекорда по количеству побед являются сразу шесть гонщиков - Ахил Бейссе, Фьоренцо Маньи, Эрик Леман, Йохан Мюзееув, Том Боонен и Фабиан Канчеллара (по три), но только итальянец Маньи выигрывал гонку три года подряд, было это в промежутке с 1949 по 1951-ый годы. Брику Схотте и Мюзееуву принадлежит рекорд по количеству призовые мест, оба поднимались на пьедестал восемь раз. Все тот же Схотте является рекодсменом по количество участий на «Туре Фландрии», он выступал на гонке 20 раз. Легендарный Эдди Меркс выигрывал «Ронде ван Влаандерен» «всего лишь» два раза, но ему принадлежит рекорд по максимальному преимуществу на финише. В 1969 году он привез Феличе Джимонди 5 минут 36 секунд. Главным неудачником фламандской классики можно считать ирландца Шона Келли, он выигрывал все монументы, кроме «Ронде ван Влаандерен», на которой трижды финишировал вторым. Хорошо нам всем известный Андрей Чмиль является самым возрастным победителем гонки, в 2000 году он финишировал первым в возрасте 37 лет и 71 дня, тогда Чмиль представлял Бельгию. Рик Стеенберген самый молодой победитель, в 1944 году он стал сильнейшим, когда ему не исполнилось еще и 20 лет. Только пять гонщиков выигрывали «Ронде ван Влаандерен» в майке чемпиона мира: Луисон Бобе (1955), Рик ван Лоой (1962), Эдди Меркс (1975), Том Боонен (2006) и Петер Саган (2016).



Маршрут

В прошлом году представители Flanders Classics решились на существенные изменения первой половины маршрута. Старт гонки был перенесен из Брюгге в Антверпен, являющийся столицей одноименной провинции. Таким образом «Ронде ван Влаандерен» впервые в истории покинула территорию провинций Западная Фландрии и Восточная Фландрия, в которых гонка традиционно проводится. В этом году фламандская классика вновь начнется в Анверпене, изменения маршрута по сравнению с прошлым годом минимальные. В общей сложность гонщикам предстоит проехать 264,7 километра и финишировать в Ауденарде.

За 264,7 километра дистанции нужно будет взобраться на 18 холмов, девять из которых брусчатые, а также преодолеть пять равнинных брусчатых участка.
Ключевые участки дистанции находятся на небольшом отдалении друг друга. На Муур гонщики поднимутся за 95 километров до финиша, но решающий участок гонки начнется многим позже, примерно через 40 километров. За 56 километров до финиша гонщики пройдут знаменитую связку Од Кваремонт - Патерберг. Это будет уже второе восхождение на Кваремонт на гонке, первый раз на него поднимутся еще на первой половине пути. Стоит обратить внимание, что на «Ронде ван Влаандерен» гонщики сначала поднимутся на Кваремонт и только потом на Патербег, на недавно прошедшей «Е3 Харелбеке» это хеллингены проходят в другом порядке. Это нужно иметь в виду, потому что Кваремонт и Патерберг сильно отличаются друг от друга. Кваремонт заметно длиннее, но при этом положе (2200м (1500м брусчатых), средний 4%, макс. 11,6%), а Патерберг короче, но заметно круче (360 м, 12,9%, макс. 20,3%).

Через шесть километров после Патерберга нужно будет преодолеть, пожалуй, самый тяжелый брусчатый «хеллинген» гонки - Коппенберг (600 метров, 11,6%, макс. 22,0%). Подъем на Коппенберг очень узкий и брусчатка на нем плохого качества. Восхождение на Коппенберг считается тяжелым и опасным. В свое время этот «хеллинген» на 15 лет был исключен из маршрута после эпизода, произошедшего в 1987 году с датским гонщиком Йеспером Скибби. Тогда на Скибби наехала машина сопровождения, Скибби упал, а водитель не только не стал останавливаться, но проехал через велосипед датчанина, едва не задев его ногу. Организаторы боялись, что вскоре к Скибби подъедет основная группа и может сформироваться затор, поэтому с гонщиком тогда никто не церемонился.
После Коппенберга гонщики проедут двухкилометровый брусчатый участок Марияборрестраат, а затем еще два брусчатых холма - Стеенбеекдрис и Таайенберг. Первый из них достаточно простой, а вот второй один из самых тяжелых и известных. Восхождение на Таайенберг займет 530 метров, 500 из которых будут брусчатыми, средний градиент холма 6,6%, а максимальный 15,8%. Через восемь километров после Таайенберга гонщики поднимутся на Крейсберг (2500 метров (450 метров брусчатки), 5%, макс. - 9%). Вершина этого холма расположена в 26 километрах от финиша, а через девять километров после него начнется второе и решающее прохождение связки Кваремонт - Патерберг. На вершине Патерберга до финиша в Ауденарде будет оставаться всего 13 километров, на которых гонщики атаковавшие на Патерберге будут пытаться не подпустить к себе ближайших преследователей. Последние километры классической однодневки проходят на широкой автостраде и в техническом плане никакой сложности из себя не представляют.


Погода

Во время гонки в Антверпене и Ауденарде ожидается одинаковая погода. 6-8 градусов тепла, вероятность дождя 40-60%, ветер незначительный - 3 метра в секунду.


Возможные варианты развития событий и фавориты

В этом году предсказать победителя «Ронде ван Влаандерен» довольно сложно, в прошлом ситуация была гораздо проще. Петер Саган и Грег ван Авермат явно выделялись на общем фоне, а ближе к дню фламандского монумента отличную форму набрал ветеран Филипп Жильбер. Классику он начал в качестве третьего фаворита, но в итоге одержал блестящую победу. Конечно, мы при этом не можем не вспомнить, что ему серьезно повезло из-за знаменитого завала с участием Сагана, ван Авермата и Оливера Насена на Од Кваремонт.
В этом году равнозначный уровень показывают примерно 15 гонщиков, из числа которых трудно выделить только одного или двух. Зато очевидно, что наибольшее количество сильных специалистов брусчатки, находящихся в хорошей форме собрано в команде Quick-Step Floors. Представители бельгийской дружины выиграли семь из восьми последних однодневок, состоявшихся во Фландрии, в том числе «Е3 Харелбеке» и «Дварс доор Влаандерен», на «Гент – Вевельгем» победить они не смогли, но Элия Вивиани все-таки занял второе место. На стартовом брусчатом уик-энде, в который входят «Омлооп Хет Ниувсблад» и «Кюрне – Брюссель – Кюрне» гонщики Quick-Step Floors были не так хороши, но эти гонки состоялись уже достаточно давно и сейчас опираться на их результаты уже не стоит.

В составе Quick-Step Floors выделяются четыре гонщика – действующий победитель Филипп Жильбер, выигравший «Е3 Харелбеке» Ники Терпстра, победитель «Дварс доор Влаандерен» Ив Лампарт, а также всегда хороший на брусчатке, но так на ней ничего значимого не выигравший Зденек Штыбар. В решающей стадии «Ронде ван Влаандерен», после прохождения Коппенберга подопечные Лефевера наверняка опять получат численное превосходство, которым попробуют умело воспользоваться. Кто из них в итоге окажется впереди предсказать очень трудно, но кажется, что более молодой Лампарт пока чуть послабее троих других лидеров. В последней части «Е3 Харелбеке» Лампарту стало тяжело и вполне возможно, что в воскресенье опять произойдет тоже самое. Терпстра, Штыбар и Лампарт в эту среду проехали «Дварс доор Влаандерен», а вот Жильбера решили немного приберечь. Предположим, что именно Филипп окажется сильнейшим из представителей Quick-Step Floors. В этом году уместно говорить не о наличии какого-то гонщика фаворита, а об отдельной команде-фаворите.
В 2015-м году 21-летний Тиш Беноот сумел закончить дебютную «Ронде ван Влаандерен» на пятом месте – фантастический результат для столь юного гонщика. Все ждали от Тиша больших свершений в 2016-2017-м годах, но их так и не произошло, хотя уровень молодой бельгиец демонстрировал приличный. В 2018-м Беноот, кажется, все-таки вышел на новый уровень. Высокорослый, но легкий гонщик великолепно выступил в Италии на «Страде Бьянке» и «Тиррено – Адриатико», а затем был на высоте на «Е3 Харелбеке» и «Дварс доор Влаандерен», хотя так и не сумел подняться на этих гонках на пьедестал, особенно впечатлил Тиш на «Дварс доор Влаандерен» – самой последней проверке перед «Туром Фландрии». Гонщик Lotto Soudal очень хорош на родных холмах, при этом трудно судить насколько успешен он может оказаться в финишном спринте из небольшой группы. Каждый сильный однодневщик в той или иной степени умеет хорошо спринтовать, в развязке тяжелых затяжных гонок многое может решить тактика.
Прошлой весной олимпийский чемпион Грег ван Авермат находился в изумительной форме. Гонщик BMC Racing Team выиграл большую часть брусчатых однодневок, и несмотря на падение сумел занять второе место на «Ронде ван Влаандерен». Во второй половине прошлого года ван Авермат был не так хорош, но ему все-таки удалось завершить год на первом месте в общем зачете мирового тура. На старте нынешнего сезона тенденция второй половины прошлого года сохранилась, Грег явно не дотягивал до своих лучших кондиций, но ближе к «Ронде ван Влаандерен» он стал заметно лучше. Особенно это касается «Дварс доор Влаандерен», на которой Грег хоть и не завоевал призового места, но был единственным, кто сумел поддержать атаку Беноота на Кноктеберге. Стоит обратить внимание, что ван Авермат выиграл спринт в своей группе, как на «E3 Хареблеке», так и на «Дварс доор Влаандерен», и если на первой из этих гонок он на последних километрах берег силы, то во второй даже не думал снижать активности. На основании этого можно предположить, что в спринте из небольшой элитной группы Грег будет одним из лучших. К тому же в распоряжении лидера BMC Racing Team окажутся сильные «грегари», Штефан Кюнг и Юрген Руландтс вроде на ходу.
Петер Саган выиграл «Ронде ван Влаандерен» два года назад. В 2017-м он вполне мог повторить свой успех, не случись падения. В этом году форма Сагана вызывает достаточно большие вопросы. На «E3 Хареблеке» словак буквально выключился из борьбы на последних 50 километрах и финишировал весьма далеко от первых мест. На «Гент – Вевельгем» чемпион мира реабилитировался, но эта гонка не предъявляет участникам таких больших требований. Сагану было достаточно попасть на Кеммельберге в нужную группу, отсидеться в ней до финиша и выиграть спринт. Победить так спокойно на «Ронде ван Влаандерен» не получится, тут Петеру придется самому атаковать, много работать на равнине, а это иногда приводит к тому, что у него иногда не хватает сил на развязку. Именно в связи с этими причинами мы не на сей раз не считаем Сагана главным претендентом на победу.


В 2010-м году Зеп Ванмарке стал вторым на «Гент – Вевельгем», и о нем сразу же заговорили, как об одном из самых способных молодых гонщиков, на тот момент нынешнему гонщику EF Education First Drapac p/b Cannondale был всего 21 год. Через два года Зеп выиграл «Омлооп Хет Ниувсблад», разобравшись на финише не с кем-нибудь, а с самим Томом Бооненом. В это трудно поверить, но с тех пор выходец из Кортрейка не одержал ни единой значимой победы, а в родной Бельгии он и вовсе не выигрывает уже пять лет. При этом Зеп становился призером «Ронде ван Влаандерен» и «Париж – Рубе», но в решающий момент он либо падал или получал механические поломки, либо просто ошибался и несвоевременно атаковал. Несмотря на неудачи все эти годы эксперты называют Ванмарке в числе сильнейших брусчаточников мира. Ванмарке показывал хорошие кондиции на всех предыдущих бельгийских классиках сезона, и может в это воскресенье ему наконец улыбнется удача.


Яспер Стейвен – единственный гонщик, которому удалось завершить в топ-10 все предыдущие брусчатые однодневки мирового тура этого сезона, но на пьедестал почета Яспер пока не поднимался. Он сильно смотрится на ключевых участках классик, к тому же может мощно финишировать. Несмотря на наличие в составе Trek - Segafredo Джона Дегенкольба на «Ронде ван Влаандерен» именно Стейвен должен быть ее явным лидером.

Практически тоже самое можно сказать и об итальянце Маттео Трентине, перед началом сезона перебравшегося в Mitchelton – Scott. Маттео не гонялся на «Дварс доор Влаандерен», но на «E3 Харелбеке» и «Гент – Вевельгем» он нигде не проседал и бодро реагировал на все атаки, как на брусчатке, так и на асфальтированных участках. На «E3 Харелбеке» Маттео так и не попал в топ-10, но произошло это из тактической ошибки, в которой признался как сам гонщик, так и спортивный директор австралийского коллектива.
Оливер Насен из AG2R La Mondiale тоже подходил к «Ронде ван Влаандерен» в хорошей форме, вполне сопоставимой с прошлогодней, но беда приключилась с ним в самый неподходящий момент. На первой половине «Дварс доор Влаандерен» Оливер упал и вскоре сошел с гонки. Обследование показало, что никаких переломов у него нет, но травмы все равно достаточно серьезные. На момент написания статьи у нас все еще нет точных данных по поводу участия Насена в «Ронде ван Влаандерен», и совершенно непонятно, насколько серьезно повреждения скажутся на выступлении бельгийца. В высоком уровне Оливера сомневаться не приходится, в прошлом году он был единственным, кто сумел поддержать темп ван Авермата и Сагана на Од Кваремонт.

У Team Sky нет четырех со-капитанов, как у Quick-Step Floors, зато у них есть два гонщика, способных наделать послезавтра много шума. Мы имеем в виду славящихся своей универсальностью Джанни Москона и Михала Квятковски. Москон достаточно уверенно финишировал в числе сильнейших на «E3 Харелбеке» и «Дварс доор Влаандерен» и наверняка сделал бы тоже самое на «Гент – Вевельгем», если бы не столкнулся с Кристофом Лапортом на самом важном участке гонки. Джанни в хорошей форме, но на предыдущих стартах ему не хватало какого-то блеска, к тому же спринт он скорее всего проиграет большинству своих возможных соперников.
Михал Квятковски после «Милан – Сан-Ремо» нигде не стартовал и «Ронде ван Влаандерен» будет его первой и единственной брусчатой однодневкой в году. Мы не знаем в какой Михал сейчас форме, но бельгийские холмы ему вполне подходят, два года назад он выиграл «Е3 Харелбеке», одолев на финише Сагана.

Из числа всех остальных гонщиков мы бы выделили 23-летнего трехкратного чемпиона мира по велокроссу Ваута ван Арта из Veranda's Willems - Crelan. На старте этого шоссейного сезона Ваут уже успел наделать много шума, он попал на пьедестал «Страде Бьянке», а потом оказался в топ-10 на «Гент – Вевельгем». На «Дварс доор Влаандерен» ван Арт тоже падал, но вроде без серьезных последствий. Ваут впервые поедет главную фламандскую гонку и его дебюта все на родине очень ждут.
С большим интересом все ждут появления на «Де Ронде» знаменитого Винченцо Нибали, 33-летний итальянец впервые выступит на этом монументе. Титулованный лидер Bahrain - Merida отнюдь не боится брусчатки, все помнят, как он блестяще провел брусчатый этап «Тур де Франс 2014». Нибали серьезно настроен и вполне способен занять высокое место, правда фламандские холмы для него все-таки коротковаты, да и в спринте он должен сильно уступать более габаритным конкурентам. Сразу по завершению «Ронде ван Влаандерен» Нибали, как и Михал Квятковски, уедет в Испанию, чтобы на следующий день начать «Тур Страны Басков». Главным весенним стартом «Акулы» должна быть «Льеж – Бастонь – Льеж».

Если у сильных финишеров появится шанс побороться за высокие места, поскольку никогда нельзя исключать того, что на последних километрах группы объединятся воедино, мы бы обратили пристальный взор на Александра Кристоффа, Джона Дегенкольба, Арно Демара и Магнуса Корта Нилсена. Кристофф не очень впечатлял на предыдущих брусчатых гонках, но на «Тур Фландрии» он всегда преображается, на ней он в последние пять лет выступает удивительно стабильно - одна победа, а в другие годы он ни разу не опускался ниже пятого места, всегда выигрывая спринт в своей группе.

Прогноз на первую тройку:
1) Жильбер,
2) Штыбар,
3) Ванмарке.

Пусть победит сильнейший :)
Made on
Tilda