Валлонская стрела:
Превью La Fleche Wallonne

Обзор маршрута гонки и основных претендентов
на победу на «Флеш Валлони»
Сезон весенних классик приближается к своей финишной прямой. Заключительная его неделя пройдет в Валлонии - франкоговорящей части Бельгии. Сегодня ряд сильнейших в мире специалистов холмистого рельефа разыграет победу на гонке «Флеш Валлонь». Эта однодневка не считается монументальной, зато заканчивается на вершине холма Мур де Уи (в переводе Стена Уи), ставшего одним из самых легендарных в мире велоспорта. Помимо «Флеш Валлонь» этот холм в муниципалитете Уи неоднократно был финишной локацией этапов «Тур де Франс».
История и цифры

Впервые гонка состоялась в 1936-м. Ничего оригинального, соревнования были организованы газетой. В случае с «Флеш Валлонь» это была местная Les Sports. Общая протяженность первого издания классики составила 236 километров, а её победителем стал Филемон де Меерсман. Через два года, в 1938-м, участникам пришлось проехать целых 300 километров, в наши же дни протяженность гонки находится в районе 200 километров. Не проводилась гонка один раз, в 1940-м году.

Как это часто бывает, в разные периоды времени гонка стартовала и финишировала в разных населенных пунктах. В 1936-м «Флеш Валлонь» начиналась в Турне, а заканчивалась в Льеже. С 1938-го старт классики принимал Монс, а с 1948-го Шарлеруа. В 1960-м организаторы решились пустить гонку в обратном направлении, старт, соответственно, был дан в Льеже, а финишировали в Шарлеруа. С 1974-го по 1978-ой в Вервье проходил и старт, и финиш «Флеш Валлонь», с 1983-го по 1985-ый все начиналось и заканчивалось уже в Уи. С 1990-го стартовым городом стал Спа, потом долгое время валлонская классика вновь стартовала в Шарлеруа, на данный момент ее начальный пункт часто меняется, но финиш неизменен - Мур де Уи.

Долгое время «Флеш Валлонь» и «Льеж – Бастонь – Льеж» проводились друг за другом, в субботу и воскресенье, образуя так называемый «арденнский уик-энд», но со временем «Флеш Валлонь» перенесли на среду, между «Амстел Голд Рейс» и монументальной «Льеж – Бастонь – Льеж». Во время образования Кубка Мира в 1989-м году «Флеш Валлонь» не попала в самую престижную, на тот момент, серию классических однодневок, но в 2005-м году гонка одной из первых стала частью Про-Тура.

Рекордсменом по количеству побед является Алехандро Вальверде. Испанец покорял «Флеш Валлонь» пять раз, причем он неизменно побеждает уже четыре года подряд. Три раза выигрывали бельгийцы Марсель Кинт, Эдди Меркс, а также итальянцы Морено Арджентин и Давиде Ребеллин. На сегодняшний день гонка проводилась 81 раз и 38 раз первыми становились бельгийцы, правда в последние десятилетия победы даются хозяевам с большим трудом, с 1975-го они выигрывали всего шесть раз. У итальянцев 18 побед, у французов и испанцев по восемь. Представителям пиренейского полуострова нет равных уже шесть лет, до Вальверде «Флеш Валлонь» по разу выиграли Хоаким Родригес и Даниэль Морено. Примечательно, что все эти испанцы гонялись на велосипедах марки Cаnyon, соответственно немецкий производитель велосипедов тоже побеждает на классике шесть лет подряд.

Только три гонщика за всю историю арденнских классик сумели победить на «Амстел Голд Рейс» и «Флеш Валлонь» в один сезон. В 2004-м это удалось Давиде Ребеллину, в 2005-м Данило ди Луке, а в 2011-м Филиппу Жильбер. Собственно говоря, Ребеллин (2004) и Жильбер (2011) в успешные для себя годы сумели выиграть все три арденнские классики. Кэдел Эванс - единственный гонщик в ХХI веке, которому удалось победить в радужной майке чемпиона мира, было это в 2010-м году.


Маршрут

В этом году общая протяженность маршрута составит 198,5 километра, это на шесть километров меньше, чем в прошлом. Кардинальных изменений не произошло, даже несмотря на уменьшение общей протяженности и увеличение количества холмов. В этом году их 11, в 2017-м их было всего девять. Как и в прошлом году, «Флеш Валлонь» завершится прохождением двух кругов по 29 километров в окрестностях Уи.
Начнется все в Серене, ну а закончится, как вы сами понимаете, в Уи. Кстати, Серен в мире велоспорта место тоже весьма известное, сюдя заглядывает не только «Флеш Валлонь», но и этапы «Тура» и «Джиро». Весь день гонщики будут колесить по дорогам провинции Льеж.

Отличительной особенностью нынешнего издания гонки является наличие в его маршруте подъема на легендарный Кот де ла Редут (2 км, 9%), известный поклонникам велоспорта по «Льеж – Бастонь – Льеж», но сегодня его проедут за 116 километров до финиша и никакой погоды он сделать не сможет.

Впервые прохождение Мур де Уи состоится за 58 километров до конца гонки. Общая протяженность подъема 1,3 км, а средний градиент 9,3%.

Два последних круга по 29 километров помимо Мур де Уи включают в себя штурмы двух других коротких холмов - Кот д'Эрефф (2,1 км, 5%) и Кот де Шерав (1,3 км, 8,1%). Последний раз второй из этих подъемов будет пройден всего за пять с половиной километров до финиша. Первая половина Кот де Шерав заметно тяжелее второй. В маршрут «Флеш Валлонь» этот холм включили несколько лет назад с надеждой спровоцировать ранние атаки и увеличить селекцию перед прохождением Мур де Уи, но пока Кот де Шерав существенным образом на судьбу гонки ни разу не повлиял.
Шерав
Самые простые куски Мур де Уи (1,3 км, 9,3%) это первые 400 и последние 100 метров. Самая тяжелая часть наступает за 500 метров до вершины и продолжается 400 метров, средний градиент которых в районе 15,5%. Дорога тут узкая и у подножья подъема лучше всего быть в первой десятке, иначе вырваться вперед или своевременно ответить на опасную атаку будет проблематично.
Уи
Обычно главные фавориты атакуют за 300 метров, а в большинстве случаев даже за 150-200 метров до вершины. Вот, как все получилось в прошлом году, когда Алехандро Вальверде одержал одну из своих самых простых побед на этой классике.
Погода

Сегодня во время гонки температура воздуха должна повыситься до 23-24 градусов тепла, на старте будет около 15 градусов. Вероятность осадков нулевая, ветер незначительный: 2-3 метра в секунду. В общем, погодные условия можно назвать оптимальными.


Фавориты

В подавляющем большинстве случаев «Флеш Валлонь» заканчивается разборкой фаворитов на Мур де Уи. Кот де Шерав и других сложностей рельефа оказывается недостаточно для удачной атаки. Последний раз отрыв, ранний или поздний, выигрывал гонку в 2003-м году, тогда первым стал испанец Игор Астарлоа, нынешний спортивный директор «Астаны» Александр Шефер стал третьим, а совсем юный Александр Колобнев занял пятое место, обозначив свой потенциал однодневщика.

Итак, мы знаем, что почти всегда «Флеш Валлонь» завершается борьбой сильнейших «панчеров», исходя из этого нетрудно предположить, что Алехандро Вальверде является явным фаворитом.

Испанец из Movistаr Teаm выигрывал сегодняшнюю классику пять раз, причем в последние годы четыре раза подряд, он находится в отличной форме и прекрасно знает, как нужно проходить Мур де Уи, в какой-то момент начать отвечать на атаки, а когда активничать самому. Пожалуй, главной головной болью для его команды должна стать нейтрализация всех атак конкурентов до последнего подъема. Ясно, что подопечным Эусебио Унсуе придется работать больше других в голове пелотона. С ранним отрывом им наверняка помогут ребята из Quick-Step Floors и BMC Rаcing Teаm, а вот на Кот де Шерав союзников уже может и не оказаться.

Команда у Вальверде приличная, но не сказать, что очень сильная. Вероятно, последним «грегари» станет Микель Ланда, но многое должно зависеть и от кондиций Андрея Амадора с Карлосом Бетанкуром. Если у этих двоих сегодня все будет в порядке с ногой, то Вальверде должно быть гораздо легче. На «Амстел Голд Рейс» три дня назад Алехандро смотрелся очень уверенно, возможно, был сильнейшим гонщиком, но занял только пятое место. Тем не менее, кондиции испанца не должны вызывать никаких вопросов, он готов к пятой подряд победе.
Представляющий Quick-Step Floors Жулиан Алафилипп всего два раза выступал на «Флеш Валлонь», но с первого же захода, в 2015-м год, в возрасте 22-х лет он сумел занять второе место. В 2016-м француз вновь был вторым, в обоих случаях уступал он только Вальверде. В прошлом сезоне Жулиан пропускал классический сезон из-за травмы, но в этом он полон решимости прервать гегемонию Вальверде на валлонских однодневках. Единственная проблема в том, что явных предпосылок к изменению ситуации нет. Вальверде силен, как и раньше и пока Алафилипп выглядит на его фоне послабее. На «Амстел Голд Рейс» Жулиан занял седьмое место, но произвел своим выступлением приятное впечатление.

В 2016-м в Quick-Step Floors применили, пожалуй, единственную тактику с помощью которой Вальверде можно победить на Мур де Уи. Дэн Мартин атаковал чуть ранее последних 200 метров, а Алафилипп постарался зацепиться за колесо Вальверде, чтобы обойти его на последних метрах, но даже так справиться с испанцем не удалось. Возможно, Мартину стоило атаковать еще раньше, с самого подножья Мур де Уи. Как бы там не было, сейчас у Лефевера в команде просто нет второго равнозначного по силе гонщика, способного реально напрячь Вальверде. Да, в составе есть Жильбер, и он даже покорял Мур де Уи в 2011-м году, но все-таки этот холм не подходит Филиппу в полном объеме, да и форма, судя по его выступлению на «Амстел Голд Рейс» уже далека от оптимальной.
Дилан Тейнс в прошлом году сенсационно занял на Мур де Уи третье место, на тот момент это было самое весомое достижение в его карьере. Однако, во второй половине сезона фламандец подтвердил, что его успех был отнюдь неслучайным, отметившись целым рядом отличных результатов. В начале 2018-го Дилан тоже был в полном порядке, едва не поднявшись на пьедестал «Париж – Ниццы» и мощно проведя последние этапы «Тура Страны Басков». На «Амстел Голд Рейс» он был только 25-м, но сам гонщик объясняет свою неудачу тем, что в момент атаки Вальверде на Гейлеммерберге он оказался слишком глубоко в группе и ответить на ускорение фаворита просто не мог. В дальнейшем Дилан переключился на поддержку Грега ван Авермата, старался подтащить его группу к лидерам, но ничего не вышло.
Тем не менее, «Флеш Валлонь» подходит бельгийцу из BMC Rаcing Teаm гораздо больше, чем «Амстел Голд Рейс», и он способен бороться за призовые места. Свой потенциал на Мур де Уи Тейнс обозначил еще в 2015-м году, когда, будучи неопрофессионалом едва не попал в топ-10, тогда у Тейнса тоже были проблемы с позицией, и он начал штурм решающего холма в хвосте группы.

Дэн Мартин и Микаэль Альбазини начнут сегодняшнюю гонку в схожей ситуации. Оба этих гонщика добивались на Мур де Уи серьезных достижений. Новичок UАE - Teаm Emirаtes Мартин был на пьедестале целых три раза, а еще один раз он финишировал четвертым. Ирландец всегда силен на последнем холме, но ему не всегда удается занять перед его штурмом удачную позицию. В этом году все у Дэна в новой команде идет из рук вон плохо. Были проблемы со здоровьем и травмы, от которых гонщик вроде бы оправился, но результатов пока нет. Мартин блекло смотрелся на своей любимой многодневке «Вуэльта Каталонии», а на днях не сумел закончить «Амстел Голд Рейс». В общем, каких-то предпосылок к успеху вроде бы нет, но игнорировать тот факт, что Дэн трижды за последние четыре года финишировал на пьедестале тоже никак нельзя. За пределами пьедестала Мартин оказался только в 2015-м, тогда он упал и не сумел закончить гонку.

Ветеран Альбазини был на подиума два раза, но при этом у него в общей сложности восемь попаданий в топ-10, больше нет даже у Вальверде, не говоря о других участниках. Проблема швейцарца из Mitchelton - Scott заключается в том, что в феврале он получил серьезную травму, которая существенно помешала им должным образом подготовиться к любимым арденнским классикам. «Амстел Голд Рейс» на днях Микаэль тоже не доехал до конца. В прошлом году Альбазини на Мур де Уи остановился на пятом месте.

Можно отметить, что на данный момент шансы Мартина выглядят предпочтительнее шансов Альбазини, слишком уж хорош был ирландец на Муре в последние годы.
Казалось бы, в Teаm Sky есть очень грозный дуэт Михал Квятковски - Серхио Энао. Оба они по разу завершали гонку в топ-3 и по три раза в топ-10, но похоже, что оба сейчас находятся не в лучшей форме. Бывший чемпион мира из Польши после успешного начала сезон провалил «Ронде ван Влаандерен» и «Амстел Голд Рейс», Энао же выглядит бледной тенью самого себя еще с лета прошлого года. На «Амстел Голд Рейс» колумбиец смотрелся достаточно неплохо, но вряд ли его кондиций хватит для попадания в первую тройку.

Есть из кого выбирать и в бельгийской Lotto - Soudаl. Гонщикам этой команды лучше не ждать последнего километра, а сбегать заранее. Тим Велленс готов отлично, но такого мощного в куска в гору, как у Вальверде или Алафилиппа в его распоряжении нет. Тим находится в пиковой форме, в воскресенье он был шестым на «Амстел Голд Рейс». На Мур де Уи Велленс пока выше 18-го места не поднимался, но сегодня у него отличный шанс улучшить статистику. Йелле Ванендерт когда-то был одним из сильнейших арденнских классиков мира, на «Флеш Валлонь» в первой шестерке он был трижды. В последние годы о Ванендерте, как о серьезном претенденте на высокие места начинали забывать, но в этом сезоне он снова на высоте, на «Амстел Голд Рейс» Йелле замкнул десятку сильнейших. Форма Тиша Беноота вызывает большие вопросы в связи с его неудачей на «Амстел Голд Рейс», но если к нему «вернется нога», которую он демонстрировал на «Страде Бьянке» и «Тиррено – Адриатико» все может получиться довольно неплохо.

Два сильных гонщика есть и у американской EF Educаtion First - Drаpаc p/b Cаnnondаle - это Ригоберто Уран и Майкл Вудс. Потенциал Урана, как однодневщика всегда был крайне высок. На «Амстел Голд Рейс» он выбыл из борьбы из-за несвоевременного завала. Вудс уже давно называется в числе самых сильных специалистов холмистого рельефа, но в этом сезоне канадец пока ничего не показал. В это воскресенье в Голландии Майкл был 20-м, но у него была прекрасная возможность ответить на опасную атаку Вальверде за 15 километров до финиша, позиция была идеальная, он просто не сумел этого сделать.

Ну и напоследок о двух темных, но непростых темных лошадках. Бельгиец Флорис де Тир из LottoNL - Jumbo был сильнейшим гонщиком своего коллектива на «Амстел Голд Рейс», и нам кажется, что крутые градиенты Мур де Уи придутся ему по вкусу. Француз Руди Молар из Groupаmа - FDJ в этом году вышел на новый уровень, выиграл этап «Париж — Ниццы», а на «Амстел Голд Рейс» попал в топ-15. Вспомним, при этом восьмое место Руди на «Флеш Валлонь» 2017 и предположим, что он может быть весьма опасен.
Прогноз:
1) Алехандро Вальверде;
2) Жулиан Алафилипп;
3) Дилан Тейнс.

Автор: Салим Макеев
Made on
Tilda