Vuelta Ciclista al País Vasco: Превью «Тура Страны Басков»

История гонки, обзор маршрута и основных претендентов на победу на испанской многодневке
Пока в северной Европе проходят престижные классические однодневки, в Испании, вслед за «Вуэльтой Каталонии», на этой неделе состоится «Тур Страны Басков». Многодневка по дорогам автономной провинции в северной части Пиренейского полуострова традиционно собирает очень сильный состав участников и считается одной из самых тяжелых в календаре мирового тура.
Звезды приезжают на «Итцулию» (так гонку коротко называют на эускере, испанский вариант названия – «Вуэльта аль Паис Васко») с целью подготовиться к грядущим арденнским классикам, но на них выступят не все участники многодневки, некоторые «генеральщики» закрывают на этой многодневке свой весенний сезон и нацелены на борьбу за высокие места в общем зачете.


История

Впервые «Итцулия» состоялась в 1924-м году, а её первым победителем стал француз Франсис Пелиссье, брат победителя «Тур де Франс» Анри Пелиссье. В начале 30-х обстановка в Испании стала напряженной, и с 1931-го п 1934-ый гонка не проводилась. В 1935-м она вернулась в календарь, но, как оказалось, всего на один год, тогда ее выиграл знаменитый итальянец Джино Бартали. В 1936-м в Испании началась Гражданская война, но даже после ее окончания о баскской многодневке надолго забыли. В следующий раз она была организована только в 1969-м году, а лучшим на ней стал еще один легендарный гонщик, на этот раз пятикратный победитель «Большой Петли» Жак Анкетиль. Гонка возродилась благодаря велосипедному клубу Эйбара, организовавшему в 1952-м трехдневку. В 1969-м эта многодневка официально стала продолжением «Итцулии» и получила два дополнительных этапа. С тех пор многодневка проводится каждый год, хотя несколько лет назад у нее вновь возникли серьезные проблемы. Экономический кризис серьезно ударил по испанскому велоспорту, в 2008-м году завершила своё существование вторая по престижности баскская многодневка Euskal Bizikleta, но «Итцулию», к счастью, удалось спасти.

Чаще других на «Туре Страны Басков» побеждали Хосе Антонио Гонсалес и Альберто Контадор, оба выигрывали многодневку по четыре раза. Единственным гонщиком, сумевшим покорить многодневку три раз подряд является титулованный швейцарец Тони Ромингер. В 2004-м ее победителем стал наш Денис Меньшов, а за три года до этого скандально известный литовец Раймондас Румсас. В прошлом году равных не было Алехандро Вальверде. Всего же «Итцулия» проходила 57 раз и 28 раз ее выигрывали представители Испании.


Маршрут

Страна Басков известна в велосипедном мире отсутствием по-настоящему высоких гор и марафонских подъемов, зато в этой местности огромное количество коротких крутых подъемов, которые очень характерны для «Итцулии». Маршрут 58-го издания в этом плане не станет исключением, ни один из этапов гонки нельзя назвать равнинным и только один из них может подойти спринтерам. Отметим, что в последние годы многодневка неизменно заканчивалась «разделкой» с тяжелым холмистым рельефом, но в этом году организаторы сдвинули гонку на время на четвертый этап, а по рельефу сделали её очень простой.


Первый этап. Сараус
Сараус. 162,1 км

Стартовый этап принимает муниципалитет Сараус, расположенный в провинции Гипускоа. Именно в Сараусе гонщики начнут и закончат день.
Общая протяженность этапа 162,1 км, в рамках которых нужно будет преодолеть пять подъемов различной категории сложности. Наибольший интерес, конечно же, представляет последний из них. Штурм имеющего вторую категорию подъема Элькано-Гайна начнется после 153 километров пути. Как вы видите, на официальном профиле этапа средний градиент 9%, но в действительности градиент горы заметно круче. По данным большинства источников в интернете протяженность восхождения всего 2,1 км, зато средний градиент 11,1%. В средней части подъема короткий пологий кусок, а до него и после хватает достаточно затяжных участков с градиентами около 20%. Короткий крутой подъем, узкие дороги – привычная развязка этапа для «Тур Страны Басков». От вершины Элькано-Гайны до финиша всего 6,7 километра, которые займут прохождение последнего спуска.

Завершающая гора весьма сложная, к ней подъедет большой пелотон, а вот после его прохождения в группе могут удержаться не более 10 гонщиков, нельзя исключать и успешную атаку, догнать 1-2 гонщиков на спуске будет непросто. Основным фаворитом дня можно считать француза Жулиана Алафилиппа, любителя коротких крутых стенок и мастера спусков, обладающего при этом впечатляющей спринтерской скоростью. Хорошо спринтовать умеет и поляк Михал Квятковски, но последний подъем может оказаться для него слишком сложным, к тому же буквально вчера он выступал на «Ронде ван Влаандерен», а значит свежести ему может не хватить.



Второй этап. СараусБермео. 152,7 км

Второй этап гонщики начнут все в том же Сараусе, а закончат в городке Бермео, находящимся в провинции Бискайя. Поти весь день участники гонки будут колесить в прибрежной зоне.
В целом рельеф второго этапа схож с первым. 152,7 км с четырьмя категорийными подъемами, вершина последнего расположена всего за 6,3 км до финиша. Отметим, то промежуточные перевалы второго этапа сложнее, чем на первом, особенно это касается подъема на Альмика-Соллубе (4,2 км, 9,3%), но решающим, конечно, станет последний. Сан Пелайо – это 3,4 км с градиентом 8,4%, но средний градиент не должен вводить в заблуждение, на первом километре восхождения есть участок «даунхилла», который заметно снижает средний показатель. После этого микроспуска наступает двухкилометровый отрезок безо всяких выполаживаний с градиентом 11,6%.

Завершающий спуск будет продолжаться почти до самого финиша, на последних 300 метрах сразу два виража. Финишная прямая очень короткая, гонщик, который окажется на ней первым почти наверняка выиграет этап.

Как и на первом этапе шансы Жулиана Алафилиппа кажутся достаточно высокими, но для француза баскская многодневка является завершающим этапом подготовки к арденнским классикам, не факт, то он будет в своей лучшей форме.



Третий этап. БермеоВальдеговия. 184,8 км

В третий день «Итцулии» пройдет самый простой из этапов многодневки. После старта в Бермео участники гонки преодолеют 184,8 км и финишируют в крошечной Вальдеговии, расположенной в провинции Алава.
Этап с финишем в Вальдеговии станет самым протяженным, но в его маршрут входят всего три подъема, причем последний из них будет пройден почти за 100 километров до финиша. Не сказать, что дальше будет одна равнина, её в Стране Басков практически нет, но больших проблем короткие подъемы и спуски у гонщиков вызвать не должны. В техническом плане последние километры сложными тоже не выглядят.

В стартовом листе мало спринтеров, но мы бы все-таки выделили Майкла Мэттьюза в качестве фаворита этого дня. Бросить ему вызов постараются Нельсон Сото, Эдуард Прадес, Тош ван дер Санде, Микаэль Альбазини, Михал Квятковски и Джей МакКарти.


Четвертый этап. Лодоса. 19,4 км

На четвертом этапе состоится ключевая индивидуальная «разделка», которую в этот раз принимает расположенная в Наварре Лодоса
Про рельеф рассказывать нечего, 19,4 км по абсолютной равнине. Отметим только, что в техническом плане «разделка» не будет простой. Касается это первых километрах дистанции, на которых расположено достаточно большое количество виражей.

По профилю «разделка» безусловно подходит специалистам гонок на время, но никак не легким «генеральщикам», как это часто было в прошлые годы. Основные фавориты – Джонатан Кастровиехо, Примош Роглич, Василий Кириенко, неплохие шансы и у Михала Квятковского.


Пятый этап. Витория-Гастейс
Эйбар. 164,7 км

Предпоследний день начнется в столице Страны Басков – в городе Витория-Гастейс (провинция Алава), а завершится в провинции Гипускоа. В финишный Эйбар «Итцулия» заглядывает очень часто.
За 164,7 километра нужно будет подняться на три подъема, причём два из них идут в весьма плотной связке. Вершина Эндойя-Гайна (5,3 км, 7%) будет преодолена на отметке 135,8 км, а Азурки Гайна (5,7 км, 8%) встанет на пути гонщиков буквально через девять километров. Вершина последнего подъема расположена за 20 километров до финиша. Отметим, что на нижней части первого из этих подъемов есть внушительный крутой кусок протяженностью 2,3 км и градиентом 11,9%, а дальше дорога достаточно пологая, и есть небольшой «даунхилл». Последние 20 километров займут спуск и пологий тягун к финишу. В техническом плане развязка не выглядит сложной.

Фавориты все те же – Михал Квятковски и Жулиан Алафилипп.



Шестой этап. Эйбар
Аррате (Эйбар). 122,2 км

Решающий день «Тура Страны Басков» пройдет в Эйбаре и его окрестностях. Стартуют гонщики в городе, а финишируют на находящемся неподалеку подъеме Альто де Аррате, на который гонка заглядывает уже десятый год подряд.
Общая протяженность этапа всего 122,2 километра, но категорийных подъемов в маршруте целых восемь. Начнется этап четырьмя подъемами, которые будут идти друг за другом без всяких равнинных кусков. На второй половине этапа расстояния между перевалами не такое маленькие, но просто там тоже не будет. Альто де Аррате второй год подряд будут проходить с самой крутой его стороны. Протяженность горовосхождения всего 3,5 км, зато средний градиент целых 12,1%, причем в середине есть участок 2,1 км с градиентом 15,3%! От вершины подъема до финиша всего 2,3 км скоростного спуска. Гонщик, который хочет выиграть этап на последних 500 метрах должен держаться на первой позиции, обойти его в конце будет почти невозможно.

В прошлом году из-за падения Самуэль Санчеса на последнем километре этот финиш забрал Алехандро Вальверде, до него тут побеждали Диего Роза из отрыва (2016), Хоаким Родригес (2015), Ваут Пулс (2014), Найро Кинтана (2013), Самуэль Санчес три года подряд (2010-2012) и Альберто Контадор (2009).

Фавориты этапа – два грозных горняка из Movistar Team – Найро Кинтана и Микель Ланда.


Погода

«Тур Страны Басков» известен тем, что зачастую проходит в очень тяжелых погодных условиях. На севере Испании в этот период года часто льют дожди и весьма холодно, но по предварительному прогнозу погоды на этой неделе должна быть достаточно теплой, да и дождь не должен сильно напрягать гощников. Вероятность осадков находится на уровне 40-50% только на третьем и шестом этапах. Ни на одном из этапов температура воздуха не должна опуститься ниже 12 градусов, а в некоторые дни будет едва ли не жарко, до 22-23 градусов.


Фавориты

Представители Movistar Team отлично начали сезон. Конечно, в первую очередь это касается Алехандро Вальверде, одержавшего уже девять побед. На «Тур Страны Басков» Вальверде не приехал, зато в заявке есть Найро Кинтана и Микель Ланда, именно они должны разделить лидерство в испанской команде. Кинтана недавно занял второе место в общем зачете «Вуэльты Каталонии», уступив на ключевом этапе только Вальверде и Егану Берналю, пропускающему баскскую многодневку из-за травмы. Ланда чуть ранее выиграл единственный горный этап многодневки «Тиррено – Адриатико», но в общем зачете стал только шестым. Сказались неудачные результаты в двух «разделках» – командной и индивидуальной.

Кинтана выигрывал «Итцулию» пять лет назад, но с тех пор он еще дважды приезжал на гонку в качестве лидера Movistar Team и занимал только третье и четвёртое места – для Кинтаны результаты не самые впечатляющие. У Ланды на родной многодневке и вовсе нет достойных результатов в общем зачете, но у него имеются победы на двух этапах. К тому же надо иметь в виду, что в последнее время результаты Микеля на недельных многодневках растут и прошлые неудачи не совсем показательны. Оба гонщика собираются бороться за высокие места в генеральной классификации «Большой Петли» и наверняка каждый из них очень хочет опередить своего партнера по команде, чтобы обозначить свое превосходство уже сейчас.

Номинально в гонке с раздельным стартом на четвертом этапе несколько сильнее должен быть колумбиец, Ланда на старте сезона в «разделках» совсем не блещет, хоть в прошлом году на «Тур де Франс» он всех прилично удивил. Короткие крутые баскские подъемы обоим могут подойти примерно в равной степени. Трудно отдавать кому-то приоритет до старта, но учитывая чуть более сильную «разделку» и стабильные результаты на подобного рода многодневках, нам кажется, что шансов у Кинтаны побольше. Команда у них весьма крепкая, судя по выступлению на «Гран-При Мигеля Индурайна» хорошие кондиции набирает Карлос Бетанкур, а ведь есть еще Виктор де ла Парте, Рафаэль Вальс и Виннер Анакона. Вместе они без проблем должно доставить двух лидеров команды до ключевых участков каждого из групповых этапов.
В составе Bahrain – Merida в гонке выступит Винченцо Нибали, но основные надежды команды в общем зачете связаны вовсе не с ним, а с местными братьями Изагирре. В прошлом году Ион Изагирре получил очень тяжелую травму на стартовом этапе «Тура», но в начале этого сезона он уже успел доказать, что последствия травмы позади, и он готов бороться за призовые места на своих любимых недельных многодневках. На «Париж — Ницце» Ион остался в шаге от пьедестала, заняв четвёртое место, но борьба в общем зачете была необычайно плотной, баск однозначно был в ней одним из сильнейших. Маршрут «Итцулии» Иону подходит едва ли не идеально, он любит короткие и крутые подъемы, да и его результаты в «разделках» всегда впечатляли, правда после перехода в Bahrain – Merida они немного ухудшились.

Горка Изагирре всегда находился в тени младшего брата, но в прошлом году его буквально прорвало на качественно новый уровень. Похоже, то в этом году Горка решился не останавливаться на достигнутом, а продолжать прогрессировать. В 2017-м он всех удивил на «Париж — Ницце», заняв четвёртое место, но в этом году он сумел подняться еще выше, опередив брата и заняв третье место. По своим гоночным характеристикам Горка похож на Иона, ему «Тур Страны Басков» тоже оптимально подходит. Нибали за несколько дней до старта многодневки заявил, то для него «Итцулия» - это важный этап подготовки к «Льеж – Бастонь – Льеж», амбиций в общем зачете на этой неделе он вроде не имеет.

Предположим, то лучшим представителем арабской команды в генеральной классификации окажется Ион Изагирре, его потенциал все-таки повыше, чем у Горки, да и на самых тяжелых участках «Париж – Ниццы» казалось, что он сильнее.
Одним из главных фаворитов по праву должен считаться словенец Примож Роглич из LottoNL – Jumbo. Бывший прыгун на лыжах с трамплина один из лучших «раздельщиков» среди участников гонки, а значит на четвертом этапе он наверняка выиграет время у всех своих конкурентов. Роглич пока не закрепился в качестве одного из сильнейших горняков, но в хорошей форме он способен держаться с лучшими, к тому же короткие подъемы типа баскских ему вполне подходят. На «Тиррено – Адриатико» Роглич бороться за высокие места не сумел из-за потери минуты на равнинном этапе, зато ему удалось выиграть один из этапов с коротким крутым подъемом на финише.

В прошлом году на «Туре Страны Басков» Роглич стал пятым. «Разделку» он выиграл, но на Аррате поднялся относительно неудачно, в этом году он может подняться на этот же подъем гораздо лучше.
Несмотря на отсутствие в стартовом листе Криса Фрума, Герэйнта Томаса, Ваута Пулса и Егана Берналя Team Sky все равно может бороться за высокие места в общем зачете. Гонка должна прийтись по вкусу Михалу Квятковскому и Давиду де ла Крусу. В лучшей своей форме Квятковски вполне может перетерпеть тяжелые баскские перевалы в основной группе, а «разделка» у него одна из лучших среди всех участников гонки. По-настоящему высоких гор в маршруте нет, но и в них Михал зачастую чувствует себя весьма уверенно. . Поляк обладает отличным финишем и может претендовать на победы на первом, втором или пятом этапах, а значит и на дополнительные бонусные секунды.

В прошлом году Давид де ла Крус занял на этой многодневке пятое место, неплохо отдержавшись на Аррате и здорово проехав гонку на время. Перед стартом нового сезона из Quick-Step Floors он перешел в Tem Sky. Казалось, что в новой команде шансов проявить себя индивидуально у него будет совсем немного, но он уже одержал две победы, в том числе на последнем этапе «Париж — Ниццы». Гонка в Стране Басков – это уникальный шанс каталонского гонщика побороться не только за этап, но и за общий зачет, больше таких возможностей в этом году может и не быть.
Француз Жулиан Алафилипп находится в схожей с Квятковским положении. На «Тур Страны Басков» он приехал набирать пиковую форму перед любимыми Арденнами, но это не значит, что, он не может занять на многодневке призового места. Жулиан тяготеет к коротким крутым подъемам, они ему подходят гораздо больше марафонских перевалов, восхождение на которые занимает полчаса или больше. «Разделка» у Алафилиппа похуже, чем у Роглича или Квятковски, но вполне приличная. Гонщик Quick-Step Floors был одним из фаворитов «Париж – Ниццы», но на двух последних горных этапах бороться с сильнейшими он не смог. В прошлом году «Итцулия» стала для него большим разочарованием, на ней он получил травму, из-за которой пропустил весенние классики и «Тур де Франс».
В составе BMC Rаcing Team в гонке примет участие Ричи Порт, но судя по пресс-релизу команды австралиец продолжает восстанавливаться после болезни, из-за которой он пропустил «Тиррено – Адриатико». Капитаном команды назван, занявший второе место на недавней итальянской многодневке Дамиано Карузо, но в Испании нет этапа с командной гонкой на время и это большой минус для BMC Racing Team. В пресс-релизе нет ни слова об отлично проехавшем «Париж – Ниццу» Дилане Тейнсе.

Также побороться за высокие места могут Пьер Латур и Ромен Барде из AG2R La Mondiale, Бауке Моллема (Trek - Segfredo) и Ригоберто Уран (Team EF Education First -Drapac p/b Cannondale).

Внимание российских болельщиков велоспорта будет приковано к Ильнуру Закарину и Павлу Сивакову. Закарин продолжает набирать форму и судя по пресс-релизу Katusha – Alpecin «генеральщиком» на этой неделе будет не он, а Симон Шпилак. Самый молодой гонщик мирового тура Сиваков впервые стартует на столь представительных соревнованиях. Недавно он занял четвёртое место на «Неделе Коппи и Бартали», но бороться за генеральную классификацию такой гонки, как «Тур Страны Басков» ему пока рано.

Прогноз на финальный подиум:
1) Найро Кинтана;
2) Ион Изагирре;
3) Примож Роглич.

Автор: Салим Макеев
Made on
Tilda