Северный Ад:
Превью Paris – Roubaix

Обзор маршрута гонки и основных претендентов на победу на легендарном монументе
В это воскресенье состоится третья монументальная классическая гонка сезона. Гонка, которую большинство любителей и специалистов велоспорта считаю самой престижной однодневкой мирового велоспорта. Конечно же, речь о «Париж — Рубе», которую еще называют «Северным Адом» или «Королевой Классик».
В отличие от «Тура Фландрии» на «Париж – Рубе» нет брусчатых холмов и вся брусчатка находится на преимущественно равнинном рельефе, но французская брусчатка гораздо более разбитая, поэтому «Париж – Рубе» ничуть не легче, а скорее даже тяжелее «Тура Фландрии». Уникальность французской классики еще и в том, что ключевые участки гонки преимущественно встречаются гонщикам всего один раз в сезон, именно на «Париж – Рубе», а брусчатые холмы «Ронде ван Влаандерен» используются на некоторых других гонках велосипедного календаря.


История и статистика

«Париж – Рубе» не только самая престижная классическая гонка, но еще одна из самых старых. Первое издание гонки прошло в 1896 году. Идея ее проведения возникла у двух текстильщиков – Теодора Вьенна и Мориса Переса, проживавших в городе Рубе, на самой границе с Бельгией. В 1895 году они построили в Рубе велотрек и вскоре решили организовать гонку со стартом в Париже и с финишем на треке в Рубе. За поддержкой Вьенна и Перес обратились к редакции крупнейшей, на тот момент, спортивной газеты Франции Le Vélo. Победителем первой «Париж – Рубе» стал немец Йозеф Фишер (следующую немецкую победу в гонке пришлось ждать целых 119 лет!). В дальнейшем «Париж – Рубе» не проводилась только в годы первой (с 1915 по 1918) и второй (1940 - 1942) мировых войн.

«Северным адом» гонку стали часто называть после 1919 года, первой «Париж – Рубе» после первой мировой войны. Дороги тогда были в таком плохом состоянии, что многие участники назвали их адскими. Надо заметить, что первые издания гонки проходили с так называемыми «пейсерами», которыми чаще всего были велосипедисты на тандемах. Каждый участник гонки ехал за своими тандемом, подобного рода соревнования сейчас проходят только на трековых шестидневках, а на рубеже XIX-XX веков это была достаточно распространенная практика. «Пейсеров» использовали также на гонке «Бордо – Париж», которая впервые прошла в 1891 году и довольно долго считалась престижнее «Париж – Рубе». От «пейсеров» на «Северном аду» было решено отказаться в 1910-м.

Гонка стартовала в Париже до 1966 года. В 1966 стартовой точкой стал город Шантийи, а с 1977 «Париж – Рубе» начинается в Компьене. И Шантийи, и Компьень находятся к северу от Парижа. Финишировала гонка всегда именно в Рубе, правда старый велодром перестали использовать в 1914 году. С 1943-го классика почти неизменно финиширует на «Велодроме Андрэ-Петрио», исключением стали только три версии гонки с 1986-го по 1988-й годы, когда «Париж – Рубе» заканчивалась в центре Рубе, на «Авеню Объединенных Наций».

В свое время организаторы «Париж – Рубе» столкнулись с теми же проблемами, которые возникли у «Ронде ван Влаандерен». В 50-60 годах прошлого столетия началось активное асфальтирование французских дорог, гонка становилась недостаточно сложной и организаторам приходилось искать новые брусчатые участки. Самые тяжелые брусчатые участки современной «Париж – Рубе» появились в ее маршруте во второй половине XX века. В частности участок «паве» в аренбергском лесу дебютировал в гонке в 1968 году, а Монс-ан-Певель в 1978. В последние годы маршрут гонки меняется незначительно.

В этом году пройдёт 117-е издание гонки. Чаще других «Париж – Рубе» выигрывали вовсе не французы, а их ближайшие соседи из Бельгии. На счету бельгийцев 56 побед, хозяева выигрывали гонку 30 раз, 11 побед у итальянцев, 6 у представителей Нидерландов. Одна победа есть у Молдовы, добыл её в 1994 году Андрей Чмиль, который на тот момент представлял именно Молдову. По четыре раза гонку выигрывали знаменитые бельгийцы Роджер де Фламинк и Том Боонен. Трижды побеждали Октав Лапиз, Гастон Ребри, Рик ван Лоой, Эдди Меркс, Франческо Мозер, Йохан Мюзееув и Фабиан Канчеллара. Действующим победителем гонки является бельгиец Грег ван Авермат, выигравший спринт в группе из пяти гонщиков.
Бернар Ино после седьмого падения на «Париж – Рубе» в майке чемпиона мира, 1981 год. Он тогда выиграл гонку и сказал своё легендарное: Paris – Roubaix is bullshit!
Чаще других в гонке выступали бельгиец Раймон Импанис, голландец Сервайс Кнавен и австралиец Мэтт Хэйман, на их счету по 16 выступлений на «Париж – Рубе». Хэйман примет участие и в этом году, а значит станет абсолютным рекордсменом по количеству проведенных «Париж – Рубе». Француз Жильбер Дюкло-Лассаль самый возрастной победитель гонки, в 1993 он выиграл ее в возрасте 38 лет и 8 месяцев. Максимальное преимущество на финише в послевоенную эпоху в 1970 году добыл Эдди Меркс. Тогда он выиграл у финишировавшего вторым Роджера де Фламинка 5 минут и 21 секунду.



Маршрут

В этом году общая протяженность гонки составит 257 километров, за которые гонщики преодолеют 29 секторов «паве». Всего по брусчатке надо будет проехать 54,5 километра, причем на первых 93 километрах брусчатки не будет вообще.
Не будем останавливаться на каждом отдельном сегменте брусчатки, а обратим внимание на ключевые участки гонки. Отметим, что каждый сектор «паве» имеет свою категорию сложности. Самые простые участки получают от организаторов одну звезду, а самые тяжелые пять звезд. Сложность определяется в совокупности, ключевое значение имеют протяженность и степень разбитости брусчатки. Пятизвездочных участок в гонке традиционно три, четырехзвездочных шесть.

Первый ключевой участок гонки будет расположен за 105 километров до финиша, когда начнется прохождение четырехзвездочного сектора Авелюи-а-Валлер, а через восемь километров после него гонщики доберутся до знаменитого аренбергского леса. Скорость пелотона на этом участке гонки резко взлетает, все хотят начать прохождение Авелюя и Аренберга в голове пелотона, многие гонщики не могут усидеть в пелотоне. Те, кто начинают Аренберг в хвосте пелотона могут лишиться всех шансов на высокое место. На этом секторе высока вероятность опасных падений, которые могут перекрыть дорогу другим гонщикам, а также механических поломок, которые могут поставить крест на амбициях самых серьезных претендентов на победу. Именно на Аренберге проходит первый большой отсев гонщиков и становится понятно, кто из участников уже точно не сможет выиграть «Северный Ад».
На следующих 40 километрах после Аренберга гонщики преодолеют еще несколько трех- и четырехзвездочных сегментов, но следующий ключевый участок «Париж – Рубе» начнётся примерно за 56 километров до финиша, когда начнется прохождение четырехзвездочного Оши-лес-Орши, а через пять километров после него пятизвездочного Монс-ан-Певель. После прохождения Монс-ан-Певель шанс на успех в гонке будет сохранять уже небольшое количество ее участников.

Третий тяжелейший участок гонки начнется за 21 километров до финиша на треке в Рубе. Участники соревнований проедут заключительную связку с четырехзвездочным и пятизвездочным сектором, на сей раз это будут Камфэн-ан-Певель и Карфур-де-л'Арбр. Протяженность пятизвездочного участка Карфур-де-л'Арбр 2100 метров и заканчивается он за 17 километров до финиша. Именно на Карфур-де-л'Арбр достаточно часто решается судьба «Париж – Рубе», этот сектор отлично подходит для решающих атак грандов.
Петер Саган и Берт де Баккер на Карфур-де-л'Арбр в 2016 году
После прохождения Карфур-де-л'Арбр до финиша останется еще три сектора «паве», но ни один из них не выглядит достаточно сложным. В последние годы бывали случаи, когда даже после прохождения Карфур-де-л'Арбр впереди оставалась достаточно большая группа гонщиков и все решалось уже на финишных асфальтированных километрах, на которых некоторые гонщики совершали решающую атаки.


Погода

Каждый год болельщики надеются, что «Париж – Рубе» пройдет в дождливую погоду. В таком случае гонка может получиться особенно эпичной, но в последние годы погода болельщиков совсем не радует. Последняя по-настоящему грязная «Париж – Рубе» состоялась в уже далеком 2002 году, когда гонку в третий раз выиграл «Фламандский Лев» Йохан Мюзееув, а 21-летний Том Боонен финишировал на третьем месте.
В этом году брусчатка во время гонки может быть мокрой. По предварительной информации на старте в Компьене вероятность дождя около 50%, но ближе к финишу в Рубе дождя быть уже не должно, вероятность осадков не более 15%. Температура воздуха: 13-17 градусов, ветер: 3-5 метров секунду, преимущественно попутный и попутно-боковой.


Фавориты и возможные варианты развития событий

В последние несколько лет на «Ронде ван Влаандерен» предстартовые расклады были понятны почти всем. Достаточно легко можно было определить двоих, максимум троих гонщиков, которые имеют явное преимущество над конкурентами на самых сложных брусчатых хеллингенах. В 2016-м все отмечали Фабиана Канчеллару и Петера Сагана, а в 2017-м Сагана и Грега ван Авермата. Но на «Париж – Рубе» ситуация всегда была гораздо более запутанной. Последние три года Канчеларра уже не был так хорош и не мог сбросить с колеса своих конкурентов на тяжелых «паве», а судьба гонки часто решалась уже после прохождения всех брусчатых участков за счет атак на предфинишных асфальтированных километрах. В частности, именно так все было в 2014-м и 2015-м годах. Много раз все решалось за счет завалов и механических поломок, которые, к примеру, не позволили Сагану и Канчелларе бороться за победу в 2016-м, а выиграл гонку и вовсе участник раннего отрыва Мэтт Хэйман.

В этом году перед «Ронде ван Влаандерен» все выглядело так же, как это обычно выглядит перед «Париж – Рубе» – едва ли не 10-15 гонщиков, примерно одинаковых по силам, на общем фоне выделялась только команда Quick-Step Floors, в которой сильных гонщиков было больше, чем в других. Представители бельгийской дружины в конечном счете своим численным превосходством воспользовались, точно так же, как и на предыдущих весенних классиках.

Перед нынешним изданием «Париж – Рубе» ситуация уже достаточно стандартная, нельзя сказать, что есть два-три гонщика, которые кажутся сильнее остальных, зато можно с уверенностью говорить, что Quick-Step Floors наверняка опять будет лучшей командой.

Филипп Жильбер – главная предстартовая загадка «Париж – Рубе». Все дело в том, что титулованный бельгийский ветеран выступал на французской классике всего один раз и было это более 10 лет назад, в те давние времена, когда Филипп еще защищал цвета Frаncаise des Jeuх. В дальнейшем он сконцентрировался на арденнских классиках, хоть и не регулярно, но приезжал и на «Ронде ван Влаандерен», а вот «Париж – Рубе» в его расписание никак не попадало. Сам Жильбер не скрывал, что французский монумент ему подходит меньше других. К 35 годам бельгиец успел выиграть «Льеж – Бастонь – Льеж», «Ронде ван Влаандерен» и «Джиро ди Ломбардия» и у него появилась новая мотивация – добыть победы на «Милан – Сан-Ремо» и «Париж – Рубе», а значит вписать себя в число величайших гонщиков в истории. «Милан – Сан-Ремо» Филиппу в этом году не покорилась, но в прошлые годы он был её призером, а на «Париж – Рубе» у него пока нет никаких достижений.

Трудно сказать, насколько хорошо Жильбер будет выглядеть на разбитой равнинной брусчатке, но вообще, ехать ее он умеет, к легким гонщикам его тоже не отнесешь, он вполне может удержаться впереди до самого конца и быть в числе гонщиков Quick-Step Floors, атакующих на последних километрах. Жильбер единственный гонщик в ХХI веке, становившийся призером четырех разных монументальных классик, в воскресенье он проедет уже 50-ый монумент в своей карьере.
На Нике Терпстре и Зденеке Штыбаре лишний раз подробно останавливаться не будем. Они в порядке и готовы к борьбе за победу. Терпстра выигрывал «Северный Ад» в 2014-м году и был третьим в 2013-м, Штыбар дважды был вторым, в том числе в прошлом издании гонки. Кстати, в 2014-м Ники как раз выиграл за счет численного превосходства его команды на последних километрах.

Отметим, то равнинная брусчатка оптимально подходит и еще одному гонщику Quick-Step Floors Иву Лампарту, которого к серьезным претендентам на победу на «Ронде ван Влаандерен» отнести было нельзя. На «Париж – Рубе» все может быть совсем по-другому.

Дальше мы поговорим о тех гонщиках, которым «Париж – Рубе» и «Ронде ван Влаандерен» подходит одинаково хорошо. К их числу мы относим Зепа Ванмарке, Оливера Насена, Ваута ван Арта, Яспера Стейвена, Грега ван Авермата и даже Петера Сагана. Насен и ван Арт даже утверждают, то «Северный Ад» им подходит больше, чем «Ронде ван Влаандерен» и им вполне можно верить. Будем надеяться, что Насен восстановился от многочисленных падений и в гонке будет смотреться лучше, чем в прошлое воскресенье. В прошлом году Оливеру на «Париж – Рубе» откровенно не повезло.

Ван Арт говорил о том, что «Париж – Рубе» ему должна подойти больше еще до начала сезона северных классик. На последнем прохождении Патербега в рамках «Ронде ван Влаандерен» он начал отставать от грандов вместе со Стейвеном и Насеном, возможно, на «Париж – Рубе» этого не произойдет. Сам Стейвен в прошлом году остановился в шаге от пьедестале и наверняка в этом году хочет выступить еще лучше.

Высокий уровень Зепа Ванмарке не подлежит никаким сомнениям. В 2013-м на треке в Рубе он был вторым после Канчеллары, еще дважды бельгиец был четвертым. В прошлом году Зеп пропускал гонку из-за травмы, но отметим, что в этом году нам кажется, что его кондиции заметно лучше, чем в предыдущие пару лет.
Еще в прошлом году можно было с уверенность говорить, что для Грега ван Авермата и Петера Сагана добиться победы на «Ронде ван Влаандерен» гораздо проще, чем на «Париж – Рубе», хоть бельгиец в итоге и выиграл французскую классику. В этом году все несколько иначе. Грег и Петер больше не имеют явного преимущества над конкурентами на холмах. Да, Саган сумел на время оторваться от попутчиков на Патерберге, но его быстро вернули обратно. Все это означает, что обоим по большему счету сейчас все равно, на каком из двух монументов они гоняются, оба подходят им примерно в равной степени. В прошлые годы Грег выступал во Франции успешнее действующего чемпиона мира. Помимо победы в 2017-м у него еще есть одно призовое место, Саган же пока выше шестого места не поднимался.
Теперь пару слов о гонщиках, которым «Париж – Рубе» подходит явно больше, чем «Ронде ван Влаандерен». Особенное внимание стоит обратить на француза Арно Демара, способного прервать более чем 20-летнюю безвыигрышную серию хозяев на родной гонке, тем более в «техничке» ему будет помогать Фредерик Гедон, который как раз и был последним победителем «Париж – Рубе» из Франции. На бельгийских холмах Арно приходится тяжело, но на равнине во Франции он чувствует себя очень уверенно. Гонщик Groupаmа – FDJ один из лучших спринтеров по итогам тяжелых и затяжных гонок, на «Милан – Сан-Ремо» и «Ронде ван Влаандерен» он даже переспринтовал самого Александра Кристоффа. Единственная проблема Демара – в конечной фазе он наверняка будет изолирован и не факт, что кто-то захочет догонять лидирующую группу вместе с ним, а вероятность группового спринта за первое место не так уж и высока.
Партнер Яспера Стейвена по Trek – Segаfredo Джон Дегенкольб выигрывал «Северный Ад» три года назад, и он тоже умеет мощно финишировать после напряженной и изнурительной борьбы, но сейчас у немца не самые лучшие времена.

Из числа других опасных спринтеров отметим Александра Кристоффа, ярко прошедшиего «Ронде ван Влаандерен» Магнуса Корт Нилсена и Йенса Дебюссере из Lotto Soudаl.

Состав Teаm Sky выглядит весьма перспективно с Джанни Москоном, Герэйнтом Томасом и Диланом ван Баарле, но ни один из них не выглядит серьезным претендентом на победу.

Сюрприз способны преподнести Берт де Баккер (Vitаl Concept Cycling Club), Дамьен Годан (Direct Energie), Майк Тейниссен (Теаm Sunweb) и сенсационный призер «Ронде ван Влаандерен» Мадс Педерсен (Trek – Segаfredo).

Прогноз:
1) Филипп Жильбер,
2) Арно Демар,
3) Грег ван Авермат.

Автор: Салим Макеев
Made on
Tilda