«Спонсоры в велоспорте» или «Что происходит с
Katusha – Alpecin?»

Рассматриваем в деталях роль спонсоров в командах на примере Alpecin и их влияние на команды
Велоспорт - уникальный вид спорта. Судите сами, другие виды спорта четко делятся на командные и индивидуальные, велоспорт вроде бы индивидуальный вид спорта, на финише гонку выигрывает один гонщик, но при этом победа почти невозможна без помощи сильной команды. Да, в лыжных гонках в последнее время командная тактика тоже иногда играет важную роль, но все равно не в таких объемах, как в велоспорте. Второго похожего на велоспорт вида просто нет. Но на этом уникальность велоспорта не заканчивается, и сегодня мы немного порассуждаем о спонсорах велосипедных команд.
У клубов в игровых видах спорта есть спонсоры, но все в том же футболе у них устоявшиеся названия, которые с приходом нового спонсора не меняются. Разумеется, логотипы или названия компаний, спонсирующих клубы получают место на игровой форме, иногда клубы даже переименовывают свои стадионы и дают им спонсорские названия, но названия мировых футбольных грандов уже давно устоялись – это настоящие бренды и трудно представить, что в ближайшее время что-то в этом плане изменится.

В велоспорте все совсем по-другому, экономическая ситуация не такая благоприятная и многим командам через каждые два-три года приходится бороться за выживание, искать новых спонсоров или уговаривать старых остаться. Некоторые команды в таких условиях умудряются выживать несколько десятков лет, причем на самом высоком уровне. Яркий пример - Movistar Team, которой последние годы руководит Эусебио Унсуе. Испанский коллектив существует уже 38 лет, сменив за это время пять титульных спонсоров. Команда называла Reynolds, Banesto, Illes Balears, Caisse D'Epargne и Movistar, но проект один и тот же.
Мигель Индурайн в форме команды предшественника Movistar, 1996
По сути дела, основной спонсор команды автоматически получает для себя и название команды. Есть и исключения, но их совсем немного - «Астана» и «Катюша», но казахстанский проект, к примеру, спонсируют государственные компании и основная задача велосипедной команды - создание на Западе благоприятного имиджа Казахстана.

Отношения между менеджментом команды и спонсорами всегда складываются по-разному и именно в этом звене определяются общие стратегические вопросы. Конечно, никто не хочет тратить немалые деньги на велоспорт просто так, многие хотят получить отдачу от вложенных средства молниеносно, но некоторые терпеливо ждут, когда вложенные деньги начнут окупаться и гонщики их команд станут побеждать, привлекая при этом дополнительное внимание к спонсорам.

Давайте постараемся разобраться как это всё работает и сосредоточимся на команде Katusha - Alpecin, все-таки она нам не чужая, в ней выступают четыре гонщика из России, в том числе сильнейший гонщик России Ильнур Закарин.

С момента основания в 2009-м году владельцем и основным инвестором команды является Игорь Макаров. Раньше Макаров спонсировал не только
«Катюшу», но женский и мужской составы «РусВело», а также ряд континентальных команд. Все эти команды были частью одного большого глобального проекта развития российского велоспорта. В последние годы ситуация несколько изменилась и Макаров решил, что тратить огромные деньги и тащить российский велоспорт в одиночку он больше не может. Были закрыты все континентальные команды и женская часть «РусВело», мужскую половину подхватил «Газпром».

Команда «Катюша» стоила примерно 20 миллионов евро в год, Макаров решил остаться основным инвестором, но руководству команды пришлось искать нового второго спонсора, так после активных поисков была достигнута договоренность с немецким производителем шампуней Alpecin. Заинтересованные стороны приняли решение изменить вектор развития – поменять российскую лицензию на швейцарскую, бюджет команды при этом существенно не изменился, просто сократилась доля инвестиций Макарова.

Однако, не стоит забывать, что бюджеты команд мирового тура увеличиваются из года в год, а значит бюджет в 20 миллионов в 2017-м уже не дает таких возможностей, как в 2012 или 2013-м. С 2017-го года проект стал называться Katusha - Alpecin, параллельно с организационными процессами, довольно заметно сократилось количество гонщиков из России, еще два года назад их было 14, а теперь осталось только четверо.
Состав «Катюши» на 2016 год
Вернёмся к «Альпесину». Alpecin появился в мире велоспорта перед началом 2015-го года. Компания стала вторым спонсором команды Giant, которая до этого называлась Giant - Shimano. На тот момент в коллективе, имевшем голландскую прописку выступало пятеро немцев, особенно важно было то, что в нем гонялись два ведущих велогонщика страны - Марсель Киттель и Джон Дегенкольб. Конечно, «Алпецину» были нужны гонщики, с помощью которых можно было бы повысить продажи их продукции. Высокорослый и статный блондин Киттель на эту роль оптимально подходил, к тому же на тот момент немец уже считался сильнейшим спринтером в мире.
В 2014-м году команда еще без Alpecin одержала 41 победу, в том числе выиграла 11 этапов гранд-туров, заняв 8-е место в общем зачете мирового тура - отличный показатель для отнюдь не самой мощной в финансовом плане команды. На следующий сезон количество побед уменьшилось более, чем в два раза, но при этом Джон Дегенкольб выиграл «Милан – Сан-Ремо» и «Париж – Рубе», автоматически сделав сезон вполне удачным. Зато 2015-ый год получился провальным для Киттеля, а он для Alpecin наверняка значил больше Дегенкольба. Еще на старте сезона спринтер чем-то заболел и так и не пришел в себя до самого завершения года. Очевидно, что второй спонсор хотел видеть Киттеля в проекте и на следующий сезон, но генеральный менеджер команды Иван Спекенбринк не собирался плясать под дудку Alpecin, решив отпустить Киттеля в Etixx - Quick Step. Спекенбринк думал о долгосрочной перспективе проекта, именно в тот сезон громко о себе заявил выступавший в команде Том Дюмулен, и управленец понял, что наступает период перемен. Нужно было начать трансформацию гоночного состава из ориентированного преимущественно на спринт в более универсальный.

У Alpecin было двухлетнее спонсорское соглашение, поэтому перед 2016-м годом компания не могла бросить команду, но еще летом того года пошли слухи, что скоро производитель шампуней будет поддерживать другой коллектив мирового тура. Перед началом гоночного сезона серьезные травмы на тренировке после столкновения с легковой машиной получили сразу пятеро гонщиков Giant - Alpecin, в том числе Джон Дегенкольб. Немец пропустил половину сезона, включая ключевые весенние классики.

Задолго до окончания сезона стало известно, что Alpecin начинает сотрудничество с «Катюшей», а старая команда без звездных немцев им была уже не нужна, хотя общее количество немецких гонщиков из Германии в Giant - Alpecin не уменьшилось. По итогам 2016-го года команда заняла только 16-е место в мировом туре, а её вслед за Киттелем покинул и Дегенкольб. В будущем станет ясно, что Спекенбринк поступил совершенно правильно, расставшись с Киттелем и Дегенкольбом, разгрузив тем самым бюджет команды. Спекенбринк нашел нового партнера - Sunweb, сразу гарантировавшего многолетнюю поддержку и 2017-ый год оказался самым успешным в истории проекта. Том Дюмулен стал звездой первой величины, в качестве специалиста по классикам Дегенкольба заменил Майкл Мэттьюз, отлично проявили себя Варрен Баргиль и новичок Вилко Келдерман. В итоге за год без «Алпецина» команда выиграла «Джиро», четыре этапа «Большой Петли» вместе с горной и спринтерской майками, а также стала сильнейшей на чемпионате мира в командной «разделке». Не стоит забывать и о том, что Вилко Келдерман вполне может получить третье место «Вуэльты 2017», если Криса Фрума все-таки дисквалифицируют. С 16-го места в мировом туре команда прыгнула на четвертое – это просто феноменальный прогресс. Все это уже не имеет никакого отношения к Alpecin, но наглядно демонстрирует, что руководство команды поступило совершенно правильно, не побоявшись потерять спонсора, который явно тормозил развитие проекта и не задумывался о его долгосрочной перспективе.
Том Дюмулен
Alpecin тем временем стал спонсировать «Катюшу». Основное требование к новой команде были таким же, как и в Giant - наличие в составе звездных немецких гонщиков. Уже тогда было ясно, что «Алпецин» вновь хочет заполучить Киттеля, но перед началом 2017-го перехватить его было просто невозможно, зато получилось подписать контракт с 4-кратным чемпионом мира Тони Мартином. Новый второй спонсор выписал титулованному гонщику большой контракт и сделал на него серьезную ставку, но все дело в том, что в результатах могучего немца к этому моменту уже намечался спад. Да, он выиграл в 2016-м очередной титул чемпиона мира, но средний уровень его результатов к этому моменту уже начал снижаться. 2017-ый год Тони провалил, став, по нашему мнению, слабейшим велогонщиком в пелотоне с зарплатой с шестью нулями.

2017-ый год Team Katusha - Alpecin закончила только на 11-м месте, хотя в 2016-м была шестой, а за год до этого и вовсе второй. Сезон вытащил Ильнур Закарин, занявший пятое место на «Джиро» и третье на «Вуэльте», причем в Испании Закарин сражался в горах один. Команде явно не хватало сильных бойцов на самые тяжелые этапы и очевидно, что нужно было усиливать в межсезонье именно горную группу.

Не сказать, что 2017-ый год получился удачным для Александра Кристоффа, но ниже своего уровня он не опустился. У Симона Шпилака, как и у Тони Мартина, тоже наметился регресс в результатах, но «Тур Швейцарии» он все-таки выиграл, заработав тем самым новый хороший контракт. Еще по ходу сезона стало известно, что генеральный менеджер Жозе Азеведу, наверняка не без помощи Alpecin, замыслил заменить Александра Кристоффа на Марселя Киттеля, кого же еще. По слухам, зарплата немца в Team Katusha - Alpecin составляет примерно три миллиона евро, которые ему платит второй спонсор проекта. Безусловно, Киттель гораздо сильнее Кристоффа в чистом спринте, но он абсолютно никудышный однодневщик, норвежец в этом направлении гораздо сильнее и 2-3 однодневки мирового тура он всегда выигрывает. Поэтому надо понимать, что немец в плане спортивных результатов для команды будет столь же эффективен только в том случае, если выиграет на «Туре» 4-5 этапов, как в прошлом году.

При этом Ильнур Закарин практически брошен на произвол судьбы. Да, в команду пригласили американец Босуэлла, но это немного не то усиление, которого все ждали. В Team Sky американец даже в состав на гранд-туры пробиться не мог. Хотя в начале сезона можно было сформировать внушительный список свободных и перспективных горняков, которые могли бы быть рядом с Ильнуром в решающие моменты гонки.

За два года Team Katusha - Alpecin потеряла весьма приличный состав на классические однодневки, и еще до старта сезона было очевидно, что команда будет находиться на дне общего зачета мирового тура. На данный момент проект Игоря Макарова идет на последнем месте, уступая даже привычным аутсайдерам из африканской Dimension Data, причем в ближайшее время ситуация не изменится.

В маркетинговом плане Alpecin очень активен, снимается реклама с участием гонщиков команды, проводится достаточно грамотная работа в социальных сетях, активации идут по плану. И со стороны маркетинга ребята всё делают так, как надо.
Но лучший пиар, который может получить спонсор в велоспорте – это победы команды. Ведь большинство людей, подписанных на Katusha - Alpecin в социальных сетях – это поклонники велоспорта, а вовсе не шампуней. Даже так называемые «кэжуал» фанаты, которые смотрят только «Тур де Франс» основное внимание обращают на успешные в плане спортивных результатов коллективы.

Надпись на майке во время трансляции гонки привлекает большое внимание, но успешное выступление имеет в плане пиара гораздо большее значение. Именно сбалансированный состав принесёт большие целевые охваты и маркетинг кампании будут более эффективными, если деятельность команды будет подкреплена результатами. Сейчас, в Katusha – Alpecin, на лицо дисбаланс в сторону коммерческих целей. Именно поэтому мы видим вместо горной группы Ильнура Закарина ребят с разных континентов, которые увеличат охваты и с этой точки зрения интереснее спонсору.

И в коллаборации с Giant, и с «Катюшей», Alpecin действует в схожей манере, навязывая руководству своих гонщиков. Именно подобные вмешательства в стратегию формирования и развития команды приводят к подобным результатам. Меж тем, некоторые другие спонсоры ведут себя в совершенно ином стиле, не вмешиваясь в работу руководства команда и не указывая каких гонщиков необходимо в нее приглашать. Нет сомнений, что в случае чего Alpecin может поступить с «Катюшей» так же, как в свое время с Giant. Похоже, что немецкий бренд явно не собирается ждать несколько лет пока команда будет прогрессировать и становиться одной из лучших в мире. В этом плане заметен разительный контраст все с тем же Sunweb, подхватившим проект Спекенбринка после ухода Alpecin.

Как из всего этого следует вывод? Здорово, что «Катюша» сумела найти второго спонсора и продолжила свое существование, но Alpecin однозначно не является идеальным партнером для достижения спортивных результатов. Впрочем, такое ощущение, что и для первого спонсора команды результаты сейчас не на первом плане.


Автор: Салим Макеев
Made on
Tilda