Tour de France 2018: Лучший спринтер «Тура»

Детальный разбор конкурентной позиции каждого из спринтеров – маршрут, цели и задачи
Вчера мы определили, что на нынешнем «Туре» собрался сильнейший состав генеральщиков за много лет. Не можем однозначно заявить того же самого о спринтерах, но на «Тур», как всегда, приезжают практически все сильнейшие финишеры, которые сойдутся в борьбе за этапы и зеленую майку лучшего гонщика по очкам. В этом году у спринтеров появляется возможность проявить себя и в общем зачете, завтра именно они должны разыграть первую желтую майку лидера. Сегодня мы попытаемся разобраться в предстоящих баталиях спринтеров, все-таки им на откуп отдаются целых восемь этапов из 21.
В последние дни стало известно, что на «Туре» по разным причинам не выступят Калеб Юэн и Насер Буанни, но мы все равно увидим победителя 30 этапов гонки Марка Кэвендиша, пятикратного покорителя зеленого зачета Петера Сагана, могучих немцев Марселя Киттеля и Андре Грайпеля, на двоих выигравших на «Туре» 25 этапов, хозяина соревнований Арно Демара, открывшего счет своим победам на «Большой Петле» в прошлом году, а также двух молодых звезд – Дилана Груневехена и Фернандо Гавирию. Груневехен в 2017-м победил на самом престижном этапе для спринтеров – на Елисейских Полях. Гавирия на «Туре» раньше не выступал, но уже выигрывал на «Джиро» четыре этапа, а с ними спринтерскую классификацию.

Помимо вышеперечисленных гонщиков в стартовом листе можно обнаружить действующего чемпиона Европы Александра Кристоффа, прошлогоднего победителя очкового зачета Майкла Мэттьюза, титулованного Джона Дегенкольба, а также Кристофа Лапорта, Сонни Колбрелли и Магнуса Корта Нилсена. Давайте сначала разберемся, кто может рассчитывать на большое количество побед на отдельных этапах, а потом немного прикинем шансы в борьбе за зеленую майку.



Борьба за этапы

В 2018-м 25-летний голландец Дилан Груневехен стал самым серьезным претендентом на статус сильнейшего спринтера мира. В этом сезоне у него уже девять побед, но всего одна из них была добыта на соревнованиях мирового тура. Однако, не может не бросаться в глаза та легкость, с которой представитель LottoNL - Jumbo зачастую побеждает, он имел заметное превосходство в чистой скорости над всеми соперниками, с которыми он сталкивался в этом году.

Дилан не является единоличным лидером LottoNL - Jumbo на «Туре», он делит команду с «генеральщиками» Примошом Рогличем и Стевеном Крейсвейком. В распоряжении голландца скатанный поезд из трех человек – Тимо Роосен, Амунд Грондаль Янсен и Пауль Мартенс. Тимо Роосен неплохо себя зарекомендовал в качестве последнего разгоняющего, другие ребята тоже проделывают хорошую работу. Однако, сильнейшим поезд LottoNL - Jumbo все-таки не назовешь, да и по количество вагонов он не дотягивает до некоторых других. Интересно будет последить за тактикой некоторых команд, Груневехен очень быстр и его конкуренты наверняка захотят, чтобы в преследовании отрывов участвовал один из представителей LottoNL – Jumbo, но в составе команды не видно гонщика, который был бы заточен под эту задачу. Возможно нидерландскому коллективу придется рано использовать Мартенса или нагрузить одного из горных «грегари» - Роберт Хесинка или Антвана Толхука.
Дилан Груневехен
Колумбиец Фернандо Гавирия уступает Груневехену в чистой скорости, зато у него невероятно сильный поезд разгоняющих, который не ослаб даже из-за болезни Ильо Кейссе, являвшегося важной его частью. Фактически, Гавирию должна разгонять вся команда, в том числе генеральщик Боб Юнгелс, только Тим Де Клерк начнет работу очень рано, ему нужно будет заниматься догонялками отрывов. Алафилипп и Юнгелс – сильные и амбициозные гонщики, но они имеют успешный опыт поддержки спринтеров и такой работы отнюдь не чураются. Последним помощником Гавирии будет, пожалуй, лучший развозящий в мире – аргентинец Ариэль Максимилиано Ричезе, до него смены проведут Ники Терпстра и Филипп Жильбер, а чуть позже Ив Лампарт.
Фернандо Гавирия
Именно противостояние Груневехена с Гавирией и его поездом выглядит ключевым для равнинных этапов перед началом «Большой Петли».



В прошлом году, до своего схода с гонки, Марсель Киттель буквально доминировал в спринте, успев выиграть целых пять этапов, но с тех пор немец проваливает подавляющее большинство гонок, в которых принимает участие. Во второй половине 2017-го он не сумел выиграть ни разу, а в этом году одержал две победы, но было это давно, еще в марте на «Тиррено – Адриатико». В последнее время явно бросаются в глаза его слабые кондиции, в большинстве случаев Киттель просто не может поучаствовать в спринте, постоянно вываливаясь с колес своих помощников. На недавнем «Туре Словении» он сетовал на то, что продолжает отходить от сбора в США, но на недавнем чемпионате Германии ситуация не сильно улучшилась.
Марсель Киттель
Как и в LottoNL – Jumbo, состав киттелевской Team Katusha – Alpecin разделен на две части, в его распоряжении будет находиться последний разгоняющий Рик Цабель, до которого включаться должны Нилс Политт и Тони Мартин. Австриец Марко Халлер был важным звеном поезда швейцарской дружины, но он тяжело травмировался несколько месяцев назад и восстановиться к «Туру» просто не имел возможности.

Если полагаться только на последние результаты, то с трудом можно себе представить, что Киттель способен побеждать на «Туре», но всего 12 месяцев назад он был просто на голову сильнее всех, да и не зря немца несколько лет считали самым скоростным спринтером, он может проснуться в любой момент.


Француз Арно Демар в прошлом году открыл счет своим победам на этапах «Тур де Франс» и даже был обладателем зеленой майки, но это продолжалось недолго, как и Киттель, он был вынужден покинуть гонку. По чистой скорости лидер Groupama – FDJ явно уступает Груневехену, да и Киттелю тоже, когда тот в хорошей форме. До Гавирии Арно вроде тоже не дотягивает, но недавно он одолел его на «Туре Швейцарии» - это хороший знак в преддверии главного старта сезона. В распоряжении француза находятся Якопо Гварньери, Рамон Синкельдам, Артур Вишо, Оливье Ле Гак и Тобиас Людвигссон. Гварньери и Синкельдам будут последними двумя разгоняющими, а Ле Гаку или Людвигссону придется догонять беглецов.

Трудно представить, что Арно сумеет победить на нескольких этапах, но забрать один, как в прошлом году, он вполне способен.
Арно Демар
Да, Петер Саган пять раз подряд выигрывал очковую классификацию и у него есть победы на восьми этапах, но в классическом спринте он не так силен, за шесть лет на самых простых этапах он финишировал первым всего два или три раза. Чаще всего Петер побеждает на этапах, которые оказываются слишком сложными для чистых финишеров, в скорости он им уступает. Зато у Сагана есть навык, которым не обладает ни один другой элитный спринтер – он почти всегда умудряется занимать идеальную позицию на последнем километре, причем он может делать это даже без помощи «грегари» и не затрачивая на это много сил. Хороший выбор позиции позволяет Петеру регулярно занимать места в первой тройке и пополнять копилку очков в борьбе за зеленую майку.

Помогать Сагану в его Bora – Hansgrohe будут Даниэль Осс, Маркус Бургхардт, Мачей Боднар и Лукас Пестлебергер, но как мы уже писали, в конце он может справляться и без них. Мы не верим, что Саган выиграет хотя бы в один чисто спринтерский день, но он может победить на одном из этапов, которые отнесли к холмистым, скажем на пятом, шестом или 15-м.
Петер Саган
Марк Кэвендиш все еще надеется побить рекорд Эдди Меркса по количеству побед на этапах, пока у британца их 30, а у Меркса было 34. В прошлом сезоне у него как будто бы началась черная полоса из бесконечных падений и травм, но в последние полтора месяца Кэв все-таки умудряется обходиться без серьезных повреждений, правда и победам похвастаться он тоже не может.

В прошлый раз Марк обиднейшим образом покинул «Тур» в самом начале из-за знаменитого столкновения с Саганом и не мог пополнить копилку своих побед на этапах, но он наверняка понимает, что в этом году надо выиграть хотя бы пару раз, чтобы сохранить шанс обойти Меркса в будущем. Однако, сделать это будет крайне затруднительно. Большая часть Dimension Data попробует помочь лидеру в непростой борьбе с новой волной спринтеров. Последним разгоняющим станет многолетний друг и соратник Марк Реншоу, до него отработают Рейнардт Гэнсе ван Ренсбург с Эдвальдом Боассоном Хагеном. Джея Роберта Томсона и Жюльена Вермоте можно использовать на ранних подступах к спринту и в качестве «убийц отрывов».
Марк Кэвендиш
36-летний Андре Грайпель потихоньку сдает позиции, ему становится все сложнее сражаться с новым поколением, да и желание рисковать и бодаться за позицию с каждым годом уменьшается. Похоже, что в следующем сезоне гонщик по прозвищу Горилла потеряет статус первой скрипки Lotto Soudal, в бельгийскую команду засобирался Калеб Юэн. Может быть Андре вообще придется искать себе новое пристанище после восьми лет в одном и том же коллективе.

В период с 2008-го по 2017-ый год Грайпель не покидал ни один гранд-тур без победы хотя бы на одном этапе, продолжалось это 12 супермногодневок подряд. Серия немца оборвалась на «Большой Петле» в прошлом году, но в этом месяце он снова попробует одержать одну или две победы на этапах самой престижной гонке. В распоряжении Грайпеля один из самых опытных поездов – последний разгоняющий Яспер де Бейст, до которого жару поддадут Йенс Кейкелере с Марселем Зибергом.

Слабые стороны Андре всем хорошо известны – слишком осторожное ведение гонки и частые потери позиции на последнем километре, сама скорость с годами тоже не становится лучше.

О шансах других гонщиков рассуждать нет смысла, Александр Кристофф не побеждал на гранд-турах с 2014-го года, даже на этапах обычных многодневок мирового тура он не знает успеха уже три сезона, с «Тура Швейцарии» 2015-го года. Сонни Колбрелли, Дэрил Импи, Магнус Корт Нилсен и Майкл Мэттьюз попробуют что-то противопоставить Сагану на пятом этапе, в другие дни им придется тяжело с чистыми спринтерами, Лапорт побыстрее их, но незначительно, к тому же у него нет приемлемого спринтерского поезда.

Предположим, что Груневехен и Гавирия выиграют по три этапа, а Киттелю с Демаром достанется по одному. Впрочем, нельзя исключать, что Груневехен выиграть больше трех, а Кэвендиш сумеет забрать один этап.


Борьба за зеленую майку

Для начала расскажем, как в зачет зеленой майки начисляются очки. На финишах равнинных этапов победитель получает 50 очков, финишировавший вторым – 30, а третьим – 20, всего же очки достаются первым 15 гонщикам. На холмистых этапах победитель забирает 30 очков, второй – 25, третий – 22. Останавливаться на горных этапах и «разделках» нет смысла, на их финишах очки не получит даже Саган, не говоря уже о его прямых конкурентах. На каждом этапе есть еще промежуточный финиш для спринтеров, за первое место на нем можно получить 20 очков.

Сразу заметим, что реальный шанс выиграть очковую классификацию имеют только четверо – Саган, Гавирия, Груневехен и Демар. Прошлогодний победитель Мэттьюз уже заявил, что на повторение своего достижения не претендует, он сфокусирован на поддержку сокомандника Тома Дюмулена и на отдельных холмистых этапах.
Майкл Мэттьюз
Раньше Саган выиграл очковую классификацию очень уверенно, но ему придется несладко, если Груневехен или Гавирия начнут выигрывать этап за этапом, а он не всегда будет попадать даже в первую тройку. За один финиш он может отдать победителю 30 очков, даже если закончит этап третьим. В таких условиях словаку приходится выкручиваться, а именно благодаря своей универсальности набирать очки на финишах холмистых этапов и даже уезжать в отрывы на горных этапах, чтобы набирать очки на промежуточном финише – все это он успешно делал в прошлые годы. Однако, в этом году все те же Гавирия и Демар вполне могут и сами рассчитывать на очки на холмистом пятом этапе. К тому же на большинстве горных этапах, на которых Саган раньше наживался на промежуточных финишах, эти самые промежуточные точки расположены до начала тяжелой части этапов, на них могут брать очки Гавирия, Демар и даже Груневехен – самый ярко выраженный чистый спринтер из этой четверки.

Как нам кажется до старта, шансы Гавирии и Сагана примерно равны, хотя букмекеры отдают явный приоритет словаку. Груневехену претендовать на зеленую майку будет чуть сложнее.
Хайлайты Gruppetto Camp Sochi 2018
Made on
Tilda