27.07.2018

Tour de France 2018: Превью девятнадцатого этапа

Подробный анализ маршрута, конкурентной ситуации и варианты развития событий
Настало время последней горной разборки «Тура»! Сегодня пройдет заключительный пиренейский этап, который даст нам окончательную диспозицию перед завтрашней «разделкой», больше шансов склонить чашу весов в свою пользу у «горняков» не будет.
За три дня до завершения «Тур де Франс» Герэйнт Томас удерживает комфортное, почти двухминутное преимущество, но некоторые все еще верят, что у него может случиться кризисный день. Борьба за призовые места после неудачи Фрума на Коль дю Порте тоже уплотнилась, Примош Роглич всего лишь в 16 секундах позади четырехкратного победителя гонки. Найро Кинтана после своего успеха на прошлом горном этапе наверняка рвется в бой и хочет перед «разделкой» прорваться на пьедестал. В общем, интриг сегодня хватает.


История

Этап завершается в крохотной коммуне Ларенс, в которой в обозримом прошлом крупные велосипедные соревнования не заканчивались. Однако, по ходу этапа будут преодолены легендарные пиренейские вершины - Коль дю Турмале и Коль д'Обиск, одни из самых популярных на «Тур де Франс». Сразу отметим, что на Турмале и Обиске этапы гонки почти никогда не заканчивались.

Коль дю Турмале - самый популярный подъем «Большой Петли». В маршруте гонки до сего дня он встречался аж 86 раз! Только два раза этапы заканчивались непосредственно на горе, в 1974-м победил француз Жан-Пьер Дангийом, а в 2010-м люксембуржец Энди Шлек, на вершину вместе с ним добрался Альберто Контадор. Правда в 2010-м году на Турмале поднимались с западной стороны, а сегодня поедут с восточной.
Отметим, что трижды этапы завершались в деревеньке Ла Монжи, за шесть километров до пика Турмале, именно с той стороны, с которой на гору будут подниматься сегодня.

Первым покорителем знаменитой горы в 1910-м был прославленный француз Октав Лапиз. В разные годы на пик первыми добирались: Оттавио Боттеккья, Джино Бартали, Жан Робик, Фаусто Коппи, Федерико Бахамонтес, Раймон Пулидор, Эдди Меркс, Люсьен ван Импе, Роберт Миллар (Филиппа Йорк), Тони Ромингер, Ришар Виранк, и это только самые известные. Последний раз на Турмале карабкались в 2016-м, первым ее проехал Тибо Пино, но и тогда поднимались с западной стороны.

На макушке горы разыгрывается «Приз Жака Годде» - первого директора гонки, на Турмале установлен памятник в его честь.
Коль д'Обиск использовался на «Туре» почти в полтора раза реже Турмале, но этого вполне достаточно, чтобы считать его одним из самых значимых в истории. Дебютировал Обиск в 1910-м, этапы «Тура» трижды заканчивались на макушке горы. В 1971-м победил Бернард Лабурдетт, в 1985-м Стивен Роач, а в 2007-м лидер общего зачета Михаэль Расмуссен. Правда тогда подъем тоже штурмовали с другой стороны, сегодня поедут с востока, а тогда с запада. Примечательно, что вечером после этапа Расмуссена уволила его команда Rabobank и он не вышел на старт следующего этапа.
Один раз Обиск был финишным пунктом испанской «Вуэльты», в 2016-м году этап из отрыва выиграл Роберт Хесинк.


Маршрут

День начнется в городе Лурд (департамент Верхние Пиренеи) и через 200,5 км завершится в Ларенсе (департамент Атлантические Пиренеи). Оба населенных пункта находятся на территории Окситании. За время этапа участники соревнований преодолеют пять категорийных подъемов, в том числа два высшей категории и в общей сложности наберут в гору более 4500 метров.
Первая треть этапа относительно простая по рельефу. На седьмом километре после старта гонщики окажутся на вершины скромного подъема четвертой категории, а еще примерно через 30 километров начнут восхождение на вторую гору той же категории, правда она вполне заслуживала хотя бы третью категорию (3,4 км, 5,1%). Вторая ее половина явно сложнее первой.
После преодоления вершины этой горы начнется 26-километровый равнинный кусок, во время которого будет разыграна промежуточная спринтерская премия (отметке 59,5 км). На 67-м километре наступит время подняться на подъем первой категории Коль д'Аспен (12 км, 6,5%). Д'Аспен тоже очень известная гора, ее часто используют в связке с Турмале. Сегодня этот перевал проедут аж 72-ой раз.

Первая половина Коль д'Аспен явно проще второй, на ней есть несколько выполаживаний, которые чередуются с более тяжелыми участками. На второй половине никаких выполаживаний нет, градиенты от 7 до 9,5%.
Спуск с д'Аспен достаточно простой, займет он примерно 12 километров. Сразу по его завершению начнется штурм Турмале - самого тяжелого перевала дня. С этой стороны протяженность подъема составляет 17,1 км, а средний градиент 7,3%. Первые пять километров простые, в среднем всего лишь 4%, зато дальше уже никаких простых участков, средние градиенты каждого километра от 8 до 10%, и так больше 10 километров в сумме.
«Даунхилл» с Турмале затянется на 36 километров, первая его половина будет крутой, а второй пологой, с несколькими незначительными «тягунами».

На 145-м километре гонщики начнут подъем на некатегорийный подъем протяженностью четыре с половиной километра и средним градиентом 5%, потом проедут коротенький спуск и сразу приступят к восхождения на Коль де Бордер (8,6 км, 5,6%) - вторая категория. Ничего сверхсложного на этом подъеме нет, на большей своей части он пологий, есть один тяжелый километр на первой половине и два ближе к вершине (градиенты 8-10%).

После преодоления четырехкилометрового спуска и километра по равнине стартует штурм Коль д'Обиск. С этой стороны протяженность горы - 16,6 км, а средний градиент - 4,9%. Столь незначительный градиент объясняется наличием «даунхилла» и длительного выполаживания. По сути дела, в данном виде Обиск - это два подъема в одном, сначала поднимутся на Коль ду Сулор, а только потом на макушку Обиска. До Сулора карабкаться семь километра, и это по-настоящему сложный подъем, средний градиент чуть за 8%. После двух километров под гору участники снова начнут выбор высоты, но следующие четыре километра имеют средний градиент всего 3%, последние два с половиной километра до вершины Обиска с 7%-ным градиентом.
От вершины Обиска до финиша в Ларенсе еще 20 километров. Почти все эти километры придутся на заключительный спуск. В техническом плане он непростой, особенно в первой и последней трети, атаковать там можно.

Примерно за три километра до завершения этапа спуск на короткое время прекратится, гонщики проедут короткий участок с 4% градиентом, а потом вновь поедут «даунхилл» до финишной черты. На последнем километре пара виражей, которые проедут на высокой скорости.
Погода

Температура воздуха в долинах между подъема на уровне 26-30 градусов, на вершине Турмале ожидается 20 градусов. Ветер незначительный, большую часть дня должен дуть с севера, а значит для гонщиков он будет преимущественно боковым. Вероятность осадков на старте минимальная, а вот на второй половине этапа дождь вполне реален, на некоторых участках вероятность достигает 40-50%.


Фавориты и возможные вариант развития событий

Вроде бы последний этап горный этап, а значит все должны быть очень агрессивным, но не все так однозначно. Профиль двух последних подъемов явно свидетельствует о том, что уехать на них от своих главных конкурентов будет весьма затруднительно, по современным стандартам они недостаточно сложные. Это означает, что активничать нужно еще на Турмале, но от Турмале до финиша слишком далеко, да и после Турмале догонять достаточно удобно. Успешно атаковать Team Sky на этом участке почти нереально, после подъема представители британской команды могут организовать преследование, а затраченных слишком рано усилий может не хватить на Обиске.

Учитывая плотную ситуацию в общем зачете, Том Дюмулен и Примош Роглич рисковать до Обиска не должны. Герэйнту Томаса атаковать нет никакого резона, у него все замечательно. Крис Фрум может попробовать провернуть то, что ему удалось пару месяцев назад на Колле делле Финестре в рамках «Джиро», благо состав других команд откровенно слаб по сравнению с Team Sky. Если Фрум рискнет на Турмале, то преследовать ему скорее всего будут всего лишь трое – Дюмулен, Роглич и Стевен Крейсвейк. Однако, дабы предположить столь фантастический сценарий, надо, чтобы воедино сошлось много факторов – идеальные кондиции Фрума, наличие в раннем отрыве оруженосцев, желательно наличие мотивированных на совместную работу гонщиков из других команд, к примеру Найро Кинтаны.

Однако, форма Фрума вызывает после Коль дю Порте много вопросов, да и вообще, есть ли смысл британской команде идти на какой-то риск и раскачивать лодку, когда у нее и так все хорошо? Томас идет к уверенной победе, Фрум все еще на призовом месте, пусть и отстаивать его предстоит от нападок Роглича, но отбиться на «разделке» вполне реально, а вдруг активность Крис спровоцирует кризис Герэйнта?
Герэйнт Томас
Такого штаб команды себе просто не простит. Ко всему прочему, нужно понимать, что Турмале - это все-таки не Финестре, по сложности не дотягивает, скинуть там Дюмулена и Роглича практически невозможно, даже в идеальных кондициях. Наверняка первые четыре гонщика в общем зачете держат в голове и предстоящую гонку с раздельным стартом, на которую тоже нужно что-то оставить. В общем, если кто-то из них и будет атаковать на Турмале, то это вряд ли к чему-то приведет.
Примош и Том
Атаковать на Турмале могут те, кому нечего терять. В первую очередь речь идет о Найро Кинтане и Movistar Team. После провала на Альп д'Юэз колумбиец неожиданно блестяще победил на Коль дю Порте, но он только пятый в общем зачете, а это позиция ему ничего не дает. Вчера Найро угодил в завал, но обошлось без переломов, по заявлениям из испанской команды стало известно, что он в порядке. Конечно, Кинтана может попробовать атаковать на Турмале, ему есть смысл пробовать, но до следующего подъема слишком далеко, даже если удастся создать просвет, его должны нейтрализовать на длинном спуске или следующей пологой горе. Наверняка Movistar Team отправит в отрыв хотя бы двух гонщиков из трио Вальверде-Солер-Амадор, но и они принципиальным образом ситуацию для колумбийца не изменят.

Наверняка по возможности атаковать попробует Ромен Барде, но недавние неудачи на Кот де ла Кра Нев и Коль дю Порте заставляют усомниться в том, что у него что-то получится.

Дэн Мартин на этой «Большой Петле» выступает нестабильно, чередуя относительно неудачные этапы с очень яркими. На Ла Розьер он выступил хорошо, потом слабо смотрелся на Альп д'Юэз. На Кот де ла Круа Нев ему не повезло из-за прокола у подножья горы, но даже после замены байка он проехал подъем посредственно, зато пару дней назад он вновь отлично выступил на Коль дю Порте. Если этап завершится спринтом из группы в 6-8 гонщиков, а это вполне реально, то именно Мартин должен считаться фаворитом, спринт у него сильнее, чем у других «генеральщиков».
Дэн Мартин
Последние горные этапы чаще достаются пелотону, но сегодня шансы отрыва достаточно высоки. Нет уверенности, что какая-то команда точно будет преследовать беглецов, если в их числе не окажется слишком опасных гонщиков для общего зачета. Team Sky вполне может выбрать консервативный стиль, а «Мовистар» заслать вперед Вальверде и не отправлять Кинтану в малоперспективную атаку на Турмале. Поэтому сегодня шансы пелотона и отрыва выглядят, как примерно равные.

Не будем вдаваться в подробности и выделять огромное количество гонщиков, которые могут попасть вперед и побороться за победу. Отметим троих сильнейших, которые еще не выигрывали на этом «Туре» этапов – Алехандро Вальверде, Рафал Майка, Адам Йейтс.
Алехандро Вальверде
Вальверде достаточно близко в генеральной классификации (+11.25), но все-таки Team Sky не должна чинить особых препятствий его наличию в отрыве. Испанский ветеран обладает отменным финишем, за счет которого в Ларенсе он способен одолеть любого. Вылетевший из борьбы за общий зачет Майка уже был сильнейшим «горняком» в отрывах на 15-м и 17-м этапах, правда это пока не привело к победам. Адам Йейтс был сильнейшим в отрыве на 16-м этапе, правда упал на спуске и получил небольшие повреждения, но они не должны помешать ему выступить в полную силу сегодня.
Рафал Майка
Конечно, есть и другие сильные гонщики - Микель Ниеве, Бауке Моллема, Давид Году, но их шансы все-таки ниже вышеозвученной тройки.


Прогноз: Победа Мартина в спринте из группы фаворитов. Победа Вальверде в спринте из отрыва. Победа в спринте одного из тройки Томас-Дюмулен-Роглич, если Мартин не выдержит темп.
Хайлайты Gruppetto Camp Sochi 2018
Made on
Tilda