Tour de France 2018: Превью шестнадцатого этапа

Подробный анализ маршрута, конкурентной ситуации и варианты развития событий
Сегодня начнется заключительная неделя «Большой Петли». В качестве лидеров ее начинают представители Team Sky, но на пятки им наступают Том Дюмулен и Примош Роглич, не уступающие в гонках на время Герэйнту Томасу и Крису Фруму, а значит способные дать им бой в решающей «разделке», которая состоится в эту субботу. Не теряют надежд отыграть время Ромен Барде и Микель Ланда, правда второй из них жалуется на сильные боли в спине после завала.
«Тур» добрался до пиренейских этапов, на которых дрогнуть может любой. Это касается и Томаса, раньше отличавшегося очень плохой восстанавливаемостью на второй половине многодневок, а также и Фрума с Дюмуленом, выступающих на втором гранд-туре подряд. Словенец Роглич вообще впервые едет гранд-тур на результат в общем зачете, нельзя с уверенностью говорить, что ему удастся проехать стабильно все три недели. В общем, сюрпризов еще может быть очень много.


История

16-ый этап финиширует в курортном городке Баньер-де-Люшон. Это место пользуется на «Тур де Франс» необычайной популярностью, особенно в последние годы. Все дело в том, что по близости расположены многие пиренейские перевалы, которые активно используются на многодневке. Только с 2010-го года этапы заканчивались в Баньер-де-Люшон уже четыре раза. Несколько раз этапы начинались в этом известном месте, популярной локации Баньер-де-Люшон является и для других французских гонок. В этих краях в прошлые годы удивительно успешно выступал завершивший карьеру француз Тома Веклер, дважды в Баньер-де-Люшон он выигрывал этапы «Большой Петли» (2010 и 2012-ый годы), еще один раз он побеждал тут в рамках многодневки Route du Sud.
Тома Веклер в Баньер-де-Люшон. 2012-ый год
В 2014-м этап из отрыва выиграл еще один завершивший карьеру прославленный гонщик - Майкл Роджерс. В 2016-м на спуске с Коль де Пейрезурд всех сильно удивил Крис Фрум. Британец решился на неожиданную атаку и его так никто и не догнал. К сожалению, ASO внимательно следит за тем, чтобы на youtube удалялись записи этапов «Большой Петли» последних лет, поэтому видео нет, ограничимся просто фото.
Крис и его атака на спуске
Последним подъемом сегодняшнего дня станет Коль дю Портийон. Эта гора первой категории ранее задействовалась на гонке 19 раз, впервые это произошло в 1957-м, а последний в 2014-м. На вершине Коль дю Портийон этапы «Тура» никогда не заканчивались, зато этапы с этим подъемом неоднократно завершались в Баньер-де-Люшон, правда в последний раз аж в 1979-м году. Среди гонщиков, которые в разные годы первыми оказывались на вершине можно отметить таких легенд, как Раймон Пулидор, Хосе Мануэль Фуэнте, Луис Оканья, Доминго Перурена, Тони Ромингер, Лоран Жалабер, Ришар Виранк, Хоаким Родригес.



Маршрут

Этап начнется в Каркассоне (департамент Од), в котором финишировал предыдущий этап и гонщики провели день отдыха, а завершится в Баньер-де-Люшон (департамент Верхняя Гаронна). Оба населенных пункта находятся на территории региона Окситания. Общая протяженность этапа целых 218 километров, за время которых предстоит преодолеть пять категорийных подъемов, в том числе два подъема первой категории. Этап примечателен еще тем, что первый и единственный раз в этом году «Тур» на пару десятков километров покинет территорию Франции.
После старта в Каркассоне гонщики начнут движдение в юго-западном направлении. Подробно на особенностях рельефа первой половины этапа останавливаться не будем, максимум его можно назвать холмистым. Вершины двух подъемов четвертой категории будут преодолены на 25-м и 72-м километрах пути. Через 124 километра после старта расположена промежуточная спринтерская премия.

После розыгрыша спринтерской премии начнется постепенный, но стабильный набор высоты. Примерно 25 километров дорога будет пологой, а на 151-м километре начнется восхождение на гору второй категории Коль де Порте-д'Аспе (5,4 км, 7,1%). На «Туре» этот подъем использовали 32 раза. Он печально известен тем, что в 1973-м на спуске с него упал и едва не погиб Раймон Пулидор, а в 1995-м падения на «даунхилле» не сумел пережить итальянец Фабио Казартели.

Первая половина восхождения на Порте-д'Аспе простая, а вот последние два с половиной километра весьма тяжелые, на них средний градиент более 9%.

Спуск с Порте-д'Аспе с этой стороны продлится всего четыре километра, после его завершения короткий преимущество равнинный отрезок, а сразу после него штурм подъема второй категории Коль де Менте (6,9 км, 8,1%).

Коль де Менте подъем с достаточно стабильными градиентам, но самый тяжелый кусок все-таки у вершины, 1,9 км с градиентом 8,8%. На «Туре» этот перевал до сего дня проходили 19 раз.
Спуск с Менте займет девять с половиной километров, первые три будут технически сложными, гонщиками нужно быть осторожными, вторая часть спуска попроще, но тоже опасная.

Следующие 19 километров займет местность, на которой предстоит преодолеть один заметный холм и пару так называемых торчков, именно на этом участке гонщики окажутся в Испании.

На 200-м километре стартует заключительное восхождение дня к вершине Коль дю Портийон (8,3 км, 7,15). Как и предыдущий подъем, Портийон весьма стабилен, 6-7% практически на всем протяжении, за исключением только одного километра на первой половине, на котором градиент в районе пять с половиной процентов.
От макушки Портийона до финиша ровно 10 км, именно на вершине подъема гонка опять окажется во Франции. В техническом плане спуск средней сложности, попробовать атаковать на нем можно, но создать просвет тяжело. «Даунхилл» продолжится до самого финиша в Баньер-де-Люшон. На последних 1200 метрах сразу четыре виража, которые будут пройдены на высокой скорости.
Погода

Температура воздуха будет разниться, но день обещает быть жарким. На старте в Каркассоне 31-32 градуса, на вершинах подъема до 24-25 градусов, на финише в Баньер-де-Люшон - 26 градусов. Ветер на старте около 4 метров в секунду, на второй половине этапа послабее, 2-3 метра в секунду, большую часть дня должно дуть сбоку. Вероятность осадков в Каркассоне практически нулевая, но по ходу этапа гонщики все-таки могут оказаться на мокрых участках. В средней части маршрута в Сен-Жироне и в Баньер-де-Люшон вероятность дождя около 50%.


Фавориты и возможные варианты развития событий

Третий этап подряд у беглецов очень хорошие шансы на победу. Дело в том, что первый пиренейский этап все-таки не суперсложный, на Портийоне разорвать группу «генеральщиков» непросто, поэтому вряд ли какая-то команда решится догонять отрыв, к тому же у многих коллективов составы уже давно неполные. Team Sky преследовать беглецов совершенно ненужно, если в лидирующей группе не окажется никто из опасных в общем зачете гонщиков. Наверняка Томас и Фрум хотят сэкономить побольше сил перед завтрашним, гораздо более тяжелым этапом.

Надо иметь в виду, что в отрыве в очередной раз соберется разношерстная компания, ведь первая половина этапа вновь простая. Однако, впереди все равно окажутся сильные горовосходители, которые проигрывают в общем зачете достаточно много, способные одержать победу на финише. Теоретически, любой из гонщиков, занимающих в генеральной классификации места ниже 13-го может уехать в отрыв. Мы бы выделили 12, как наиболее реальных претендентов на победe (в порядке их расположения в генеральной классификации): Микель Ниеве, Гийом Мартан, Дамиано Карузо, Танел Кангерт, Рафал Майка, Варрен Баргиль, Бауке Моллема, Доменико Поццовиво, Адам Йейтс, Давид Году, Жулиан Алафилипп и Омар Фрайле. Из числа этих 12 есть смысл отдельно отметить троих - Ниеве, Майку и Йейтса.

Микель Ниеве в очередной раз в хорошей форме. На 11-м этапе он оказался в гигантском отрыве из 46 гонщиков и был в нем сильнейшим. Обиднейшим образом Герэйнт Томас догнал баска буквально за несколько сотен метров до финиша. С тех пор Ниеве немного ушел в тень, но на то были причины, на следующих этапах у него объективно не было шансов на победу. Сегодняшний этап предоставляет ему едва ли не последний шанс выиграть этап на нынешнем «Туре». В коллекции Микель есть победы на горных перевалах «Джиро» и «Вуэльте», а вот победы на «Большой Петле» пока явно не хватает. Ниеве уже 34 года, следующего такого шанса может и не быть.
Микель Ниеве
Рафал Майка приехал на гонку с амбициями в общем зачете, но на первых горных этапах проиграл слишком много времени. Сам поляк списывает свои неудачи на последствия двух падений на брусчатом этапе. Однако, уже на предыдущем 15-м этапе Майка оказался сильнейшим «горняком» в отрыве из 29 гонщиков, выиграть ему не позволила только равнинная развязка, на последних километрах представителя Bora - Hansgrohe догнали. В послужном списке Рафала три победы на этапах, но последняя датирована 2015-м годом. Наверняка он полон решимости прервать серию неудач, которая началась пару сезонов назад.
Рафал Майка
Адам Йейтс стал одним из главных разочарований «Тура». Он приехал на гонку единоличным лидером Mitchelton - Scott, хотя изначально планировалось, что он будет делить команду с Калебом Юэном. Гонка у Адама совсем не сложилась, он потерял очень много времени на двух альпийских этапах. На 15-м этапе англичанин начал подавать признаки жизни, он долгое время пытался уехать в отрыв в компании с Мюльбергером и Баргилем, но их группу после отчаянной погони вернули в пелотон. Несмотря на неудачи, Йейтс гонщик высочайшего уровня и может проснуться в любую минуту, и это вполне может произойти сегодня. Негоже Адаму покидать «Большую Петлю» с провалом в общем зачете и без яркого выступления на отдельных этапах.
Адам Йейтс
Немного о «генеральщиках». Наверняка атаки на Портийон будут, но они вряд ли увенчаются успехом. На вершине подъема мы вправе ожидать группу из 5-10 гонщиков. Возможно, Ромен Барде попробует атаковать на спуске. Решающих разрывов стоит ждать завтра.

Прогноз: победа Адама Йейтса или Рафала Майки из отрыва.
Хайлайты Gruppetto Camp Sochi 2018
Made on
Tilda