Tour de France 2018: Превью четырнадцатого этапа

Подробный анализ маршрута, конкурентной ситуации и варианты развития событий
Вчера на «Туре» было относительное затишье, но сегодня претендентам на общий зачет придется напрячься. Этап с финишем в Манде за несколько последних десятилетий стал классическим, поэтому мы не могли обойти его стороной и не сделать к нему превью.
На 14-м этапе нельзя выиграть или проиграть много времени, но при определенных раскладах можно потерять или приобрести до одной минуты и это может серьезно отразиться на итоговых результатах генеральной классификации.


История

Сегодняшний этап завершается в городе Манд, а непосредственно перед финишем будет пройден короткий, но очень крутой подъем Кот де ла Круа Нев. Подъемы такого рода для Франции не очень характерны, такие горы мы обычно видим на испанской «Вуэльте». До 1995-го года Кот де Круа Нев был малоизвестен, но в тот год на этот подъем заглянула «Большая Петля», и в период с 1995-го по 2017-ый этапы различных профессиональных гонок заканчивались после прохождения этого подъема 23 раза, в том числе четыре этапа «Тура».

Иногда гонки заканчиваются непосредственно на вершине Кот де Круа Нев, а иногда в самом Манде - на территории небольшого местного аэродрома, расположенным в полутора километрах от макушки подъема. На «Тур де Франс» этапы всегда завершались на аэродроме. В трех случаях из четырех победы на этапах одерживали отрывы, в 1995-м выиграл легендарный француз Лоран Жалабер, в 2005-м испанец Маркос Серрано, а в 2015-м британец Стивен Камминз. Только в 2010-м этап достался гонщикам в пелотоне, и в финишном спринте Хоаким Родригес опередил Альберто Контадора.

Рекорд прохождения холма в 1995-м установили Марко Пантани, Мигель Индурайн и Бьярне Риис, преодолевшие 3,1 км за 9.03. Поскольку Жалабер победил, когда гору впервые использовали на крупных гонках, она носит неофициальное название «Гора Лорана Жалабера».
В 2015-м году на финише произошел достаточно комичный и печальный для Ромена Барде и Тибо Пино эпизод. Две молодые восходящие звезды из Франции так увлеклись борьбой друг с другом, что на ровном месте упустили Стивена Каммингза, сумевшего беспрепятственно выиграть этап.
В рамках «Париж – Ницца» на Круа Нев дважды первенствовал Альберто Контадор, а в 2012-м очень неожиданно на подъеме победил голландец Лиуве Вестра.


Маршрут

Очередной день французского гранд-тура начнется в городе Сен-Поль-Труа-Шато, расположенном в департаменте Дром, а закончится в Манде (департамент Лозер). По ходу этапа пелотон переберется с земель региона Овернь — Рона — Альпы на территорию Окситании. За 188 километров будет пройдено четыре горных премии, в том числе две второй категории.
Практически весь день гонщики будут двигаться с востока на запад, по ходу этапа они окажутся на территории Центрального массива, одного из четырех горных массивов Франции.

Первая половина этапа достачно простая, всего один холмик четвертой категории, который расположенном на 81-м километре маршрута (1 км, 7,4%), но неровностей рельефа на первой части этапа все равно достаточно, пусть и не слишком трудных.

На 90-м километре будет разыграна промежуточная спринтерская премия, а после ее прохождения начнется постоянное чередование коротких подъемов и спусков, но высота над уровнем моря должна постепенно увеличиваться.

На 121-м километре стартует восхождение на подъем второй категории Коль де ла Круа Бертель (9,1 км, 5,3%). Первые три километра этого подъема очень пологие, а вот последние пять имеют вполне солидные 7%.
Спуск с Бертеля займет все те же девять километров, сразу после его завершения начнется восхождение на гору третьей категории Коль ду Пон сан О (3,3 км, 6,3%).

После этого очередной спуск и подъем на вершину, которой организаторы не дали никакой категории, но она не такая уж и простая (4,8 км, 4,9%). После преодоления этого подъема до финиша будет оставаться 34 с половиной километра, большую часть которых займет спуск. На вид этот «даунхилл» кажется достаточно простым, после его прохождения начнется местность, которую можно назвать преимущественно равнинной, после нее небольшой подъемчик, спуск и начал штурма Кот де ла Круа Нев. Общая протяженность подъема всего 3,1 км, но средний градиент 10,1%, причем первый километр самый простой, а третий самый тяжелый (10,9%).
От вершины Кот де ла Круа Нев до финиша всего полтора километра, сначала 1000 метров под гору с градиентом 3%, а потом 500 метров по равнине. На последнем километре сразу два виража, которые будут пройдены на достаточно большой скорости, но должно обойтись без падений.
Погода

Температура воздуха: 24-26 градусов. Вероятность осадков на старте - 0%, в средней части этапа в городе Женолак - 30%, на финише в Манде - 15%. На старте в Сен-Поль-Труа-Шато должно быть достаточно ветрено, 5-6 метров в секунду, на второй половине этапа дуть будет послабее. По нашим данным большую часть дня должен дуть боковой ветер, а ближе к последним километрам встречно-боковой.


Фавориты и варианты развития событий

Сегодня, пожалуй, первый этап на нынешней «Большой Петле», когда перед стартом шансы на победу отрыва намного выше, чем у пелотона. Наверняка многие генеральщики хотят перевести дух перед Пиренеями. В конце придется помучиться, но на кону все-таки не будет стоять победа на этапе, а вместе с ней дополнительная бонификация. Просто не видно команду, которая решилась бы догонять беглецов. Это могла бы сделать французская AG2R La Mondiale, но у них осталось всего пять гонщиков, их энергию нужно беречь. В общем, «генеральщики» на Кот де ла Круа Нев подергаются, но скорее всего не в борьбе за победу на этапе.

Предугадать состав отрыва на таком этапе архисложно, просто в силу того, что первая половина этапа преимущественно равнинная, а это дает надежду на попадание в отрыв гонщикам самой разной специализации. Некоторые команды будут стремиться отправить вперед сразу несколько своих представителей, прекрасно понимая, что шансы доехать впереди очень высоки.

Лидеру горного зачета Жулиану Алафилиппу сегодняшний рельеф подходит едва ли не идеально. Он не самый большой любитель затяжных подъемов, на них у него не всегда получается проявить себя, зато холмики по три километра ему хорошо заходят почти всегда. Конечно, Жулиану нужно думать о горных очках, сегодня их максимум можно взять 13 за весь этап. Это не слишком много, но на следующий день этих очков можно заработать немногим больше, а значит есть серьезный резон все-таки пытаться уезжать вперед сегодня, а потом восстанавливаться к 16-му этапу, там как раз и день отдыха будет.
Баск Ион Изагирре тоже хороший претендент на победу из возможного отрыва. Bahrain Merida нужно стараться выигрывать этап, сход Винченцо Нибали не дает им других вариантов действий. Пока у арабской команды три вторых места на нынешнем «Туре», одно из них добыл Ион, когда уехал вперед на 10-м этапе и финишировал вслед за Алафилиппом. На Альп д'Юэз Изагирре заехал относительно недалеко от грандов, а значит форма у него неплохая. Он всегда любил холмистый рельеф, именно на нем Ион одержал первую свою победу на этапах гранд-туров. Было это в 2012-м на «Джиро», когда он был совсем молодым гонщиком.
Нет смысла перечислять еще пару десятков гонщиков, которые могут попасть в отрыв и побороться в нем за победу. Как мы уже писали, впереди может оказаться практически любой, в том числе Варрен Баргиль, Рафал Майка, Давид Году, Хесус Эррада, Гийом Мартан, Лилиан Калмежан и Адам Йейтс, если он успел прийти в себя после провала в Альпах. Возможно, что вперед поедет недавний обладатель желтой майки Грег ван Авермат.

Наверняка все гранды приедут вместе, либо с небольшими разрывами. Такие короткие подъемчики очень неплохо едут Дэн Мартин и Примош Роглич, впрочем, на гранд-турах это может не принести им никаких дивидендов. Наверняка активен будет и Ромен Барде, который должен использовать каждый шанс, чтобы попытаться отыграть время у Томаса, Фрума, Дюмулена и Роглича, которые едут «разделку» гораздо лучше него.

Прогноз: Победа отрыва. Лучшие кандидаты - Алафилипп и И.Изагирре.
Хайлайты Gruppetto Camp Sochi 2018
Made on
Tilda