Volta a Catalunya: Превью «Вуэльты Каталонии»

История гонки, обзор маршрута и основных претендентов на победу на испанской многодневке
Вторая половина марта и апрель у болельщиков велоспорта преимущественно ассоциируется с классическими однодневными гонками. «Милан — Сан-Ремо» состоялась в минувшую субботу, на очереди ряд других гонок, но в этот же период года в Испании проходят две весьма представительные многодневки, имеющие престижный статус и многолетнюю историю.
Первой из двух этих многодневок состоится «Вуэльта Каталонии» - старейшая велогонка, проводящаяся на пиренейском полуострове.


История

Официальное название гонки на каталонском языке Volta a Catalunya, но мы будем использовать испанский вариант со словом Vuelta, к которому все привыкли. Создателем гонки был журналист газеты El Mundo Deportivo Мигель Артеман. Мигель сумел заручиться поддержкой президента велосипедной федерации Испании и владельца газеты, в которой он работал. Впервые многодневка состоялась в далеком 1911-м году, причем проходила она в самый разгар зимы - с 6-го по 8-е января. Тогда на старт вышло 43 велосипедиста, а лучшим из них стал местный гонщик Себастия Масдеу. С 1914-го по 1919-ый «Вуэльта Каталонии» не проходила из-за Первой Мировой войны, затем она была отменена в 1921-1922 годах, в 1937-1938 соревнования не состоялись из-за гражданской войны в Испании. В 2005-м году каталонская многодневка стала частью новообразованного мирового тура.

В разные исторические периоды «Вуэльта Каталонии» проводилась совершенно в разные сроки. Как вы уже знаете, впервые гонка состоялась в январе, большую часть своей истории она проходила в сентябре, но в 1995-м году ее перенесли на июнь, а в 2005-м на вторую половину мая. Вскоре в Испании начался серьезный экономический кризис, вторая по престижности каталонская многодневка Setmana Catalana прекратила свое существование. «Вуэльта Каталонии» тоже была близка к краху, но в 2010-м ей нашли место во второй половине марта и это спасло гонку. Сейчас многодневка принадлежит ASO и ее судьбе ничто не угрожает.

В числе рекордсменов по количеству побед на гонке два баска - Мариано Каньярдо, выступавший в 20-30-х годах прошлого столетия, а также всем прекрасно знакомый Мигель Индурайн.
Мариано Каньярдо
Родившийся в Стране Басков, но со временем переехавший в Каталонию Каньярдо выигрывал «Вуэльту Каталонии» целых семь раз, Индурайн был первым трижды. В начале XXI века на многодневке успешно выступали представители России и бывшего СССР. В 2005-м году многодневка покорилась украинцу Ярославу Поповичу, а в 2007-м россиянину Владимиру Карпецу. Все тот же Карпец, Денис Меньшов и эстонец Рейн Таарамяе становились призерами общего зачета. На сегодняшний день «Вуэльта Каталонии» проводилась 97 раз, испанцы выигрывали гонку 59 раз, французы 11, а итальянцы 10. Действующим победителем является знаменитый Алехандро Вальверде, который на этой неделе постарается защитить свой титул.


Маршрут

Каталонская многодневка имеет достаточно устоявшийся маршрут. Некоторые этапы гонки повторяются почти в идентичном виде из года в год, особенно это касается первого и последнего этапов. Горные этапы организаторы меняют, но ключевые подъемы все уже давно прекрасно изучили, к тому же в Каталонии на протяжении всего соревновательного сезона живут очень много профессиональных гонщиков, поэтому домашней ее считают не только местные ребята, но и американцы, британцы и многие другие.

Первый этап. КалельяКалелья. 152,4 км

Открывает «Вуэльту Каталонии» традиционный этап со стартом и финишем в городе Калелья.
Общая протяженность и маршрут этапа меняются, но заключительные километры повторяются каждый год. На этот раз калельский этап даже проще, чем в прошлом году - всего одна горная премия третьей категории, которую участники разыграют за 18,4 километра до финиша. Сам подъем простой, восемь километров со средним градиентом всего два с половиной процента, самая тяжелая его часть имеет протяженность 3,3 км и градиент 4,7%. Последний спуск достаточно непростой, но при этом очень скоростной. Обычно в Калелье все заканчиваются групповым спринт из пелотона, в котором финишируют более 100 гонщиков, но бывают и исключения. В 2012-м и 2015-м этап выигрывал отрыв, причем в 2012-м Микаэль Альбазини после победы в Калелье совершенно неожиданно сумел выиграть гонку и в общем зачете. В 2013-м атаку на спуске предприняли представители Team Sky и в первой группе этап закончили только 13 гонщиков. В прошлом издании «Вуэльты Каталонии» все прошло по привычному сценарию - спринт и победа итальянца Давиде Чимолаи.

«Вуэльта Каталонии» никогда не собирает сильный состав спринтеров, они в это время заняты подготовкой и участием в северных классиках. В нашей же гонке принимают участие Насер Буанни, Сэм Беннетт, Никколо Бонифацио, Макс Вальшайд, Дэрил Импи, Нельсон Сото, Роберто Феррари и совсем молодой колумбиец Альваро Ходч из Quick-Step Floors, недавно уверенно выигравший однодневную гонку высшей категории Handzame Classic. Именно эти гонщики будут основными претендентами на победу на первом этапе. Буанни выигрывал в Калелье в 2016-м, в прошлом году он был вторым, но в этом году у спринтера Cofidis много проблем, генеральный менеджер команды Седрик Вассер из-за перенесенного на «Париж – Ницца» бронхита даже отцепил его от состава на «Милан – Сан-Ремо».


Второй этап. МатароВальс. 175,6 км

Второй этап «Вуэльты Каталонии» во многом похож на первый, тоже всего лишь одна горная премия на заключительной части пути. 175,6 километров со стартом в Матаро и финишем в Вальсе.
В Вальсе этапы каталонской многодневки за последние пять лет финишировали четыре раза, исключением стал только прошлый год, тогда этот город принимал старт одного из этапов. Подъем Коль де Лилья тяжелее чем подъем на первом этапе, но ничего сложного в нем вроде бы нет, по разной информации его протяженность 4,5-5,5 км, а средний градиент на уровне 5%. Тем не менее, пелотон на Коль де Лилья достаточно часто серьезно разваливается. В 2015-м году этап достался отрыву, Ваут Пулс выиграл его после успешной атаки на последних километрах. В 2014-м на скромном подъеме и вовсе начались серьезные разборки «генеральщиков», победителем из которых вышел Алехандро Вальверде. Только в 2013 и 2014-м годах этап завершился вполне ожидаемым групповым спринтом. Фавориты дня те же, что и на первом этапе, правда для некоторых из них Коль де Лилья может стать непреодолимой преградой.



Третий этап. Сан-КугатВальтер 2000. 199,2 км

В третий день должна состояться первая серьезная разборка гонщиков горной специализации. Этап финиширует в горнолыжном курорте Вальтер 2000. Заключительная гора имеет высшую категорию сложности, высота ее пика находится на внушительной высоте в 2148 метров. По ходу этапа будет преодолены еще три подъема первой категории сложности.
Вальтер 2000 в маршрут «Вуэльты Каталонии» включают не так часто и этому есть вполне логичное объяснение - в конце марта на высотах за 2000 метров вполне может быть снег, а отменять или сокращать этапы организаторы точно не хотят.

Протяженность восхождения на Вальтер 2000 - 11,2 км, средний градиент - 7 %. На гонке этот подъем использовали два раза, в 2013-м равных не было совсем еще молодому Найро Кинтане, а в 2014-м Тиджей ван Гардерен опередил на вершине Ромена Барде. И Кинтана, и Ван Гардерен принимают участие в гонке в этом году. За несколько дней до старта рекорд Барде на «Страве» на этом подъеме на 15 секунд улучшил Вальверде.


Четвертый этап. ЛьянарсЛа Молина. 170,8 км

В четвертый день участников соревнований будет поджидать второй подряд этап, который финиширует в горноложным курорте. На сей раз это Ла Молина, сюда «Вуэльта Каталонии» регулярно заглядывает последние четыре года. Перед восхождением на Ла Молину гонщики поднимутся еще на два подъема - сначала это будет перевал первой категории, а затем марафонский Коль де ла Креуета (21 км, 5%), имеющий, как и Ла Молина, высшую категорию сложности.
На Ла Молину гонка заглядывает регулярно, но при этом в году маршрут этапа существенно отличается от того, что было в прошлых изданиях многодневки. Коль де ла Креуета в последнее время на «Вуэльте Каталонии» не появлялась. Завершающий подъем совсем несложный - всего 11 километров с градиентом 4,3%. Примерно за три с половиной километра до завершения этапа начинается участок «даунхилла», а за километр до финиша дорога вновь пойдет в гору. Побеждали на этом этапе признанные специалисты подобного профиля - Алехандро Вальверде (2017-ый), Дэн Мартин (2016-ый) и Хоаким Родригес (2014-ый), в их ряды в 2015-м сумел затясаться Тиджей Ван Гардерен.


Пятый этап. ЛьивияВьелья-Валь-д'Аран. 212,9 км

Пятый этап - новинка каталонский многодневки, в крохотную Вьелью гонка в XXI веке еще не заглядывала.
Этап станет самым протяженным на этой неделе и отлично подойдет для гонщиков, надеющихся на отрывы. Два очень длинных, но пологих подъема высшей и первой категории должны смутить команды спринтеров, которые вряд ли рискнут догонять беглецов, но все может измениться, если вперед сунутся гонщики опасные в общем зачете.


Шестой этап. Вьелья-Валь-д'АранТоррефаррера. 194,6 км

Шестой этап будет чем-то напоминать предыдущий - три подъема, правда всего лишь второй категории, но все далеко от финиша. Шансы спринтеров выше, чем на пятом этапе, правда вероятность победы беглецов тоже немалая.
Удивительно, но финишную Торрефарреру «Вуэльта Каталонии» тоже никогда не посещала. Два этапа с новым финишем подряд - такое случается крайне редко. До старта многодневки мы склоняемся к тому, что этап все-таки достанется спринтерам, а не отрыву.


Седьмой этап. БарселонаБарселона. 154,8 км

Как обычно, многодневка заканчивается традиционным этапом с кругами по улицам каталонский столицы. В общей сложности гонщики восемь раз поднимутся на знаменитый холм Монтжуик, протяженность подъема на него составляет два километр, а средний градиент 5,7%.
За последние 15 лет гонка всего один раз заканчивалась не этим этапом, в 2009-м седьмой этап финишировал в Монмело. Обычно на Монтжуике бывает большое количество атак, в том числе «генеральщиков», но они редко к чему-либо приводят. Чаще всего этап заканчивается спринтом из серьезно просеянного пелотона, но иногда побеждает и отрыв. В 2016-м сильнейшим в отрыве оказался россиянин Алексей Цатевич, для которого эта победа стала самой большой в карьере, в прошлом году спринт выиграл Алехандро Вальверде.


Погода

По предварительному прогнозу в среду и четверг в горах должно быть холодно, на Вальтер 2000 и вовсе около -8 градусов. Будем надеяться, что этапы все-таки состоятся, хотя в такой холод вряд ли сумеют подняться на самую вершину перевала.


Фавориты

Сразу отметим, что фаворитов «Вуэльты Каталонии» мы выбираем с учетом того, что маршрут ключевых горных этапов не будет изменен и гонщики поднимутся на Вальтер 2000.

Первое, что бросается в глаза – супер состав Movistar Team. В заявке испанской команды двукратный и действующий победитель общего зачета Алехандро Вальверде, покоривший гонку в 2016-м году Найро Кинтана, а также местная восходящая звезда Марк Солер, совсем недавно одержавший победу в общем зачете «Париж – Ниццы». Солер уже обозначил в одном из интервью, что родную многодневку он поедет в качестве «грегари», но помощником он был на гонке и в прошлом году, но это совсем не помешало ему занять третье место в генеральной классификации. Кинтана, в свою очередь, заявил перед стартом многодневки, что Вальверде должен быть сильнее него на этой неделе. Поэтому выделить в «Мовистаре» нужно все-таки Вальверде, но и о двух других «горняках» забывать не стоит.
Если присматриваться к составу других команд, то можно отметить еще одно мощное трио – Адам Йейтс, Саймон Йейтс и Эстебан Чавес в Mitchelton - Scott. Чавес на «Париж – Ницце» выступил неудачно, а вот братья Йейтс сейчас в полном порядке, пологий подъем на Ла Молину с «панчерским» финишем им обоим подойдет, да и на Вальтер 2000 они могут подняться весьма достойно. В этой команде мы бы все-таки выделили Адама Йейтса. Да, его брат Саймон почти выиграл «Париж – Ниццу», но в последний день французской многодневки он выглядел не очень убедительно. Адам Йейтс на «Тиррено – Адриатико» смотрелся постабильнее, за победу в генеральной классификации он не сумел бороться только из-за завала на одном из равнинных этапов. В прошлом году Адам был в Каталонии четвертым.
Очень любят «Вуэльту Каталонии» Дэн Мартин и Тиджей Ван Гардерен. Испанская многодневка всего лишь одна из двух в мировом туре, которую Дэн Мартин выигрывал в общем зачете, к тому же он побеждал на двух горных этапах. В прошлом году новичок UAE - Team Emirates занял в общем зачете шестое место. Представляющий BMC Racing Team Ван Гардерен в последние несколько лет немного сдает позиции, но на этой многодневке он в свое время выигрывал и на Вальтер 2000, и на Ла Молине, есть в его активе и призовое место в «генерале». В прошлом году благодаря включенному в маршрут этапу с командной «разделкой» Ван Гардерен был лидером общего зачета, но потом его отбросили на пятое место. Мартин и Ван Гардерен стартовали на «Париж – Ницце», но оба не сумели закончить гонку. Американец сошел в самом начале из-за падения, а ирландец заболел по ходу многодневки и покинул ее ближе к завершению. Оба полны амбиций реабилитироваться на родной (оба проживают здесь) для них Каталонии.


Тибо Пино один из лучших специалистов недельных многодневок. Нынешний сезон призер «Тур де Франс 2014» начал в очень экономном режиме. В этом году у него пока всего два гоночных дня, на последних гонках он не выступал не из-за проблем со здоровьем, а просто в связи с тем, что хочет сохранить свежесть к «Джиро» и «Туру». Тем не менее, мы вправе ожидать от Тибо высокого результата. В заявке его команды Groupama - FDJ есть еще молодой суперталант Давид Году – победитель «Тур де л'Авенир 2016». Давид тоже пропускал «Париж – Ниццу» и «Тиррено – Адриатико», но на «Вуэльте Каталонии» ему по силам удивить многих. В 2017-м он в 20 лет совершенно неожиданно занял на королевском этапе седьмое место, обойдя многих звезд.
Стоит обратить особое внимание на канадца Майкла Вудса из Team EF Education First - Drapac p/b Cannondale. Ла Молина бывшему бегуну на средние дистанции отлично подходит. На Вальтер 2000 ему придется тяжелее, но если этап отменят он вполне может вмешаться в борьбу даже за призовые места. В этом году наделавший много шума на «Вуэльте 2017» гонщик проехал только «Абу-Даби Тур».

Непривычно видеть, что в списке основных фаворитов многодневки не фигурируют представители Team Sky, но это не значит, что у британского коллектива нет амбиций. В этом году в Каталонии по разным причинам не выступят Крис Фрум, Ваут Пулс и Герэйнт Томас, зато в составе есть Серхио Энао и еще один молодой вундеркинд Еган Берналь. Колумбиец Энао в 2017-м году выиграл «Париж – Ниццу», но с тех выступает преимущественно неудачно, а вот его 21-летний соотечественник в полном порядке. В конце прошлого года он уверенно первенствовал на «Тур де л'Авенир», а в начале этого сезона уже выиграл родную многодневку Colombia Oro y Paz, собравшую отличный состав участников. На Вальтер 2000 Берналь может оказаться сильнее Энао.
Ну и напоследок отметим ряд других гонщиков, которые могут оказаться в топ-10 или даже топ-6, но места на подиум им вряд ли достанутся. Мы имеем в виду дуэт LottoNL - Jumbo Джордж Беннетт и Стевен Крейсвейк, потихоньку набирающего ход Фабио Ару, отлично начавшего сезон итальянца Давиде Формоло из Bora - Hansgrohe и Пьера Латура (AG2R La Mondiale).

Предположим, что призерами «Вуэльты Каталонии» станут:
1) Алехандро Вальверде,
2) Адам Йейтс и
3) Тибо Пино.
Made on
Tilda