Мини-Тур Фландрии:
Превью E3 Harelbeke

История гонки, обзор маршрута и основных претендентов на победу на бельгийской однодневке
Сезон брусчатых бельгийских однодневок набирает обороты. Позавчера состоялась Driedaagse Brugge-De Panne, которую в нашей стране знают под названием «Три Дня де Панне». Гонка проиграла борьбу за место в календаре непосредственно перед монументальной «Ронде ван Влаандерен» и в этом году впервые в истории была сокращена до однодневки.
В воскресенье будет разыграна победа на очень престижной «Гент — Вевельгем», ну а завтра, 23-го марта, состоится входящая в мировой тур классическая гонка «Е3 Харелбеке». Сейчас эту однодневку с полным основанием можно назвать генеральной репетиции «Ронде ван Влаандерен», поэтому оставить ее без внимания мы просто не могли.


История

Первое издание гонки прошло в 1958 году и с тех пор «Е3 Харелбеке» проводится каждый год без перерывов. В последние годы классика стала стремительно набирать популярность, в 2012 году она вошла в мировой тур, и сейчас победа на ней считается серьезным успехом для любого, даже самого звездного однодневщика. «Е3 Харелбеке» вторая по сложности маршрута бельгийская брусчатая классика после «Ронде ван Влаандерен» и в ней задействованы ключевые участки грядущего монумента, поэтому она имеет весьма большое значение. Свое современное название гонка получила благодаря находящейся поблизости автотрассе E3. Трасса была построена в шестидесятых годах прошлого столетия, и сейчас она уже называется А14. Первые издания гонки проходили под названием «Харелбеке — Антверпен — Харелбеке».

До 1977 года побеждали на финише в Харелбеке исключительно бельгийцы. На сегодняшний день представители Бельгии выиграли 38 из 60 изданий гонки. Первым гонщиком, сумевшим прервать их гегемонию стал немец Дитрих Тюрау. Рекордсменом по количеству побед в гонке является легендарный Том Боонен, завершивший в прошлом году свою карьеру. Четыре раз «Е3 Харелбеке» выигрывал другой знаменитый бельгиец - Рик ван Лоой. По три победы у Фабиана Канчеллары и Яна Рааса. В 1994-м году гонка осталась за представлявшим тогда Молдову Андреем Чмилем, а в 2000-м первым на финише был россиян Сергей Иванов. В прошлом году ее выиграл Грег ван Авермат, находившийся на тот момент, пожалуй, в лучшей форме в своей карьере.

«Е3 Харелбеке» уже много лет славится оригинальным и весьма неоднозначными постерами, которые несколько лет назад начали придавать гонке дополнительный интерес. В этом году на постере ковбой на велосипеде, лицо которого прикрывает шляпа. Многие сразу узнали в этом ковбое Тома Боонена.
А вот постеры к гонкам прошлых лет. В 2015 из-за постера разгорелся нешуточный скандал. Многие усмотрели в картинке явные намеки на сексизм, и организаторам даже пришлось извиняться. Прослеживался явный намек на церемонию награждения «Ронде ван Влаандерен» 2013-го года, во время которой Петер Саган повел себя не самым однозначным образом.
Маршрут

Бельгийская классика традиционно стартует и финиширует в городе Харелбеке, расположенном в провинции Западная Фландрия, но по ходу гонки ее участники окажутся в Восточной Фландрии и преодолеют расположенные там самые тяжелые фламандские «хеллингены» (брусчатые холмы). По сравнению с прошлым годом маршрут претерпел незначительные изменения, но ключевые участки гонки остались неизменными.
За 206,5 километра гонщики преодолеют 15 холмов, пять из которых будут брусчатыми и четыре равнинных брусчатых участка. Основные трудности рельефа расположены на второй половине дистанции. Первая часть гонки достаточно простая, там гонщикам придется иметь дело всего с двумя «хеллингенами» и тремя равнинными участками брусчатки.

Основные события начнутся за 88 километров до финиша, когда гонщики доберутся до участка, на котором им предстоит преодолевать холмы через каждые несколько километров. Сначала это будут три асфальтированных холма - Кноктеберг, Хотондберг и Кортекеер. За 73 километров до финиша гонка доберется до Таайеберга, на котором раньше очень любил атаковать Том Боонен. Таайенберг один из самых известных фламандских брусчатых холмов и именно на нем может произойти первая серьезная селекция. Протяженность Таайенберг около 600 метров c очень крутым участком на первых трехстах метрах. После прохождения Бойгнеберга гонщики подъедут к еще двум брусчатым «хеллингенами» - Эйкенбергу и Стасьонсбергу, которые они преодолеют за 62 и 56 километров до финиша соответственно.

Ключевой участок гонки настанет за 42 километров до финиша, когда начнется прохождения знаменитой брусчатой связки Патерберг - Од Кваремонт. Два этих холма разделяют всего три километра. По своим характеристикам эти «хеллингены» сильно различаются. Восхождение на Патерберг продолжается всего 700 метров, но средний градиент целых 12%. Од Кваремонт в три раза длиннее - 2200 метров, но средний градиент на нем всего 4,2%, хоть и с крутым участком за 10%. Именно на этих холмах чаще всего решается судьба гонки, причем не только «Е3 Харелбеке», но и «Ронде ван Влаандерен». После прохождения связки Патерберг - Од Кваремонт впереди, как правило, остается группа сильнейших брусчаточников. Почувствовать насколько тяжело гонщикам приходится на Патерберге и Од Кваремонте можно хотя бы по этим тренировочным видео.
На последних 37 километрах до финиша будут расположены два асфальтированных холма, последний из которых Тигемберг проходится за 20 километров до финиша, а непосредственно перед Тигембергом гонщики проедут известный равнинный брусчатый участок Варентстраат. Тигемберг и Варентстраат хорошо подходят для решающей атаки уже из небольшой группы. Последние 20 километров будут равнинным и на них отставшие гонщики могут организовать погоню, дабы свести все к финишу из достаточно большой группы.

Погода

Завтра в районе Харельбеке в дневное время 7-8 градусов тепла. Вероятность осадков не более 15%. Ветер средней силы - 6 метров в секунду, преимущественно северо-северо-восточный, а это значит, что будет полно участков с сильными порывами бокового ветра. Нельзя исключать возможность образования эшелонов.


Возможные варианты развития событий и фавориты

Чаще всего ключевым участком гонки становится связка холмов Патерберг - Од Кваремонт, после которой впереди остается небольшая группа гонщиков. На последних километрах эта элитная группа разбирается между собой. В прошлом году до финиша добралось трио Грег ван Авермат, Оливер Насен, Филипп Жильбер и сильнейшим в спринте оказался ван Авермат. Вслед за ними гонку закончили Люк Дарбридж и Лукас Пестлбергер, которые долгое время находились в одной группе с призерами, но на связке Патерберг - Од Кваремонт темп первой тройки оказался для них слишком высоким. Вообще, за последние 10 лет «Е3 Харелбеке» всего один раз заканчивалась массовым спринтом за первое место, шансы атакующих гонщиков заметно выше.

Сезон весенних классик начался для Петера Сагана неудачно. Вот уже который год все называют его главным фаворитом «Милан – Сан-Ремо», а он все никак не может выиграть эту монументальную гонку. Если в прошлом году трехкратный чемпион мира был очень хорош, атаковал и вполне заслуживал победу, хоть и занял только второе место, то в этом был малоактивен и в спринте остался только шестым. Тем не менее, именно словака мы считаем главным фаворитом гонки. В прошлые несколько лет Саган был одним из сильнейших на бельгийских брусчатых холмах. Складывалось устойчивое впечатление, что он вместе с Фабианом Канчелларой имеет заметное превосходство над всеми остальными на самых тяжелых участках классик. Знаменитый швейцарец карьеру закончил и главным конкурентом Петера стал Грег ван Авермат. Казалось, что на Патерберге и Од Кваремонте именно Саган и ван Авермат сильнее своих соперников. На данный момент нет никаких оснований считать, что картина кардинальным образом изменится для словака. Он, скорее всего, опять будет сильнейшим или одним из самых сильных на Патерберге и Од Кваремонте. Иногда гонщик Bora - Hansgrohe проигрывает спринт из совсем небольших групп, но надо признать, что при прочих равных он быстрее конкурентов. Значит ли это, что Саган одержит завтра победу? Отнюдь нет, но трудно считать главным фаворитом кого-то другого. В прошлом году Саган пропустил атаку группы ван Авермата, а затем и вовсе попал в завал, но однажды «Е3 Харелбеке» он уже выигрывал, помимо этого в его активе есть еще два призовых места. Стартовый брусчатый уикэнд с «Омлооп Хет Ниеувсблад» и «Кюрне – Брюссель – Кюрне» словак в этом сезоне пропустил, так что ждём развития событий именно здесь.
Quick-Step Floors всегда славилась необычайно сильным составом под брусчатым классики. По сравнению с прошлым годом коллектив Патрика Лефевера лишился Тома Боонена и Маттео Трентин, но команда по-прежнему сильна. В составе бельгийской дружины на старт выйдут Ники Терпстра, Филипп Жильбер, Зденек Штыбар и Ив Лампарт. В этой четверке мы бы особо выделили двукратного призера «Париж – Рубе» Зденека Штыбара. Именно экс-велокроссмен был сильнейшим гонщиком бельгийской команды на проходившей в феврале «Омлооп Хет Ниеувсблад», хоть это и не принесло ему призовых мест. Так уж вышло, что Зденек уже не первый год всегда в числе сильнейших, но ни одну представительную бельгийскую классику он пока не выиграл и ему давно пора исправлять положение.
Есть хорошие шансы на высокие места и у других гонщиков Quick-Step Floors. Терпстра признанный мастер брусчатых гонок и недооценивать его никогда нельзя, в этом сезоне он выигрывал однодневку «Ле Самейн». Кажется, что Филипп Жильбер пока не в лучшей форме, но в прошлом году у нас было схожее ощущение, а потом он резко добавил и даже сумел одержать невероятно красивую сольную победу на «Ронде ван Влаандерен». Менее известный бельгиец Ив Лампарт в 2017-м году становился призером «Дварс доор Влаандерен», а в этом внушительно смотрелся на самых тяжелых участках полуклассики «Кюрне – Брюссель – Кюрне».


Бельгиец Зеп Ванмарке уже давно заработал себе репутацию одного из сильнейших, но при этом самых невезучих гонщиков на брусчатые классиках. Представитель Team EF Education First - Drapac powered by Cannondale был в топ-3 на «Ронде ван Влаандерен» и «Париж — Рубе» и многих других классиках, но ни одну серьезную однодневку он не выигрывал со временем «Омлооп Хет Ниеувсблад» 2012-го года. В прошлом году Зеп выглядел не так сильно, как в некоторые предыдущие сезоны, к тому же ему привычно не везло, но на старте 2018-го Ванмарке производит очень серьезно впечатление, к тому же пока обходится без травм. По нашему мнению, Зеп наряду со Штыбаром был сильнейшим на «Омлооп Хет Ниеувсблад» в начале года. Если кто и сможет поддержать темп Сагана на Патерберге и Од Кваремонт, то это именно Ванмарке.
Молодой бельгиец Тиш Беноот 2018-ый год начал просто здорово. Совсем недавно 24-летний гонщик одержал свою первую профессиональную победу, причем сразу на такой престижной и важной классике как «Страде Бьянке». После этого Тиш отлично выступил на непрофильной для себя многодневке «Тиррено – Адриатико», заняв четвертое место. Похоже Беноот начинает наконец оправдывать обширно выдаваемые ему авансы. В 2015-м году он в возрасте 21 года занял на «Ронде ван Влаандерен» пятое место и с тех пор бельгийская пресса постоянно ждет от него прорыва. На «Омлооп Хет Ниеувсблад» Тиш смотрелся хорошо, но атаковал не в тот момент, когда активничали Штыбар и Ванмарке, поэтому сравнить его с ними было затруднительно.
Чемпион Бельгии Оливер Насен стал одним из открытий 2016-го года. На весенних классиках он смотрелся сильно, но это не принесло ему результатов, однако, во второй половине сезона Оливер отлично показал себя на «Энеко Туре» и «Гран-При Плюэ». В 2017-м году Насен перешел в AG2R La Mondiale и сразу стало понятно, что он один из лучших брусчаточников мира. На «E3 Харелбеке» Насен был третьим, на «Ронде ван Влаандерен» он тоже мог подняться на пьедестал, не случись ставшего уже знаменитым завала с участием Сагана и ван Авермата. Во время стартового брусчатого уикэнда бельгиец произвел на нас благоприятное впечатление, Ванмарке и Штыбар выглядели посильнее, но совсем незначительно, да и за месяц могло многое измениться.
Действующий победитель «Е3 Харелбеке», «Париж – Рубе» и многих других классик Грег ван Авермат в начале 2018-го года смотрится заметно слабее, чем в прошлом году. Впрочем, определенный спад формы Грега был заметен еще во второй половине прошлого сезона, хоть он и не помешал ему оформить победу в общем зачете мирового тура. Тем не менее, не упомянуть ван Авермата в числе основных фаворитов просто нельзя. На «Омлооп Хет Ниеувсблад» Грег был явно слабее Штыбара и Ванмарке, но нельзя сказать, что он был совсем безнадежен.

Не будем подробно останавливаться, но отметим Алексея Луценко, Джанни Москона, Майкла Мэттьюза и Яспера Стейвена в числе возможных претендентов на призовые места, в случае успешных атак на Патерберге и Од Кваремонте. Стейвен и Мэттьюз в случае необходимости могут занять высокие места и в массовом спринте. У австралийца Мэттьюза нет большого опыта выступлений на брусчатых гонках, но логика нам подсказывает, что он может быть весьма неплох на бельгийских «хеллингенах». Наличие хорошей формы Майкл подтвердил на «Милан – Сан-Ремо», на Поджо он постоянно находился в основной группе в первой пятерке и даже пытался атаковать.
В случае спринта за призовые места или даже победу стоит обратить особое внимание на Арно Демара, Александра Кристоффа, Джона Дегенкольба, Магнуса Корта Нилсена, Маттео Трентина и Сонни Колбрелли. Мы не верим, что эти гонщики сумеют ответить на атаки сильнейших на ключевых участках гонки, но в спринте они будут очень опасны.

Выбрать первую тройку непросто, не предположим, что в ней будут Саган, Ванмарке и Беноот, а располагаться они будут в таком порядке:
1) Саган,
2) Беноот,
3) Ванмарке.


Автор: Салим Макеев
Made on
Tilda