La Primavera:
Превью «Милан – Сан-Ремо»

История гонки, обзор маршрута и основных претендентов на победу на итальянской монументальной классике
Марк Солер и Михал Квятковски не успели как следует отпраздновать свои первые победы в общем зачете на многодневках мирового тура, а любители велоспорта уже с нетерпением ждут баталий на монументальных классических гонках. Как обычно, сразу после «Париж — Ниццы» и «Тиррено — Адриатико» наступает время «Милан — Сан-Ремо». В эту субботу, 17-го марта, знаменитая однодневка пройдет в 109-ый раз.
История

Впервые «Милан – Сан-Ремо» или как ее еще называют «Ла Классичиссима ди Примавера» (итал. - весенняя классика) была проведена в 1907-м году. На данный момент «Милан – Сан-Ремо» является самой длинной однодневной гонкой мира, её протяженность почти 300 километров. В отличие от многих других классических гонок ее маршрут за более чем столетнюю историю изменился не слишком сильно. Первое издание было проведено по инициативе спортивного общества Сан-Ремо и при поддержке ведущей итальянского спортивного издания «Гадзетта делло спорт». Гонка проходила в тяжелых погодных условиях, победителем стал француз Люсьен Пети-Бретон, представлявший команду «Пежо». В 1910 году погода была еще хуже и классифицированы на финише были всего четыре гонщика, а победителем опять стал француз, на сей раз Юджен Кристоф. Надо сказать, что уже в первые годы своего существования «Милан — Сан-Ремо» стала очень престижной и побороться за победу на ней приезжали сильные иностранные гонщики.

Гонка не проводилась всего три раза, в 1916 и 1944-1945 годах. Заметим, что в период с 1914 по 1950 годы итальянцы не выиграли всего одно издание «Ла Классичиссимы», а в период с 1954 по 1970 годы ситуация изменилась, и хозяева гонки ни разу на ней не побеждали. В наши дни итальянцам опять приходится непросто, последняя их победа датирована 2006 годом и добыл ее продолжающий свою спортивную карьеру Филиппо Поццато. Последняя снежная версия «Милан – Сан-Ремо» прошла в 2013 году, тогда из-за причуд погоды гонка даже была остановлена и сокращена на 50 километров.
Маршрут соревнований за многолетнюю историю почти не менялся. Сначала гонка была абсолютно равнинной, но в 1960-м году непосредственно перед финишем в Сан-Ремо в ее маршрут был включен подъем Поджо, а в 1982-м году появилось восхождение на Чипрессу. В последние 10 лет организаторы пытались сделать гонку еще более сложной, в 2008-м году в маршруте появился подъем Ле Мани. В 2014-м году организаторы решили отказаться от восхождения на Ле Мани, но включить в гонку подъем в коммуне Помпеяна, причем этот подъем должен был располагаться близко к финишу, между Чипрессой и Поджо. Холм в Помпеяне был сложным и фактически лишал спринтеров всех шансов, но в конечном счете новый подъем в маршрут «Милан – Сан-Ремо» так и не попал. Перед гонкой в 2014-м восхождение на гору стало невозможным из-за оползней, а в дальнейшем от идеи с Помпеяной полностью отказались.

Чаще других на «Милан – Сан-Ремо» побеждал легендарный «Каннибал» из Бельгии Эдди Меркс, на его счету семь побед. В период с 1918 по 1928-й шесть раз ее выигрывал итальянец Костаненте Джирарденго. По четыре победы на «Ла Классичиссима» у Джино Бартали и Эрика Цабеля, трижды успех праздновали Фаусто Коппи, Эрик де Фламинк и Оскар Фрейре. В общей сложности итальянцы выигрывали родную классику 50 раз, 20 побед за Бельгией, 13 у Франции. Представители стран бывшего СССР «Милан — Сан-Ремо» никогда не покоряли, в 1999-м первым был Андрей Чмиль, но на тот момент он выступал за Бельгию. Действующим победителем является поляк Михал Квятковски из Team Sky.



Маршрут
Как и в прошлом году общая протяженность гонки составит 291 километр. После старта в Милане гонщики направятся в южном направлении, прямо к побережью Лигурийского моря. Первая часть дистанции по рельефу достаточно простая. Примерно через 110 километров после старта начнется очень пологое восхождение на Пассо дель Туркино. Подъем затяжной, но его средний градиент всего 1-2%, только на последних трех километрах восхождения на Туркино градиент достигает 5%. Буквально через несколько километров после подъема участники окажутся на побережье и больше прибрежную зону уже не покинут, они направятся в юго-западном направлении, в сторону Сан-Ремо.

Только через 237 километров после старта в Милане гонщики столкнутся с новыми трудностями рельефа, на сей раз это будут три коротких и не слишком тяжелых подъема - Капо Меле, Капо Черва и Капо Берта. Подъемы простые, но небольшой просев в пелотоне может начаться уже на них. Представители команд, которые не хотят спринтерского финиша из большой группы должны взвинтить темп уже на этом участке гонки. Вершины трех подъемов будут находиться на отметках 239,6, 244,7 и 252,6 км.

Решающая стадия гонки начнется через 264 километра после старта в Милане. Именно на этом участке начнется восхождение на самой тяжелый подъем дня - на Чипрессу. Протяженность подъема 5,6 км, а средний градиент 4,1%. Последние два километра Чипрессы пологие, там средний градиент на уровне 2%, а вот первые три с половиной километра имеют градиент 5%. На вершине Чипрессы до финиша останется 21,5 километра.
Спуск с Чипрессы короткий, но сложный, после его окончания последует 9-километровый равнинный участок и последнее горовосхождение дня, на этот раз на Поджо. Протяженность подъема 3,7 км, средний градиент 3,7%. Самый тяжелый участок подъема находится примерно в километре от его вершины, там градиент достигает 8%. Последние 700 метров Поджо пологие, градиент на уровне 2%.
От вершины Поджо до финиша всего пять с половиной километров, которые займут опасный спуск и без малого трехкилометровый равнинный участок. Финиш традиционно расположен на улице Виа Рома, хотя в прошлом десятилетии гонка на протяжении пяти лет финишировала на набережной Сан-Ремо, вызвано это было дорожными работами на Виа Рома. Последний поворот находится за 750 метров до финиша.
В прошлом году Петеру Сагану удалась успешная атака на Поджо, но за ним увязались Михал Квятковски и Жулиан Алафилиппа. Словак работал явно больше своих попутчиков и на финише ошибся, решившись на слишком затяжной спринт, этим сумел воспользоваться Квятковски, одержав свою первую победу на монументальных гонках. Спринт за четвертое место в основной группе выиграл экс-победитель «Ла Классичиссимы» Александр Кристофф.
Погода

По предварительному прогнозу в субботу в Милане и Сан-Ремо ожидается примерно одинаковая погода. На старте около 10, а на финише 12 градусов тепла. Вероятность осадков на всех участках гонки примерно 60%, значит мы в праве ожидать дождливое издание «Милан – Сан-Ремо», последний раз мокрой однодневка была в 2014-м году, тогда первым её закончил Кристофф. Ветер незначительный, всего 2-3 метра в секунду.


Возможные варианты развития событий и фавориты

Чаще всего гонка заканчивается на Виа Рома массовым спринтом, но при этом надо понимать, что ничего общего с обычным спринтерским этапом какой-нибудь многодневки «Милан – Сан-Ремо» не имеет. Во-первых, дистанция почти в 300 километров дает о себе знать, Чипресса и Поджо не самые тяжелые подъемы, но преодолевать их после шести часов гонки очень непросто. Отнюдь не все сильнейшие спринтеры в мире способны удержаться на «Милан – Сан-Ремо» в первой группе и сохранить силы для мощного финишного рывка.

Давайте прибегнем к помощи всезнающей статистики и вспомним, что происходило на «Ла Классичиссима» последние 10 лет. В 2008-м сольной атакой уже после прохождения Поджо выиграл Фабиан Канчеллара. В 2009-м неожиданную победу в спринте одержал совсем молодой Марк Кэвендиш. В 2010-м очередной групповой спринт и победа Оскара Фрейре. В 2011-м впереди до финиша добралась группа, в которой было около 10 велосипедистов, а сильнейшим из них стал австралиец Мэттью Госс. В 2012-м атаку Канчеллары на Поджо поддержали Саймон Герранс и Винченцо Нибали, они так и добрались до финиша втроем и отсидевшийся за спинами Герранс выиграл гонку у «Спартака». В 2013-м после Поджо впереди осталось семь гонщиков, к которым на последних метрах присоединился восьмой - Тайлер Финни, а в заключительном спурте Геральд Чиолек одолел Петера Сагана и Фабиана Канчеллару. После этого начался период, в который все заканчивалось самым логичным образом - групповым спринтом. В 2014-м уверенно победил Александр Кристофф, в 2015-м Джон Дегенкольб, в 2016-м Арно Демар. В прошлом году повторился сценарий 2012-го года. Один гонщик атаковал на Поджо (Саган), а за ним удержались двое (Квятковски и Алафилипп), в результате более сильный Саган проиграл Квятковски на финише. Выходит, что за последние 10 лет судьба «Милан — Сан-Ремо» пять раз решалась в массовом спринте (в основной группе удерживалось примерно 30-40 участников), дважды впереди доезжали группы, в которых было около 10 гонщиков, дважды пелотон не мог накатить трио и всего один раз успехом увенчалась сольная атака, причем уже после Поджо. Основываясь на этой информации можно предположить, что шансов у спринтеров, способных преодолеть холмы действительно чуть больше, чем у гонщиков, нацеленных на атаку на последних километрах.

Надо сказать, что непосредственно перед «Милан – Сан-Ремо» спринтерские ряды понесли существенные потери. Из-за травм и болезней на старт не выйдут: победитель гонки 2015-го года Джон Дегенкольб, француз Насер Буанни, который всегда попадал на итальянском монументе в топ-10, один из фаворитов гонки последних лет Фернандо Гавирия. В последний момент стало известно, что в гонке примут участие Марк Кэвендиш и Майкл Мэттьюз, но их подготовку нельзя назвать идеальной, особенно это касается британца.

Норвежец Александр Кристофф (UAE-Team Emirates) первенствовал на «Милан – Сан-Ремо» один раз, но групповой спринт за последние пять лет он выигрывал трижды и еще один раз был в нем вторым. В 2013-м Кристофф выиграл спринт, но впереди оказалось восемь атаковавших гонщиков, в 2014-м норвежец финишировал первым, в 2015-м был вторым, проиграв только Дегенкольбу, в 2016-м он единственный раз сплоховал, став только шестым, в 2017-м он вновь был сильнейшим спринтером, но это принесло ему только четвертое место, впереди были Квятковски, Саган и Алафилипп. Кристофф выигрывал множество других однодневок за счет своего финишного куска, неоднократно был сильнейшим в групповых спринтах на «Ронде ван Влаандерен», «Париж – Рубе», чемпионате мира и уже далекой Олимпиаде 2012-го года. В общем, бывшего представителя «Катюши» можно считать лучшим спринтером на затяжных классических гонках последних 5-6 лет. Да, на этапах многодневок норвежский викинг побеждает нечасто, но на однодневках он свой главный навык отнюдь не потерял.

Кристофф был в числе заболевших на «Париж — Ницце», но до завершения многодневки он успел восстановиться и даже поучаствовал в разборке спринтеров на пятом этапе. Конечно, норвежец не сумеет поддержать атаки на Поджо, но он неизменно заканчивает классику в пелотоне, а в спринте с ним смогут бороться немногие. С этого сезона Кристофф выступает в одной команде с двукратным призером «Милан — Сан-Ремо» Беном Свифтом. Вполне возможно, что Свифт получит свободу и попробует сам спринтовать, но если оба удержатся в основной группе после всех подъемов спортивным директорам арабской команды все-таки стоило бы дать указания Свифту помочь Алексу, так, как это делал в 2014 и 2015-м годах Лука Паолини.
Трехкратный чемпион мира Петер Саган может выиграть «Ла Классичиссиму» при любом варианте развития событий. Призером гонки он становился дважды, в 2013-м словак был вторым, проиграв спринт из небольшой группы Геральду Чиолеку, а в прошлом году он вновь оказался вторым в борьбе с Квятковски и Алафилиппом. Многие об этом уже позабыли, но в 2012-м совсем молодой Саган тоже имел прекрасный шанс выиграть итальянскую классику, он даже был лучшим в групповом спринте, но впереди удержались Герранс, Канчеллара и Нибали. Тогда сложилось впечатление, что Саган мог накатить лидеров на спуске с Поджо, но не стал этого делать, потому что боялся подвести к своему партнеру по Liquigas Винченцо Нибали других гонщиков из основной группы. На бумаге у Сагана самый сильный финишный спурт из числа всех гонщиков, которые способны атаковать на Поджо, но это не всегда гарантирует победу.

В прошлом году Петер доказал, что он может выиграть спринт у Кристоффа, если не будет тратить силы на атаки, именно так словак завоевал в Бергене титул чемпиона мира в третий раз. Он занял идеальную позицию на колесе норвежца и сумел на последних метрах незначительно опередить хозяина трассы. Если все закончится групповым спринтом Сагану вновь стоит искать колесо именно Кристоффа, наверно лидер Bora - Hansgrohe это уже хорошо понимает. Именно Сагана можно считать главным фаворитом гонки, причем еще никогда Петер не был таким явным фаворитом, он может выиграть почти любым способом, в том числе атакой на спуске с Поджо.
Продолжить представление наиболее опасных спринтеров стоит с Арно Демара. Лидер Groupama - FDJ выиграл «Милан — Сан-Ремо» в 2016-м и у него были другие успехи в спринте по итогам затяжных однодневок, но до результатов Кристоффа ему в этом плане все-таки достаточно далеко. Арно выигрывал финишные развязки на «Париж — Рубе» и «Гент — Вевелгем», но пока это не приносило ему даже призовых мест, впереди приезжали атаковавшие заранее конкуренты. Когда Демару было всего 20 лет он выигрывал престижную немецкую однодневку «Классика Гамбурга» и это лишний раз говорит о его потенциале на подобного рода гонках. Демар отлично начал «Париж— Ниццу», выиграл тяжелый этап и полидировал в общем зачете, а затем немного приболел, но это не должно ему помешать на «Ла Классичиссима». Арно один из явных претендентов на победу в случае спринтерской развязки.
Еще год назад никто бы не стал относить к фаворитам «Милан — Сан-Ремо» олимпийского чемпиона в омниуме Элию Вивиани, но полностью забросив трек итальянец заметно прибавил на шоссе, в первую очередь именно на однодневках. В прошлом году Элия стал гораздо увереннее чувствовать себя на подъемах, подтверждением этому стали победы на двух однодневках мирового тура, на «Классике Гамбурга» и «Гран-При Плюэ». На «Милан — Сан-Ремо» Вивиани впервые в карьере сумел удержаться в основной группе и занял на финише девятое место (шестое в спринте из группы). Этот сезон новичок Quick-Step Floors начал мощно, одержав уже пять побед на этапах многодневок. Из-за травмы Гавирии в случае спринта вся команда будет работать на последних километрах именно на итальянца, и он вполне способен вмешаться в борьбу за призовые места, конечно, если удержится в пелотоне.
В числе участников значатся многие из сильнейших чистых спринтеров мира, но бороться за высокие места им будет достаточно затруднительно. Марк Кэвендиш выигрывал «Милан — Сан-Ремо» в 2009-м, но в дальнейшем всего дважды добирался до финиша в основной группе, но ни разу не выигрывал в ней спринт. Его подготовка была подпорчена завалами и сходами на «Абу-Даби Туре» и «Тиррено — Адриатико». Австралиец Калеб Юэн из Mitchelton - Scott дебютировал на гонке в прошлом году и сразу занял приличное десятое место, но непосредственно перед соревнованиями он заболел и сошел с «Тиррено — Адриатико», Марсель Киттель вообще впервые выступит на «Милан — Сан-Ремо», шансов у него почти нет - рельеф уж слишком сложный. На фоне остальных топ-спринтеров немного выделяется Андре Грайпель из Lotto Soudal, немецкий ветеран подошел к «Милан — Сан-Ремо» в хорошем состоянии, но он уже много раз выступал на классике и всего один раз добирался до финиша в первой группе и даже тогда у него не осталось никаких сил для спринтерского рывка.

Магнуса Корт Нилсена, Маттео Трентина и Сонни Колбрелли нельзя отнести к числу топ-спринтеров, но их шансы удержаться в первой группе гораздо выше. Датчанин Корт Нилсен хорошо терпит тяжелый рельеф, находится в хорошей форме и кажется, что он отлично освоился в казахстанской «Астане». В прошлом году Магнус впервые выступил на «Милан — Сан-Ремо» и финишировал 11-м.
Маттео Трентин перед стартом сезона сломал ключицу, да и вообще на пик формы он обычно выходит на второй половине сезона, но на недавней «Омлооп Хет Ниуевсблад» он смотрелся весьма прилично, к тому же он отлично помогал Саймону Йейтсу на дождливых горных этапах «Париж — Ниццы», а это явно свидетельствует о хорошей форме. В прошлом году на чемпионате мира Маттео был четвертым и если Юэн отстанет от пелотона, то в Mitchelton - Scott ставку сделают именно на итальянца. Колбрелли тоже отлично преодолевает холмы и способен на них не только удерживать в группе, но даже иногда атаковать. В спринте на старте сезона представитель Bahrain - Merida смотрелся не слишком здорово, но это мало, что значит. На «Ла Классичиссима» Сонни выступал пять раз и всегда попадал хотя бы в топ-20.

Австралиец Майкл Мэттьюз одна из главных предстартовых загадок. В его послужном списке есть призовые места на чемпионатах мира и «Милан — Сан-Ремо», но подготовка была испорчена из-за травмы на «Омлооп Хет Ниеувсблад», из-за которой он пропустил «Тиррено — Адриатико». По нашему мнению, Майкл будет в порядке и должен претендовать на пьедестал, но в случае чего у Team Sunweb есть запасные варианты с Никиасом Арндтом и Эдвардом Тейнсом.

Не стоит списывать со счетов и ряд других гонщиков - Яспера Стейвена, выигравшего групповой спринт на «Омлооп Хет Ниеувсблад», Кристофа Лапорта, возглавляющего Cofidis в отсутствии Насера Буанни, Денни ван Поппеля из LottoNL - Jumbo и Сашу Модоло (Team EF Education First - Drapac p/b Cannondale).

Теперь поговорим о гонщиках, способных занять высокое место за счет атаки. Помимо Сагана на ум в первую очередь приходит прошлогодний победитель Михал Квятковски. Поляк находится в прекрасной форме, несколько дней назад он покорил «Тиррено — Адриатико», а чуть раньше выиграл «Вольта Альгарве». Все помнят, как Михал победил в прошлом году, но при этом многие забывают, что он был первым на вершине Поджо в 2016-м году, а его потом догнали на спуске. Выходит, что поляк был в числе сильнейших два года подряд и это серьезная заявка на очередной высокий результат. В финишной скорости Михал уступает Сагану, но превосходит почти всех остальных своих возможных попутчиков.
У Quick-Step Floors сразу два серьезных претендента на успешную атаку - Филипп Жильбер и Жулиан Алафилипп. Прославленный ветеран из Бельгии мечтает выиграть все монументальные классики, на данный момент он не побеждал только на «Милан — Сан-Ремо» и «Париж — Рубе». Жильбер два раза был призером гонки, но кажется, что сейчас он немного не дотягивает до пика своей формы. Впрочем, в прошлом году Филипп набрал великолепные кондиции очень быстро и неожиданно, нельзя исключать, что в этом году произойдет тоже самое. Алафилипп был призером в 2017-м, в предыдущем сезоне на «Париж — Ницце» он выступал лучше, чем в этом, но это не значит, что похожая картина будет и на «Ла Классичиссима». В случае спринта из небольшой группы Алафилипп и Жильбер имеют примерно одинаковые с Квятковским шансы.

Нельзя обойти стороной еще двух гонщиков - итальянца Джанни Москона из Team Sky и казахстанца Алексея Луценко из Astana Pro Team. Уникальный универсал Москон стремительно ворвался в число лучших гонщиков мира, в 2017-м он был в числе сильнейших на чемпионате мира, а также попал на пьедестал «Джиро ди Ломбардия» и закончил в первой пятерке «Париж — Рубе». Луценко тоже был в числе атакующих гонщиков на прошлогоднем чемпионате мира, Алексей прекрасно начал новый сезон, выиграл «Тур Омана» и был в числе самых агрессивных участников «Тиррено — Адриатико». Москон и Луценко обладают хорошей финишной скоростью, но все-таки уступают в этом показателе Сагану, Квятковскому и Жильберу.
Олимпиский чемпион и победитель «Париж – Рубе» Грег ван Авермат давно входит в число сильнейших однодневщиков мира, но на старте этого сезона до своих лучших показателей он явно не дотягивает. Сомневаемся, что он сумеет поддержать темп сильнейших на Поджо, но если он за них все-таки зацепится, то в спринте он может удивить многих из них, в том числе Сагана, которого он уже неоднократно бил именно в финишных баталиях.

Предположим, что в случае спринтерской развязки победителем «Милан — Сан-Ремо» во второй раз станет Александр Кристофф, если будут успешные атаки, то мы отдаем пальму первенства Петеру Сагану.

Автор: Салим Макеев
Made on
Tilda