Превью двадцатого этапа 74-го издания La Vuelta a Espana
До старта «Вуэльты» многие говорили о том, что третья неделя гонки будет очень простой и поменять на последних этапах ситуацию в общем зачете практически нереально. На деле же мы видим, что третья неделя получается самой тяжелой за время нынешнего испанского гранд-тура. Мигель Анхель Лопес сильно всех напряг на 18-м этапе, а два предыдущих равнинных дня получились необычайно нервными и драматичными из-за сильного ветра. Вспоминать их будут еще очень долго. Сегодня у вымотанных до предела гонщиков появится последний шанс изменить в горах ситуацию в свою пользу.
Двадцатый этап «Вуэльты» завершается на Платаформа де Гредос. Раньше в этой местности этапы крупных многодневок никогда не заканчивались, да и местные подъемы важного следа в истории велоспорта не оставили. В связи c этим мы лучше вспомним, как менялся общий зачет гонки на последних горных этапах в прошлые годы.
В 2018-м заключительный этап в горах проходил в Андорре. Лидер общего зачета на нем не изменился, им остался Саймон Йейтс. Зато Энрик Мас и Мигель Анхель Лопес сумели прорваться на пьедестал с четвертого и пятого мест. Именно Мас и Лопес разыграли победу на склонах знаменитой Колладо де ла Гальины.
В 2017-м году последний горный день «Вуэльты» заканчивался на легендарной Альто де л'Англиру. Победу за счет атаки у подножья горы одержал Альберто Контадор. Это был последний успех в карьере испанца. Крис Фрум и Винченцо Нибали сохранили первые два этапа места в общем зачете, а вот Ильнур Закарин опередил Вилко Келдермана и вышел на третье место.
Альберто Контадор на Альто де л'Англиру. 2017
В 2016-м году борьба за общий зачет заканчивалась на склонах Альто де Айтаны. Этап разыграл отрыв, сильнейшим в нем был Пьер Латур. В группе «генеральщиков» Крис Фрум несколько раз атаковал Найро Кинтану, но так его и не сбросил. Кинтана выиграл генеральную классификацию, Фрум остался вторым. Перестановки произошли только в борьбе за третье место. Эстебан Чавес обошел Альберто Контадора и закончил гранд-тур третьим.
Последний раз лидер общего зачета на последнем горном этапе менялся в 2015-м. Тогда Дюмулен рухнул с первого на шестое место, а обладателем красной майки стал Фабио Ару. Подробнее рассказывать об этом мы не будем, поскольку это было в нашем превью 18-го этапа.
Последняя смена лидера на заключительном горном этапе до Ару и Дюмулена датирована далеким 2003-м году. Тогда Роберто Эрас сумел опередить Исидро Носаль. Хотя произошло это не на групповом горном этапе, а на горной «разделке» на склонах Альто де Абантос.
Маршрут
Аренас-де-Сан-Педро – Платаформа де Гредос (190,4 км)
Решающий этап в горах пройдет по дорогам провинции Авила, расположенной на территории автономного сообщества Кастилья и Леон. Набор высоты за этап самый большой за все три недели – 4430 метров. Всего же гонщики проедут из Аренас-де-Сан-Педро до Платаформа де Гредос 190,4 километра.
Категорийных подъемов в маршруте этапа шесть – по два первой, второй и третьей категории сложности, но в реальности горовосхождений будет даже больше. Не все подъемы заслужили внимания организаторов и остались в итоге некатегорийными.
Вот перечень всех официальных промежуточных подъемов дня: Пуэрто де Педро Бернардо (18,4 км, 4,4%), Пуэрто де Серранильос (9 км, 4,8%), Альто де Наватальгордо (3 км, 7,2%), Пуэрто де Чиа (3 км, 4%), Пуэрто де Пенья Негра (14,2 км, 5,9%).
Профили всех подъемов можно посмотреть в этой галерее:
Вершину Пуэрто де Пенья Негра пройдут за 34 километра до финиша. Именно на этом участке этапа обстановка в основной группе должна стать неспокойной. Вперед наверняка выйдет представители Astana Pro Team, которые будут готовить атаку Мигеля Анхеля Лопеса.
Последний подъем на Пуэрто де Гредос на первый взгляд не впечатляет – 9,4 км, 3,8%, но столь незначительный средний градиент обусловлен отрезком «даунхилла» в средней части подъема. Последние четыре километра восхождения вполне достойные, там 7%.
Да, в целом градиенты подъемов не впечатляют, но они были примерно такими же и два дня назад, Кинтану и Погачара тогда удалось отцепить. Сегодня кого-то из претендентов на общий зачет тоже можно сбросить, все уже очень сильно устали.
Погода
Температура воздуха по ходу этапа составит 16-21 градус. Достаточно высока вероятность дождя: 40-60% на разных участках маршрута. Ветер: 3-5 метров в секунду, большую часть этапа боковой или попутный.
Главные герои
Примош Роглич (Team Jumbo – Visma)
Так уж вышло, что на второй половине «Вуэльты» проблемы у Примоша Роглича возникают в основном не на горных, а на равнинных этапах. На старте 17-го этапа он упустил момент атаки огромной группы гонщиков и едва не отдал лидерство Найро Кинтане. На 19-м произошел грандиозный завал, из-за него Роглич оказался отброшен от группы, в которой начала заряжать Movistar Team. В обоих случаях словенцу пришлось сильно понервничать, но ему удавалось выйти сухим из воды.
Неприятной новостью для Team Jumbo – Visma вчера стал сход с гонки Тони Мартина. Титулованный немец стал одной из жертв завала. Потерять такого гонщика как Мартина – всегда неприятно, но гораздо большое значение для голландского коллектива и его лидера сегодня будут иметь горные «грегари», которые вчера тоже полегли в завале. Если с ними все будет в порядке, то проблем у Роглича возникнуть не должно, он очень убедительно смотрелся на подъемах на всех предыдущих этапах.
Маловероятно, что Роглич поймает сегодня кризис, но проблемы у него все-таки могут возникнуть, если он окажется один слишком рано.
Вчера Movistar Team не сумела изменить ситуацию в общем зачете, зато нажила себе новых хейтеров, которых и без того у испанской команды хватало.
Испанский коллектив решил включиться в голове пелотона на полную катушку, когда Роглич и Лопес оказались в минуте позади из-за завала. Мы не сторонники мнения, что лидеров общего зачета нужно ждать всегда, если они остались сзади из-за завала или поломки, но то, что сделала Movistar Team действительно выглядело некрасиво. Оруженосцы Вальверде и Кинтаны получили от спортивных директоров распоряжение включаться именно из-за завала. Если бы Movistar Team работала впереди и до этого эпизода – вопросов бы к ней не было, во всяком случае у нас. На деле же все это смотрелось не очень хорошо.
Ситуация у Кинтаны и Вальверде неоднозначная. С одной стороны, они идут на втором и третьем местах и вроде как должны напрягать Роглича, с другой стороны, сзади них находится агрессивно настроенный Лопес, который не скрывает своих амбиций и хочет прорваться в первую тройку. Кинтана запросто может вылететь из топ-3. Мы помним, как плохо он смотрелся в конце второй недели, пусть даже из-за вируса. 18-ый этап колумбиец проехал лучше, но все равно был заметно слабее Лопеса.
Какую же тактику выбрать Movistar Team? Нам кажется, что если Роглич не окажется изолированным слишком рано, лучше сконцентрироваться на обороне двух призовых мест. В распоряжении у испанцев есть великолепный Марк Солер, который может отлично справиться со своими обязанностями.
Мигель Анхель Лопес (Astana Pro Team)
Мигель Анхель Лопес, который пытается прорваться в призовую тройку на последнем этапе в горах – это уже своеобразная классика гранд-туров. Такая ситуация с ним уже в третий раз за последние два года. На «Джиро» и «Вуэльте» в 2018-м году он со своей задачей справился, хотя в Италии не обошлось без везения, Тибо Пино словил жесткий кризис из-за подхваченной в заключительные дни пневмонии.
В большинстве случаев «Супермен» на последних этапах смотрится убедительно. Наверняка он сейчас сильнее Кинтаны, да и не только его, вопрос в другом – не слишком ли этот этап простой, чтобы на нем можно было отцепить Кинтану?
Если удалось сбросить своего соотечественника и земляка по департаменту Бояка два дня назад, то вполне можно сделать это и сегодня. Даже если атака на Пуэрто де Пенья Негра не пройдет, последний подъем оставляет Лопесу шансы. Да, восхождение к Платаформа де Гредос короткое, но отставание от Кинтаны совсем небольшое, всего 46 секунд.
Подъемы на сегодняшнем этапе пологие, но именно на таких Лопес любит и умеет атаковать. Стоит ожидать, что основная активность в пелотоне будет исходить именно от Astana Pro Team.
Тадей Погачар (UAE – Team Emirates) и Рафал Майка (Bora – Hansgrohe)
Тадея Погачара от Найро Кинтаны отделяют всего 1.18, но свой шанс на призовое место словенец уже видимо упустил. На 18-м этапе Погачар смотрелся неубедительно и пропустил вперед Лопеса, отыграть время у Кинтаны тоже не получилось, они приехали на финиш вместе.
Мы не уверены, что неудачное выступление на 18-м этапе означает, что у 20-летнего Тадея заканчиваются силы. Вполне возможно, что это был отдельно взятый кризисный день. Такое с ним было и на первой половине гонки, на пятом и седьмом этапах.
Теоретически опередить нестабильного Кинтану все еще можно, но сделать тоже самое с Лопесом будет гораздо тяжелее. Лопес убедительно смотрелся на последних этапах, да и вообще, обычно он сильно заканчивает гранд-туры.
Рафал Майка идет в общем зачете на шестом месте, но борьбу за призовые места уже не ведет, отставание слишком большое. Однако, нельзя не отметить, что на второй половине гонки поляк выглядит сильнее, чем в начале.
Майка может побороться за этап, если к последнему подъему ранний отрыв догонят, а в элитной группе гонщики начнут оглядываться друг на друга.
С логической точки зрения, Astana Pro Team нужно сегодня догонять отрыв, чтобы повысить шансы Лопеса на призовое место в генеральной классификации, но жестко включатся гонщики казахстанской команды наверняка только на Пуэрто де Пенья Негро. Все будет зависеть от того, каким будет разрыв к этому моменту.
Чуть выше мы перечислили гонщиков, которые имеют наиболее хорошие шансы на победу из группы отрыва. Мы выбрали тех, кто сегодня должен находиться в оптимальных кондициях и тех, кому не придется возвращаться за своими капитанами в случае активных действий сзади.
Прогноз
Предположим, что отрыв сегодня догонят и победу в финишной борьбе Роглич у Вальверде и Лопеса выиграет. Лопес сумеет обойти Кинтану в генеральной классификации и займет третье место.
Микель Ниеве – наш главный кандидат на победу из отрыва.