04.12.2018

Спринт: Что было в этом году. Что будет в следующем

Вспоминаем спринтерские баталии 2018-го года и предсказываем будущее
Спринтерские этапы многодневок любят не все. Это находит свое отражение и в телевизионных рейтингах, этапы с равнинным рельефом и предполагаемой спринтерской развязкой смотрят гораздо меньше людей. Однако многим специалистам такие этапы нравятся едва ли не больше горных. В горах все достаточно просто и очевидно – на последних километрах впереди остаются сильнейшие, те, что послабее отстают и теряют достаточно много времени. В спринте в этом плане все гораздо более запутанно – не все решают одни лишь ватты, иногда ключевое значение имеют своевременные перестроения финишера и его разгоняющих. Сегодня мы разберем самое интересное, что происходило в спринте в 2018-м и постараемся заглянуть в ближайшее будущее.
2018: Quick-Step Floors vs Bora – Hansgrohe vs Груневехен

Трансферы перед началом сезона

Перед стартом сезона произошел громкий переход – Марсель Киттель перебрался из Quick-Step Floors в Team Katusha – Alpecin, а многолетний лидер швейцарской команды Александр Кристофф ушел в UAE – Team Emirates. Хотя норвежца топ-спринтером если и считали, то несколько лет назад, к 2018-м году он уже успел откатиться достаточно далеко в виртуальной табели о рангах. Quick-Step Floors попыталась компенсировать уход Киттеля, вытащив из Team Sky олимпийского чемпиона на треке Элию Вивиани, правда уготована ему была роль только второго спринтера команды, первым считался Фернандо Гавирия.
Элия Вивиани
Все остальные ведущие спринтеры мира перед началом прошедшего сезона команды не меняли, оставшись там, где они выступали до этого.


Что ждали перед началом сезона

Как и для гонщиков любых других специализаций, для спринтеров главной гонкой сезона считается «Тур де Франс». Основным претендентами на большое количество победных этапов считались Киттель и Гавирия. В их борьбу могли вмешаться молодые Дилан Груневехен (LottoNL – Jumbo), Калеб Юэн (Orica – Scott), более опытные Арно Демар (Groupama – FDJ), Петер Саган (Bora – Hansgrohe), а также ветераны Марк Кэвендиш (Dimension Data) и Андре Грайпель (Lotto Soudal). При этом Саган в очередной раз назывался явным претендентом на победу в борьбе за зеленую майку лучшего спринтера. Разумеется, благодаря своему универсализму и способности преодолевать холмистый рельеф.
Петер Саган. Собственной персоной
Основным фаворитом равнинных дней на «Джиро» считали Элию Вивиани, не только из-за его скорости, но и предполагаемого мощного спринтерского поезда, который у Quick-Step Floors практически всегда на высоте. С «Вуэльтой» все было достаточно туманно, просто в силу того, что перед стартом сезона не бывает понятно, кто поедет на испанский гранд-тур, а кто нет.


Что вышло на самом деле

Вскоре после начала сезона стало заметно, что Груневехен в 2018-м году существенно добавил. Не всегда его поезд, состоявший из Амунда Грендаля Янсена и Тимо Роосена работал на него четко, но даже когда их действия были далеки от идеала, голландец пытался разобраться сам и часто у него это получалось. Именно Груневехен произвел впечатление самого резвого спринтера в начале сезона.
Хорошо начал сезон и Элия Вивиани, статус второго номера Quick-Step Floors его отнюдь не смущал. Большую часть сезона его разгоняли Михаэль Меркев и Фабио Сабатини, которые практически всегда выводили его на оптимальную позицию. Особенно хорош в этом аспекте был датчанин Меркев, исполнявший роль предпоследнего разгоняющего. Сам же Вивиани подкреплял старания своих «грегари» хорошими финишными ваттами, его скорости не дотягивали до груневехеновских, но превосходили почти всех остальных.

У Марка Кэвендиша продолжилась черная полоса, начавшаяся еще в 2017-м году. В начале сезона одно падение следовало за другим, сосредоточиться в такой ситуации на результатах было совсем непросто. Уже во второй половине сезона стало известно, что у Кэва второй раз за два года диагностировали мононуклеоз, и после июля он не вышел на старт ни одной гонки.

Фернандо Гавирия получил травму на «Тиррено – Адриатико» и пропустил весенние классики, правда повреждение не помешало его подготовке к «Тур де Франс». Марсель Киттель начал сезон тяжело, но все-таки выиграл два этапа на все той же «Тиррено – Адриатико». Однако эти две победы в Италии так и остались для Марселя первыми и последними в 2018-м году. Вскоре травму получил его разгоняющий Марко Халлер, но результаты у спринтера Team Katusha – Alpecin пропали вовсе не из-за отсутствия важного звена спринтерского поезда, сам Киттель был в очень плохой форме – это и стало причиной всех неудач. У немца не получалось перемещаться по группе вместе со своими помощниками, поэтому он либо вовсе не участвовал в финишной борьбе, либо спринтовал из абсолютно безнадежной позиции, бороться за победу из которой было невозможно.
Марсель Киттель
«Джиро» началась с побед Вивиани, как этого все и ожидали. Однако ближе ко второй половине итальянского гранд-тура большие проблемы Вивиани начал доставлять ирландец Сэм Беннетт из Bora – Hansgrohe, до этого ранее на гранд-турах не побеждавший. На равнинных этапах «Джиро» выигрывали только итальянец и ирландец – Вивиани одержал четыре победы и стал победителем спринтерского зачета, Беннетт был сильнейшим три раза.

Поезд Quick-Step Floors ожидаемо оказался лучшим, Морков, Сабатини, а также Флориан Сенешаль и Зденек Штыбар здорово помогали итальянцу, у Bora – Hansgrohe дела шли не так хорошо, но со временем в немецкой команде поменяли стратегию. В дружине Беннетта поняли, что нет смысла стараться организовывать альтернативный развоз, у Quick-Step Floors он все равно будет лучше, Bora – Hansgrohe перестроилась и целенаправленно пыталась устроить Беннетта на колесе у Вивиани на последних 2-3 километрах.
Сэм Беннетт на «Джиро»
В Quick-Step Floors попробовали применить контрмеры, прикрывая своего спринтера не только спереди, но и сзади, роль своеобразного блокировщика исполнил Штыбар. В конечном счете все свелось к тому, что Вивиани побеждал всегда, когда Беннетт не оказывался непосредственно у него на колесе, а когда ирландец садился за итальянцем, то побеждал уже он. Другие команды пытались вмешаться в борьбу Quick-Step Floors и Bora – Hansgrohe, но у них ничего не выходило. Периодически LottoNL – Jumbo и Team EF Education First – Drapac получали относительно неплохую позицию, но их спринтеры Денни ван Поппель и Саша Модоло бороться с двумя самым резвыми конкурентами не могли.

Параллельно с «Джиро» в Штатах проходил «Тур Калифорнии», спринтерский состав участников которого оказался заметно сильнее итальянского гранд-тура. Quick-Step Floors оказалась на высоте и там, все три этапа подходящие резвым финишерам отошли к восстановившемуся после травмы Гавирии. Ильо Кейссе, Альваро Ходч и Ариэль Максимилиано Ричезе действовали практически идеально, Гавирии оставалось только закончить начатую его помощниками работу. На гонке присутствовали Саган, Кэвендиш, Киттель, Юэн и Кристофф, но не было Груневехена, поэтому большинство побед Гавирии достались легко, близок к поражению он был всего один раз.

Первые спринтерские баталии «Тур де Франс» тоже прошли достаточно ожидаемо. Кейссе на «Большую Петлю» не заявили, однако поезд Жильбер-Лампарт-Ричезе справлялся со своими обязанностями и без опытного бельгийца.
Фернандо Гавирия на «Туре»
Гавирия выигрывал этапы для чистых спринтеров, Саган забирал этапы чуть посложнее, с финишем в «апхилл». Трехкратный чемпион мира вообще не обращал внимание на действия своих партнеров по команде, он просто занимал позицию непосредственно за Гавирией, понимая, что это самая оптимальная стратегия. Чистой скорости для борьбы с колумбийцем у Сагана не хватало, но он исправно финишировал в топ-3, контролируя ситуацию в борьбе за зеленую майку.

Пауль Мартенс, Амунд Грендаль Янсен и Тимо Роосен никак не могли грамотно сработать на Груневехена, но спринтер LottoNL – Jumbo начал справляться самостоятельно к концу первой недели, одержав две победы вслед за Гавирией.
Дилан Груневехен на «Туре»
После первых горных этапов «Тур» покинули Гавирия, Груневехен, Грайпель и ряд других быстрых финишеров. Конкуренция на спринте стала заметно ниже, оставшиеся три равнинных этапа достались Сагану, Демару и Кристоффу. Сначала выиграл Саган, потом он травмировался и свой шанс получили уже француз с норвежцем.

Впечатляющий состав спринтеров собрала голландско-бельгийская многодневка BinckBank Tour, в числе ее участников оказался австралиец Калеб Юэн, которого его команда Orica – Scott отцепила от «Тур де Франс» в последний момент, предпочтя собрать всех гонщиков вокруг Адама Йейтса. Миниатюрный Юэн стал самым сильным и стабильным спринтером на BinckBank Tour, но практически все этапы оказались отданы на откуп отрывам, поэтому боролся Юэн и его именитые конкуренты в основном не за первые места.

Спринтерский состав участников «Вуэльты» был не таким сильным, как на «Туре», впрочем, так бывает всегда и все именно этого и ожидали. Явным фаворитом выглядел Вивиани, а его главным конкурентом назывался Саган. Джакомо Ниццоло, Маттео Трентин, Насер Буанни и Денни ван Поппель тоже приехали в Испанию, однако казалось, что победить им позволит только какая-то неудача Вивиани в виде падения или неожиданный провал в развозе.

Больших сюрпризов по ходу испанского гранд-тура не произошло. Вивиани выиграл три этапа, а единственной осечкой его развозящих воспользовался не Саган, а Насер Буанни. Саган сумел один раз одолеть Вивиани, но в этот день равнинный этап достался не спринтерам, а участникам раннего отрыва. Меркев и Сабатини привычно развозили Вивиани, а Саган без особых проблем занимал позицию на колесе у итальянца, именно поэтому он и не выиграл этап, на котором поезд Quick-Step сплоховал. Словак ждал, что Вивиани вывезут вперед, в итоге он оба они остались слишком далеко позади, чтобы бороться за победу.
Вивиани на «Вуэльте»
По итогам года Quick-Step Floors забрала на гранд-турах девять этапов под чистых спринтеров, Bora – Hansgrohe досталось пять, Груневехен добыл для LottoNL – Jumbo две победы, а Демар (Groupama – FDJ), Кристофф (UAE – Team Emirates) и Буанни (Cofidis) принесли своим командам по одной.

Статистика полностью отражает расклад сил – в составе Quick-Step Floors в этом сезоне было четыре сильных спринтера и работающий как швейцарские часы поезд, у Bora – Hansgrohe три сильных спринтера, которые в большинстве случаев занимали позицию на колесе финишера Quick-Step Floors. Груневехен оказался самым быстрым по чистой скорости, это принесло ему две победы на «Туре». В конце сезона голландец немного сбавил обороты, но его скорость позволила ему быть единственным гонщиком, который навязал Quick-Step Floors и Bora – Hansgrohe борьбу на главных стартах.


Лучшие разгоняющие

В качестве лучших разгоняющих в мировом пелотоне есть смысл отметить троих – Ариэля Максимилиано Ричезе, Михаэля Меркева и Рудигера Зелига. Первые двое представляют Quick-Step Floors, а третий Bora – Hansgrohe. Но отмечаем мы их отнюдь не только из-за того, что их спринтеры побеждали чаще других, а именно за слаженность и выверенность действий.

В пелотоне нет гонщика, который мог бы сравниться с Ричезе в плане работы на спринтера – он лучший уже лет пять. Аргентинец всегда тонко чувствует, когда нужно перестраивать и в какой момент пора вытаскивать финишера команды вперед.
Ариэль Максимилиано Ричезе
Ричезе отлично взаимодействовал с Гавирией, а Меркев с Вивиани. Причем датчанин не является последним развозящим Вивиани, но побеждал итальянец во многом именно благодаря его действиям. Неудачных развозов у Ричезе и Меркева в сезоне было буквально два-три – это очень мало на современном этапе велоспорта. Сейчас вперед лезут буквально все команды и давка за позицию колоссальная. Нельзя исключать, что в следующем году Меркев и Ричезе вместе начнут работать на Вивиани, тогда у команды Патрика Лефевера может получиться едва не идеальный спринтерский поезд.

Зелиг редко смотрится так внушительно, но в других командах выделяется именно он. Почему Bora – Hansgrohe не может сражаться с Quick-Step Floors на равных? Скорее всего это связано с тем, что партнеры Зелига немного не дотягивают до его уровня. Сагану разгоняющие не особо нужны, он лучший из спринтеров в плане выбора оптимальной позиции, а вот Беннетту с Паскалем Акерманном Руди Зелиг в этом году здорово помогал.


Сюрпризы

Киттель удивлял со знаком минус, а вот со знаком плюс выстрелили молодые спринтеры из все тех же двух команд – Фабио Якобсен, Альваро Ходч (оба – Quick-Step Floors) и Паскаль Акерманн (Bora – Hansgrohe).
Фабио Якобсен
Перед началом года в мировой тур влились сразу три талантливых молодых спринтера, которые выиграли в прошлом году по этапу. Колумбиец Ходч и голландец Якобсен пополнили Quick-Step Floors, а вот норвежец Кристоффер Халворсен подписал контракт с Team Sky. Разумеется, британская команда ориентирована под борьбу в общем зачете, а не под спринтеров, но Халворсен сразу получил в команде статус основного финишера, Ходч и Якобсен же в Quick-Step Floors находились под Гавирией и Вивиани. Несмотря на это именно, колумбиец и голландец выступили здорово, а у Халворсена сезон не получился. Якобсен одержал в 2018-м году семь побед, три из них на гонках мирового тура, Ходч побеждал пять раз (дважды в рамках мирового тура). Оба они внесли весомый вклад в триумфальное выступление Quick-Step Floors, одержавшей за сезон 73 победы. На сегодняшний день Якобсен выглядит чуть сильнее Ходча, во всяком случае так кажется со стороны.

Немец Акерманн в этом году гонялся в профессионалах второй сезон. В прошлом году он находился в тени Сагана и Беннетта, однако в этом сезоне его по-настоящему прорвало. 24-летний немец не выступал на гранд-турах, но выиграл в 2018-м девять гонок, шесть из которых были частью мирового тура. Акерманн впечатляет по скорости и умеет хорошо проходить короткие подъемы, а это крайне важный навык для любого спринтера.
Паскаль Акерманн
2019: Deceuninck – Quick-Step vs Bora – Hansgrohe vs Гавирия-Груневехен-Юэн?

В это межсезонье произошло два перехода, которым могут существенным образом повлиять на расклад сил в спринтерском мире. Quick-Step Floors, которая в следующем сезоне будет называться Deceuninck – Quick Step, второй год подряд потеряла сильнейшего спринтера – Фернандо Гавирия перешел в UAE – Team Emirates. Австралийцу Калебу Юэна в Orica – Scott ясно дали понять, что в команде теперь рассчитывают только на «горняков», поэтому он нашел себе новое пристанище в Lotto Soudal. Многолетний лидер Lotto Soudal Андре Грайпель тем временем перебрался в Arkea Samsic. В следующем году ему будет уже 37 лет и вряд ли он в дальнейшем сможет вести равный бой с более молодыми спринтерами из мирового тура, учитывая, что гоняться он будет в проконтинентальной команде без сильных помощников.

Спринтером номер один в Deceuninck – Quick Step теперь будет Вивиани, а Якобсена с Ходчем начнут чаще привлекать на самые важные гонки. Как минимум один из них в следующем году должен дебютировать на гранд-турах. Бороться Вивиани и его молодым партнерам по команде придется все с теми же тремя спринтерами Bora – Hansgrohe – Саганом, Акерманном, Беннеттом. Конкуренция в немецкой команде настолько высокая, что выигравший в этом году три этапа на «Джиро» Беннетт отнюдь не уверен, что попадет на итальянский гранд-тур в следующем сезоне.

Бросить вызов двум сильнейшим командам должен Груневехен со своей LottoNL – Jumbo, Калеб Юэн с Lotto Soudal и Фернандо Гавирия с UAE – Team Emirates.

Спринтерская группа LottoNL – Jumbo пополнилась Майком Тейниссеном. Возможно, этого бывшего велокроссмена интегрируют в поезд Груневехена, но пока рано об этом говорить. В любом случае, голландцам нужно оттачивать свои взаимодействия. Если удастся это сделать, и Груневехен не потеряет свою скорость, то побеждать он будет, причем много.

C Юэном в Lotto Soudal из Orica – Scott перешел развозящий Роджер Клюге, а из развалившейся Aqua Blue Sport привлекли Адама Блайта. Именно на Блайта и Клюге ляжет основная нагрузка по работе на Юэну, хотя наверняка будут подключать и других гонщиков – Яспера де Бейста, Йенса Кейкелейре. По именам получается достаточно перспективный поезд, остается дождаться и посмотреть, как все получится на самом деле.
Знаменитый низкий спринт Калеба Юэна
Знаменитый низкий спринт Калеба Юэна
У UAE – Team Emirates с Гавирией все совсем запутанно. В команде много номинальных спринтеров без опыта работы на лидера, все раньше спринтовали сами. Много перспективных молодых ребят, которых вряд ли поставят на гранд-туры вместе с колумбийцем в первый же год. В 2018-м году поезд UAE – Team Emirates смотрелся неубедительно, Александру Кристоффу все приходилось делать самому. Если арабская команда хочет, чтобы Гавирия часто побеждал, то работу поезда нужно существенным образом улучшать. Не ислючено, что на «Тур де Франс» работать на Гавирию придется самому Кристоффу. Впрочем, их лучше было бы развести по гранд-турам.


Возможные сюрпризы

Конечно, каждый год происходят какие-то сюрпризы. Они обязательно будут и в следующем году. Нам кажется, что их следует ждать от могучего немца Максимилиана Вальшайда из Team Sunweb. У него есть слабые места – плохо борется за позицию, часто бывает не способен преодолеть достаточно простые холмы, но скорость у него определенно имеется, вполне на уровне сильнейших.
Максимилиан Вальшайд
Из новичков мирового тура особое внимание следует обратить на немца Макса Кантера из все той же Team Sunweb, а также Яспера Филипсена из UAE – Team Emirates. Кантер несмотря на свои внушительные габариты неплохо преодолевает холмы, он был сильнейшим финишером на «Тур де л'Авенир». Яспер Филипсен чем-то напоминает завершившего карьеру Тома Боонена, он может не только бороться с узкоспециализированными спринтерами, но и имеет высокий потенциал в брусчатых классиках.

В следующем году заканчивается контракт Марселя Киттеля с Team Katusha – Alpecin, поэтому ему не мешало бы оживать и потихоньку возвращаться на свой уровень. Нужен новый контракт с приличной зарплатой, а с результатами уровня 2018-го года на хорошие деньги рассчитывать не приходится. Камбек Киттеля не станет таким уж большим сюрпризом.

В Марка Кэвендиша верится все меньше и меньше. Появляются новые резвые спринтеры, а он не становится моложе, к тому же постоянные проблемы со здоровьем дают о себе знать.
Хайлайты Gruppetto Camp Sochi 2018
Made on
Tilda