Tour de France 2018: Превью десятого этапа

Подробный анализ первого горного этапа «Тура»: маршрут, альтиметрия, фавориты
Сегодня в Альпах начинается совершенно новая часть «Большой Петли». На первой неделе на равнине, холмах и брусчатке претенденты на общий зачет ставили перед собой одну-единственную цель - не потерять время. Каждый с этой задачей справился по-разному, но катастрофических потерь никто не понес, если не считать сход Ричи Порта. Теперь все меняется, «генеральщики» попадают на свою территорию и будут пытаться выигрывать время у своих конкурентов в открытом противостоянии.
Альпийскую часть «Тура» обладателем желтой майки начинает бельгиец Грег ван Авермат, но уже сегодня, почти со 100% вероятностью майка получит нового владельца. На 10-м этапе участники проедут по горному маршруту 158,5 км, преодолев подъем высшей категории и три подъема первой категории. Общий набор высоты за этап составит около 4200 метров. Финишным населенным пунктом станет горнолыжный курорт Ле Гран-Борнан.


История

В Ле Гран-Борнане этапы «Тур де Франс» финишировали четыре раза, причем впервые это произошло не так давно - в 2004-м, затем в 2007-м, 2009-м и 2013-м годах. Первым победителем этапа в Ле Гран-Борнане стал Лэнс Армстронг, но через много лет его победа была переписана на немца Андреаса Кледена. В 2007-м в Ле Гран-Борнане, как и сейчас, заканчивался первый горный этап, который тогда дали на откуп отрыву. Триумфатором дня и новым лидером генеральной классификации стал молодой немец Линус Гердеманн, для которого этот успех так и остался главным в карьере. В 2009-м на финише вместе приехали братья Шлек и Альберто Контадор, выиграл этап Франк Шлек. Примечательно, что тогда гонщики тоже преодолевали связку Коль де Ромм – Коль де ла Коломбьер, которую им предстоит преодолеть и в этом году.
Браться Шлек и Контадор
В 2013-м до финиша первым вновь доехал отрыв, а лучшим на этапе стал португалец Руй Кошта.

Что касается сегодняшней последней горы, то Коль де ла Коломбьер в маршрут «Тура» включалась 21 раз. Впервые это произошло в 1960-м, а последний всего два года назад, в 2016-м. В разные годы первыми на вершине оказывались такие легендарные горовосходители, как Луис Эррера, Ришар Виранк и Марко Пантани. В 1994-м до вершины лидером добрался латвиец Петр Угрюмов. В 2016-м максимальные горные очки на Коль де ла Коломбьер получил бельгиец Томас де Хендт, правда тогда на вершину поднимались с другой стороны. Стоит отметить, что Коломбьер всегда был транзитным перевалом, этапы на его макушке никогда не заканчивались, вершина под это просто не адаптирована.

Примечательно, что в 2005-м году на Коль де ла Коломбьер на велосипеде решил подняться государственный секретарь США Джон Керри, но упал и сломал ногу где-то у подножья перевала.
Джон Керри – фанат велоспорта и любитель покрутить педали
Маршрут

Этап начнется в городе Анси, располагающимся в департаменте Верхняя Савойя (регион Овернь — Рона — Альпы), финишный Ле Гран-Борнан находится в том же департаменте. Территориально Анси и Ле Гран-Борнан разделяет всего несколько десятков километров.
Первые 32 километра в большей степени имеют холмистый рельеф, половину из них участники соревнований потратят на то, чтобы обогнуть озеро Анси. На 19-м километре гонщики окажутся на вершине малопримечательного подъема четвертой категории, а еще через 10 километров будет разыграна промежуточная спринтерская премия. Буквально через три километра после этого наступит время первого серьезного горовосхождения. Начнется штурм хорошо известного подъема первой категории Коль де ла Круа Фри (11,3 км, 7%).

Круа Фри имеет весьма нестабильные градиенты, есть как крутые участки, так и заметные выполаживания, но вторая половина подъема все-таки заметно сложнее первой, на ней совсем простых участков нет, зато есть трехкилометровый кусок с градиентом почти 10%, ближе к вершине Круа Фри градиент немного снизится.
Спуск с Круа Фри займет 18 с половиной километров, сразу по его завершению начнется восхождение на самую крутую гору этапа, получившую от организаторов высшую категорию сложности. Коль де Глиер (6 км, 11,2%) больше похож на подъемы, которые характерны для «Джиро» – никаких выполаживаний, крутые градиенты от подножья до самой вершины, но и тут вторая половина горы окажется тяжелее первой, последние четыре километра со средним градиентом практически 12%.
После преодоления горной премии начнется 1800-метровый участок гравийной дороги, после него еще пара километров относительной равнины, а потом 12-километровый спуск. На первых 5-6 километрах этого «даунхилла» гонщикам нужно быть осторожными, там много виражей.

На 85-м километре маршрута наступит время не такого же простого некатегорийного подъема, протяженностью 5,5 км и средним градиентом 4,7%.
По его завершению новый спуск, теперь уже 10-километровый, а потом примерно 20 километров по равнине. На 122-км километре в коммуне Клюз начнется решающая часть этапа, а именно прохождения тяжелейшей связки Коль де Ромм – Коль де ла Коломбьер.

Первые три километра Коль де Ромм (8,8 км, 8,9%) самые тяжелые, на них средний градиент почти 10%, средняя часть подъема попроще, правда довольно относительно, более-менее пологий километр всего один, на нем 6%. Вторая половина подъема вновь начинается с крутых километров, 3000 метров с градиентом за 9%, последние два километра чуть положе. После прохождения макушки два километра равнины, четыре километра спуска и начало штурма последней горы. Времени на передышку просто нет.

Нижние два километра восхождения на Коломбьер (7,5 км, 8,5%) самые простые, после них градиент стабильно за 9%, снова никаких пологих участков.
От вершины Коломбьера до финиша останется 14 с половиной километров. Практически все они уйдут на прохождение заключительного спуска. На последнем километре дорога вновь пойдет в гору, правда с градиентом всего в 3%. В техническом плане «даунхилл» к Ле Гран-Борнану не супер сложный, но и не сказать, чтобы простой.
Погода

Температура воздуха 20-27 градусов, вероятность осадков по ходу этапа: 10-20%. Ветер незначительный – 2-3 метра в секунду, поскольку гонщики постоянно будут менять направление движения он тоже будет дуть то в спину, то в лицо, то сбоку. На последних подъемах ветер чаще боковой, но такой силы, что он вряд ли на что-то сможет влиять.


Фавориты и варианты развития событий

Начинаются горные этапы, а это значит, что поехать в отрыв пожелает очень большое количество гонщиков. Мы выделили ряд приличных горовосходителей, которых могут завтра отпустить в отрыв. Начинать следует с Сержа Паувелса, уступающего лидеру общего зачета 5.12. Паувелс, Ван Гардерен, Кангерт, И.Изагирре, Латур, Карузо, Г.Мартан, Ванендерт, Алафилипп, Таарамяе, Году и Наварро. Однако, на первом горном этапе шансы на победу основной группы все равно выше, поэтому мы сначала разберемся с «генеральщиками», а потом попробуем выделить самого реального претендента на победу из возможных беглецов.

Для Ромена Барде гонка началась очень непросто. Сначала он слишком много отдал в командной «разделке», обусловлено это было тем, что два гонщика AG2R La Mondiale ехали ее не совсем здоровыми. Затем главная французская надежда потеряла «грегари» Акселя Домона, потом сам Ромен отдал около полуминуты на Мур де Бретань из-за догонялок на последних километрах. Каким-то чудом Барде избежал больших временных потерь на этапе с брусчаткой, но по его итогу «Тур» покинул важный горный оруженосец Алекси Виллермоз, который должен был подготавливать атаки капитана в горах. На данный момент Барде проигрывает в общем зачете 2.32, хотя мог «лететь» гораздо больше.

Несмотря на все это, француз остается одним из фаворитов гонки, в последние годы он показывает на «Туре» неизменно стабильные результаты, четыре года подряд заканчивая гранд-тур в топ-10, а в последние два раза в топ-3 общего зачета. Барде единственный гонщик, который три последних года не покидает «Большую Петлю» без побед на этапах.

Вряд ли Ромен сумеет отцепить всех своих соперников на Коль де Ромм или на Коль де ла Коломбьер, но он один из сильнейших «даунхиллеров» из числа претендентов на призовые места, сравниться с ним может только Винченцо Нибали, но на хорошо изученных французских спусках Барде, пожалуй, получше. Сумеет ли он сбежать на последнем спуске? Трудно дать на этот вопрос однозначный ответ, спуск можно отнести к средним по сложности. В любом случае, представитель AG2R La Mondiale наверняка попробует атаковать на спуске и добраться до Ле Гран-Борнан в одиночестве.
Ромен Барде
У Адама Йейтс на стартовых этапах все прошло относительно гладко. Да, он оказался в числе гонщиков, которые потеряли более 50 секунд на первом же этапе, но дальше все шло как по маслу. Минимум нервотрепки, да и все «грегари» вроде целы. На начало сегодняшнего дня он имеет одинаковое с Крисом Фрумом время в генеральной классификации, уступая ван Авермату 1.42.

Одна из главных интриг «Тура» - это выступление Адама на горных этапах. Будет ли он так же силен, как его брат на большей части «Тура»? Если да, то он вполне может выиграть сольно уже сегодня, но даже если он покажет просто хорошее выступление, то он все равно вправе надеяться на победу, в спринте в гору с небольшим уклоном он один из лучших из числа «генеральщиков».
Адам Йейтс
Примерно тоже самое можно сказать о Дэне Мартине из UAE - Team Emirates. Вряд ли он сумеет совершить побег на Коломбьере, но в спринте он должен считаться одним из самых явных претендентов на победу. Между Йейтсом и Мартином на подобном финишном градиенте в 3% можно ставить равенство. Они примерно равнозначны, как все сложится сегодня никто не знает.

На данный момент Мартин идет в общем зачете последним из «генеральщиков». Его отставание от ван Авермат достигает 3.22. На восьмом этапе ирландце заметно приложился, отдал больше минуты, но на следующий день на брусчатке выглядел молодцом, значит сильно повреждения ему не мешали.
Дэн Мартин
По мнению букмекеров, главным фаворитом дня выглядит испанский ветеран Алехандро Вальверде. В этом есть своя логика – у одного из капитанов Movistar Team явно лучший спринтерский финиш их числа сильных «горняков». Если до финиша доберется формирование из 10-15 гонщиков, забрать спринт у Вальверде будет архисложно, но проблема в том, что два последних подъема очень тяжелые и общей группы из 10-15 гонщиков на нем может и не быть, даже несмотря на то, что участники относительно свежие, ибо сегодня только первый горный этап.

В общем, если Вальверде действительно останется в группе, то с вероятностью 70-80% именно он взмахнет руками вверх в победном жесте. На этапах «Большой Петли» последний раз Алехандро первенствовал аж в 2012-м году.
Алехандро Вальверде
Шанс на победу Найро Кинтаны только один – сольная атака на Коломбьере. В спринте он точно не выиграет, поэтому ему нужно атаковать и стараться удержаться впереди на спуске. Сам колумбиец в интервью обмолвился о том, что чувствует себя очень хорошо. Вполне может быть, что в горах он действительно окажется сильнейшим.

Ждать следующих этапов Найро не стоит. Да, на них можно поплатиться за сегодняшние усилия, но слишком долго он выжидал на «Туре» в предыдущие годы, и атаковал, когда было уже поздно. Не стоит повторять давних ошибок, если есть хорошая нога нужно идти вперед уже сегодня. Правда спуск к Ле Гран-Борнану слишком скоростной для легкого Кинтаны, на нем его не сложно будет догонять, поэтому шансов на победу не очень много, но пробовать нужно. Может быть удастся уехать с 1-2 другими гонщиками и хорошо сработаться на «даунхилле». К 10-му этапе Кинтана уступает в общем зачете 2.50.
Найро Кинтана
Неплохим финишем из небольшой группы могут похвастаться и Примош Роглич с Герэйнтом Томасом, Микелю Ланде стоит надеяться на горную атаку, а Винченцо Нибали может попробовать поехать вместе с Барде, но шансы на победу этих четверых все-таки ниже.

Возвращаемся к возможным беглецам и отмечаем Пьера Латура, как самого сильного из возможных участников отрыва. Да, у Латура есть Ромен Барде в качестве капитана, но это не значит, что он не может атаковать с целью подработать на лидера в конце этапа. К тому же, достаточно часто получается так, что помощь «грегари» из отрыва капитану оказывается не нужна. Тем не менее, весьма вероятно, что Пьера оставят в пелотоне, дабы он сумел подготовить атаку Барде на заключительных подъемах.
Пьер Латур
Из числа других гонщиков выделить какого-то явного кандидата на победу непросто. Молодые французы Мартан и Году хороши, но, кажется, что на третьей неделе шансов у них должно быть побольше. Для Алафилиппа этап выглядит уж слишком тяжелым, тут даже его навыки «даунхиллера» и спринтера могут не выручить.

Прогноз. Самые реальные варианты исхода этапа:
1) победа Барде за счет атаки на спуске,
2) победа Адама Йейтса в спринте из небольшой группы.
Хайлайты Gruppetto Camp Sochi 2018
Made on
Tilda