Tour de France 2018: Превью девятого этапа

Подробный анализ брусчатого этапа «Тура»
Наступает время последнего и самого важного этапа первой недели «Тур де Франс». Уже восемь дней без отдыха гонщики колесят просторы северных регионов Франции, завтра они наконец получат заслуженный выходной, но перед этим их ожидает тяжелая битва на брусчатых участках «Париж – Рубе».
Сегодняшнего дня опасались многие «генеральщики», а некоторые из них, наоборот, ждали этого этапа с надеждой выиграть у своих конкурентов важные секунды или даже минуты. Брусчатка, или как говорят французы «паве», не так уж и редко появлялась в маршруте «Большой Петли» в последние годы, но этот этап станет самым сложным булыжным этапом в XXI веке.

Согласно данным с официального сайта гонки, таких сложных этапов с брусчаткой на «Туре» не было с 1981-го. В рамках нынешнего гранд-тура будет пройдено 15 участков общей протяженностью 21,7 км - это действительно больше, чем было в 2010, 2014 и 2015-м годах. До общей протяженности «Париж – Рубе» девятый этап «Тура» не дотягивает примерно 100 километров, брусчатки на классике бывает примерно в два раза больше – 45 километров, но все равно сегодня будет очень тяжело и обстановка обещает быть необычайно нервной.


История

В 2010-м году этап c брусчаткой получился селективным, после падения гонку покинул один из фаворитов - Франк Шлек, а в первой группе из претендентов на общий зачет финишировали Кэдел Эванс и Энди Шлек. Юрген ван ден Брук и Денис Меньшов проиграли им чуть меньше минуты, Альберто Контадор чуть больше. Победителем дня стал могучий Тор Хусховд - призер «Париж – Рубе».

В 2014 все сложилось еще драматичнее. Шел сильный дождь, Крис Фрум упал и сошел с пробега еще до начала первых участков брусчатки, а вот Винченцо Нибали был в ударе. Он приехал на финиш через 19 секунд после триумфатора дня – Ларса Боома. Вместе с Нибали был Якоб Фульсан, тогда его оруженосец в «Астане», а сейчас уже полноценный лидер казахстанского коллектива. Две минуты или больше Нибали проиграли Ричи Порт, Ромен Барде, Алехандро Вальверде, Том Дюмулен и Альберто Контадор. Сам этап считается одним из самых захватывающих в XXI веке.
Винченцо Нибали
В 2015-м ничего подобного не вышло, дороги были сухими, а в первой группе приехало 35 гонщиков. Никто из «генеральщиков» отставание не поймал, Тони Мартин стал победителем дня благодаря сольной атаке уже после брусчатки.



Маршрут

Общая протяженность этапа составляет всего 156,5 километра. День начнется в городе Аррас, являющимся административным центром департамента Па-де-Кале, а завершится рядом со знаменитым велодроме в Рубе (департамент Нор), на котором заканчивается весенняя монументальная классика. Оба населенных пункта расположены на территории региона О-де-Франс.
Прохождение первого «паве» начнется на 48-м километре дистанции. Большая часть брусчатых участков будет расположена на второй половине маршрута. Не будем останавливаться на каждом в деталях, отметим, что большая их часть по меркам «Париж – Рубе» тянет на три звезды, то есть это участки средней сложности. В маршруте есть знаменитый Монс-эн-Певель, на «северном аду» он продолжается 3000 метров и имеет пять звезд, но сегодня будет пройдена только 900-метровая его часть. Всего два участка имеют протяженность больше двух километров, оба они тянут на четыре звезды, начало прохождения первого запланировано на 90-ый, а второго на 105-ый километр. Особо отметить нужно Камфан-эн-Певель – предпоследний участок, который начнут преодолевать на отметке 139 км, эта секция «паве» регулярно используется в решающей стадии «Париж – Рубе» и имеет четыре звезды (1800 метров). В общем, на второй половине этапа передохнуть и расслабиться будет просто невозможно, промежутки между брусчатыми участками минимальные, да и на них темп отнюдь не будет падать.

Промежуточный спринтерский финиш расположен на отметке 59 км, а бонусный финиш предстоит проехать на отметке 138 километров.

В техническом плане последние километры нельзя назвать, как сложными, так и простыми, но надо иметь в виду, что большой пелотон из ста с лишним гонщиков вместе на сей раз не финиширует. Должно обойтись без завалов в самом конце.
Погода

Температура воздуха составит 25-29 градусов, вероятность осадков практически нулевая. Ветер слабый, всего лишь 2-3 метра в секунду, весь этап должен дуть либо с севера, либо с северо-востока, а это значит, что на некоторых участках он будет встречным, а на некоторых встречно-боковым.



Фавориты и расклад сил у «генеральщиков»

Сначала уделим время рассуждениям о фаворитах этапа, а потом попробуем разобраться, кто окажется в плюсе или в минусе из числа претендентов на общий зачет.

В стартовом листе очень много сильных специалистов брусчатых однодневок, но отнюдь не все они имеют свободу действий, в частности Зеп Ванмарке и Оливер Насен будут заниматься подстраховкой Ригоберто Урана и Ромена Барде. Разумеется, в Team Sky тоже строгая дисциплина, а значит Михал Квятковски, Джанни Москон и Люк Роу должны прикрывать Криса Фрума и Герэйнта Томаса, не особо помышляя о личных амбициях. Есть «генеральщик» и у Quick-Step Floors – Боб Юнгелс, но он не относится к числу основных фаворитов, да и сам на брусчатке этот гонщик очень хорош, он заметно крупнее легких «горняков». Исходя из этого можно сделать вывод, что у Ники Терпстры, Ива Лампарта и Филиппа Жильбера будет возможность показать силу и постараться развалить пелотон в мелкие щепки. Представители Quick-Step Floors могут даже атаковать вместе с Юнгелсом, такого варианта исключать нельзя.
Ники Терпстра
У Bora - Hansgrohe есть Рафал Майка, но, конечно, Петера Сагана заставлять держаться рядом с ним не будут. В конечном счете у немецкой команды есть другие крепкие специалисты брусчатки - Даниэль Осс, Маркус Бургхардт, Лукас Пестлбергер, которых можно оставить с Майкой, если у него появятся какие-то проблемы.

Чемпион мира имеет шанс выиграть этап не только за счет атаки, но и за счет спринта из достаточно большой группы, это является его дополнительные плюсом.
Петер Саган
BMC Racing Team должна быть сфокусировать на поддержке Ричи Порта, но как показывают последние этапы, Грег ван Авермат тоже для них очень важен. Трудно поверить, что в американской дружине станут сегодня ограничивать победителя «северного ада» 2017-го года, к тому же сам Грег никогда не станет работать на другого гонщика, когда у него есть собственные шансы.

У Trek - Segafredo в качестве претендента на общий зачет Бауке Моллема, но и его нельзя отнести к основным фаворитам. Вполне возможно, что Ясперу Стейвену будет позволено вести гонку в агрессивном стиле, атаковать самому или поддерживать атакующие действия других гонщиков. В этом году Яспер своими крайне стабильными весенними результатами доказал, что он один из лучших классиков мира, но больших побед пока не хватает. Нельзя исключать, что эта победа будет добыта именно сегодня.

Брусчатка – это, конечно, тяжело, но все-таки сегодняшний этап на «Париж – Рубе» явно не тянет, к тому же многие спринтеры по совместительству являются сильными мастерами брусчатки. Относится это к таким гонщикам, как Александр Кристофф, Арно Демар, Андре Грайпель, а Джон Дегенкольб и вовсе «Париж – Рубе» выигрывал, правда в гораздо лучший для себя год. Дилан Груневехен и Фернандо Гавирия больших успехов на самых представительных брусчатых гонках пока не имеют, но оба ехать «паве» вполне умеют. Многие из вышеперечисленных финишеров могут победить на этапе, если в конце образуется группа из 10-15 гонщиков, и уж тем более из 30-40, как это было три года назад.
Андрэ Грайпель
Переходим к претендентами на общий зачет. Мы попробовали разделить их на три категории: 1) те, кто сегодня могут выиграть время у своих конкурентов, 2) середнячков, 3) те, кто рискуют поймать отставание.

Итак, к первой категории мы отнесли – Боба Юнгелса, Герэйнта Томаса, Якоба Фульсана, Тома Дюмулена, Винченцо Нибали и Примоша Роглича.

Вторая категория получилась самой большой, кто-то в ней очень близок к первой, а кто-то ближе к третьей. Попал во вторую, но явно ближе к первой Крис Фрум, помимо него сюда попали Ромен Барде, Алехандро Вальверде, Бауке Моллема, Ригоберто Уран, Ричи Порт, Адам Йейтс, Рафал Майка, Ильнур Закарин.

Третья категория – Найро Кинтана, Микель Ланда, Дэн Мартин, Стевен Крейсвейк.

Теперь немного подробнее о каждом. Про Юнгелса мы писали чуть выше и нет смысла к нему возвращаться. Для Томаса брусчатые классики раньше были основной специализации, он был в топ-10 на «Париж – Рубе», у него сильная команда, которая в случае чего поддержит не только Фрума, но и его.
Герэйнт Томас
Фульсан в 2014-м был вторым на брусчатом этапе, впереди многих специалистов классических соревнований. К тому же датчанин бывший маунтинбайкер, это может дать на брусчатке небольшое преимущество. Во всяком случае в 2010-м бывшие маунтинбайкеры Кэдел Эванс и Райдер Хешедаль тоже здорово проехали этап с «паве».

Дюмулен один из самых мощных претендентов на общий зачет, обладает отличным индивидуальным ходом, да и вообще, он из Нидерландов, а в этой стране северные классики любят и умеют их ездить.

Нибали был одним из сильнейших в 2014-м. В 2015-м он тоже пытался атаковать, уехать не удалось, но несмотря на свою легкость итальянец булыгу любит, у него есть хорошие навыки ее прохождения.

Роглич абсолютно непредсказуемый на брусчатке персонаж, раньше он на таком покрытии никогда не выступал, но чисто с логической точки зрения у него должно хорошо получится. Словенец невысокий, но весьма крепкий, на совсем легкого горовосходителя не похож, у него тоже отличный индивидуальный ход.

Криса Фрума отнести к первой группе не позволяет его провал в 2014-м году. Да, тогда он сошел еще до брусчатки, но его нервозность была очевидной. Тем не менее, в 2015-м он выглядел хорошо, и у него просто феноменальные «грегари», которые в случае чего подтянут его обратно в основную группу, да и перед каждым участком брусчатки Крис наверняка будет находится в впереди.

Про Барде, Вальверде, Моллему, Урана, Порта, Йейтса, Майку и Закарина можно сказать примерно одно и тоже. У некоторых из них сильные «грегари» под сегодняшний этап (Уран, Йейтс, Майка, Барде, Порт), а кто-то уже имеет опыт прохождения брусчатых этапов «Тура» и доказывал свою состоятельность, во всяком случае не проигрывать слишком много.

В особую зону риска Кинтана и Ланда попали в связи с тем, что в Movistar Team просто недостаточно «грегари», чтобы прикрывать на брусчатке сразу троих, такой профиль никогда не был коньком испанской команды, и если Вальверде как-нибудь выкрутится, он все-таки весьма универсальный гонщик, то Кинтане и Ланде придется совсем тяжело.

У Дэна Мартина слабая команда, а еще он вчера упал, правда сумел избежать переломов, но ободрался все равно прилично, да и вообще не похож он на парня, которому хорошо зайдет брусчатка.

Стевен Крейсвейк может быть и не хуже Майки или Йейтса, но у него явно нет сильных оруженосцев под брусчатку, именно поэтому он в тревожной зоне.

Все эти рассуждения могут не иметь ничего общего с реальностью, возможно, все заедут вместе, как это было в 2015-м, а может всех сильно разбросает. Не стоит забывать, что на брусчатке повышенная вероятность завалов, механических поломок и проколов. Поломка в неподходящий момент может привести к дальнейшим потерям в несколько минут, даже если гонщик умеет неплохо обрабатывать брусчатку. Элемент везения тоже может многое решить.

Возвращаясь к фаворитам этапа, очень трудно выбрать кого-то одного. Предположим, что в случае селективной гонки победит Ники Терпстра или Петер Саган, в случае спринта из небольшой группы ставим на Фернандо Гавирию и Петера Сагана.
Хайлайты Gruppetto Camp Sochi 2018
Made on
Tilda