Обзор маршрута и основных претендентов на победу на восемнадцатом этапе «Тура» Бриансон — Коль д'Изояр (179,5 км)
Настало время заключительной горной разборки. Сегодня претенденты на общий зачет получат последнюю возможность изменить ситуацию в свою пользу перед субботней «разделкой». На данный момент относительно комфортно себя чувствует только Крис Фрум, три его основных преследователя обязаны быть сегодня активными.
Маршрут
Второй альпийский этап начнется в прекрасно известном любителям велоспорта Бриансоне, который станет финишным или стартовым городом этапов «Тура» уже в 35 раз. Бриансон расположен в департаменте Верхние Альпы, региона Прованс – Альпы – Лазурный берег. Закончится день на вершине знаменитого перевала Коль д'Изояр, находящегося в том же департаменте Франции.
О первой половине этапа долго рассказывать не придется. Стартовые 70 километров гонщики будут находиться на местности, для которой характерно чередование коротких подъемов и спусков. Единственным достаточно протяженным участком «апхилла» станет подъем третьей категории (3,9 км, 5,2%), на вершине которого гонщики окажутся на отметке 60 километров.
Примерно после 70 километров начнется затяжной участок в гору. Фактически гонщики проедут около 50 километров с градиентом в 1%, каких-то заметных крутых участков на этой части этапа не будет. Промежуточной финиш сегодня расположен на отметке 91,5 километра.
На 121-м километре начнется восхождение на весьма известный перевал первой категории Коль де Вар. Протяженность подъема – 9,3 км, а средний градиент равен 7,5%. Коль де Вар имеет достаточно стабильный градиент, но в средней части подъема есть примерно полукилометровый равнинный кусок. Последние пять километров имеют средний градиент почти 9%.
Впервые на этот перевал в рамках «Большой Петли» взобрались в далеком 1922 году. Тогда покорил знаменитый бельгиец Филипп Тис, трехкратный победитель гонки в общем зачете. Всего же Коль де Вар появлялся в маршруте «Тура» 33 раза, последний раз уже достаточно давно. В 2000-м первым на вершине был немец Йенс Хеппнер, а сам этап с прохождением горы выиграл колумбиец Сантьяго Ботеро, ставший «горным королем» того «Тура».
Спуск с Вара займет 18 с половиной километров. Сразу по его завершению начнется новый набор высоты и подъем в пологую гору. Постепенно градиенты будут увеличиваться и на 166-м километре пути, за 14,1 км до финиша начнется финальное восхождение на Изояр. Коль д'Изояр – подъем высшей категории, его протяженность 14,1 км, а средний градиент 7,1%. Высота пика - 2360 метров, Изояр второй по высоте перевал нынешнего «Тура». На его вершины гонщики получат удвоенные очки в горный зачет. Первый на вершине заработает сразу 40 очков в зачет гороховой майки. Первая половина Изояра заметно проще второй, средний градиент первых семи километров не более 5,5%. Зато в дальнейшем средний градиент уже в районе 8,5%, даже несмотря на наличие короткого отрезка «даунхилла» примерно за два километра до финиша. Вместе с пологой частью подъем с южной стороны имеет протяженность 31,5 км со средним градиентом 4,8%.
Изояр дебютировал в гонке все в том же 1922 году и первым на вершине опять был бельгиец Филипп Тис. Всего на Изояр в рамках «Тура» поднимались 34 раза, но еще никогда этапы французского гранд-тура не финишировали на макушке этого перевала. В 2014-м на 14-м этапе первым на вершине был Хоаким Родригес, а победителем всего этапа стал поляк Рафал Майка, ставший в последствии «горным королем».
Погода
На старте в Бриансоне будет около 20 градусов, на вершине перевалов температура тоже комфортная, в районе 16-17 градусов. Вероятность осадков на протяжении всего этапа не более 15-20%. Ветер - 3-4 метра в секунду.
Фавориты
Учитывая достаточно простой рельеф на первой половине этапа, можно предположить, что в отрыве окажется разношерстная компания, в которой будет не так уж и много сильных горных гонщиков. Не стоит забывать, что сегодняшний день станет последним, подходящим для атак в горах. Принимая во внимание все эти обстоятельства предположим, что победу сегодня все-таки одержит кто-нибудь из грандов.
Тремя основными претендентами на победу можно считать Криса Фрума, Ригоберто Урана и Ромена Барде. На вчерашнем этапе они были тремя сильнейшими горняками и нет оснований предполагать, что сегодня что-то кардинальным образом изменится.
Похоже, что неудача Криса Фрума на 12-м этапе оказалась разовым явлением. Британец не имеет над всеми огромного превосходства, но похоже все-таки ведет гонку к победному завершению. В гору отцепить Барде с Ураном у него пока не получается, но это ему и не сильно нужно. Он выигрывает у них 27 секунд и завершающая «разделка» должна сложиться в его пользу. Фабио Ару, который несколько дней назад казался самым опасным конкурентом, теперь проигрывает почти минуту, да и вообще не производит в последние дни сильного впечатления. Партнер по команде Микель Ланда из под контроля руководства британской команды не вышел и вряд ли что-то в этом плане сегодня изменится. К тому же, вчера мы видели, что силы Ланды не безграничны, на Коль дю Галибье баску пришлось весьма непросто.
Ригоберто Уран стал одной из главных сенсаций нынешней «Большой Петли». Да, Риго уже давно состоявшийся гонщик, он дважды был призером общего зачета «Джиро д'Италия», но в последние пару лет на гранд-турах дела у него не складывались. Вряд ли кто-то мог предположить, что после семнадцати этапов Уран будет занимать второе место в генеральной классификации, к тому же демонстрируя в горах лучшую форму в своей карьере. Пока колумбиец ведет гонку весьма пассивно, в его активе уже есть победа на этапе и два вторых места, но добыты они за счет хороших спринтерских качеств, а не атак. До сего дня Риго ни разу не атаковал своих конкурентов. На всех горных этапах представитель Cannondale - Drapac без особых затруднений парирует атаки Фрума и Барде. Если Уран хочет упрочить свои позиции в борьбе за второе место и заодно напрячь Фрума ему нужно атаковать сегодня. Риго обладает хорошим финишным куском и именно он должен быть основным фаворитом этапа, если все опять сведется к спринту из небольшой группы.
Ромен Барде вчера несколько раз пытался отцепиться от Фрума с Ураном, но сделать ему это так и не удалось. В прошлом году Ромен уже поднимался на итоговый пьедестал «Большой Петли», но очевидно, что в этом сезоне он проводит более сильную гонку. По нашим ощущениям на последних двух горных этапах лидер AG2R La Mondiale смотрится чуть слабее Урана и Фрума, а значит у него вряд ли хватит сил опередить их в спринте на последнем километре. Тем не менее, Барде наверняка будет сегодня активен, несмотря на стабильное выступление на всех этапах итоговый пьедестал ему пока отнюдь не гарантирован, преимущество над Фабио Ару на данный момент составляет скромные 26 секунд и перед «разделкой» в Марселе неплохо было бы его увеличить.
Микель Ланда по-прежнему помогает Фруму, но при этом он не скрывает, что ему хотелось бы попасть на пьедестал и самому. На данный момент Микель уступает Урану и Барде 57 секунд и ему каким-нибудь образом нужно постараться отыграть у них сегодня время. Вчера Ланда только отвечал на атаки, но сегодня вполне может попробовать атаковать, если на последних километрах будет уже ясно, что у Криса Фрума не будет никаких проблем.
Не стоит также забывать и других «генеральщиков», в первую очередь выглядевшего вчера сильно Дэна Мартина, а также Фабио Ару. Да, вчера капитану «Астаны» было непросто, но он один из тех гонщиков, которые способны вернуться на свой лучший уровень после кризисного дня.
Любите велоспорт и обязательно смотрите сегодняшний этап на телеканале Eurosport!