По итогам прошедшей недели редакция Gruppetto.ru выбирает гонщика, который показал выдающийся результат, «прыгнул выше головы» или привлек наше внимание
Почему бы не начать шоссейный сезон 2019-го года с чего-нибудь нового, подумали мы. Новое, как известно, часто оказывается хорошо забытым старым. Поэтому мы решили вернуться к рубрике «Гонщик Недели», появившейся на нашем сайте едва ли не с момента его запуска.
Новый герой «Гонщика Недели» определялся на днях в Австралии в рамках многодневки мирового тура «Тур Даун Андер». По итогам шести этапов у нас появилось три основных претендента – бельгиец Яспер Филипсен из UAE – Team Emirates, долго лидировавший в общем зачете новозенландец Патрик Бевин (ССС Team) и итоговый победитель генеральной классификации Дэрил Импи (Mitchelton – Scott).
Патрик Бевин. Tour Down Under 2019. Второй этап
Несомненно, Филипсен и Бевин очень ярко себя проявили, но выиграл гонку все-таки Импи, к тому же поводов рассказать о Филипсене и Бевине у нас будет еще очень много, а вот о Импи – совсем не факт. Во многом в связи с тем, что сезон австралийских гонок скоро закончится, а значит Импи может уйти в тень, на большинстве главных соревнований сезона лидером Mitchelton – Scott будет не он, да и по возрасту он гораздо старше Бевина и уж тем более 20-летнего Филипсена.
В общем, выбирать долго не пришлось, Дэрил Импи – первый «Гонщик Недели» 2019-го года.
Tour Down Under
Для начала вспомним, как Импи выигрывал «Тур Даун Андер». Его не считали одним из фаворитов последнего этапа, финишировавшего на вершине холма Уиллунга, поэтому ему было необходимо завоевывать бонусные секунды в предыдущие дни многодневки. На первых двух этапах сделать этого не удалось, хотя и ждали этого немногие, поскольку все прогнозировали в первые дни победы чистых спринтеров, с которыми Дэрилу было бороться весьма затруднительно. В следующие три дня все начало складываться гораздо веселее. Сначала южноафриканец взял четыре секунды за третье место на третьем этапе, потом и вовсе выиграл четвертый этап, сбросив сразу 10 секунд, а за день до Уиллунгу он сумел получить еще пять секунд на двух промежуточных спринтерских премиях.
Дэрил Импи (крайний справа) на четвертом этапе
Перед последним этапом Импи уступал уже травмированному Бевину семь секунд, зато опережал всех опасных горняков на 19. Бевин защитить свое лидерство не сумел, а у лидера Mitchelton – Scott никаких проблем на Уиллунге не возникло. На этапе он занял третье место, даже получив на вершине подъема одинаковое с Ричи Портом время. По итогам многодневки Импи выиграл у ближайшего преследователя 13 секунд, по меркам Tour Down Under это весьма большое преимущество. Дэрил стал первым гонщиком в истории гонки, которому удалось защитить свой титул и выиграть «Тур Даун Андер» два раза подряд.
Движение вверх
Болельщикам, следящим только за самыми главными соревнованиями, Дэрил Импи может быть не слишком знаком, а большая часть его карьеры уже позади, в декабре ему исполнилось 34 года. На спортивном пути Дэрила было практически все – тяжелейшая травма, угроза раннего завершения карьеры, разбирательство по допинговому делу и историческое для африканского велоспорта достижение.
Дэрил Импи родился в Йоханнесбурге в 1984-м году. Гоняться он начинал в различных любительских командах из ЮАР, в которых продолжал выступать вплоть до 2008-го года, с годовым транзитом во французской La Pomme Marseille, на тот момент тоже не имевшей континентальной лицензии. Вполне возможно, что Дэрил вообще не попал бы в профессионалы, если бы в этот период не функционировала проконтинентальная команда Barloworld, которая хоть и имела британскую лицензию, но по сути была южноафриканским проектом.
В 2008-м году Дэрила позвали в Barloworld, в котором в то время числились совсем молодые и малоизвестные Крис Фрум и Герэйнт Томас. Помимо них в команде выступали уже опытные колумбийцы Хуан Маурисио Солер и Феликс Карденас, а также лучший гонщик в истории ЮАР Роберт Хантер. В общем, команда хоть и была проконтинентальной, но спортсменов высокого уровня в ней было достаточно.
Barloworld в 2008-м году. Третий гонщик слева – Крис Фрум, второй гонщик справа – Дэрил Импи
В ранние годы Импи специализировался только на спринте, правда скорости ему не хватало, поэтому он либо капитанил на мелких соревнованиях, либо помогал своим партнерам по команде.
В 2009-м году Дэрил неожиданно захватил лидерство в общем зачете «Тура Турции», имевшим тогда гораздо более скромную категорию. Многодневка закончилась итоговой победой южноафриканца, правда буквально за километр до финиша последнего этапа его умышленно сбросил с велосипеда голландский спринтер Тео Бос, недавно перешедший из трекового велоспорта в шоссейный. Каким-то образом Дэрила посадили на велосипед и докатили до финишной черты, победа в общем зачете была запротоколирована и сразу же началось длительное восстановление после многочисленных травм.
Импи вернулся на соревнования через четыре месяца, в тот момент, когда было уже известно о том, что Barloworld завершает спонсирование велосипедной команды. Большого количества предложений ему не поступало, но Хантер сумел устроить его в элитный RadioShack, в который перешел и сам. Таким образом Импи из команды с молодыми Фрумом и Томасом перебрался в команду самого Лэнса Армстронга и знаменитого генерального менеджера Йохана Брюйнеля.
Лэнс Армстронг и Дэрил Импи в 2010-м году
Контракт c RadioShack был рассчитан всего на один сезон. В американской команде Дэрил выступал неудачно и соглашение с ним продлевать не захотели. 2011-ый год южноафриканский гонщик планировал начать в новом австралийском проекте Pegasus, собиравшимся дебютировать в мировом туре. Однако перед стартом сезона проект развалился, команда так и не вышла на старт ни одной гонки. Перед Импи забрезжили не самые радужные перспективы – либо заканчивать выступать и искать себя в новой профессии, либо возвращаться на континентальный уровень и пытаться вновь пробиться наверх. Дэрил выбрал второй вариант и подписал контракт с континентальной командой MTN – Qhubeka. Сейчас эта команда называется Dimension Data и уже много лет выступает в мировом туре, а тогда это был скромный коллектив, гонявшийся только на локальных африканских стартах.
Первая половина 2011-го года сложилась удачно, Импи заприметили в немецкой проконтинетальной команде NetApp, в которую MTN – Qhubeka отпустила его в мае (NetApp со временем тоже перерос в проект мирового тура, сейчас эта команда называется Bora – Hansgrohe). Полгода в NetApp оказались достаточно продуктивными.
Несмотря на крах Pegasus, Дэрил перед началом 2012-го года подписал контракт с новым австралийским проектом Orica GreenEDGE. В отличии от Pegasus, Orica GreenEDGE не развалилась и существует до сих пор под названием Mitchelton – Scott. На этом скитания и поиски Импи подошли к концу, уже восьмой сезон он выступает в одной и той же команде.
Mitchelton – Scott
Примерно в этот период, 2011-2012-м годах, Дэрил стал заметно прогрессировать. Он становился все более и более универсальным гонщиком, ему хорошо давались гонки с холмистым рельефом, в завершении которых он мог выдать хорошее спринтерское ускорение. Именно благодаря этим своим навыкам Импи в начала 2012-го года отпраздновал первую победу на уровне мирового тура, ему покорился этап «Тура Страны Басков». Несмотря на это, шансов в команде южноафриканцу давали совсем немного. В те годы Orica GreenEDGE была заточена под однодневки и спринт, поэтому Дэрил в основном работал на Саймона Герранса и Майкла Мэттьюза, а чуть позже еще и на совсем молодого Калеба Юэна.
В 2013-м году Импи стал первым гонщиком из Африки, ставшим обладателем желтой майки лидера «Тур де Франс». Произошло это благодаря победе Orica GreenEDGE в командной разделке, после которой в генеральной классификации сначала лидировал Герранс, а потом Импи.
Импи на Tour de France 2013
Размеренное существование Импи в австралийской команде едва не нарушила история, в которую он влип в начале 2014-го года. Его внесоревновательная допинг-проба, взятая в феврале в Дурбане, дала положительный результат на диуретик пробеницид. Дэрил получил временное отстранение и над ним нависла угроза реального длительного бана.
Началось достаточно долгое разбирательство, по результатам которого Импи полностью оправдали. Было доказано, что пробеницид попал в его организм случайно. Гонщик посетил одну из аптек города Дурбан, чтобы купить пустые капсулы для дальнейшего их заполнения гидрокарбонатом натрия (содой), необходимого для использования на соревнованиях. Удалось установить, что купленные Дэрилом капсулы фармацевт непреднамеренно загрязнил пробеницидом. Перед Импи в аптеку заходил посетитель, который покупал именно пробеницид, это было установлено благодаря проверке всех чеков.
Импи потратил много нервов и понес репутационные потери, но вернулся в свою команду в конце 2014-го года. Из-за истории с пробеницидом он был вынужден пропустить «Тур де Франс».
С годами ситуация в Mitchelton – Scott начала меняться. Проект стал больше ориентироваться на многодневки, каждое межсезонье его покидали недавние лидеры – сначала Мэттьюз, потом Герранс, перед началом 2019-го года Юэн. На первый план вышли братья Йейтс и Эстебан Чавес.
Благодаря этим событиям у Импи появилось больше шансов бороться за собственные результаты на некоторых гонках. Раньше на «Тур Даун Андер» команду всегда возглавлял Герранс, но в 2018-м Mitchelton – Scott заявила Импи на австралийскую многодневку в качестве претендента на генеральную классификацию. Дэрил все равно не был единоличным лидером, на равнинных этапах он разгонял Юэна, на тот момент продолжавшего выступать в Mitchelton – Scott. Своим шансом южноафриканец воспользовался сполна. По итогам шести этапов у него и Ричи Порта было одинаковое время, но Импи победил за счет меньшей суммы мест на всех этапах.
В этом году Импи приехал на «Тур Даун Андер» уже единоличным лидером и вновь победил, на сей раз даже с большим запасом. В это воскресенье в Австралии состоится однодневка Cadel Evans Great Ocean Road Race, на которой он будет одним из фаворитов. В Европе слишком яркого выступления от Дэрила ждать не стоит, но на некоторых холмистых этапах многодневок по ходу сезона он побороться за победу способен. В 2017-м году он выиграл этап «Вуэльты Каталонии», а в 2018-м этап «Критериум Дофине».
Criterium Dauphine 2018
За время своей профессиональной карьеры 34-летний Импи прошел через все. Он не был гениально одаренным юниором, его путь в профессиональном спорте мог закончиться еще 8-9 лет назад, но он всегда верил в себя и стремился становиться лучше. Можно быть уверенными, что всеми немногочисленными шансами, которые ему еще предоставятся, он попробует воспользоваться сполна.