14.01.2019

Tour Down Under 2019: Поехали!

Превью первой гонки мирового тура нового шоссейного сезона
Несмотря на зиму в Европе, велосипедный сезон уже стартовал. Первыми гонками нового года традиционно стали национальные чемпионаты Австралии и Новой Зеландии, а на этой неделе пройдет стартовая многодневка мирового тура. На Зеленом Континенте c 15-го по 20-е января уже в 21-й раз состоится гонка «Тур Даун Андер».
История

Соревнования в штате Южная Австралия впервые состоялись в 1999-м году. Тогда, еще до многочисленных реформ UCI, австралийская гонка имела категорию 2.4, но с годами ее престиж неуклонно рос. В 2005-м «Тур Даун Андер» получил высшую категорию, а еще через три года стал частью мирового тура (на тот момент про-тура). Таким образом многодневка первой среди гонок проводящихся за пределами Европы получила самый высокий статус UCI.

Дебютное издание гонки выиграл небезызвестный Стюарт О'Грэди, имеющий в своем послужном списке победы на «Париж – Рубе» и двух этапах «Тур де Франс». Любопытно, что в 2005-м году самый тяжелый этап покорился 22-летнему Альберто Контадору, возвращавшемуся тогда в велоспорт после операции, связанной с гемангиомой мозга. Когда «Тур Даун Андер» попал в мировой тур его трижды подряд выиграли спринтеры (два раза Андре Грайпель и Аллан Дэвис) и директор гонки Майк Туртур понял, что настало время усложнять маршрут. В 2012-м году ключевой этап гонки впервые финишировал на вершине подъема – Willunga Hill. Уиллунгу использовали на гонке и до этого, но только в качестве промежуточного подъема. В период с 2012-го по 2016-ый годы на «Тур Даун Андер» трижды победил Саймон Герранс. Всего же в активе Герранса четыре победы в генеральной классификации главной австралийской многодневки. Чаще всего генеральную классификацию забирали хозяева гонки, австралийцы выигрывали родную многодневку 11 раз, по два раза на ней первенствовали представители Германии и Испании. В прошлом году «Тур Даун Андер» выиграл южноафриканец Дэрил Импи, который полон решимости защитить свой титул.


Маршрут

Вчера в Аделаиде состоялся традиционный разминочный критериум, который не входит в основную часть «Тур Даун Андер», а уже завтра участники соревнований примут участие в первом официальном этапе. Разумеется, организаторы не включают в гонку затяжные этапы в районе 200 километров, в силу того, что в Австралии сейчас очень жарко и на старте сезона гоняться в таких условиях около пяти часов просто невозможно.

Первый этап. Северная Аделаида — Порт Аделаида (132,4 км)
Второй этап. Норвуд — Ангастон (149,0 км)
Третий этап. Лобетал — Ерайдла (146,2 км)
Четвертый этап. Анли — Кэмпбеллтаун (129,2 км)
Пятый этап. Гленелг — Стратолбин (149,5 км)
Шестой этап. МакЛарен Вейл — Уиллунга (151,5 км)
Три из шести этапов (первый, второй и пятый) должны подойти чистым спринтерам, третий должны разыграть спринтеры широкого профиля, а четвертый и шестой этапы отданы на откуп претендентам на общий зачет. Конечно, никогда нельзя исключать различного рода неожиданности. В ход гонки на некоторых этапах может вмешаться сильный ветер, особенно это вероятно на пятом этапе. На каком-нибудь из этапов пелотон может ошибиться и победа вполне может уйти отрыву, на «Тур Даун Андер» такое уже случилось, причем неоднократно.

В этом году организаторы сдвинули традиционный горный финиш на Уиллинге на последний этап. Раньше в заключительный день многодневки всегда проходил этап в Аделаиде, который подходил спринтерам, а Уиллингу разыгрывали за день до этого.

На третьем этапе заметных подъемов нет, но совокупность жары и изнурительного холмистого круга в окрестностях Ерайдлы должны обеспечить значительную селекцию в пелотоне. В прошлом году этап с финишем в Ерайдле выиграл Петер Саган, правда маршрут тогда был несколько другим, непосредственно перед финишем был весьма тяжелый подъем, которого нет в этом году. В 2018-м в тот день в пелотоне удержалось 35 гонщиков, в этом году следует ожидать примерно такого же количества.

Четвертый этап заканчивается в городке Кэмпбеллтаун. За 5,7 километров до финиша гонщики окажутся на вершине подъема Коркскрю (2,3 км, 9.0%), после которого начнется заключительный спуск. Эту развязку на «Тур Даун Андер» использовали дважды. В 2014-м сольную победу одержал Кэдел Эванс, вслед за ним этап завершила группа из 12 гонщиков, уступившая 15 секунд. В 2016-м все закончилось спринтом из группы в 10 гонщиков, сильнейшим оказался Саймон Герранс.

Этап с финишем на Уиллинге выглядит абсолютно также, как он выглядел в прошлом году. Все те же 151,5 километра из МакЛарен Вейл до горы Уиллунга (3,1 км, 7,5%). Первый раз подъем преодолеют за 22,4 километра до завершения этапа, второй раз на его макушке участники окажутся уже на финише. Победу на Уиллингу пять последних раз неизменно одерживал Ричи Порт, в 2017-м он установил рекорд восхождения – 7 минут и 41 секунда. Ричи неизменно атакует на одном и том же участке подъема, чуть больше чем за километр до вершины.
Большое значение в распределении мест в общем зачете будут играть бонификационные секунды. На финише каждого этапа первая тройка получает 10, 6 и 4 секунды соответственно. Можно получить временные бонусы и на промежуточных спринтерских премиях, за первое место там полагается три секунды, за второе – две, ну и одна секунда за третье место.


Погода

В январе в Австралии разгар лета, поэтому бывает очень жарко. В прошлые годы некоторые этапы даже приходилось сокращаться из-за сильной жары, благо несколько лет назад UCI ввела специальный протокол экстремальной погоды, в котором прописано какие погодные условия являются непригодными для соревнований. В этом году во время первого этапа ожидается до 37 градусов по Цельсию, но в дальнейшие дни гонщикам будет чуть легче, жара немного спадет.


10 главных действующих лиц

Ричи Порт (Trek – Segafredo)

Пятикратный покоритель Уиллунгу Ричи Порт в этом году выступит на «Тур Даун Андер» в составе своей новой команды – американской Trek – Segafredo. Каждый год специалисты прикидывают, кто же может одолеть Порта на знаменитом австралийском подъеме, но каждый год он неизменно сбрасывает на нем своих конкурентов. Однако несмотря на победы на Уиллунге, общий зачет Ричи выигрывал всего один раз. Связано это с тем, что спринтерских способностей у него нет, поэтому на всех остальных этапах заполучить бонусные секунды он не может.

Уиллинга Порту подходит. Этап с финишем в Кэмпбеллтауне в гораздо меньшей степени. В 2014-м и 2016-м годах он на этом подъеме не сумел сбросить своих конкурентов, а в спринте из небольшой группы шансов на финише у него не было. Нельзя забывать и о том, что Порт достаточно слабый «даунхиллер», даже если он сумеет сбросить конкурентов на Коркскрю, то они имеют хорошие шансы достать его на спуске.

Сам Порт говорит, что находится в хорошей форме и полностью готов к очередному заходу на генеральную классификацию «Тур Даун Андер». Как заявляет сам австралиец, еще никогда у него не было на этой многодневке такой сильной группы поддержки. У подножья ключевых подъемов ему будут помогать Харлинсон Пантано и Питер Стетина.

Дэрил Импи (Mitchelton-Scott)

Действующий победитель гонки Дэрил Импи тоже заявляет о хорошей готовности и амбициях защитить свой титул. Победа на «Тур Даун Андер» стала самой значимой в его карьере и ему очень хочется повторить свое достижение.

Разумеется, в высоких горах Импи не может конкурировать с Портом, но высоких и затяжных подъемов в маршруте австралийской многодневки и нет. Восхождение на Уиллингу занимает около восьми минут, а на Коркскрю и того меньше. Основные надежды гонщик из ЮАР связывает со своими сильными спринтерскими характеристиками, в прошлом году он занял второе место сразу на трех этапах. Наверняка на сей раз Дэрил тоже надеется пополнить свой багаж бонусными секундами перед штурмом Уиллунги. В прошлом году самый тяжелый подъем гонки он прошел на пределе своих возможностей и максимально грамотно с тактической точки зрения. Представитель Mitchelton – Scott даже не думал отвечать на атаку Порта, он прошел самую тяжелую часть подъема в своем темпе и мощно спуртовал на последних сотнях метров. Благодаря такому решению Импи проехал сразу несколько гонщиков, закончил этап на Уиллунге на втором месте, отдав Порту только восемь секунд чистого времени. На других этапах Порт ничего раздобыть не сумел, в общем зачете у Импи и Порта было одинаковое время, но победа ушла к Импи за счет меньшей суммы мест на всех этапах.

Очень важными для Дэрила Импи будут третий и четвертый этапы, на них ему очень важно финишировать в первой тройке и получить преимущество над Портом и другими конкурентами. Полагаться на Уиллунгу он не может.

Важно отметить, что в прошлом году Импи не был основным лидером Mitchelton – Scott на «Тур Даун Андер». Амбиции в общем зачете у Дэрила были, но приоритетными считались спринтерские этапы, на которых команда работала на Калеба Юэна. Импи был последним разгоняющим Юэна в 2018-м году, в этом же году Mitchelton – Scott полностью собрана вокруг южноафриканца.
Майкл Вудс (Team EF Education First Pro Team)

Канадец Майкл Вудс сейчас у большинства экспертов в основном ассоциируются с однодневными классиками, но на многодневках типа «Тур Даун Андер» он имеет прекрасные шансы бороться за высокие места в общем зачете. Майкл уверенно себя чувствует на крутых и достаточно затяжных подъемах, но короткие куски в гору ему подходят еще больше.

Свою карьеру в мировом туре Вудс начинал в 2016-м году именно на австралийской многодневки. В общем зачете он тогда занял пятое место, но был третьим и на этапе с финишем в Кэмпбеллтауне, и на Уиллунге. Выше в генеральной классификации канадец не поднялся только из-за обидной временной потери на одном из более простых этапов.

У Вудса нет такой финишной скорости, как у Импи, но он явно быстрее Порта. При определенных раскладах Майкл может взять бонусные секунды на четвертом этапе в спринте из небольшой группы, но его все-таки стоит отнести к группе генеральщиков, которые должны быть нацелены в первую очередь на Уиллунгу.

За три прошедших года Вудс стал заметно сильнее, а значит он имеет шансы подняться выше пятого места. Лидер Team EF Education First Pro Team излучает уверенность и говорит, что находится в хорошей форме.
Ваут Пулс (Team Sky)

В отличие от вышепредставленных претендентов, Ваут Пулс на «Тур Даун Андер» никогда не гонялся. В последние годы голландец сосредоточился на поддержке Криса Фрума на высокогорных этапах гранд-туров, но иногда у него все-таки появляются шанс проявить себя индивидуально. Чаще всего высокие результаты Пулс показывает на холмистом рельефе, несколько лет назад он сенсационно выиграл «Льеж – Бастонь – Льеж». Главным достижением прошлого года для Пулса стала победа на ключевом этапе «Тура Британии», а там заключительный подъем во многом напоминал австралийскую Уиллунгу.

Обычно Ваут начинает сезон в Испании на февральских гонках, на которых бывает достаточно холодно. Мы не можем быть уверены, что он будет хорошо чувствовать себя на австралийской жаре, однако надо понимать, что на роль капитана Team Sky на «Тур Даун Андер» его вряд ли назначили бы просто так. Наверняка он будет готов к борьбе.

Пулса нужно отнести к той группе генеральщиков, которые должны надеяться на Уиллингу. На других этапах брать секунды ему будет затруднительно.
Джей МакКарти (Bora – Hansgrohe)

Для Джея МакКарти «Тур Даун Андер» является единственной многодневкой в сезоне, на которой он может надеяться на высокое место в генеральной классификации. Джей специализируется на холмистом рельефе и умеет мощно финишировать, поэтому он должен действовать в стиле Импи. Стараться собирать все, что плохо лежит на третьем и четвертом этапах, а на самом последнем подъеме действовать от обороны.

26-летний австралиец имеет большой опыт выступлений на главном национальном туре. В его послужном списке есть четвертое место в общем зачете, добытое в 2016-м году и третье место в 2017-м, имеется и победа на одном из этапов. В прошлом году в генеральной классификации Джей оказался только в конце второго десятка, но вызвано это было отнюдь не плохой формой. МакКарти смотрелся прилично и был в тройке на одном из первых этапов, на Уиллунге он решил применить рискованную тактику и рвануть за Портом. МакКарти долго цеплялся за фаворитом, но на последних метрах представитель Bora – Hansgrohe поплатился за свои сверхусилия и оказался отброшен далеко назад.

Джею будет очень важно взять бонификацию на третьем и четвертом этапах, однако нельзя забывать, что он предстоит делить команду с Петером Саганом, выглядящим одним из явных фаворитов третьего этапа. Возможно, шанса МакКарти в Ерайдле и не предоставят, хотя до конца уверенными в тактике Bora – Hansgrohe мы быть не можем.
Патрик Бевин (CCC Team)

Еще одним грозным финишером, способным хорошо преодолевать холмы является новозеландец Патрик Бевин. Как и Вудс, Бевин дебютировал на «Тур Даун Андер» в 2016-м году в составе нынешней Team EF Education First Pro Cycling. На отдельных этапах Патрик не был так ярок как Вудс, но ему удалось влезть в первую десятку генеральной классификации.

После своего перехода в BMC Racing Team Бевин прилично добавил, в первую очередь в гонках с раздельным стартом, но задатки хорошего панчера у него тоже всегда имелись.

Как известно, в это межсезонье у бывшей BMC Racing Team сильно ослаб состав, а значит у Бевина появилось больше шансов выбиться в лидеры команды, которая теперь будет представлять Польшу. Генеральный менеджер проекта Джим Оковиц не скрывает, что за общий зачет многодневок его коллективу будет бороться трудно, но на «Тур Даун Андер» шансы есть, причем немалые.

Бевин относится к группе гонщиков, которые будут стараться набирать много бонусных секунд, а на Уиллунге идти от обороны. В прошлом сезоне он хорошо выступал на «Туре Британии», которые по специфике своего маршрута чем-то напоминает «Тур Даун Андер».
Роан Деннис (Bahrain Merida Pro Team)

Чемпион мира в разделке выигрывал «Тур Даун Андер» в 2015-м году. Тогда его успех стал достаточно большой неожиданностью. Деннис приехал на многодневку в качестве помощника Кэдела Эванса, правда определенная свобода у него все-таки была. BMC Racing Team отлично воспользовалась численным преимуществом на одном из тяжелых по рельефу этапов, а Деннис выбился в лидеры общего зачета. Многие ждали, что Деннис потеряет время на Уиллунге, но он здорово проехал самую тяжелую гору многодневки, уступив на ней только Порту. Временного запаса хватило для итоговой победы.

В следующие сезоны Деннис приезжал на гонку уже в одной команде вместе с Ричи Портом. BMC Racing Team работала на Порта, а Деннис был на вторых ролях. Несмотря на это, в 2017-м Роан вновь закончил гонку в топ-6 генеральной классификации. Впервые же в первую шестерку на «Тур Даун Андер» он попал еще в 2012-м, будучи совсем юным гонщиком, на тот момент Роану был 21 год.

Впервые за долгие годы Деннис не будет выступать на национальной многодневке в статусе второго капитана или «грегари». В Bahrain Merida Pro Team нет ни Эванса, ни Порта, поэтому единоличным лидером команды будет именно Деннис. Перед началом «Тур Даун Андер» он неожиданно занял на национальном чемпионате в разделке только второе место, но вряд ли это можно свалить на плохую форму гонщика.

Однажды Деннис брал бонусы на этапе с прохождением Коркскрю, некоторых конкурентов в спринте одолеть он действительно может, но его основные надежды все-таки должны быть связаны с Уиллунгой.
Калеб Юэн (Lotto Soudal)

Сезон только начался, а у Калеба Юэна вместе с его новой командой Lotto Soudal уже три победы, правда все они были добыты на неофициальных гонках. Самой значимой из них стала вчерашняя критериумная на Down Under Classic. Критериум перед «Тур Даун Андер» 24-летний Юэн выиграл уже третий раз в карьере.

Предстоящая многодневка начинает совершенно новый этап карьеры Юэна. Раньше он гонялся только в австралийской Mitchelton – Scott, а теперь оказался в бельгийском проекте, в котором основным языком будет вовсе не английский. Можно предположить, что Калеб испытывает определенное психологическое давление, поскольку в Lotto Soudal до его появления долгие годы выступали спринтеры, которых можно отнести к великим – Робби МакЮэн и Андре Грайпель. Наверняка в Бельгии Юэна часто будут сравнивать с его соотечественником МакЮэна, а соответствовать его уровню будет не так уж и просто.

За три предыдущих года Калеб выиграл на «Тур Даун Андер» семь этапов, и он наверняка нацелен пополнить коллекцию своих побед в этом году. Будет интересно понаблюдать за его взаимодействиями с Адамом Блайтом и Роджером Клюге в спринтерском поезде Lotto Soudal. Клюге отлично проявил себя на вчерашнем критериуме, а Блайт по каким-то причинам оказался в тени.

В составе Lotto Soudal на «Тур Даун Андер» нет претендентов на общий зачет, амбиции команды связаны со спринтерскими этапами и Калебом Юэном.
Элиа Вивиани (Deceuninck – Quick Step)

Лучший спринтер 2018-го года приезжает на австралийскую многодневку второй сезон подряд. В прошлый раз ему удалось выиграть один этап, а за удачным дебютом в Австралии последовал феноменальный сезон, который вместил в себя семь побед на этапах гранд-туров.

Как всегда, в составе Deceuninck – Quick Step собраны отличные разгоняющие, которые здорово сработались с Элией еще в прошлом сезоне. «Джиро» и «Вуэльту» в 2018-м итальянец ехал вместе с Фабио Сабатини и Михаэлем Меркевым, они же сопровождают его и в Австралии.

Вчера в рамках критериума победить у Вивиани не получилось. Большая часть его спринтерского поезда оказалась на асфальте в последнем повороте, однако ни сам финишер, ни его помощники серьезных повреждений не получили.

В составе Deceuninck – Quick Step есть Дрис Девенейнс и Джеймс Нокс, имеющие определенные шансы в общем зачете, но основная ставка команды это все-таки Вивиани. На старте сезона итальянца и руководство бельгийского проекта вполне устроит победа хотя бы на одном этапе.
Петер Саган (Bora – Hansgrohe)

«Тур Даун Андер» можно назвать знаковой гонкой для Петера Сагана. Первый раз на старт среди профессионалов словак вышел именно в Южной Австралии, произошло это в уже далеком 2010-м году, когда ему было всего 19 лет. Саган сумел попасть в первую пятерку на двух этапах, а также однажды проехаться в отрыве с самим Лэнсом Армстронгом, за что заслужил от американца похвалы в одном из интервью. «Тур Даун Андер» 2010-го года стал отправной точкой в начале феноменальной карьеры Сагана.

Возвращение Сагана на австралийскую многодневку произошло только через семь лет после первого появления. В 2017-2018-м годах чемпион мира открывал сезон именно на «Тур Даун Андер». За два предыдущих издания гонки Петер выиграл один этап и еще много раз попадал на этапах в первую тройку.

Если бы Саган находился в пиковых кондициях, то вполне мог бы рассчитывать на высокое место в общем зачете, но сам он заявляет, что далек даже от той формы, которая у него была в прошлом году.

Бороться в чистом спринте с Юэном и Вивиани Сагану будет затруднительно. Наиболее предпочтительными выглядят его шансы на третьем этапе. В 2018-м году он выиграл этап с финишем в Ерайдле, почему бы не сделать этого вновь? Начал свой очередной визит в Австралию лидер Bora – Hansgrohe со второго места на вчерашнем критериуме.
Были близки к попаданию в десятку, но остались за ее пределами немецкие спринтеры Максимилиан Вальшайд (Team Sunweb) и Фил Баухаус (Bahrain Merida Pro Team), а также претенденты на общий зачет – новозеландец Джордж Беннетт (Team Jumbo – Visma) и голландец Том-Йелте Слахтер (Team Dimension Data).


Прогноз

Предположим, что самым успешным гонщиком на отдельных этапах станет Калеб Юэн, ему достанутся две победы. По одной победе добудут Элиа Вивиани, Петер Саган, Дэрил Импи и Ричи Порт. Саган выиграет третий этап, Импи – четвертый, Уиллунгу опять заберет Порт.

Первая тройка генеральной классификации:
1) Дэрил Импи
2) Ричи Порт
3) Майкл Вудс.
Хайлайты Gruppetto Camp Sochi 2018
Made on
Tilda