Матье ван дер Пул: самый универсальный гонщик в мире
Он даже круче Сагана и должен пошуметь на шоссе уже следующей весной
Каким должен быть идеальный велогонщик? Нам он видится универсалом, причем не только доказавшим свою многогранность на шоссе, но и в других велосипедных дисциплинах. Такой гонщик не только может показывать рекордно высокие ватты, но и в совершенстве владеть своим байком, дабы быстрее других преодолевать спуски и технически сложные участки. Из нынешних звезд наиболее близок к идеалу Петер Саган, но есть в мире парень, который имеет талант и возможности стать лучше него.
Голландец Матье ван дер Пул родился 19-го января 1995-го года в бельгийской коммуне Капеллен. В Капеллене он продолжает жить и по сей день, правда на соревнованиях он представляет страну своего отца – Нидерланды. На севере Капеллен граничит с Нидерландами, поэтому попасть в родную страну ван дер Пул может буквально за пару десятков минут.
Можно долго спорить, насколько гены помогают в мире спорта, и помогают ли они вовсе, но ван дер Пулу они помогают точно. Дедушкой голландца по материнской линии является француз Раймон Пулидор – один из лучших шоссейных гонщиков в истории велоспорта. Пулидор держался на высочайшем уровне на протяжении 15 лет, однако в историю вошел как вечно второй. Восемь раз Пулидор становился призером общего зачета «Тур де Франс», четыре раза завоевывал медали чемпионата мира, но самыми большими успехами в его карьере так и остались победы на «Вуэльте» и «Милан – Сан-Ремо». В первой половине своей карьеры Пулидор никак не мог управиться на «Туре» с Жаком Анкетилем, а через некоторое время на смену Анкетилю пришел Эдди Меркс. В итоге Меркс и Анкетиль выигрывали главную велогонку мира по пять раз, а Пулидор ни разу.
Раймон Пулидор и его перспективный внук
Отец Матье тоже фигура в велоспорте отнюдь не последняя. Адри ван дер Пул – победитель и многократный призер чемпионатов мира по велокроссу, на шоссе побеждавший на многих самых престижных классиках – «Ронде ван Влаандерен», «Льеж – Бастонь – Льеж», «Амстел Голд Рейс» и других. Есть у Адри и медаль шоссейного чемпионата мира, он взял серебро в 1983-м году, через девять лет после последней награды своего будущего тестя.
Адри ван дер Пул в молодости
Так уж вышло, что в конце 80-х дочь Пулидора Корин и Адри ван дер Пул сошлись и вскоре создали семью. В первой половине 90-х у них родились два сына, которым дали французские имена – старший Давид и младший Матье. Оба в последствии стали велогонщиками, причем Давид тоже гоняется на высоком уровне, но до младшего брата сильно не дотягивает.
В ранние годы советы отца Матье очень помогали, и он быстро выбился в лидеры в младших возрастных категориях. Акцент он делал на велокросс, но летом проводил достаточно интенсивный сезон на шоссе.
В сезоне 2011-2012 юный голландец оказался в юниорской категории и за два сезона выдал феноменальную серию результатов в велокроссе. Он выиграл 48 гонок из 50, в том числе два титула чемпиона мира. В 2013-м Матье стал сильнейшим в мире и в групповой гонке на шоссе. Ему удалось стать первым гонщиком в мужских соревнованиях, ставшим действующим чемпионом мира по велокроссу и на шоссе.
Флоренция 2013. Чемпионат мира на шоссе
Только через несколько лет это достижение сумел повторить британец Том Пидкок.
В следующие годы ван дер Пул не сбавлял оборотов и не отказывался от намеченного ранее плана – в первую очередь велокросс, а только потом шоссейный сезон с не слишком загруженным календарем преимущество в летние месяцы. Пару раз Матье получал достаточно неприятные травмы и даже прооперировал оба колена, но это не выбивало его из колеи, ему удавалось быстро возвращаться.
В 2015-м году голландец установил еще одно достижение, став самым молодым в истории чемпионом мира по велокроссу в элитной категории. На момент победы в чешском Таборе ему было всего 20 лет и шесть дней. Казалось, что в дальнейшем титулы чемпиона мира посыпятся как из рога изобилия, но бельгиец Ваут ван Арт не давал ван дер Пулу расслабляться. Следующие три раза чемпионом мира становился именно ван Арт, Матье довольствовался лишь серебряными и бронзовыми медалями. Правда на статус сильнейшего велокроссмена это принципиальным образом не влияло, ван дер Пул проигрывал ван Арту главную гонку, но выигрывал львиную долю стартов по ходу сезона.
Конечно, ван дер Пул не любит проигрывать, свое поражение на чемпионате мира в Люксембурге в 2017-м году он вообще переживал очень тяжело. Голландец не мог сдержать слез ни на церемонии награждения, ни на последовавшей вскоре пресс-конференции.
Расстраивал ван Арт ван дер Пула и в молодежной категории, когда в 2014-м опередил его на чемпионате мира. Вообще же, противостояние ван дер Пула и ван Арта уже переросло на шоссе, правда там тоже чаще побеждает Матье, но есть ощущение, что главные их баталии все еще впереди.
Ван дер Пул и ван Арт
Несколько лет назад UCI пыталась пролоббировать включение велокросса в программу зимних Олимпийских игр, но получила решительные отказ от МОК. В Международном олимпийском комитете решили не отказываться от одного из своих основных принципов – зимние игры проводятся только на поверхности льда или снега. Однако это отнюдь не заставило Матье распрощаться с мечтой выступить на Олимпиаде, он всерьез начал задумываться об отборе на Игры в маунтинбайке.
В 2016-м году он вышел на старт первых в карьере серьезных соревнований по маунтинбайку, а в 2017-м стал уже регулярным гостем на этапах Кубка мира. Таким образом Матье начал совмещать уже на две разные дисциплины, а сразу три. В воскресенье он мог проехать гонку в рамках Кубка мира по маунтинбайку, а уже в среду выйти на старт шоссейной многодневки. На современном этапе развития велоспорта позволить себе подобное не мог больше никто.
Удивительный случай произошел в мае 2017-го года. 25-го числа ван дер Пул выиграл второй этап «Тура Бельгии», опередив на финише легендарного Филиппа Жильбера, своего главного конкурента Ваута ван Арта, а также таких сильных гонщиков, как Оливер Насен и Тиш Беноот.
На следующий день он покинул «Тур Бельгии», поскольку нужно было уезжать в немецкий Альбштат, чтобы буквально через два дня, 28-го мая, стартовать на очередном этапе Кубка мира на горном велосипеде. В Альбштате ван дер Пул впервые в карьере закончил в призовой тройке этап Кубка мира, одолеть его в напряженной борьбе сумел только Нино Шуртер – маунтинбайкер номер один в мире.
Ван дер Пул и Шуртер. Альбштат, 2017-ый год
2018-ый год ван дер Пула получился еще более запоминающимся и успешным. По его итогам Матье стал действующим чемпионом Нидерландов во всех трех дисциплинах – на шоссе, в маунтинбайке и в велокроссе. На шоссе он завоевал серебро чемпионата Европы, вновь опередив Ваута ван Арта, но проиграв итальянцу Маттео Трентину. В велокроссе забрал золото чемпионата Европы и бронзу чемпионата мира. В маунтинбайке получил на чемпионате мира бронзу, а в общем зачете Кубка мира стал вторым после Шуртера.
В женском велоспорте подобного рода успешные универсалы встречались. Несколько лет назад француженка Полин Ферран-Прево одновременно владела радужными майками чемпионки мира на шоссе, в маунтибайке и по велокроссу, много лет успешно совмещает многие дисциплины легендарная Марианне Фос, но уровень конкуренции в женском велоспорте заметно ниже, чем в мужском.
Марианне Фос
Ван дер Пул планирует выступать в таком ритме как минимум до Олимпийских игр в Токио, после которых может наконец сконцентрируется только на шоссе. Хотя никакой уверенности в этом нет, нельзя исключать, что зимой он будет продолжать проводить большой велокроссовый сезон, правда конкуренции ему там явно не хватает. По статистике нынешнего сезона Матье финиширует первым едва ли не в 90 процентах кроссов, в которых принимает участие. Легендарный бельгиец Роже де Фламинк недавно заявил, что ван дер Пул своим доминированием убивает интерес к велоспорту, и ему стоило бы не уезжать от своих конкурентов на первых кругах, дабы дать им хоть какой-то шанс.
В 2020-м году Матье будет 25 лет и у него в запаса еще останется много сезонов, чтобы успеть выиграть на шоссе самые престижные гонки. Почему он не бросил велокросс с маунтибайком раньше и не стал выступать только на шоссе раньше, ведь там вся слава и деньги? Сам голландец говорит, что гонки на шоссе – это скучно, а главное для него это получать удовольствие от процесса. Матье – экстремал и любит быструю езду, у него есть несколько спорткаров, а в свободное время он часто занимается мотокроссом. Во время кроссов он пытается максимально красиво и эффектно преодолеть барьеры, мостики и прочие преграды, устраивая из своего выступления настоящее шоу. В общем, вполне себе Саган, правда пока не того калибра.
Таким как он действительно не слишком интересно ехать в пелотоне 3-4 часа и ждать последних километров, на которых начнет что-то происходить. Да и денег в велокроссе и маунтинбайке он зарабатывает гораздо больше, чем основная масса шоссейников-профессионалов. Ван дер Пул и ван Арт – звезды и организаторы каждого кросса доплачивают им дополнительно просто за участие в соревнованиях.
Адри ван дер Пул увлеченность своего сына маунтинбайком совсем не приветствует, считая, что Олимпиада в Токио не стоит того, чтобы откладывать переход на шоссе на столь продолжительное время. Да, Матье появляется на шоссе и побеждает, но его кроссовая команда Corendon – Circus имеет только континентальную лицензию, поэтому на самых престижных шоссейных соревнованиях участвовать не может.
Почему мы сравниваем голландца именно с Саганом? Все дело в том, что Петер в свое время тоже жил нынешней жизнью ван дер Пула. В юниорском возрасте Саган стремительно перемещался из одной дисциплины в другую. Словак был чемпионом мира по маунтибайку, призером чемпионата мира по велокроссу и добивался успехов на шоссе, однако до уровня результатов ван дер Пула все-таки не дотягивал.
Петер Саган. Рио 2016
Когда Саган вырос из юниоров, он сразу же оставил все экстремальные забавы, перестал стартовать в кроссе и маунтибайке, бросив все силы на покорение шоссейного велоспорта. Только в 2016-м году словак совершил короткую вылазку в маунтинбайк, ради выступления на Олимпиаде в Рио. Тогда он хорошо стартовал и выбился в лидеры, но потом получил ряд проколов и был отброшен далеко назад.
Несомненно, своим высоким результатам на шоссе Саган обязан своего кроссовому и маунтибайкерскому «бэкграунду». Эти дисциплины позволяют юным велогонщикам повысить технические навыки, увеличивают концентрацию, поскольку в «оффроудных» дисциплинах ни на секунду нельзя расслабляться. Помимо этого занятия велокроссом вырабатывают хороший индивидуальный ход и приличное спринтерское ускорение. Все эти навыки могут особенно пригодиться на однодневных классиках.
Не секрет, что многие считают Сагана самым технически одаренным шоссейником в мире, но ван дер Пул в этом аспекте может оказаться даже круче словака, поскольку его считают самым технически одаренным велокроссменом, а это многого стоит.
Ранее 28-летний Саган и 23-летний ван дер Пул никогда не сталкивались на соревнованиях. Когда Саган выступал по велокроссу в юниорах, Матье был слишком молод, а на шоссе голландец пока не участвовал в гонках, которые едет Саган, но все идет к тому, что в следующем году они все-таки схлестнутся друг с другом. Команда Corendon – Circus получает проконтинентальную лицензию и ждет приглашений от организаторов весенних классических гонок.
У ван дер Пула есть буквально все необходимые характеристики для борьбы за самые высокие места на однодневках – он здорово спускается и проходит повороты, не боится атаковать и долго работать в одиночку, мощно финиширует и обладает феноменальным ускорением в короткий подъем. В этом компоненте будет особенно интересно сравнить его с Саганом. Вот, что Матье вытворял в августе на «Арктической Гонке Норвегии».
Пока рано говорить, на каких шоссейных гонках мы точно увидим Матье в 2019-м, но публика его уже хорошо знает, а значит с Саганом, ван Артом, Жильбером и другими звездами он обязательно пересечется, и на это будет чертовски интересно посмотреть.