Как выигрываются и проигрываются северные классики
Все о тактике на самых непредсказуемых гонках шоссейного календаря
Шоссейный велоспорт – это уникальный в своем роде вид спорта. Практически все остальные спортивные дисциплины строго делятся на командные и индивидуальные. В велоспорте же все не так однозначно, по итогам соревнований побеждает один гонщик, но его победа практически невозможна без четкой работы команды на лидера.
В командных видах спорта огромное значение имеет тактика, без которой обречены на провал коллективы даже с самым сильным подбором исполнителей. В индивидуальных видах спорта тактики гораздо меньше и конечная цель более очевидна. Уникальность велоспорта делает его абсолютно непохожим на другие циклические виды спорта. Тактика в шоссейных гонках играет ключевую роль, она может быть абсолютно вариативной, просто в силу того, что нет какого-то точного рецепта, который обязательно приведет команду и ее лидера к успеху. В той или иной ситуации сработать может все что угодно, даже самое нелогичное действие.
Однодневки и многодневки. В чем разница?
Тактика на однодневных гонках и многодневных турах сильно разнится. На многодневках все гораздо проще. Разумеется, определенные варианты есть, но их совсем немного. Стратегия все той же Team Sky, выигрывающей большинство гранд-туров, достаточно примитивная и сводится к простому принципу – у нас самый сильный состав, держимся всегда впереди, сильных конкурентов никуда не отпускаем, готовим атаку лидера, если он чувствует себя хорошо. За все годы выступлений Team Sky можно вспомнить всего лишь один неожиданный ход, который застал врасплох соперников – атака Криса Фрума на последнем спуске во время восьмого этапа «Тур де Франс» 2016-го года. Найро Кинтана, Алехандро Вальверде и штаб Movistar Team такого хода явно не ожидали. В общем, тактика Team Sky на многодневках проста, но при этом эффективна, ничего другого придумывать спортивным директорам команды и не нужно.
Крис Фрум на восьмом этапе «Тур де Франс» 2016-го года
На однодневных гонках события носят гораздо более хаотичный характер, особенно это касается брусчатых бельгийских классик, а также «Париж – Рубе». Ключевые участки маршрута весьма тяжелые, но все-таки не настолько, чтобы явно выделялся сильнейший гонщик, способный в нужный момент уехать от конкурентов. Отвечать на все атаки просто невозможно, в какой-то момент могут закончиться силы и этим могут воспользоваться другие гонщики. В решающий момент однодневки все происходит на уровне инстинктов, нужно поймать тот единственный миг, когда на твое ускорение не ответят, ну или наоборот, не прозевать решающую атаку конкурента, действуя при этом экономично.
Стремительно просчитать такие моменты и подсказать из технички спортивные директора не способны, тут их подопечные должны справляться сами. Зато можно правильно разобраться с распределением ролей внутри команды до старта, тогда все для гонщиков станет гораздо проще во время гонки.
Фабиан Канчеллара и Том Боонен – легенды северных классик
Надо заметить, что выиграть «Париж – Рубе» два года подряд гораздо сложнее, чем выиграть «Тур де Франс», во многом из-за того, что тактика на однодневных гонках гораздо более сложная, недостаточно просто быть готовым чуть лучше конкурентов. Если ты готов чуть лучше конкурентов, ты все равно не сумеешь отцепить их на Карфур-де-л'Арбр. Это особенно актуально для периода, когда свои карьеры закончили Том Боонен и Фабиан Канчеллара, а другие доминаторы на смену им так и не пришли. И не факт, что они вообще придут.
Два типа формирования состава
Если присмотреться к составам все команд, принимающих участие в северных классиках, можно заметить, что их достаточно просто поделить на два типа – те, у которых несколько лидеров и те, у которых один капитан.
Давайте вернемся в недалекое прошлое, а именно в 2018-ый год. Какие команды приехали на классики с одним лидером, а какие приехали с расчетом на нескольких гонщиков? К командам с несколькими лидерами явно относились Quick-Step Floors (нынешняя Deceuninck – Quick Step), Trek – Segafredo, Team Sky и Astana Pro Team. К командам с одним капитаном можно было отнести Bora – Hansgrohe с Саганом, BMC Racing Team c ван Аверматом, Team EF Education First – Drapac p/b Cannondale c Ванмарке и Lotto Soudal c Беноотом.
Задача команд с несколькими лидерами сводилась к постоянным атакам разных гонщиков, которые должны были привести к численному превосходству. Задача команд с одним капитаном состояла в нейтрализации активных действий конкурентов и подготовки решающей атаки сильнейшего гонщика. Безусловно, индивидуально Саган или ван Авермат были сильнее всех отдельно взятых гонщиков Quick-Step Floors или Trek – Segafredo, за исключением разве что Ники Терпстры.
Тактика Quick-Step Floors с несколькими лидерами в действии. 2018-ый год
Давайте попробуем воспользоваться статистикой, чтобы понять, какая из двух основополагающих тактик стала в прошлом сезоне более успешной. Брусчатых однодневок мирового тура было шесть, четыре осталось за командами первого типа (c несколькими лидерами), две за командами второго типа (с одним лидером). Выходит, что соотношение два к одному (66,6% против 33,3%) в пользу команд, которые формируются по типу Quick-Step Floors. Но если копнуть чуть глубже и вспомнить пять предыдущих сезонов, то цифры получаются немного другими. Команды первого и второго типа имеют равное количество побед – по 11 (по 50%).
Все в том же 2017-м году Грег ван Авермат был настолько хорош, что выигрывал классику за классикой, и тактика с одним лидером вполне себе работала. Quick-Step Floors, в свою очередь, в предыдущие годы часто действовала по иному, гонщиков сильных у нее всегда было много, но раньше приоритет отдавался Тому Боонену, и он все-таки был главным вождем команды.
Грег ван Авермат на «Париж – Рубе» 2017
Не стоит забывать, что в годы своего расцвета Фабиан Канчеллара мог уехать едва ли не от всех и противостоять ему было практически невозможно. Когда есть такой сильный гонщик, тактика с одним лидером работает и приносит результат. Сейчас в Trek – Segafredo (бывшей команде Канчеллары) структура состава сильно изменилась, доминирующего капитана больше нет, есть три гонщика (Яспер Стейвен, Джон Дегенкольб, Мадс Педерсен), которым на первой половине маршрута помогают другие. В прошлом году Trek – Segafredo не выиграла ни одну классику, зато 22-летний Педерсен, отправившийся в раннюю атаку, сенсационно стал призером «Ронде ван Влаандерен».
Как бы хорош не был нынешний Саган, он не дотягивает до пиковых кондиций Канчеллары или Боонена. Если бы он находился на их уровне, то уже выиграл бы «Ронде ван Влаандерен» и «Париж – Рубе» раза по три, а у него пока всего по одной победе. Это при том, что он в числе главных фаворитов уже лет 5-6.
Петер Саган (на переднем плане) и Зденек Штыбар
Победа – конечная цель любого спортивного коллектива. Не так важно, кто конкретно выиграет гонку, важно, что ее выиграет один из гонщиков именно своей команды. Исходя из этого можно прийти к выводу, что в эпоху после Канчеллары и Боонена больше шансов на успех у коллективов с несколькими лидерами. В этом плане брусчатые гонки кардинальным образом отличаются от гранд-туров, на которых практически всегда лучше иметь одного лидера.
Это начинают понимать все больше гонщиков и спортивных директоров команд. Вот, что совсем недавно сказал один из представителей Team Sky Дилан ван Баарле: «У нас нет одного ярко выраженного лидера. У нас есть четверо-пятеро гонщиков, готовых действовать сообща. Это сработало у Quick-Step, и я не понимаю, почему это не должно сработать у нас. Не думаю, что мы должны принимать решение и выбирать лидера. Мы просто должны действовать слаженно. Если кто-то начнет побеждать, то ситуация может измениться, но пока у нас 4-5 лидеров, способных выигрывать, главное сражаться друг за друга».
Предположим, что и в этом году большинство классик достанется командам, у которых окажется по несколько лидеров. Как бы не сильны были Саган и ван Авермат, больше побед достанется коллективам, у которых нет одного доминирующего над остальными гонщика.