25.03.2019

Volta a Catalunya: Старейшая гонка Испании

Превью каталонской многодневки, одной из самых сильных по составу участников
Вторая половина марта и апрель у болельщиков велоспорта преимущественно ассоциируются с классическими однодневными гонками. «Милан – Сан-Ремо» состоялась в минувшую субботу, на очереди ряд других гонок, но в этот же период года в Испании проходят две весьма представительные многодневки, имеющие престижный статус и многолетнюю историю. Первой из двух этих многодневок состоится «Вуэльта Каталонии» – старейшая велогонка, проводящаяся на пиренейском полуострове.
История

Официальное название гонки на каталонском языке Volta a Catalunya, но мы будем использовать испанский вариант со словом Vuelta, к которому все привыкли. Создателем гонки был журналист газеты El Mundo Deportivo Мигель Артеман. Мигель сумел заручиться поддержкой президента велосипедной федерации Испании и владельца газеты, в которой он работал. Впервые многодневка состоялась в далеком 1911-м году, причем проходила она в самый разгар зимы – с 6-го по 8-е января. Тогда на старт вышло 43 велосипедиста, а лучшим из них стал местный гонщик Себастия Масдеу. С 1914-го по 1919-ый «Вуэльта Каталонии» не проходила из-за Первой Мировой войны, затем она была отменена в 1921-1922 годах, в 1937-1938 соревнования не состоялись из-за гражданской войны в Испании.

В разные исторические периоды «Вуэльта Каталонии» проводилась совершенно в разные сроки. Как вы уже знаете, впервые гонка состоялась в январе, большую часть своей истории она проходила в сентябре, но в 1995-м году ее перенесли на июнь, а в 2005-м на вторую половину мая. Вскоре в Испании начался серьезный экономический кризис, вторая по престижности каталонская многодневка Setmana Catalana прекратила свое существование. «Вуэльта Каталонии» тоже была близка к краху, но в 2010-м ей нашли место во второй половине марта и это спасло гонку. Сейчас многодневка принадлежит ASO и ее судьбе ничто не угрожает. С сезона 2005-го года «Вуэльта Каталонии» стала частью новообразованного мирового тура.

В числе рекордсменов по количеству побед на гонке два баска – Мариано Каньярдо, выступавший в 20-30-х годах прошлого столетия, а также всем прекрасно знакомый Мигель Индурайн, компанию им составляет мурсианин Алехандро Вальверде. Родившийся в Стране Басков, но со временем переехавший в Каталонию Каньярдо выигрывал «Вуэльту Каталонии» целых семь раз, Индурайн и Вальверде были первыми трижды.
Мариано Каньярдо – звезда «Вуэльты Каталонии» 20-30-х годов XX века
В начале XXI века на многодневке успешно выступали представители России и бывших стран СССР. В 2005-м году гонка покорилась украинцу Ярославу Поповичу, а в 2007-м россиянину Владимиру Карпецу. Все тот же Карпец, Денис Меньшов и эстонец Рейн Таарамяе становились призерами общего зачета. На сегодняшний день «Вуэльта Каталонии» проводилась 98 раз, испанцы выигрывали гонку 60 раз, французы – 11, а итальянцы – 10. Действующим победителем является знаменитый Алехандро Вальверде, который на этой неделе постарается защитить свой титул.


Маршрут

Первый этап. Калелья – Калелья (164 км)
Второй этап. Матаро – Сан-Фелиу-де-Гишольс (166,7 км)
Третий этап. Сан-Фелиу-де-Гишольс – Вальтер 2000/Сеткасес (179 км)
Четвертый этап. Льянарс – Ла Молина (150,3 км)
Пятый этап. Пучсерда – Сан-Кугат-дель-Вальес (188,1 км)
Шестой этап. Вальс – Вила-сека (169,1 км)
Седьмой этап. Барселона – Барселона (143,1 км)
За семь дней соревнований гонщики проедут в общей сложности 1160,3 километра, за время которых наберут в гору почти 19000 метров, то есть в среднем более 2500 метров за этап.

Уже традиционно каталонская многодневка начнется этапом со стартом и финише в Калелье, а завершится в Барселоне, в которой участники многодневки несколько раз поднимутся на гору Монтжуик.

Решающее значение в распределении мест в генеральной классификации будут иметь этапы с горным финишем, которые будут проходить один за другим. Третий этап завершится в горнолыжном курорте Вальтер 2000, а четвертый в таком же курорте Ла Молина. Подъем до Вальтер 2000 (11,4 км, 7,7%) посложнее и имеет чуть более стабильные градиенты, средний градиент Ла Молины (12,1 км, 4,5%) совсем не впечатляет, но обусловлен он наличием достаточно заметного спуска на второй половине подъема. Оба этапа достаточно тяжелые и на них можно образовывать разрывы, по крайней мере небольшие.

В 2013-м году этап с финишем в Вальтер 2000 выиграл совсем молодой Найро Кинтана, через год первым на вершине был Тиджей Ван Гардерен. Должны были подняться на пик подъема и в прошлом году, но маршрут этапа был изменен из-за непростых погодных условий. Ла Молина будет принимать финиш этапа «Вуэльты Каталонии» шестой год подряд. В 2014-м победил Хоаким Родригес, в 2015-м первым финишировал Ван Гардерен, в 2016-м не было равных Дэну Мартину, а в последние два сезона побеждал на вершине горы Алехандро Вальверде.
Победный финиш Дэна Мартина в Ла Молине, 2016-ый год.
Седьмой этап в Барселоне должен достаться гонщику, способному хорошо финишировать из небольшой группы. Примерно такие же характеристики понадобятся для победы на первом этапе, чуть попроще выглядят профили пятого и шестого этапов, в эти дни хорошие шансы на победу получат немногочисленные спринтеры, которые решили посетить каталонскую гонку.

На каждом из этапов будут разыгрываться бонусные секунды, как это обычно бывает на большинстве многодневных гонок. Тут все стандартно: 10 секунд за победу на этапе, три секунды за первое место на промежуточном финише.


Погода

Наибольшую тревогу перед стартом вызывает погода в Вальтер 2000 и Ла Молина, в первую очередь из-за того, что в марте на больших высотах может быть еще очень холодно. Похоже, что в этом году ни один из подъемов из маршрута гонки не уберут. В среду на Вальтер 2000 во время этапа ожидается около 6 градусов, на Ла Молине в четверг должно быть еще теплее, 9 градусов. Стартовый день многодневки в окрестностях Калельи тоже пройдет в достаточно комфортных погодных условиях.


Главные действующие лица

Алехандро Вальверде, Найро Кинтана и Марк Солер (Movistar Team)

Разумеется, единственная испанская команда мирового тура начнет многодневку на территории Испании с максимальными амбициями. В составе Movistar Team сразу два гонщика, которые ранее выигрывали «Вуэльту Каталонии» в общем зачете и еще один гонщик, попадавший на этой многодневке в призовую тройку. На этом фоне в тень уходит даже эквадорец Ричард Карапас, занявший в прошлом году четвертое место на «Джиро д'Италия». Примечательно, что дружина Эусебио Унсуе не проигрывает в Каталонии уже три года подряд, а в прошлом сезоне у нее было сразу два гонщика в топ-3 и трое в топ-6.

Алехандро Вальверде выигрывал каталонскую многодневку три раза, причем дважды в в последние два года. За время своих выступлений испанец сумел собрать внушительную коллекцию из побед сразу на девяти отдельных этапах многодневки. В 2017-м и 2018-м действующий чемпион мира неизменно побеждал на Ла Молине, хотя бороться с юным Эганом Берналем в прошлом году на подъеме был совсем непросто.

После завершения «Тура ОАЭ» Вальверде некоторое время болел и на гонках не выступал, но он хорошо вернулся в соревновательную среду, заняв два дня назад седьмое место на «Милан – Сан-Ремо».

Найро Кинтана свою победу в Каталонии одержал в 2016-м году. В прошлом сезоне колумбиец занял на этой многодневке второе место, вслед за Вальверде. До этого Кинтана еще два раза заканчивал гонку в первой шестерке.

Вторая половина прошлого сезона у Кинтаны явно не получилась и многие начали поговаривать о раннем закате карьеры гонщика из Бояки. Однако недавняя «Париж – Ниццы» придала поклонникам Найро уверенность, он занял во Франции второе место, проведя, пожалуй, свою лучшую недельную многодневку за последние несколько лет.

Победитель «Париж – Ниццы» 2018-го года Марк Солер на фоне Вальверде и Кинтаны немного теряется, однако нельзя забывать, что он местный гонщик и представляет именно Каталонию. Предстоящая многодневка для Марка будет особенно важна, в прошлые два года он занимал на гонке высокие места, даже несмотря на то, что номинально не считался лидером Movistar Team. В 2017-м он стал третьим, а год спустя пятым.
Эган Берналь и Крис Фрум (Team Sky)

В составе Team Sky на каталонской многодневке стартует четырехкратный победитель «Тур де Франс» Крис Фрум, но наиболее высокие шансы на высокое место в генеральной классификации вовсе не у него, а у его более молодого партнер по команде Эгана Берналя.

Берналь перешел в Team Sky перед началом прошлого сезона. В 2018-м его поставили на «Вуэльту Каталонии», однако мало кто думал, что он сходу сумеет побороться на такой представительной многодневке за высокие места в общем зачете. Берналь преподнес всем большой сюрприз на Ла Молине, с большим трудом и совместными усилиями Вальверде, Кинтана и Солер не позволили ему выиграть этап, но юный колумбиец занял в тот день второе место и шел вторым в генерале за день до конца многодневки. Эган наверняка запротоколировал бы второе место по итогам всех семи дней соревнований, но буквально за восемь километров до завершения этапа в Барселоне ему под колеса упал Хосе Хоаким Рохас. Берналь рухнул вслед за ним и не только сошел с гонки, но и получил достаточно серьезную травму.

Совсем недавно Эган выиграл «Париж – Ниццу», причем сделал это очень уверенно, ключом к успеху стала собственная форма и традиционно сильный состав Team Sky, за счет которого была нейтрализована неприятная атака Кинтаны на последнем этапе. В общем, Берналь подошел к каталонской неделе на ходу и готов бороться за победу.

Что касается Фрума, то он никогда в общем зачете «Вуэльты Каталонии» выше шестого места не поднимался, правда отдельные яркие этапы у него в послужном списке все-таки есть. В последнее время результаты Фрума на недельных многодневках стали хуже, обычно он набирает лучшую форму непосредственно к главным стартам, а каталонская гонка к таким не относится.

В высоких горах Берналь может рассчитывать на поддержку своего соотечественника Ивана Сосы и ряда других сильных гонщиков.
Саймон Йейтс и Адам Йейтс (Mitchelton – Scott)
После короткого расставания братья Йейтс вновь воссоединятся на одной гонке. Их разлучили на время проведения «Париж – Ниццы» и «Тиррено – Адриатико», но теперь они снова вместе.

Выступление Саймона Йейтса во Франции оставило двоякое впечатление. Сначала он потерял все шансы в общем зачете на одном из этапов с боковым ветром, потом неожиданно выиграл «разделку», пусть и не без везения с изменившимся ветром, а потом неудачно провел в отрыве королевский этап, заняв на нем только четвертое место. В последний день гонки Саймон вновь уехал вперед, но ничего сверхъестественного не показал.

Адам Йейтс на «Тиррено – Адриатико» был гораздо лучше. Он очень сильно проехал два тяжелых этапа и подошел к последней «разделке» с 25-секундным преимуществом над Примошом Рогличем. Запаса в итоге не хватило, но Адам занял второе место и оставил о себе приятное впечатление.

В прошлом году братья из Mitchelton – Scott тоже стартовали в Каталонии вместе. Саймон Йейтс занял четвертое место, а Адам сошел с гонки после серьезного падения, выбившего его из строя на полтора месяца. До этого Йейтсы на «Вуэльту Каталонии» приезжали нечасто, Адам был четвертым в 2017-м.
Стевен Крейсвейк (Team Jumbo – Visma)

Добившийся в прошлом году большого прогресса Стевен Крейсвейк в этом сезоне пока проехал только одну пятидневную гонку. В случае голландца это была «Вуэльта Андалусии», принесшая ему третье место в генеральной классификации. Стевен стабильно проехал, как «разделку», так и этап в горах.

Стабильность в последнее время вообще стала одним из кредо Крейсвейка. В прошлом году он закончил в топ-10 все многодневки, в которых принимал участие, но при этом ни разу не попал на итоговый пьедестал. На общем фоне конечно выделялись его результаты на «Тур де Франс» и «Вуэльте Испании», на которых были добыты пятое и четвертое места соответственно. В этом году призовое место у одного из лидеров Team Jumbo – Visma уже имеется, разумеется, он был хотел развить свой успех в Каталонии.

Сам Крейсвейк на этой неделе ставит перед собой задачу оказаться в первой пятерке, а еще лучше на итоговом пьедестале. Удивительно, но к 32 годам он попадал в тройку сильнейших в общем зачете гонок мирового тура всего дважды, оба раза на «Туре Швейцарии».

Конкуренция на этой неделе намечается жесткая, Крейсвейка к числу основных фаворитов относят немногие, но он вполне способен доказать, что может быть в числе сильнейших не только в Швейцарии.
Дэн Мартин (UAE – Team Emirates)

Для Дэна Мартина «Вуэльта Каталонии» всегда была самой любимой недельной многодневкой. Связано это с тем, что ирландец базируется именно в этой части Испании и это находит свое отражение в результатах. Дэн выигрывал гонку в общем зачете и еще дважды заканчивал ее в первой тройке. Помимо этого у него есть две победы на этапах.

Нынешний сезон Мартин начал достойно, но без блеска, впрочем, он все равно смотрелся гораздо лучше, чем на старте 2018-го года. Ирландец связывал большие амбиции с «Туром ОАЭ», поскольку эта гонка является домашней для его команды UAE – Team Emirates. Полностью реализовать себя в Эмиратах у Мартина не получилось. Этап ему так и не покорился, а в общем зачете было достигнуто только седьмое место.

Этот результат не должен никого смущать, на Каталонии Мартин хорош практически всегда, если не брать в расчет неудачную весну 2018-го года. Вальтер 2000 и Ла Молина – подъемы, которые хорошо подходят под гоночные характеристики Дэна Мартина. На Молине в 2016-м он побеждал за счет мощной атаки на последнем километре.
Энрик Мас (Deceuninck – Quick Step)

Неожиданный призер общего зачета «Вуэльты» 2018-го года Энрик Мас, как и Крейсвейк, в этом сезоне проехал всего одну пятидневную гонку, причем было это уже месяц назад. Никаких травм или проблем со здоровьем у выходца с Мальорки нет, просто ему составили достаточно легкий календарь соревнований в начале нового сезона.

Выступал Энрик на португальской «Вольта Альгарве», которую в итоге сумел закончить на четвертом месте. Не сказать, что форма испанца была безобразно хороша, но он явно находился на приличном уровне. Достойно проехал два важных этапа с подъемами и в очередной раз доказал, что «разделка» у него весьма плотная, много в ней проигрывать он точно никому не будет.

24-летний гонщик на «Вуэльте Каталонии» ранее стартовал дважды и в обоих случаях заканчивал многодневку очень далеко от первых мест. Впрочем, это не значит, что он не сумеет бороться за высокие места на этой неделе. Мас быстро прогрессирует и это может найти свое отражение на каталонской гонке.

Сразу после «Вуэльты Каталонии» Энрик отправится в Страну Басков, чтобы выступить на местной многодневке, не менее престижной.
Тибо Пино (Groupama – FDJ)

Абсолютный лидер Groupama – FDJ Тибо Пино начал 2019-ый год в хороших кондициях. Сначала он выиграл «Тур Верхнего Вара», а потом занял пятое место в генеральной классификации «Тиррено – Адриатико». Наверняка особенно доволен француз был своим результатом в гонке с раздельным стартом, в которой он опередил практических всех остальных генеральщиков. В последние пару лет этот вид у Пино явно хромал.

На «Вуэльте Каталонии» действующий победитель «Иль Ломбардии» выступал ранее четыре раза. Первый раз, будучи совсем молодым гонщиком, Пино с многодневки сошел, а в дальнейшем выступал стабильно, но и без блеска – 8-е, 10-е и 13-е места.

В распоряжении Тибо на этой неделе будет достаточно хорошая группа помощников, во главе со швейцарскими горовосходителями Себастьяном Райхенбахом и Килианом Франкини. Француза можно отнести к претендентам на призовые места.
Мигель Анхель Лопес (Astana Pro Team)

Колумбийский «Супермен» успешно начал сезон в родной Колумбии. Сначала стал призером чемпионата страны в «разделке», а потом выиграл «Тур Колумбии» – самую престижную многодневку страны на данный момент.

На последовавшей после Колумбии «Париж – Ницце» Лопес своих поклонников скорее разочаровал, чем порадовал. На равнинных этапах он потерял шансы на высокие места в общем зачете, а в борьбе за победу в отрыве на королевском этапе он уступил своему соотечественнику Даниэлю Мартинесу, с которым до этого без особых проблем справился на «Туре Колумбии». Радоваться гонщик Astana Pro Team мог только из-за того, что в тот день он опередил Саймона Йейтса, проявившего себя на Коль де Турини еще хуже.

На «Вуэльте Каталонии» Лопес участвовал всего один раз и закончилось это все сходом. Правда считать этот итог показательным не приходится, поскольку произошло это в 2015-м году, когда «Супермену» едва исполнился 21 год и он проводил первый сезон в профессионалах.

Уровень Лопеса в горах позволяет ему претендовать на призовые места любой многодневки. В Каталонии ему придется непросто, в первую очередь из-за того, что последние подъемы двух ключевых этапов не совсем подходят под его атаки, слишком они пологие.
Ромен Барде (AG2R La Mondiale)

Француз из AG2R La Mondiale приехал в Каталонию после «Париж – Ниццы», на которой у него было пятое место. На родной многодневке Ромен Барде выступил достаточно стабильно, но при этом не показав ничего особенного. Неплохо проехал «разделку» и поднялся на Коль де Турини, но было заметно, чтобы были гонщики, которые чувствовали себя на длинной горе гораздо лучше него.

Барде продолжает свою подготовку к «Тур де Франс», обычно на пик формы он выходит ближе к июню, к моменту старта «Критериум Дофине». На других многодневках мирового тура подопечный Венсана Лавеню выступает похуже, но в Каталонии у него есть ряд высоких результатов. За пять предыдущих заездов на местную многодневку он три раза попадал в топ-10, однажды даже заняв четвертое место. Один раз с «Вуэльты Каталонии» Ромен сошел и один раз не попал в первую десятку, но тогда он был совсем молодым гонщиком, ему был всего 21 год.

Удивительно, но к 28 годам горовосходитель уровня Барде еще ни разу не побеждал по профессионалам за пределами Франции. Подъемы «Вуэльты Каталонии» он очень любит, может быть важная победа придет к нему именно на этой гонке. Ранее он финишировал вторым на вершине Вальтер 2000, а также третьим и четвертым на Ла Молине.
Ричи Порт (Trek – Segafredo)

Австралийский лидер Trek – Segafredo начал сезон с традиционной победы на Уиллунге в рамках «Тур Даун Андера», но в целом старт сезона у него не задался. На «Даун Андере» Ричи выступил хорошо, однако в очередной раз не сумел победить в генеральной классификации. В дальнейшем последовала неудача на скромной многодневке Herald Sun Tour, на которой Ричи Порт не попал в первую тройку, объяснив свою неудачу проблемами со здоровьем. После этого уроженец Тасмании отправился на «Тур ОАЭ», но занял на этой гонке совсем далекое место.

Сам гонщик и его команда объяснили неудачу в ОАЭ последствиями перенесенной болезни, после которой прошло слишком мало времени для того, чтобы Ричи мог показать более высокий уровень на подъемах.

В свое время Порт считался одним из сильнейших специалистом недельных туров. Он выигрывал многие подобные многодневки. Не складывалось у него на гранд-турах. Однако в последнее время 34-летний гонщик стал нестабилен даже на излюбленных гонках по 5-8 дней.

«Вуэльта Каталонии» – это хороший шанс для Порта вернуть себе уверенность в своих возможностях. В предыдущие сезоны эта гонка, проходящая порой в тяжелых погодных условиях, у него складывалась по-разному. В 2015-м он стал победителем общего зачета, но случилась и сходы, причем неоднократно.
Майкл Мэттьюз (Team Sunweb)

Соотечественник Порта Майкл Мэттьюз второй год подряд может жаловаться на невезение на в начале сезона. В 2018-м году он получил неприятную травму в первый же соревновательный день своего сезона, на однодневке «Омлооп Хет Ниувсблад». В этом году Майкл сумел проехать «Омлооп» без потерь, но упал и травмировался во второй соревновательный день, на первом этапе «Париж – Ниццы».

Вернулся в гонки Мэттьюз на «Милан – Сан-Ремо». Он занял 12-е место, но был близок к тому, чтобы оказаться в первой группе и побороться за более высокую позицию. В целом лидер Team Sunweb проявил себя на итальянском монументе очень прилично, учитывая, что ему пришлось пропустить неделю тренировок.

В составе участников «Вуэльты Каталонии» практически нет сильных спринтеров, обусловлено это тем, что рельеф многодневки слишком сложный и даже относительно равнинные этапы могут оказаться им не по зубам. У Мэттьюза подобных проблем нет, с неровностями рельефа он справляется отменно и при случае может претендовать на победу сразу на пяти этапах гонки. Особенно хорошо подходят под характеристики австралийца маршруты первого, второго и седьмого этапов. Майкл не должен покидать Каталонию без побед и именно он выглядит основным претендентом на захват лидерства в общем зачете после первого этапа.
Альваро Ходч (Deceuninck – Quick Step)

В прошлом году молодой колумбийский спринтер Альваро Ходч очень хорошо дебютировал в профессионалах. За 2018-ый год он одержал сразу пять побед, причем три из них пришлись на гонки мирового тура. Большой удачой для Альваро стало заключение контракта с Deceuninck – Quick Step, в которой умеют работать с молодыми гонщиками, особенно со спринтерами.

На подъемах Альваро пока выглядит слабо, поэтому отнюдь не все этапы «Вуэльты Каталонии» подойдут ему так же, как Мэттьюзу. Но если он не сойдет с гонки, то почти наверняка станет основным фаворитом шестого этапа. Неплохие шансы у Ходча могут быть на пятом этапе, возможно, что и на втором. Первый и седьмой этапы явно не для него, слишком сложные.

У Ходча с «Вуэльтой Каталонии» наверняка связаны приятные воспоминания. Первую победу в профессионалах он одержал именно на этой гонке, выиграв в 2018-м первый этап со стартом и финишем в Калелье. На сей раз рассчитывать на победу в Калелье не приходится, этап сильно усложнили, но в целом Альваро, как и Мэттьюз, должен на этой неделе одержать хотя бы одну победу.
В числе участников «Вуэльты Каталонии» следует так же выделить россиянина Ильнура Закарина, наверняка надеющегося на хорошее выступление в горах, а также претендентов на отдельные этапы – Дэрила Импи, Райана Гиббонса, Патрика Бевина, Джея МакКарти, Андре Грайпеля, Уго Хофстеттера и Фила Баухауса.


Прогноз

Предположим, что первые два этапа выиграет Майкл Мэттьюз, хотя неплохие шансы в стартовый день есть и у отрыва. На Вальтер 2000 первым окажется Эган Берналь, на Ла Молине Алехандро Вальверде. Пятый этап заберет Дэрил Импи, шестой Альваро Ходч, а на седьмом этапе опять победит Мэттьюз.

Общий зачет:
1) Эган Берналь
2) Алехандро Вальверде
3)
Найро Кинтана
Хайлайты Gruppetto Camp Sochi 2018
Made on
Tilda