Итоги «Большой Петли»
Чем нам запомнился «Тур де Франс» 2016 года

Мы постарались выделить основные моменты благодаря которым это издание «Тур де Франс» останется в памяти любителей велоспорта
Как и после «Джиро» мы решили сделать итоговый материал, в котором обратим особое внимание на самые интересные и неожиданные события «Тур де Франс 2016».
1. Возрождение Кэвендиша

За последние несколько лет уроженец острова Мэн существенно сдал свои позиции и за два минувших года побеждал на «Туре» всего однажды. Да и вообще на уровне мирового тура Марк побеждал редко и с большим трудом. Казалось, что лучшие годы Кэва давно позади и большую часть побед на равнинных этапах разыграют между собой Марсель Киттель и Андре Грайпель, доминировавшие совсем недавно на «Джиро». Тем не менее недавние тренировки на треке придали Марку новый импульс и он удивительно уверенно и хладнокровно каждый раз занимал самую выгодную позицию на последних сотнях метров.

В конечном счете Кэв выиграл четыре раза и после шестнадцатого этапа покинул гонку. Совсем скоро британцу нужно будет стартовать на Олимпийских Играх, он будет представлять свою страну в трековом омниуме. Теперь в послужном списке Марка уже 30 побед на этапах «Тура», до абсолютного рекорда Эдди Меркса не хватает всего четырех. Удивительно, что имея целых 30 побед зеленую майку Кэв выигрывал всего однажды.

Гонка получилась успешной не только для Кэвендиша и его команды Dimension Data, но и всего британского велоспорта. На счету выходцев с Туманного Альбиона победы на семи этапах (это повторение их рекорда) и две призовые майки.
2. Полная доминация Team Sky

Представители самой богатой и могущественный команды мира побеждают на «Большой Петле» уже четвертый раз за последние пять лет, но еще никогда они не побеждали так уверенно. Гонщики Sky полностью контролировали ситуацию на всех этапах и не давали ни малейшего повода усомниться в том, что именно Крис Фрум в очередной раз выиграет «Тур». Пару раз поклонникам Криса все-таки пришлось понервничать, но связано это было вовсе не со слабостью команды или плохими кондициями их капитана, а с форс-мажорными ситуациями. Фрум был очень хорош, но по сути дела основные конкуренты британца так ни разу его должным образом и не проверили.

Казалось, что горный состав Sky после ухода Ричи Порта станет немного слабее, ведь именно австралиец чаще всего был последним грегари Фрума в горах. Серхио Энао пропустил «Джиро», а Микель Ланда рано с нее сошло и их обоих заявили на «Тур». Ваут Пулс на третьей неделе выглядел даже сильнее, чем в прошлом году.

Многие помнят времена US Postal Service и Лэнса Армстронга. Команда техасца тоже была очень сильна, но у них были достойные конкуренты. ONCE и Deutsche Telecom по подбору гонщиков если и уступали американцам, то очень незначительно. Бросить же вызов Team Sky сейчас не может никто.
3. Прорывы «Тура»

Каждая супер-многодневка дает нам новых героев. В этом году стоит отдельно отметить Адама Йейтса, Луи Мейнкиса и Харлинсона Пантано. Йейтс до последнего боролся за место на пьедестале, за три этапа до финиша в Париже молодой британец все еще был на третьем месте, но после двух неудачных дней он все-таки опустился на четвертую позицию. Тем менее победу в молодежном зачете Адам южноафриканцу Мейнкису не отдал.

Несмотря на то, что Мейнкис занял восьмое место, уступил он Йейтсу немного, всего лишь 2.16, причем более минуты Луи уступил на этапе с эшелонами. Его скромная команда Lampre - Merida просто не смогла его тогда должным образом подстраховать. Достаточно много Мейнкис уступил и на первой разделке, на горных этапах Мейнкис и Йейтс были примерно на одном уровне. Луи навсегда войдет в историю, как первый африканский гонщик закончивший «Тур» в топ-10. В принципе, большим сюрпризом результаты Йейтса и Мейнкиса для экспертов не стали, обоих уже давно называют в числе самых талантливых горняков новой волны.

Пантано был близок к победе на одном из этапов еще в прошлом году, но в этом году уже достаточно опытный колумбиец вышел на новый уровень. Его бывший партнер по проконтинентальной команде Colombia - Coldeportes Дарвин Атапума был самым агрессивным горняком «Джиро», Пантано на «Туре» был столь же агрессивен, но даже более результативен. Он уже два раза был близок к титулу гонщика недели нашего совсем молодого сайта. Как-нибудь в следующий раз, Харлинсон...
4. Неудача «Астаны»

Наряду с Team Sky казахстанская команда по праву считается одной из самых успешных команд на супер-многодневках. Гонщики «Астаны» неоднократно побеждали на всех трех супер-многодневках. В этом году их капитаном был действующий победитель «Вуэльты» Фабио Ару. Безусловно итальянец не относился к главным претендентам на победу, шансы Фрума, Кинтаны и Контадора были куда выше, но такого провала трудно было ожидать.

Как это часто бывает гонщики «Астаны» набрали хорошую форму к третьей неделе. Перед последним горным этапом Ару шел шестым и выглядел неплохо, но на Жу Плане с Фабио произошло что-то странное и он потерял очень много времени. Нибали в борьбе за отдельные этапы тоже не преуспел. Прошедший «Тур» стал, пожалуй, самым неудачным гранд-туром в истории команды.

На «Вуэльте» команда Александра Винокурова может сделать ставку на молодого и очень талантливого Мигеля Анхеля «Супермена» Лопеса. Фабио Ару тоже должен появиться в Испании и постараться реабилитироваться.

5. Забег Фрума

Этот эпизод навсегда войдет в историю «Тур де Франс» и вспоминать о нем будут еще очень много лет. 12-ый этап. Укороченный Мон Ванту. Единственный этап, на котором Кинтана все-таки попытался атаковать Фрума. Победу на этапе разыгрывал отрыв. В основной группе сначала активничал Вальверде, а потом пару пробных атак провел Кинтана. Все для колумбийца закончилось печально, он не сумел поехать с Фрумом после неожиданной атаки британца. Темп Криса поддержал Порт, а через некоторое время к ним переложился Моллема. Затем и произошел этот скандальный инцидент. Один из мотоциклов сопровождения остановился, в него влетел Порта, а вслед за ним рухнули Фрум с Моллемой. Крис в панике устроил забег в гору без велосипеда, что в общем-то, правилами при любых расклад не приветствуется.

В конечном счете потерянное время Крису вернули и он сохранил желтую майку лидера. Решение ASO понять можно, но отнюдь не все гонщики были от него в восторге. Открыто свое недовольство выразил Бауке Моллема. На следующий день все крупнейшие европейские спортивные издания вышли с бегущим Фрумом на первой полосе. В пору было вспомнить о том, что капитан Sky родился и вырос в Кении, которая на весь мир славится своими бегунами.
6. Рекордное количество финишировавших

Мы уже привыкли к большому количеству сходов по ходу любой супер-многодневки. На современном этапе развития велоспорта очень непросто проехать три недели ни разу не угодив в завал и не подхватив какую-нибудь болячку. Несмотря на это минувший «Тур» стал рекордным по количеству гонщиков, которые добрались до финиша в Париже. 174 из 198 гонщиков закончили гонку. Первый сход произошел только на восьмом этапе и это тоже рекорд.

Если вспоминать всю гонку, то можно обратить внимание, что массовых завалов в этом году действительно не было. Самый серьезный произошел на финише первого этапа, но и в него угодило меньше 10 гонщиков. Совсем избежать сходов звездных гонщиков все-таки не удалось. Альберто Контадор еще в первый день гонки получил достаточно существенные травмы, терпел долго, но все-таки покинул гонку. На 19-м этапе упал и сломал лючевую кость Том Дюмулен. По болезни сошел с гонки Тибо Пино.
7. Голландская «непруха»

Мы не могли не обратить внимание на удивительное невезение, которое в последнее время преследует ведущих голландских гонщиков в самый решающий момент.

Все началось на прошлогодней «Вуэльте», когда Том Дюмулен героически отбивал атаки своих конкурентов и удерживал лидерство в общем зачете до 20-го этапа. Никто таких подвигов от Дюмулена до гонки не ожидал. Казалось, что в крайнем случае голландец сумеет удержаться хотя бы место в тройке сильнейших, но на последнем горном этапе благодаря активности гонщиков «Астаны» Том отстал от группы генеральщиков и рухнул с первого места на шестое.

В этом году на «Джиро» перед двумя завершающими горными этапами Стивен Крейсвейк очень уверенно возглавлял общий зачет и был просто сильнейшим гонщиком в гонке, но его падение на спуске с Колле делл'Аньелло все перечеркнуло. Голландец продолжил гонку, но из-за полученных повреждений и слабости своей команды LottoNL - Jumbo закончил гонку на обидном четвертом месте.

Еще хуже для Нидерландов сложился девятнадцатый этап «Тура». По окончанию второй недели казалось, что Бауке Моллема имеет прекрасные шансы занять второе место в общем зачете, на третьей неделе голландец смотрелся не так сильно, но все-таки удерживал вторую позицию. Все испортил спуск перед штурмом Кот де Амеранд в минувшую пятницу. На мокром спуске Бауке упал и очутился по итогам этапа на десятом месте в генерале. И это была не единственная беда для поклонников голландского велоспорта на этом этапе. В этот же день травму получил Дюмулен. Том считался явным фаворитом разделки в Рио, теперь голландец может пропустить Олимпиаду.
8. Неутешительная статистика многих ведущих велосипедных стран

За три последних года гонщики из Германии выиграли на «Большой Петле» 18 этапов и совсем недавно мы восхищались их результатами на «Джиро», но вспомнивший свою славную молодость Кэвендиш оставил могучих немецких спринтеров на голодном пайке. В итоге Киттель и Грайпель выиграли всего по одному этапу (хотя Грайпель на этом «Туре» все-таки переписал историю велоспорта в своей стране, победа на Елисейских Полях стала для Андре 21-ой в карьере и по этому показателю он превзошел Эрика Цабеля). Ничем не порадовал своих поклонников неудачно выступающий в этом сезоне Тони Мартин.

Полностью провалили гонку представители Италии. В последние годы уже бывали случаи, когда итальянцы оставались без побед на этапах «Тура», но даже в такие годы кто-нибудь из итальянцев занимал высокое место в общем зачете. В этом году Фабио Ару стал только тринадцатым.

Последние два горных этапа спасли гонку для Франции и Испании. Ромен Барде не только выиграл этап, но и закончил гонку вторым в общем зачете. А до этого все для хозяев гонки было откровенно плохо. В последний момент «Тур» был вынужден пропустить Насер Буанни, быстро потерял все шансы Тибо Пино, неудачно выступал Тони Галлопан, Брайан Кокар опять не смог открыть счет своим победам на французской супер-многодневке.

Ион Изагирре в свою очередь только в предпоследний день гонки принес Испании первую и последнюю победу на минувшей «Большой Петле». К началу 19-го этапа вообще сложилась уникальная ситуация. Гонка уже заканчивалась, а у Франции, Испании и Италии все еще не было побед. Меж тем единственный россиянин в гонке Ильнур Закарин уже завоевал для России первую за семь последних лет победу.
9. Невероятный Саган и прощальный «Тур» Tinkoff

Несмотря на то, что главная мечта Олега Тинькова так и не сбылась и он не сумел выиграть «Тур» в общем зачете, его команды выступила очень хорошо. Петер Саган в пятый раз подряд завоевал зеленую майку. Это круто, но это было ожидаемо. Удивляет не сам факт победы, а невероятный отрыв Петера, преимущество над занявшим второе место Киттелем двукратное. Важно, что словак сумел прервать свою черную полосу и выиграл сразу три этапа. В последние два года Саган побеждал в спринтерском зачете без побед на этапах. Петер по праву назвал минувший «Тур» лучшим в своей карьере, он не только выигрывал сам, но и помогал в отрывах Майке и Кройцигеру. В конечном счете именно словак был признан самым агрессивным гонщиком «Большой Петли».

Майка второй раз первенствовал в горном зачете и четыре раза был в первой тройке на этапах. Итоговое десятое место Кройцигера тоже можно считать успешным. Давайте будем объективны, даже если Контадор не сошел бы, он почти наверняка не сумел бы опередить Фрума. Это был лучший «Тур» в истории команды Олега Тинькова.
10. Пассивность генеральщиков

Если после «Джиро» мы восхищались драматизмом гонки и великолепной борьбой в общем зачете, то после «Тура» мы вынуждены признать, что борьба в общем зачете во Франции была не очень интересной. Это объективно был самый скучный «Тур де Франс» последнего десятилетия. Удручает даже не доминация Team Sky, а полное отсутствие экшена в группе генеральщиков почти на всех горных этапах. На вершине очень тяжелого перевала Жу План на 20-м этапе в основной группе оставалось 15 гонщиков, пятеро из них представляли Sky, а это был последний перевал, на котором можно было что-то изменить в общем зачете...
Почему «Тур» получился таким скучным и что с этим делать? Мы подробно поговорим об этом в одном из следующих материалов.
Made on
Tilda