По итогам прошедшей недели редакция Gruppetto.ru выбирает гонщика, который показал выдающийся результат, «прыгнул выше головы» или привлек наше внимание
Мы запустили новую еженедельную рубрику. Если на неделе будут проходить гонки серьезного международного уровня, мы обязательно будем отмечать главного героя недели. Рассказывать мы чаще всего будем не о звездах первой величины, о которых и так все знают, а о гонщиках, которые редко попадают на первые полосы газет или чьи успехи были малопредсказуемыми.
Крис Фрум, Петер Саган, Бауке Моллема, Томас де Хендт, а ведь был еще блестящий сольный рейд Тима Велленса в ужасную погоду на «Туре Польше». Выбирать было из кого. Звезды современного велоспорта устроили нешуточную бойню за звание Гонщика Недели нашего сайта.
Мы на сей раз сделали свой выбор в пользу великолепного голландского гонщика Тома Дюмулена. Один из лидеров Giant - Alpecin уже сделал на «Туре» дубль, который удается только сильнейшим в мире многодневщикам. В рамках «Большой Петли» Дюмулен выиграл этап с тяжелым горным финишем и разделку. Том станет первым гонщиком в истории французской супер-многодневки, который с дублем (горный этап + разделка) останется за пределами первой тройки общего зачета.
Дюмулен благодаря своему успеху на Аркалисе мог стать гонщиком недели еще в прошлый раз. Уверенная победа в разделке по дорогам департамента Ардеш убедила нас, что нужно выделить именно его. Голландец показал лучшее время абсолютно на всех отсечках и выиграл у занявшего второе место Криса Фрума более минуты.
Дюмулен, в общем-то, и не планировал становиться профессиональным велогонщиком, предпочитая карьеру в медицине. Однако, на этом поприще у Тома не все срослось и он в дальнейшем сфокусировался на велоспорте. Его способности в гонке на время были заметны сразу.
В 2010-м году в составе сборной Нидерландов Том выиграл две разделки на престижных молодежных гонках. Причем на тот момент у него даже не было опыта выступлений на разделочных велосипедах. В начале года он выиграл разделку на португальской многодневке входившей в Кубок Наций (это позволила ему победить в общем зачете), а в июне он первенствовал на GiroBio или как эту гонку еще называют «Бэйби Джиро».
Причем обе разделки нельзя было назвать простыми по рельефу. Это отличает Тома и в наши дни, он хорош на равнине, но холмистые разделки ему подходят даже больше. В конце того года Том закрепился в статусе сильнейшего молодого раздельщика своей страны, заняв седьмое место на чемпионате мира.
Следующий год Том провел в знаменитой на весь велосипедный мир молодежке «Рабобанка». Сезон у него получился крепким. Голландец продемонстрировал, что отнюдь не является узкоспециализированным раздельщиком. Побед в разделках в том году не было, но он всегда занимал в них высокие места.
Перед 2012-м годом Дюмулен подписал контракт с проконтинентальной Team Argos - Shimano, в которой и выступает по сей день. Правда команда за эти годы поменяла спонсоров, шагнула в мировой тур и сменила голландскую прописку на немецкую. Сейчас мы знаем ее как Team Giant - Alpecin.
Том с каждым новым сезоном добавлял в результатах и прогрессировал как в гонках на время, так и в групповых. Первые годы казалось, что оптимальным для него рельефом являются не слишком тяжелые и крутые холмы. Главным достижением двух стартовых сезонов без сомнений является второе место в разделке и общем зачете «Энеко Тура 2013».
В 2014-м Дюмулен окончательно закрепился в статусе одного из сильнейших раздельщиков мира и именно тогда появились первые предпосылки того, что со временем он может представлять грозную силу в горах, а значит стать многодневщиком. В том году Том четыре раза занимал в разделках вторые места, уступая Тони Мартину, побеждая при этом в разделках на гонках рангом ниже. В конце года Дюмулен завоевал бронзу чемпионата мира. Однако, главный сюрприз своим поклонникам он преподнес на «Туре Швейцарии», где был хорош не только в разделках, но и ровно проехал горные этапы.
В 2015-м году Том начал побеждать на разделках самого крутого уровня. До старта «Большой Петли» он трижды первенствовал в разделках на гонках мирового тура и был полон решимости завоевать желтую майку лидера «Тур де Франс» на стартовой разделке. Тем более гонка в прошлом году стартовала в голландском Утрехте. Тем не менее все для Тома сложилось не лучшим образом. На прологе он был только четвертым, а уже на третьем этапе после массового завала был вынужден покинуть гонку.
На старте «Вуэльты» Том больших амбиций не имел, планировал через испанскую супер-многодневку подготовиться к чемпионату мира. На первых этапах голландца никто не воспринимал всерьез. Вальверде и Родригес вели борьбу исключительно друг с другом и первые холмистые этапы с крутыми финишными подъемами остались за Хоаном Эстебаном Чавесом, сумел на них скопить секунды преимущества и Дюмулен. Шокировал всех голландец на девятом этапе с финишем в Альто Кумбре дель Соль. На крутейшем подъеме, имеющим средний градиент более 11% он опередил даже Фрума с Родригесом. Это позволило Тому захватить красную майку лидера испанской супер-многодневки.
Майку гонщик Giant - Alpecin вскоре потерял, но на всех горных этапах оборонялся очень достойно. После уверенной победы в длинной разделке голландец вновь стал лидером общего зачета. Разделаться с ним более сильные горняки сумели только на последнем горном этапе, на котором Том рухнул на шестое место в общем зачете.
В этом году на «Джиро» Том реабилитировался за прошлогоднюю неудачу на «Туре» и выиграл стартовую разделку, которая опять проходила на его родине. Он всего лишь на день отдал розовую майку лидера Марселю Киттелю и лидировал до восьмого этапа. Однако, голландец еще до старта гонки заявлял о том, что амбиций в общем зачете не имеет и главным стартом года для него будет Олимпиада в Рио. У него начались проблемы из-за saddle soar (потертости кожи из-за седла велосипеда), он неудачно проехал длинную разделку и вскоре сошел.
Как он выступает на «Туре» вы все знаете. Олимпиада в Рио уже совсем скоро. Том Дюмулен является главным фаворитом разделки, справится ли с давлением и сумеет победить? Скоро мы это узнаем. А пока можно констатировать, что на трех последних гранд-турах он одержал уже пять побед, причем побеждать голландец теперь может и в горах.
Следующим шагом в его карьере должна стать трансформация в супер-многодневщика. Скорее всего уже в следующем году Том постарается побороться за общий зачет одного из гранд-туров и за этим будет очень интересно последить.
В Голландии почти каждый год появляются новые очень талантливые гонщики, но каждому из них всегда чего-то не хватает, чтобы стать настоящей супер звездой. Может Том сумеет изменить ситуацию?