15.06.2019

Tour de Suisse: Самая длинная многодневка мирового тура

Обзор этапов и основных претендентов на победу на многодневке «Тур Швейцарии»
Подводящая к «Тур де Франс» многодневка «Критериум Дофине» в самом разгаре, но на ней нет гонщика, который выиграл «Большую Петлю» в прошлом году. Он, Герэйнт Томас, сегодня стартует на другой очень важной и престижной многодневке. «Тур Швейцарии» у основных фаворитов французского гранд-тура не так популярен, но и на этой гонке можно отлично подготовиться к главному соревнованию сезона. В этом году старт самой важной швейцарской многодневки принимает коммуна Лангнау-им-Эмменталь, расположенная в кантоне Берн.

Подписывайтесь на наш Telegram–канал, чтобы быть в курсе всех последних новостей и событий по ссылке.
История

Длинный тур по дорогам Швейцарии пытались организовать еще в 1908-м году, в честь 25-летия местной федерации велоспорта, но сделать это на тот момент не удалось. Через 25 лет, когда местной федерации исполнялось полвека, первое издание «Тура Швейцарии» все-таки было проведено. Тогда многодневка состояла всего из пяти этапов, которые прошли в конце августа – начале сентября. Первым победителем общего зачета стал австриец Макс Булла. Со временем гонка заняла нынешнее место в календаре и стала проходить в июне, этапов тоже стало больше.

Не проводился «Тур Швейцарии» всего четыре раза, разумеется, в годы Второй мировой войны – в 1940-м, а также в 1943-1945 г.г. Со временем многодневка стала одной из самых престижных, во второй половине 40-х и в 50-х ее выигрывали такие легенды, как Джино Бартали, а потом Хуго Коблет и Ферди Кюблер, в 70-х первенствовали Эдди Меркс и Роджер де Фламинк. Единственная победа гонщика из СНГ датирована 2003-м годом, тогда сильнейшим оказался Александр Винокуров.

Итальянец Паскуале Форнара никогда не выигрывал гранд-туры, зато в 50-х ему четырежды покорился швейцарский тур, и он до сих пор остается лидером по числу побед в общем зачете. По три раза выигрывали Коблет, Кюблер и ныне действующий португалец Руй Кошта.
Паскуале Форнара (впереди)
В национальном рейтинге уверенно лидируют хозяева, но итальянцы уступают им совсем немного – 23 победы против 19, у идущих третьим бельгийцев всего восемь триумфов. Действующим победителем «Тура Швейцарии» является австралиец Ричи Порт, который в эти дни борется за общий зачет на «Критериум Дофине».

В подавляющем большинстве случае швейцарская гонка проигрывала «Критериум Дофине» борьбу за звезд первой величины, поэтому в последние десятилетия только один гонщик сумел после победы на «Туре Швейцарии» выиграть потом и «Большую Петлю». Им в 2001-м был Лэнс Армстронг, но через много лет у американца отобрали все его победы. До Армстронга, в 1974-м году, выиграть «Тур Швейцарии» и «Тур де Франс» смог Эдди Меркс.


Маршрут

За девять соревновательных дней гонщики преодолеют 1172,1 километра. Самым коротким этапом станет стартовая «разделка» в Лангнау-им-Эмменталь, ее протяженность всего 9,5 километра. Самый затяжной этап будет проведен в шестой день соревнований, целых 216 километров.

В этом году маршрут «Тура Швейцарии» выглядит удивительно сбалансированным. Нет явного крена в сторону «разделки» или гор. Шанс на победу в общем зачете получат и гонщики, которые делают основной акцент на раздельный старт, и легкие горовосходители, обреченные терять много времени на «разделках».

В целом маршрут состоит из трех холмистых и горных этапов, двух «разделок» и одного равнинного этапа под чистых спринтеров.


Первый этап. Лангнау-им-Эмменталь (9,5 км). ITT
Второй этап. Лангнау-им-Эмменталь – Лангнау-им-Эмменталь (159,6 км)
Третий этап. Фламатт – Муртен (162,3 км)
Четвертый этап. Муртен – Арлесхайм (163,9 км)
Пятый этап. Мюнхенштайн – Айнзидельн (177 км)
Шестой этап. Айнзидельн – Флумсерберг (120,2 км)
Седьмой этап. Унтертерцен – Сен-Готтард (216 км)
Восьмой этап. Гомс – Гомс (19,2 км). ITT
Девятый этап. Гомс – Гомс (144,4 км)
Главными для «генеральщиков» станут первый, шестой, седьмой, восьмой и девятый этапы. В первый и восьмой день будут проведены две гонки на время. Первая «разделка» немного не дотягивает до 10 километров, вторая имеет протяженность 19 километров. Обе имеют преимущественно равнинный профиль. Шестой и седьмой этапы закончатся на вершинах подъемов, но в целом их маршруты заметно проще девятого этапа, на котором будут пройдены три очень известных швейцарских перевала высшей категории.

Второй, четвертый и пятый этапы могут завершиться спринтом из просеянного пелотона, хотя некоторые чистые спринтеры вполне могут удержаться в основном формировании в четвертый и пятый дни многодневки. Вполне возможно, что один или даже этапа достанутся отрыву.


Погода

Два стартовых этапа в Лангнау-им-Эмменталь и его окрестностях должны пройти в совершенно разных погодных условиях. Во время «разделки» почти наверняка пройдет дождь, а вот второй этапа должен стать сухим, вероятность осадков не более 30%. Температура воздуха в первые дни: 16-19 градусов. На более долгосрочные прогнозы ориентироваться пока не стоит.


Главные герои

Герэйнт Томас (Team INEOS)

Не секрет, что расстановка сил в Team INEOS в последние дни претерпела существенные изменения. В прошлом году победителем «Тур де Франс» стал Герэйнт Томас, но основной ставкой команды в этом сезоне все-таки считали Фрума. Более титулованный гонщик готовился замахнуться на пятую победу в общем зачете «Большой Петли», и это наверняка всех в коллективе вдохновляло больше, чем второй возможный титул Герэйнта Томаса.

Однако все это отнюдь не означало, что Томас собирался ехать на «Тур» только чтобы поддержать Фрума, он должен был быть вторым защищенным гонщиком команды со своими собственными шансами. Теперь Фрум травмировался и валлиец Томас вновь стал основной опцией Team INEOS на грядущем гранд-туре.

В прошлом году примерно в эти же сроки он сделал первую серьезную заявку на триумф в июле, в великолепном стиле выиграв «Критериум Дофине» в общем зачете. Победить Томасу не помешало даже серьезное падение на прологе.

Наличие двух «разделок» в маршруте «Тура Швейцарии» делают Томаса явным фаворитом генеральной классификации, поскольку на бумаге он сильнейший «раздельщик» из тех, кто способен хорошо ехать в горах. Однако легкой прогулкой предстоящая многодневка для Герэйнта точно не станет, в маршруте хватает тяжелых подъемов, способных остановить Томаса, если выяснится, что его форма пока не дотягивает до пиковых кондиций.

В 2015-м Томас занимал на «Туре Швейцарии» второе место, а вот в следующем году выступил неудачно и оказался только в середине второго десятка. После этого на этой гонке он не появлялся.
Эган Берналь (Team INEOS)

После травмы Фрума в табели о рангах в Team INEOS поднялся не только Томас, но и юное колумбийское дарование Эган Берналь.

В этом сезоне Берналь в какой-то степени оказался в ситуации Криса Фрума. Он должен был возглавить британский коллектив на «Джиро», но травмировался буквально за неделю до начала гонки. Однако в случае с Эганом все ограничилось банальной сломанной ключицей. Уже через две недели после полученного повреждения колумбиец был на велосипеде и сразу же начал устанавливать всевозможные KOM на «Страве».

На «Тур де Франс» Эган должен был поехать третьим номером команды, как и в прошлом году. Шансов на индивидуальное успешное выступление это его практически лишало. Будучи вторым в горном поезде Team INEOS вполне можно претендовать на высокие места, а вот будучи третьим это было бы уже крайне затруднительно.

Травма Фрума означает, что Берналь перемещается на номинальную вторую позицию. Теперь у колумбийца появляются шансы на призовые места, причем даже на первое, если Томас вдруг окажется недостаточно хорош.

Берналь подходит к «Туру Швейцарии» в хорошей форме. Его потенциал в горах всем очевиден, а «разделка» стала гораздо лучше после перехода в проект Брэйлсфорда. Это было заметно хотя бы на весенней «Париж – Ницце», на которой он проехал гонку на время едва ли не лучше всех своих конкурентов.

На «Туре Швейцарии» Эган ранее не стартовал, однако следует отметить, что Томас и Берналь однажды уже вместе заявлялись на другую многодневку в Швейцарии – «Тур Романдии», было это в 2018-м году. Капитаном команды считался Томас, но гонка у него не пошла, Берналь сумел достойно перехватить знамя лидера, заняв в итоге второе место в общем зачете.
Энрик Мас (Deceuninck – Quick Step)

Продолжает свою подготовку к «Большой Петле» и молодой испанец Энрик Мас, наделавший в прошлом году много шума на «Вуэльте».

Поговаривают, что наследник Контадора надолго в Deceuninck – Quick Step не задержится, поскольку бельгийская команда хоть и очень успешна, но на общий зачет гранд-туров все-таки не нацелена. Мас весьма перспективен и уже поднимался на призовое место супермногодневки, но команду ради него Лефевер перестраивать не будет. Не говоря уже о том, что у знаменитого менеджера скорее всего нет денег на продление соглашения на финансовых условиях, которые заслуживает испанец.

Похоже, что переход Энрика в Movistar Team на смену Кинтане и Ланде – дело практически решенное. Однако ничего не мешает испанцу громко хлопнуть дверью и отметиться отличными результатами на связке «Тур Швейцарии» – «Тур де Франс».

Сильной стороной Маса считается его сбалансированность. Он хорош в горах, но при этом «разделка» не является тем видом, которого ему стоит опасаться. В оптимальных кондициях в гонках с раздельным стартом он оказывается одним из лучших из генеральщиков.

В прошлом году Энрик занял на швейцарской многодневке четвертое место. Правда ситуация тогда была совершенно иной, он не готовился к «Туру», а собирался в конце сезона попробовать свои силы на родном испанском гранд-туре.
Руй Кошта (UAE – Team Emirates)

Руя Кошту не принято считать топовым многодневщиком, и это вполне справедливо. Но если рассматривать только швейцарские гонки, Руи получается вполне себе топом. О его подвигах на «Туре Романдии» мы рассказывали в предыдущих выпусках (четыре призовых места), на «Туре Швейцарии» он вообще самый успешный гонщик из тех, кто стартует на многодневке в этом году. В период с 2012-го по 2014-ый он три раза подряд выигрывал предстоящую гонку в общем зачете.

В последующие сезоны Руи еще дважды возвращался на швейцарский тур и тоже выступал достойно.

Казалось бы, последний раз в генеральной классификации экс-чемпион мира побеждал уже пять лет назад, но и на призовых местах «Тура Романдии» он тоже не был несколько лет. В этом году эта серия прервалась, в конце апреля Кошта занял на другой швейцарской многодневке второе место. Он попал под каток под названием Примош Роглич, но сумел опередить всех остальных, в том числе Герэйнта Томаса.

Почему бы не прервать серию относительных неудач на «Тура Швейцарии» и не побороться за первое место по итогам гонки? Кошта вполне может на это надеяться.
Марк Солер (Movistar Team)

Победитель «Тур де л'Авенир» 2015-го года этой весной прибывал в тени, особенно на фоне результатов прошлого года. В 2018-м Марк выиграл «Париж – Ниццу», был третьим на «Вуэльте Андалусии» и пятым на «Вуэльте Каталонии», в этом же году лучшим результатом Марка до сих пор остается восьмое место на очень скромной «Вуэльте Арагона».

Похоже, что второй год подряд гонщик Movistar Team поедет на «Большую Петлю», чтобы помогать Кинтане и Ланда, но перед этим у него есть шансы добиться хорошего результата для самого себя. В прошлом году Марк выступал на «Критериум Дофине» и закончил гонку неудачно, в 2017-м он гонялся в Швейцарии и все получилось гораздо лучше. По итогам девяти дней соревнований Солер занял восьмое место. Приличный результат для 23-летнего гонщика.

Марк один из тех «генеральщиков», которые делают акцент на «разделку». В горах он смотрится чуть хуже, но в хорошей форме способен бороться в Швейцарии за призовые места.
Доменико Поццовиво (Bahrain Merida)

В ближайшие дни миниатюрный ветеран Доменико Поццовиво будет одним из немногих гонщиков, выступающих на швейцарской гонке сразу после изнурительной трехнедельной «Джиро».

На родном гранд-туре Доменико впервые за многие годы не претендовал на высокие места, он ехал гонку только с целью помочь лидеру Bahrain Merida Винченцо Нибали. Надо отдать Поццовиво должное. Со своей задачей он справился неплохо, но так все и должно было быть. Номинально именно он был сильнейшим горным гонщиком среди всех оруженосцев.

«Тур Швейцарии» Поццовиво едет с целью занять как можно более высокое место в генеральной классификации. Примерно такой же гоночный календарь у него был два года назад, тогда после супермногодневки швейцарская гонка прошла для Доменико вполне неплохо. Итальянец выиграл один этап и занял четвертое место в итоговом зачете.

Временами Поццовиво показывает в «разделках» вполне неплохие результаты, но те две, которые пройдут на этой неделе, вряд ли подойдут под его характеристики.
Вилко Келдерман (Team Sunweb)

Голландец Вилко Келдерман возвращается на гонки после длительной паузы, связанной с очередной травмой. Из-за травмы он не сумел принять участие в «Джиро», на которой по замыслу штаба Team Sunweb ему предстояло помогать Дюмулену.

В итоге вышло так, что гонку в Италии Келдерман пропустил, а Дюмулен продержался в ней всего лишь несколько дней, тоже из-за травмы.

Теперь оба голландца нацелены на «Тур», причем роли у них будут точно такими же. Дюмулен должен претендовать на генеральную классификацию, Келдерману предстоит его всячески в этом поддерживать.

Не секрет, что Дюмулен продолжает испытывать дискомфорт в травмированном колене, но если все пойдет по плану, то грозная связка летучих голландцев в июле все-таки сработает как надо.

В прошлом году ситуация у Келдермана была идентичной. Он пропустил «Джиро» и вернулся именно на «Туре Швейцарии». Вилко долгое время шел в тройке общего зачета, но в последний день вдруг опустился на пятое место, неудачно проехав «разделку», которую принято считать его сильным звеном.
Симон Шпилак (Team Katusha – Alpecin)

Словенец Симон Шпилак в наши обзоры обычно не попадает, ибо складывается ощущение, что лучшие его годы давно позади, но сегодня в нашу рубрику «главные герои» он все-таки влез.

Благодарить за это Симон может три основных фактора: 1) две победы в общем зачете «Тура Швейцарии» (в 2015-м и 2017-м годах), 2) не самый сильный состав участников гонки, 3) относительно неплохие кондиции на «Туре Романдии».

На предыдущей швейцарской многодневке Шпилак пробился в топ-10 и выглядел не так уж плохо, если сравнивать с многими другими прошедшими стартами. Всем известно, что представитель Team Katusha – Alpecin любит гоняться в холодную и мокрую погоду. Если в ближайшие дни погода в Швейцарии будет не ахти, Симон вполне может штурмовать в генеральной классификации высокие места.
Петер Саган (Bora – Hansgrohe)

В Швейцарии вторая и очень важная часть сезона начнется у Петера Сагана. Весну знаменитый словак провалил, правда ключевое значение в его неудачах вполне мог сыграть вирус, скосивший его перед началом «Тиррено – Адриатико».

После завершения сезона классических однодневок Саган улетел в любимые Штаты, в которых принял участие в «Туре Калифорнии». На американской гонке Петер выиграл один этап и улучшил рекорд, который ему же и принадлежал. За годы своих выступлений он набрал 17 побед на этапах американской многодневки.

Рекорд «Тура Швейцарии» тоже принадлежит Сагану. На этой гонке он успел выиграть уже 16 этапов. Успешное выступление в ближайшие дни станет отличным плацдармом перед «Тур де Франс», на которой словак может установить еще один рекорд – абсолютный рекорд по числу побед в спринтерском зачете.
Майкл Мэттьюз (Team Sunweb) и Патрик Бевин (CCC Team)

Одним из гонщиков, способных усложнить жить Сагану на холмистых этапах наверняка станет австралиец Майкл Мэттьюз – победитель спринтерского зачета «Большой Петли» 2017-го года. Два года назад Сагана со скандалом дисквалифицировали с гонки и освободившуюся нишу лучшего гонщика по очкам занял именно Мэттьюз.

Мэттьюзу отлично подойдут не только холмистые этапы, которые должны заканчиваться спринтом, но и обе «разделки», в которых австралиец тоже очень силен.

Схожие с Мэттьюзом гоночные характеристики имеет новозеландец Патрик Бевин, который тоже обладает приличным финишем и большим потенциалом в «разделках».

Вполне возможно, что два представителя Океании дадут Сагану бой в спринтерском зачете «Тура Швейцарии».
Прогноз

Предположим, что обе гонки с раздельным стартом выиграет Герэйнт Томас. На первом и третьем этапах победит Петер Саган, Майкл Мэттьюз станет первым на пятом, а Элиа Вивиани на втором этапах. Шестой этап заберет Эган Берналь, а седьмой останется за отрывом. На девятом этапе первым конечно же финиширует Энрик Мас.

Общий зачет
1)Герэйнт Томас
2)Эган Берналь
3)Энрик Мас
Хайлайты Gruppetto Camp Sochi 2018
Made on
Tilda