12.03.2019

Tirreno – Adriatico: Гонка двух морей

Превью итальянской многодневки, проходящей непосредственно перед «Милан – Сан-Ремо»
Пока во Франции идет «Гонка к Солнцу», в Италии начинается «Гонка двух морей». Многодневка «Тиррено – Адриатико» не имеет такой богатой истории как «Париж – Ницца», но в последние 20-30 лет она неуклонно набирала популярность и на данный момент уже вряд ли сильно уступает в значимости своему французскому аналогу. Завтра на берегу Тирренского моря начнется 54-е издание гонки.
История

Итальянская многодневка своему появлению обязана велосипедному клубу Forze Sportive Romane, организовавшему гонку в 1966-м году. Первое издание состояло всего из трех этапов, победителем стал итальянец Дино Дзандегу. В дальнейшем количество этапов неуклонно росло, сначала до пяти, а потом до семи, как в настоящее время. Изначально многодневка называлась Tre Giorni del Sud («Три дня на юге»), но вскоре получила современное название «Тиррено – Адриатико». Многодневка соединяет два итальянских побережья – тирренское и адриатическое. Стартует гонка в одном из населенных пунктов, расположенных на берегу Тирренского моря, а финиширует всегда в Сан-Бенедетто-дель-Тронто, на берегу Адриатического моря. Только самое первое издание многодневки заканчивалось не в Сан-Бенедетто-дель-Тронто.

В 70-х годах прошлого века на итальянскую гонку начали наведываться многие звезды первой величины из зарубежных стран. Победа на «Тиррено – Адриатико» была не только ценна сама по себе, многодневка еще служила оптимальным этапом подготовки к монументальной классике «Милан – Сан-Ремо». В этот период времени гонку шесть раз подряд выиграл знаменитый бельгийский гонщик Роджер де Фламинк. В конце 70-х и в первой половине 80-х на первый план вышли Джузеппе Саронни и Франческо Мозер, а на рубеже 80-х и 90-х дважды побеждал швейцарский многодневщик Тони Ромингер.
Рекордсмен «Тиррено – Адриатико» Роджер де Фламинк
Маршрут гонки в разные годы серьезно различался. Иногда этапов в Апеннинах с высокими горами просто не было, тогда победу в общем зачете разыгрывали мастера классических однодневок с хорошей гонкой с раздельным стартом, а в тех случаях, когда затяжные подъемы все-таки бывали задействованы, выигрывали специалисты горного рельефа. В связи с этим в XXI веке победить в генеральной классификации сумели Филиппо Поццато, Оскар Фрейре, Фабиан Канчеллара, а также Винченцо Нибали, Альберто Контадор и Найро Кинтана – совершенно разношерстная компания, согласитесь. Действующим победителем «Тиррено – Адриатико» является поляк Михал Квятковски, который не будет защищать свой титул, поскольку находится на «Париж– Ницце».

В этому году «Гонка двух морей» будет проводиться в 54-ый раз. 24 раза ее выигрывали представители Италии, восемь раз бельгийцы и пять раз швейцарцы.


Маршрут

Общая протяженность всех семи этапов гонки составит 1048,5 километра. Сразу два этапа «Тиррено – Адриатико» будут продолжаться более 220 километров. Такие затяжные дни станут отличной подготовкой к «Милан – Сан-Ремо», протяженность которой составляет без малого 300 километров.

Первый этап. Камайоре (21,5 км). TTT
Второй этап. Камайоре – Помаранче (195 км)
Третий этап. Помаранче – Фолиньо (226 км)
Четвертый этап. Фолиньо – Фоссомброне (221 км)
Пятый этап. Колли-аль-Метауро – Реканати (180 км)
Шестой этап. Мателика – Ези (195 км)
Седьмой этап. Сан-Бенедетто-дель-Тронто (10,05 км). ITT
В этом году организаторы гонки из RCS решили вернуться к формату с отсутствием этапа в высоких горах. Ни разу за семь дней участники соревнований не окажутся на высоте выше 660 метров над уровнем моря. В последние два года горные этапы «Тиррено – Адриатико» протекали не слишком интересно и не способствовали образованию больших разрывов. Вполне возможно, что именно поэтому в этом сезоне решили в высокие горы вообще не лезть. В 2018-м и 2017-м годах борьба в генеральной классификации протекала удивительно предсказуемо и триумфатор общего зачета был всем известен еще до последней гонки с раздельным стартом в Сан-Бенедетто-дель-Тронто. Интересное противостояние получилось в 2016-м, тогда Грег ван Авермат опередил Петера Сагана на одну секунду, а горный этап отменили из-за плохих погодных условий.

Маршрут «Тиррено – Адриатико» включает в себя две гонки с раздельным стартом (командную и индивидуальную), три холмистых этапа и два этапа по равнине под спринтеров. Решающее значение в борьбе за общий зачет будут иметь первый, четвертый, пятый и седьмой этапы. На первом этапе проедут командную «разделку» протяженностью 21,5 километра, на четвертом и пятом этапе борьба развернется на коротких, но очень крутых холмах, а на седьмом пройдет традиционная 10-километровая индивидуальная «разделка» в Сан-Бенедетто-дель-Тронто. Второй этап завершится на вершине подъема, но весьма пологого, вряд ли на нем можно будет создать разрывы и существенным образом изменить ситуацию в генеральной классификации.

На каждом этапе будут разыгрываться бонусные секунды. Тут все будет так же, как и на «Париж – Ницце»: 10 секунд за победу на этапе, шесть за второе место, четыре за третье. За первое место на промежуточном финише списываются три секунды.

Как вы сами понимаете, без хорошей «разделки» рассчитывать на победу в генеральной классификации не приходится.


Погода

Стартовый этап «Тиррено – Адриатико» может получиться дождевым. Вероятность осадков: 40-50%. В следующие дни прогноз благоприятный, дождя предварительно не будет ни на одном из этапов. Сильный ветер в Италии, даже в прибрежной ее части, поднимается не часто. Похоже, что эшелонов ждать не стоит.


10 главных действующих лиц

Примош Роглич (Team Jumbo – Visma)

Меньше чем за год словенец Примош Роглич выиграл четыре многодневки, причем три из них входили в зачет мирового тура. Победная серия гонщика Team Jumbo – Visma началась в прошлом году на «Туре Страны Басков», а в дальнейшем продолжилась на турах Романдии, Словении и уже в этом сезона в ОАЭ.

Роглич все чаще и чаще выглядит многодневщиком практически без слабых мест – ему подходят длинные подъемы с градиентами 7-8%, он отлично себя чувствует на коротких и крутых холмах, умеет сильно проезжать «разделки», хорошо владеет своим велосипедом и отлично проходит спуски, если нужно, то и спринт выдать может. Все это делает Роглича безоговорочным фаворитом практически всех многодневок, по крайней мере недельных. Не стала исключением и «Тиррено – Адриатико», Роглич является явным фаворитом всех букмекерских контор.

Совсем недавно Team Jumbo – Visma выиграла на «Туре ОАЭ» командную гонку. На итальянской многодневке состав нидерландской команды практически такой же, всего одна замена, которая не должна принципиальным образом повлиять на результат. Скорее всего Роглич окажется на выгодной позиции уже после первого дня многодневки. Дальше все уже должно быть в его руках, впрочем, он всегда может положиться на помощь находящегося в отличной форме Лауренса де Плюса.

В прошлом году поход за общим зачетом «Тиррено – Адриатико» у словенца не получился. Он выиграл один из тяжелых этапов, но из борьбы за высокие места выбыл из-за завала в самый неподходящий момент.
Жулиан Алафилипп (Deceuninck – Quick Step)

Еще никогда Жулиан Алафилипп не начинал сезон так успешно, как в этом году. На календаре первая половина марта, а в активе француза уже четыре победы, в том числе на престижной «Страде Бьянке».

На «Тиррено – Адриатико» Жулиан будет выступать впервые в карьере. В прошлые сезоны он всегда отдавал предпочтение «Париж – Ницце», и это было достаточно логично – один из сильнейших французских гонщиков должен выступать на важном старте в родной стране. Алафилипп всегда старался выступить на «Гонке к Солнцу» как можно лучше, но выше пятого места в генеральной классификации он так и не поднялся. Маршрут французской многодневки ему не совсем подходил, в нем были длинные подъемы, которые Жулиан не слишком любит. В этом году на «Тиррено – Адриатико» затяжных горовосхождений нет, зато в избытке короткие стенообразные торчки, которые так подходят под гоночные характеристики Алафилиппа. Он сделал весьма очевидный выбор, на сей раз решив проигнорировать «Париж – Ниццу» и выбрав итальянскую «Гонку двух морей».

Именно Алафилипп должен стать главным конкурентом Роглича на коротких подъемах центральной Италии. В прошлом году они уже зарубались на похожем рельефе на «Туре Страны Басков», финишировали вместе, но в спринте побеждал Алафилипп.

Жулиан может побороться с Рогличем не только на отдельных этапах, но и в общем зачете. У Deceuninck – Quick Step собирается неплохой состав под командную гонку, а сам француз способен хорошо проехать заключительную индивидуальную «разделку».
Адам Йейтс (Mitchelton – Scott)

Как и в прошлом году, в этой части сезона братья Йейтс выступают на разных многодневках. В 2018-м Саймон гонялся на «Париж – Ницце», а Адам на «Тиррено – Адриатико», так же они распределили между собой соревнования и в нынешнем сезоне.

В начале 2019-го года Адам уже успел показать высокий уровень готовности. На двух испанских многодневках в призовую тройку общего зачета он не попал, но был к этому близок. На «Вуэльте Валенсии» он неудачно проехал стартовую «разделку», однако реабилитировался за это в дальнейшем, одержав уверенную победу на королевском этапе.

Очень крутые, но при этом короткие подъемы «Тиррено – Адриатико» подходят Адам едва ли не идеально. В прошлом сезоне он потерял чуть больше минуты из-за завала уже на одном из первых этапов, но потом прорывался вверх и в итоге закончил гонку пятым. Именно Йейтс производил впечатление сильнейшего гонщика на подъемах, выиграв один из этапов многодневки.

В Mitchelton – Scott собрали максимально крепкий состав под командную гонку, дабы Адам мог начать ключевую часть многодневки на хорошей позиции. В индивидуальной «разделке» в Сан-Бенедетто-дель-Тронто в числе фаворитов британец не будет, но ему по силам проиграть Рогличу и другим конкурентам относительно немного. В общем, Йейтс претендент как минимум на призовые места.
Том Дюмулен (Team Sunweb)

Том Дюмулен начал нынешний сезон в ОАЭ вместе с Рогличем. Там победитель «Джиро д'Италия» 2017-го года смотрелся неплохо. Разумеется, Роглич был заметно сильнее, но никто особой прыти от Тома на стартовой гонке года и не ждал. Первый горный этап Дюмулен проехал посредственно, а вот уже на втором все было гораздо веселее, голландец был вторым после Роглича. В общем зачете многодневки в ОАЭ лидер Team Sunweb финишировал шестым.

Маршрут «Тиррено – Адриатико» Тому подходит. Разумеется, он будет одним из явных фаворитов этапа в Сан-Бенедетто-дель-Тронто, да и в стартовый день многодневки в Камайоре все у Team Sunweb должно быть неплохо. В составе помимо Дюмулена есть Серен Крал Андерсен, Никиас Арндт и Чэд Хага. Вряд ли немецко-голландская команда сумеет выиграть командную гонку, но много времени уж точно не потеряет. Тому может достаточно неплохо проехать холмистые этапы и высокое место в генеральной классификации придет само собой. Вполне возможно, что даже не в пиковой своей форме Том окажется в призовой тройке по итогам недели.

В прошлом году Дюмулену на «Гонке двух морей» не повезло, он имел перспективную позицию в общем зачете, но был вынужден сойти с пробега на четвертом этапе. В этом году все должно закончиться более оптимистично.
Герэйнт Томас и Ваут Пулс (Team Sky)

Сильнейшая многодневочная команда мира начинает итальянскую гонку сразу с несколькими гонщиками, имеющими шансы на высокое место в генеральной классификации. В заявке Team Sky явно выделяются Герэйнт Томас, Ваут Пулс и Джанни Москон.
Маршрут «Гонки двух морей» подходит под гоночные характеристики Москона, но он в данный момент находится не в лучшей форме, в первую очередь из-за падения на «Туре ОАЭ». Вполне возможно, что по ходу многодневки итальянец наберет ход и поведет борьбы за высокие места, но сейчас шансы Томаса и Пулса выглядят предпочтительнее.

Действующий победитель «Тур де Франс» Герэйнт Томас на старте нового сезона форму не форсировал. На первой испанской многодневке он был очень далек от сильнейших гонщиков, однако в прошлую субботу на «Страде Бьянке» все выглядело гораздо лучше. Валлиец не сумел попасть в элитную группу на восьмом участке белых дорог, зато в дальнейшем смотрелся достойно и занял высокое 12-е место.

Вряд ли Томас в данный момент способен бороться с Рогличем и Алафилиппом на подъемах, но за счет двух гонок с раздельным стартом он вполне может продвинуться в генеральной классификации очень высоко. В предыдущие сезоны Томасу на «Тиррено – Адриатико» сильно не везло из-за падений и поломок, но даже это не помешало ему занять в прошлом году третье место.

Ваут Пулс начал сезон еще в январе на «Тур Даун Андер», после которой наведался в Португалию на «Вольта Альгарве». На обеих многодневках голландец показал высокий уровень и занял третье место. Ситуация с Томасом и Пулсом в Team Sky довольна проста – Пулс в данный момент выглядит посильнее на подъемах, Томас должен быть лучше в «разделке». Кто окажется выше в генеральной классификации – покажет только время.

Состав Team Sky на командную «разделку» вызывает уважение. Помимо Томаса и Москона в заявке есть Филиппо Ганна и Джонатан Кастровиехо.
Якоб Фульсан (Astana Pro Team)

Датчанин Якоб Фульсан из «Астаны» – еще один гонщик, показывающий в начале этого сезона очень высокий уровень результатов. Началось все на многодневке «Вуэльта Андалусии», которую он выиграл, а продолжилось на «Страде Бьянке». На итальянской классике Якобу пришлось довольствоваться вторым местом, одолеть Алафилиппа не удалось, но вся активность на последних 30 километрах исходила именно от представителя казахстанской команды.

Фульсан сейчас явно на ходу, он уже успел продемонстрировать, что способен очень хорошо преодолевать короткие подъемы, которыми изобилует маршрут «Тиррено – Адриатико». Проблемными для него могут стать две гонки с раздельным стартом. Astana Pro Team постаралась укрепить состав под этот вид, но все равно составы Team Sky, Team Sunweb, Team Jumbo – Visma выглядят гораздо сильнее. Индивидуальная «разделка» Фульсана не всегда бывает стабильна, иногда она получается весьма неплохо, но и тут очевидно, что Дюмулен, Роглич и Томас будут явно сильнее.

Исходя из вышеизложенного, попадание в первую тройку генеральной классификации станет для Фульсан серьезным достижением. Ранее на итальянской многодневки он выступал всего один раз, несколько лет назад он ее закончил на 13-м месте, но сейчас у него есть прекрасная возможность оказаться гораздо выше.
Тибо Пино (Groupama – FDJ)

Безоговорочный лидер Groupama – FDJ Тибо Пино начал сезон на мелких французских однодневках и многодневках. Не все они оказывались достаточно сложными по рельефу, чтобы Тибо мог одержать на них победу, но два успеха у него уже есть. Он выиграл королевский этап «Тура Верхнего Вара» на вершине подъема Мон Фарон, за счет этого была одержана победа и в генеральной классификации этой гонки.

На «Туре Верхнего Вара» Пино оказался лучше Ромена Барде, но с другими лидерами шоссейного велоспорта француз в этом сезоне еще не пересекался. Будет интересно посмотреть, как он будет смотреться на подъемах на фоне все того же Роглича, ну или своего соотечественника Алафилиппа.

Что с командной «разделкой»? Ее Марк Мадьо постарался по-максимуму укрепить, пригласив перед началом сезона Штефана Кюнга и Майлза Скотсона. Оба этих новичках заявлены на итальянскую многодневку, чтобы нивелировать отставание на первом этапе. К ним в состав добавили еще одного приличного специалиста – Бенджамена Тома. Не стоит забывать, что велосипед Lapierre в последние годы считают одним из лучших, когда дело доходит до «разделок». В общем, много Пино в первый день проиграть не должен, хотя ясно, что сильнейшим все-таки уступит.

Проблемы у Пино могут возникнуть на последнем этапе, на котором Дюмулен, Томас и Роглич будут иметь над ним явное преимущество. Сам Пино очень любит гоняться в Италии, касается это и «Тиррено – Адриатико». Два года назад Тибо заканчивал гонку на третьем месте.
Петер Саган (Bora – Hansgrohe)

Петер Саган был очень активен в самом начале сезона. Еще в январе он выступил сразу на двух многодневках – сначала в Австралии на «Тур Даун Андер», а потом в Аргентине на «Туре Сан-Хуана». С тех пор трехкратный чемпион притаился и на соревнованиях не появлялся. Он пропустил не только стартовый уикэнд в Бельгии с «Омлооп Хет Ниувсблад», но и совсем недавнюю «Страде Бьянке». «Омлооп» словак пропускал и ранее, отсутствие же на гравийной классике выглядело весьма неожиданно и странно.

Основные амбиции на «Тиррено – Адриатико» Саган наверняка связывает с тремя этапами – вторым, третьим и шестым. Второй этап закончится на вершине пологого подъема, а вот третьй и шестой подойдет чистым спринтерам.

Заход Сагана на генеральную классификацию выглядит не слишком реальным. В свои лучшие дни он наверно и мог бы быть в числе сильнейших на четвертом и пятом этапах, но в подавляющем большинстве случаев они все-таки должны оказываться для него слишком сложными. К этому еще нужно добавить и тот момент, что состав Bora – Hansgrohe на командную гонку не выглядит слишком оптимистично, а значит Петер сразу же окажется в роли отыгрывающегося. Зато словаку точно по силам бороться за этапы и победы в классификации лучшего спринтера.
Элиа Вивиани (Deceuninck – Quick Step)

На «Париж – Ницце» есть три этапа, которые номинально подходят спринтерам, на «Тиррено – Адриатико» их всего два. Возможно, именно поэтому большинство сильнейших финишеров мира выбрали французскую многодневку. Это означает, что у спринтеров на «Гонке двух морей» возможностей для осечек практически нет.

Разумеется, поехать на «Париж – Ниццу» чемпион Италии Элиа Вивиани просто не мог. Тиффози не простили бы ему отсутствие на родной многодневке. У Вивиани все как обычно – он на ходу и у него хорошие разгоняющие, которые не должны загубить его шансы на равнинных этапах. Неожиданность всего лишь одна – штатный развозящий Элии Фабио Сабатини был отправлен во Францию помогать молодому Якобсену, в Италии вместо него выступит Ариель Максимилиано Ричезе, ранее с Вивиани почти никогда не работавший.

В этом году Вивиани выступил на двух многодневках и одной однодневной гонке, все эти соревнования без побед он не покинул. На турах Даун Андера и ОАЭ итальянец не сумел выиграть больше одного этапа, но даже одна победа – это хороший показатель, учитывая высокий уровень конкуренции в спринте.

На «Тиррено – Адриатико» главным соперниками спринтера Deceuninck – Quick Stеp станут Фернандо Гавирия и Петер Саган.
Фернандо Гавирия (UAE – Team Emirates)

Сильнейший спринтер Колумбии Фернандо Гавирия потихоньку обживается в новой команде. Жаловаться на плохой развоз в UAE – Team Emirates ему пока точно не приходится. На первых стартах сезона этим занимались Александр Кристофф, Симоне Консонни и Роберто Феррари. Почти всегда Гавирию развозили если не идеально, то очень близко к этому. Особенно хорош в этом плане был Кристофф на «Туре ОАЭ».

В Италии спринтерский поезд арабской дружины вернется к тому сочетанию, которое использовалась в Аргентине на «Туре Сан-Хуана». Последним колесом Гавирии будет молодой итальянец Симоне Консонни, умеющий хорошо маневрировать в пелотоне за счет своего трекового «бекграунда». До Консонни включаться в работу наверняка предстоит высокорослому Оливьеро Тройе.

За свою недолгую карьеру в профессионалах Гавирия успел выиграть на «Тиррено – Адриатико» два этапа, но гонка вряд ли вызывает у него только положительные воспоминания. В прошлом году колумбиец сломал на этой многодневке руку и пропустил весь сезон классических гонок.

Для Сагана, Вивиани и Гавирии «Гонка двух морей» станет генеральной репетицией грядущей «Милан – Сан-Ремо».
Не попали в нашу десятку, но были близки к этому бельгийцы Тиш Беноот и Тим Велленс из Lotto Soudal, а также казахстанец Алексей Луценко (Astana Pro Team) и итальянец Дамиано Карузо (Bahrain Merida). Эти гонщики могут претендовать на успешное выступление на отдельных этапах и неплохие позиции в генеральной классификации. В последний день многодневки о себе наверняка напомнят «раздельщики» Роан Деннис и нацелившийся на часовой рекорд Виктор Кампенартс.


Прогноз

Предположим, что два этапа один гонщик на нынешней «Тиррено – Адриатико» выиграть не сможет. Гонка начнется с победы Team Jumbo – Visma в командной «разделке», а продолжится победой Сагана на втором этапе, четвертый достанется Алафилиппу, пятый Рогличу, седьмой Роан Деннису. На спринтерских этапах по разу победят Гавирия и Саган.

Первая тройка генеральной классификации:
1) Примош Роглич
2) Жулиан Алафилипп
3) Том Дюмулен
Хайлайты Gruppetto Camp Sochi 2018
Made on
Tilda