03.08.2019

Tour de Pologne: Главная гонка Восточной Европы

Обзор этапов и основных претендентов на победу на престижной многодневке Tour de Pologne
Сегодня в Кракове начнется самая престижная и представительная гонка Восточной Европы. Этот статус «Тур Польши» заслужил уже давно, на данный момент это единственное велосипедное шоссейное соревнование, имеющее статус гонки мирового тура в этой части Европы. За семь дней участники соревнований преодолеют 1076 километров по дорогам Польши.

Подписывайтесь на наш Telegram–канал, чтобы быть в курсе всех последних новостей и событий по ссылке.
История

Первое издание нынешнего «Тура Польши» прошло в далеком 1928-м году. Многодневка была создана благодаря совместным усилиям Велосипедного клуба Варшавы и спортивной газеты Przegląd Sportowy, издававшейся в Кракове. Сейчас организаторы предпочитают называть свою гонку на французский манер – Tour de Pologne (официально название гонки), а тогда она называлась Wyścig Dookoła Polski. До начала Второй мировой войны «Тур Польши» проводился периодически, иногда бывали паузы в 3-4 года. С 1939-го по 1947-ой гонка вообще не проводилась, каждый год организовывать ее начали в 1952-м году.

До 1993-го года многодневка была абсолютно неприметной, она считалась любительской и выступали на ней в основном поляки. Тогда все любители велоспорта в стране уделяли повышенное внимание «Гонке Мира», а родной национальный тур был где-то на задворках. В 1993-м году директором гонки стал Чеслав Ланг – серебряный призер Олимпиады в Москве. Именно с его приходом связан дальнейший расцвет «Тура Польши». В 1994-м многодневка стала профессиональной, но еще несколько лет она имела скромную категорию. В 2005-м году целеустремленный Ланг сумел довести ее до Про Тура, из которого она в 2009-м перекочевала в Мировой Тур.
Чеслав Ланг
Рекордсменами по количеству побед являются Мариан Вецковски и Дариуш Барановски. Первый из них побеждал в 50-х годах и за пределами Польши был малоизвестен, а вот второй выигрывал три раза подряд в период с 1991-го по 1993-ий. В дальнейшем Барановски сумел выстроить неплохую профессиональную карьеру и выступал в таких командах как US Postal Service, Banesto и Liberty Seguros. Сейчас Барановски является комментатором телеканала «Евроспорт Польша».

В 1996-м «Тура Польши» выиграл россиянин Вячеслав Джаванян, а в 1998-м его успех повторил Сергей Иванов. Уже в XXI веке покорителями гонки стали многие звездные велосипедисты – Йенс Фохт, Алессандро Баллан, Петер Саган, Дэн Мартин, Рафал Майка, Ион Изагирре, Тим Велленс и Дилан Тейнс. Действующий победитель многодневки Михал Квятковски свой титул защищать не будет. У «Квято» большие проблемы с формой и он чувствует сильную усталость после «Тур де Франс».


Маршрут

«Тур Польши» можно разделить на две части. Первые три этапа подойдут спринтерам, в дальнейшем на первый план выйдут «генеральщики». Ни одного тяжелого затяжного подъема в маршруте гонки нет, но в Карпатах хватает коротких гор, на которых произойдет достаточно большая селекция и решится судьба общего зачета.


Первый этап. Краков – Краков (132,3 км)
Второй этап. Тарновске-Гуры – Катовице (152,7 км)
Третий этап. Хожув – Забже (150,5 км)
Четвертый этап. Явожно – Кочеж (173,3 км)
Пятый этап. Величка – Бельско-Бяла (153,8 км)
Шестой этап. Закопане – Косцелиско (160 км)
Седьмой этап. Буковина-Татшаньска – Буковина-Татшаньска (153,3 км)
Маршруты многих этапов польской многодневки повторяются из года в год. Любителям велоспорта со стажем они уже хорошо известны.

Наиболее важными в плане борьбы за генеральную классификацию станут четвертый, шестой и седьмой этапы. Для успешного выступления необходимо иметь мощный спринтерский финиш, чтобы получать бонификационные секунды. Затяжных подъемов, на которых можно создать внушительные разрывы, в маршруте гонки нет. Это означает, что все могут решить буквально 1-2 секунды.


Погода

Практика предыдущих гонок подсказывает нам, что заглядывать на несколько дней вперед в плане прогноза погоды не имеет смысла. Пока следует отметить только то, что в первые пару дней температура должна быть вполне комфортной: 20-23 градуса. Вероятность дождя на первом этапе в Кракове – 30-40%, второй день метеорологи обещают сухим.

В предыдущие годы «Тур Польши» отмечался экстремальной погодой. То слишком жаркой, то холодной с сильным градом и едва ли не ураганным ветром. Будем надеяться, что в этом году все будет спокойно.


Главные герои

Рафал Майка (Bora – Hansgrohe)

Для Рафала Майка предстоящая многодневка должна стать одной из самых важных в сезоне. Он выступает в родной стране, на гонке, которую он уже выигрывал, да и результат на этой неделе должен задать ему хорошее настроение на вторую половину сезона.

Рафал побеждал на «Туре Польши» в 2014-м году, а в последующие четыре года выступал на гонке всего один раз. Вызвано это был тем, что он чаще всего совмещал «Тур де Франс» и «Вуэльту». Проехать в промежутке между двумя гранд-турами еще одну длинную и сложную многодневку было очень тяжело.

Майка сумел приехать на гонку только в 2017-м году. Тогда он рано сошел с «Тура», а значит ему должно было хватить свежести на «Вуэльту», да и пауза в календаре получалась бы слишком большой. В год своего возвращения поляк сумел занять второе место, пропустив вперед только Дилана Тейнса.

Один из лидеров Bora – Hansgrohe не принимал участия в гонках после завершения «Джиро», на которой он занял шестое место. В родной стране Майка всегда хорош, в ближайшие дни он наверняка будет в гуще событий.
Серхио Игита (EF Education First Team)

Молодой колумбиец Серхио Игита стал гонщиком мирового тура только по ходу нынешнего сезона. В предыдущие три года 22-летний горовосходитель выступал за проконтинентальную команду Manzana Postobon, из которой перед 2019-м ушел в континентальный баскский проект Fundacion Euskadi. У элитной американской EF Education First Team была договоренность с басками о переходе Игиты на более высокий уровень в любой момент по ходу 2019-го года.

Manzana Postobon в последние годы заслужила себе сомнительную славу команды, в которой свою карьеру похоронили многие талантливые молодые колумбийцы. Manzana Postobon была единственным профессиональным проектом в Колумбии, поэтому в него попадали перспективы молодые гонщики, но практически никто из них не добавился прогресса. Похожая ситуация была и у Игита, он заявил о себе на молодежном уровне еще в 18 лет, однако после этого положительной динамики в его результатах не отмечалось.

Оказавшись в Fundacion Euskadi Игита сразу же добавил в результатах. В составе скромной команды он ударно начал 2019-ый год на достаточно представительных испанских гонках, уже к началу мая EF Education First забрала его к себе.

Игита оказался сильнейшим гонщиком команды на «Туре Калифорнии». На первой же многодневке мирового тура в своей карьере он стал вторым, уступив в напряженной борьбе только Тадею Погачару.

В Польше Игита должен стать лидером EF Education First Team. Важно, что у него есть неплохое финишное ускорение, да и холмистый рельеф он очень любит. В ближайшие дни это должно пойти ему на пользу.
Давиде Формоло (Bora – Hansgrohe)

Рафал Майка отнюдь не единственный представитель Bora – Hansgrohe, способный занять в Польше высокое место в генеральной классификации. Новоявленный чемпион Италии Давиде Формоло тоже может надеяться на место в итоговой тройке сильнейших.

В этом году Давиде не слишком удачно выступает в общем зачете многодневок, зато однодневки с холмистым рельефом и отдельные этапы ему даются на славу. В апреле на «Льеж – Бастонь – Льеж» он уступил только Якобу Фульсангу, а в июне уверенно выиграл национальный чемпионат.

Результатов в общем зачете в 2019-м году у Давиде нет, но «Тур Польши» – это одна из гонок календаря, которая подходит итальянцу едва ли не идеально. В последние пару лет на коротких подъемах он выглядит заметно лучше, чем на длинных горах. Не стоит удивлять, если по итогам семи этапов он окажется выше Майки.
Мигель Анхель Лопес и Ион Изагирре (Astana Pro Team)

В составе казахстанской Astana Pro Team тоже два гонщика, которые могут занять по итогам семи этапов высокие места в общем зачете. Речь идет о Мигель Анхеле Лопесе и Ионе Изагирре. Оба они планируют выступать на «Вуэльте» и в Польше открывают вторую часть сезона.

Разумеется, на испанском гранд-туре лидером Astana Pro Team станет Лопес, Изагирре будет ему помогать, но в Польше баск будет заточен под собственный результат.

Несколько лет назад Ион Изагирре был самым стабильным по результатам участником «Тура Польши». В 2015-м он выиграл гонку в общем зачете, а в 2013-м и 2014-м занимал второе место.

После своей победы в 2015-м Ион три года подряд в Польше не появлялся. Он совмещал выступления на «Туре» и «Вуэльте» и не мог себе позволить проехать между ними еще одну многодневку. Перед началом 2019-го он перешел в Astana Pro Team и календарь его гонок изменился. В этом сезоне он выступает на «Джиро» и «Вуэльте». Польская многодневка вновь органично вписывает в его гоночное расписание.

Мигель Анхель Лопес стартует в Польше впервые. Раньше перед «Вуэльтой» он всегда проезжал многодневку в Бургосе. Колумбиец должен быть в неплохих кондициях, но короткие польские подъемы вряд ли в полной мере ему подходят.
Бьорг Ламбрехт (Lotto Soudal)

Кому рельеф предстоящей многодневки точно подойдет, так это миниатюрному бельгийцу Бьоргу Ламбрехту. 22-летнее дарование из Lotto Soudal проводит свой второй сезон на профессиональном уровне. В этом году ему удалось существенным образом повысить уровень его результатов.

Ламбрехт хорош, как на многоднеках, так и на однодневках. Короткие подъемы с крутым градиентом ему нравятся даже больше затяжных участков «апхилла». Еще одним важным плюсом бельгийца является хороший спринтерский финиш.

В общем, если Бьорг будет на ходу, то он может оказаться на итоговом пьедестале «Тура Польши». В календаре мирового тура нет многодневок, которые подходили бы ему так же хорошо.

Этой весной Ламбрехт отлично проявил себя на арденнской неделе, пора показывать высокие результаты и на многодневках самого высокого уровня. На молодежном уровне у него это получалось.
Тео Геоган Харт и Павел Сиваков (Team INEOS)

В Польше вторую часть сезона начинают и два молодых гонщика Team INEOS, неожиданно получивших статус со-капитанов команды на «Джиро».

Итальянский гранд-тур для Тео Геогана Харта и Павла Сивакова сложился по-разному. Англичанин пару раз упал и сошел с гонки до решающих баталий в горах, россиянин же отлично себя проявил, показал стабильное выступление в горах и занял в 21 год девятое место в общем зачете.

К «Туру Польши» Геоган Харт и Сиваков готовились вместе. Уже известно, что после предстоящей многодневки Сиваков на «Вуэльту» не поедет. Ему недавно исполнилось 22 года, он гоняется среди профессионалов всего лишь второй сезон, в такой ситуации ехать два гранд-тур за год ему просто не нужно. У Геогана Харта ситуация иная, его в Испании мы скорее всего увидим. Он старше на два года и опыта на взрослом уровне у него явно больше, к тому же «Джиро» он проехал не до конца, да и желание реабилитироваться наверняка имеется.

В прошлом году Сиваков отлично проявил себя в Польше в качестве «грегари», он внес большой вклад в итоговую победу Михала Квятковского. В этом году он уже и сам попробует показать высокий результат.

Перед началом «Тура Польши» шансы Геогана Харта и Сивакова выглядит примерно равнозначными.
Диего Улисси (UAE – Team Emirates)

Для Диего Улисси нынешний сезон получается каким-то волнообразным. Весной он впервые в карьере сумел попасть на пьедестал большой классической однодневки, произошло это на «Флеш Валлонь». Алафилиппу и Фульсангу он тогда уступил много, зато со всеми остальными справился. «Джиро» итальянец с треском провалил, но затем вновь набрал хорошие кондиции, выиграл «Тур Словении» и тестовую олимпийскую гонку в Токио, да и на чемпионате страны выступил достойно.

Гоночные характеристики должны позволить Диего показать в Польше хороший результат. Все знают, что марафонские перевалы в Альпах – это не совсем его территория. Короткие и крутые подъемы в польских Татрах – совсем другое дело. Тут итальянец может хорошо держаться, да и на финише секунды взять он вполне способен.

Наверняка в UAE – Team Emirates на Улисси очень надеются. Команде нужны хорошие результаты после крайне неудачного выступления на «Тур де Франс».
Доменико Поццовиво (Bahrain Merida)

Еще одним итальянцем, способным показать высокий результат в генеральной классификации, станет ветеран Доменико Поццовиво.

В этом году Доменико впервые в карьере проехал «Джиро» в статусе «грегари». Миниатюрный гонщик из южной части Апеннинского полуострова качество отработал на Нибали и помог занять ему второе место по итогам трех недель.

Поццовиво должен был быть лидеров Bahrain Merida на «Туре Швейцарии», но из-за неудачной гонки с раздельным стартом в итоге оказался позади партнера по команде Роана Денниса. В итоговой генеральной классификации Доменико стал только седьмым, этот результат не совсем отражает его реальный уровень.

Бороться за бонификации в Польше Поццовиво будет затруднительно. Это сильно снижает его шансы на призовое место, но высокое итоговое место он займет почти наверняка.
Паскаль Акерманн (Bora – Hansgrohe)

В спринтерской части состава явно выделяются три топ-спринтера. Их представление мы начнем с Паскаля Акерманна – победителя «очковой» классификации на «Джиро д'Италия».

В мае в Италии 25-летний немец дебютировал на супермногодневках. Мало кто ожидал, что это получится у него настолько удачно. Несмотря на жесткое падение по ходу гонки, он сумел выиграть второй по престижности зачет, а так же два отдельных этапа.

Свой прорыв в элиту Акерманн начал во второй половине прошлого сезона. В 2018-м году он был на «Туре Польши» очень хорошо. Именно он выиграл два первых равнинных этапа в Кракова и Катовице. У Bora – Hansgrohe большие амбиции в генеральной классификации, но в распоряжении у немца все-таки будет его проверенный разгоняющий Рудигер Зелиг.
Фернандо Гавирия (UAE – Team Emirates)

Сильнейший колумбийский спринтер Фернандо Гавирия подвержен травмам. В его карьере еще не было ни одного сезона, который не заканчивался бы без хотя бы одного серьезного повреждения.

В этом сезоне всплыли большие проблемы с коленом. Из-за болей в колене Гавирия был вынужден рано сойти с «Джиро» и пропустить «Тур». Небольшим утешением для лидера UAE – Team Emirates должен служить тот факт, что на итальянском гранд-туре он все-таки успел выиграть один этап до своего схода, правда победа досталась ему по наследству от Элии Вивиани, финишировавшего первым, но заработавшим релегацию за нарушения правил.

В последнее время дела Гавирии вроде бы идут на поправку. Наверняка он очень хочет ударно провести последние месяцы сезона. Начать побеждать можно уже в ближайшие дни в Польше.
Фабио Якобсен (Deceuninck – Quick Step)

22-летний нидерландец Фабио Якобсен побед на значимых гонках пока не имеет, но по чистой скорости его уже можно относить к топ-спринтерам.

В июне Фабио потерпел несколько чувствительных поражений от выходца из велокросса Тима Мерлира, но компенсировал эти неудачи за счет победы на чемпионате Нидерландов. На первый этап «Тура Польши» спринтер Deceuninck – Quick Step выйдет в майке чемпиона страны.

В Польше у Deceuninck – Quick Step не будет привычного мощного спринтерского поезда с Михаэлем Меркевым и Максимилиани Ричезе, но Фабио Сабатини в распоряжении Якобсена все-таки есть.
Прогноз

Предположим, что на первых трех этапах по разу победят Акерманн, Гавирия и Якобсен. Два этапа выиграет Ламбрехт, один Игита. Пятый этап достанется Бену Свифту из Team INEOS.

Общий зачет

1) Бьорг Ламбрехт
2) Серхио Игита
3) Давиде Формоло
Хайлайты Gruppetto Camp Sochi 2018
Made on
Tilda