08.03.2019

Strade Bianche: Гравийная дорога к монументам

Превью стремительно набирающей популярность итальянской классики
Бельгия и Италия – две страны, в которых проходят большинство наиболее престижных классических гонок. Четыре из пяти велосипедных монументов проводятся именно в этих странах и только один монумент за их пределами («Париж – Рубе»). Время монументальных классических гонок в этом сезоне еще не наступило, но они уже совсем скоро. В прошлые выходные состоялись первые бельгийские классики, а завтра сезон самых престижных однодневок откроется в Италии. Гонка «Страде Бьянке» очень молодая, но многие уже сейчас предсказывают ей огромное будущее и считают, что со временем именно она станет шестой монументальной классикой шоссейного велоспорта.
История

«Страде Бьянке» проводится по дорогам итальянского региона Тоскана и традиционно стартует и финиширует в Сиене – столице одноименной провинции. Strade Bianche переводится с итальянского как белые дороги. Название гонки говорит само за себя, ее ключевые участки проходят по гравийным дорогам, которые в Италии называют белыми. Первая «Страде Бьянке» была организована в 1997-м году, тогда это была гранфондо для гонщиков на раритетных велосипедах. Первый заезд для профессионалов пришлось ждать вплоть до 2007-го года. Его победителем стал россиянин Александр Колобнев, навсегда вписавший себя в историю гонки. В 2007-м «Страде Бьянке» имела достаточно скромную первую категорию UCI и была проведена в начале октября, но уже в следующему году ее перенесли на начало марта. С тех пор итальянская классика проводится непосредственно перед «Тиррено – Адриатико» и «Милан – Сан-Ремо». Благодаря своей сложности и эпичному маршруту итальянская однодневка быстро набирала престижность и популярность. Сначала она получила высшую категорию, а с 2017-го года вошла уже в календарь мирового тура. Сейчас «Страде Бьянке» по праву считается одной из самых престижных однодневок года.
Фабиан Канчеллара, Зденек Штыбар и Петер Саган на Strade Bianche 2016
После Колобнева гонку выигрывал казахстанец Максим Иглинский, произошло это в 2010-м году. Помимо них победу в историческом центре Сиены одерживали: Фабиан Канчеллара (трижды), Зденек Штыбар, Михал Квятковски (по два раза), Филипп Жильбер и Томас Лофквист. Примечательно, что всего один раз однодневка покорялась представителю Италии, в 2013-м ее выиграл Морено Мозер. В прошлом году «Страде Бьянке» завершилась триумфом Тиша Беноота, для которого это достижение стало главным в карьере.


Маршрут

Сиена – Сиена (184 км)
Существенных изменений в маршруте из года в год не происходит. Всех нынешний формат гонки полностью устраивает. Это касается и организаторов, и болельщиков. Общая протяженность однодневки не столь внушительная, всего 184 километра, но 63 из них будут преодолены в рамках 11 гравийных участков. Общий набор высоты едва не достигает 3000 метров, причем практически все самые крутые подъемы будут проходиться по гравию.

Самыми тяжелыми и протяженными гравийными участками станет седьмой и восьмой, протяженность седьмого (San Martino in Grania) составит 9,5 километра, а восьмого (Monte Sante Marie) – 11,5 километра. Именно на этих секторах пройдет первичная большая селекция, после которой борьбу за самые высокие места продолжат сильнейшие участники. Разобраться им помогут три завершающих гравийных кусках, на каждом из которых есть отрезки с градиентами под 20%. Если и этого будет недостаточно, на помощь придет финишный брусчатый холм, расположенный уже в самой Сиене на улице Виа Санта Катерина. На заключительных 300 метрах дорога пойдет вниз, гонщики завершат классику на очень красивой древней площади Пьяцца дель Кампо.


Погода

Погодные условия будут близки к оптимальным. Температура воздуха во время гонки составит 12-16 градусов. Вероятность осадков нулевая. Ветер незначительный: 3-4 метра в секунду, ближе к финишу чаще всего встречный или боковой.


10 главных действующих лиц

Жулиан Алафилипп (Deceuninck – Quick Step)

26-летний француз Жулиан Алафилипп уже давно завоевал статус одного из лучших в мире однодневщиков, специализирующих на холмистом рельефе, мало кто может ответить на его феноменальные ускорения на коротких подъемах.

Несмотря на всеобщее признание и очевидный талант, в активе Жулиана до сих пор не так уж и много громких побед именно на классических гонках. Да, он уже выигрывал «Классику Сан-Себастьян» и «Флеш Валлонь», но все ждут от него титулов на монументах и чемпионате мира. На самых главных стартах не все так весело, пока дело ограничивается призовыми местами, но не более того.

Разумеется, возможный выигрыш завтра не сделает Жулиана победителем монументальной классики, поскольку «Страде Бьянке» пока не имеет такой статус, но лишним успех на таком соревновании точно не будет. Триумф на белых дорогах станет достижением для любого гонщика.

Примечательно, что ранее Алафилипп никогда на «Страде Бьянке» не выступал, но очевидно, что эта гонка подходит ему едва ли не идеально. Короткие подъемы должны ему прийтись по вкусу, а гравийка никаких дополнительных проблем не создаст, Жулиан начинал карьеру в велокроссе.
Зденек Штыбар (Deceuninck – Quick Step)

Еще один гонщик Deceuninck – Quick Step, и еще один бывший велокроссмен Зденек Штыбар долго не побеждал. За весь 2018-ый год титулованный чех ни разу на шоссе так и не выиграл, последний его успех был датирован аж июнем 2017-го года, да и то, победа была добыта на национальном чемпионате, уровень конкуренции на котором оставляет желать много лучшего.

В этом году дела у «Штиби» явно пошли на поправку. Для начала он забрал один из тяжелых этапов «Вольта Альгарве», а затем ему покорилась первая бельгийская классика сезона. Победа на Omloop Het Nieuwsblad была добыта в великолепном стиле.

Успех на бельгийской однодневке стал всего лишь второй значимой победой Штыбара на больших классиках, первую он добыл как раз на «Страде Бьянке», произошло это в 2015-м году. Гонку по дорогам Тосканы можно считать самой успешной для чеха, он не только выигрывал ее, но еще один раз занимал второе место, да и вообще, ниже седьмого места на ней он никогда не финишировал.

Deceuninck – Quick Step в этом году на однодневках пока идет практически без поражений. В последние дни Штыбар, Боб Юнгелс и Флориан Сенешаль по разу победили в Бельгии, а перед этим Элиа Вивиани выиграл в Австралии Cadel Evans Great Ocean Road Race. Существует высокая вероятность того, что победная серия бельгийского коллектива продолжится на Strade Bianche. Дуэт Алафилипп-Штыбар перед стартом выглядит очень грозно.
Грег ван Авермат (CCC Team)

На Omloop Het Nieuwsblad Грег ван Авермат подтвердил впечатление, которое он произвел на всех на первых стартах сезона. Олимпийский чемпион из Бельгии в полном порядке и готов к борьбе за победу практически на всех весенних однодневках.

Грег был активен, без труда прошел селекцию в элитную группу и выглядел фаворитом возможного финишного спринта. Это понимали практически все его конкуренты, которые вовремя смекнули, что ждать спринта с ван Аверматом не стоит. Первую атаку бельгиец закрыть сумел, а вот на ускорение Штыбара ответа у него нашлось. В итоге Грег действительно выиграл на «Омлоопе» спринт, но только за второе место.

«Страде Бьянке» ван Авермат еще никогда не выигрывал, хотя уже дважды был к этому очень близок. Второе место он занимал в 2015-м и 2017-м годах, в одном случае проиграв Штыбару, а в другом Михалу Квятковскому. Наверняка Грег хочет добыть побед в Тоскане, ведь маршрут гонки ему очень подходит. Бороться сразу с двумя представителями Deceuninck – Quick Step тяжело, но невыполнимых задач для ван Авермата просто не существует.
Алексей Луценко (Astana Pro Team)

Как и ван Авермат, Алексей Луценко на Omloop Het Nieuwsblad подтвердил, что он находится в отличных кондициях. Как и ван Авермат, Луценко вряд ли был доволен итогами гонками, ведь он занял обидное четвертое место.

Алексей занимал не самую выгодную позицию перед прохождением стратегически важного Моленберга, но сумел в одиночку перебраться в нужную группу после прохождения хеллингена. В дальнейшем казахстанец из Astana Pro Team сил не жалел и работал в лидирующем формировании больше других. Расплачиваться за это пришлось на финише, на котором Алексея опередили не только Штыбар с ван Аверматом, но и явно чувствовавший себя гораздо хуже Тим Велленс.

Луценко еще никогда не заканчивал «Страде Бьянке» даже в первой двадцатке, но очевидно, что его нужно относить к фаворитам предстоящей классики. Практически никто не сомневается в том, что казахстанец находится в лучшей форме в своей карьере, это было явно видно на «Туре Омана» и «Омлоопе». В Бельгии совладать со Штыбаром и ван Аверматом не удалось, но итальянская гонка по рельефу тяжелее, вполне возможно, что это склонит чашу весов в пользу Алексея.
Тиш Беноот (Lotto Soudal)

Прошлогодняя победа стала для Тиша Беноот первой и до сих пор остается единственной в профессиональной карьере. В 2018-м в Тоскане 24-летний бельгиец из Lotto Soudal был просто великолепен. Он сумел покинуть попутчиков по элитной группе, добрал ближе к финишу находившихся впереди Ромена Барде и Ваута Ван Арта, а вскоре и вовсе сбросил их с колеса.

Дебют на классиках в 2019-м сложился для Тиша неудачно, наверняка ему вдвойне обидно, поскольку все дело в невезении, а не в плохой форме. Он без особых проблем отобрался на «Омлоопе» в группу лидеров, но упал в одном из поворотов и получил достаточно серьезные повреждения. С проводившейся на следующий день «Кюрне –Брюссель – Кюрне» пришлось сниматься.

Еще несколько дней назад существовала угроза, что Беноот будет вынужден пропустить «Страде Бьянке», но вроде он все-таки сумел восстановиться. Нет никакой уверенности, что повреждения позволят Тишу выступить в полную силу, но если все-таки позволят, он безусловно будет одним из явных претендентов на победу и защиту титула.
Якоб Фульсан (Astana Pro Team)

Датчанин Якоб Фульсан нынешний сезон начал сильно. У него уже есть победа на одной многодневной гонке, «Вуэльте Андалусии», на которой он показал удивительно стабильное выступление на всех этапах.

Безусловно, у ван Авермата или Алафилиппа гораздо больше козырей на однодневных гонках, но тяжелый рельеф «Страде Бьянке» вполне позволяет рассчитывать на успех такому гонщику как Фульсан. Задатки хорошего однодневщика у Якоба были всегда, чего хотя бы стоит олимпийское серебро, завоеванное три года назад в Рио или качественные результаты в рамках арденнской недели, которые Якоб показывает из года в год.

Не станет для датчанина большой проблемой и факт наличия в маршруте гравийных участков, на них он должен чувствовать себя как рыба в воде, начинал свою спортивную карьеру Якоб в маунтибайке. На «Страде Бьянке» ранее Фульсан стартовал один раз, заняв 11-е место.

Astana Pro Team показывает сейчас просто феноменальные результаты на многодневках, Фульсан и Луценко попробуют завтра доказать, что казахстанский коллектив способен на такие же подвиги и на классических однодневках.
Тим Велленс (Lotto Soudal)

Бельгиец Тим Велленс должен быть очень рад своему призовому месту на «Омлооп Хет Ниувсблад». Места в тройке он явно не заслуживал, но все сложилось в его пользу. Многие сильные конкуренты отсеялись на Моленберге и после падения Беноота, а он же ценой немалых усилий сумел дотерпеть до финиша в группе ван Авермата. В спринте Тим уступил ван Авермату, зато сумел опередить Луценко и Дилана Тейнса.

На «Омлоопе» он выглядел не очень. Означает ли это, что у него мало шансов попасть на пьедестал завтра? Вовсе нет. Тим очень универсальный гонщик и ему подходят самые разные однодневки, «Страде Бьянке» больше соответствует его гоночным характеристикам.

Несколько лет назад Тим считался специалистом по холодной дождевой погоде, большинство своих побед он одерживал именно в таких условиях. За последние два года Велленс сильно вырос, сейчас ему уже не нужные экстремальные условия, чтобы бороться с сильнейшими. Один из лидеров Lotto Soudal теперь претендент на самые высокие места в любую погоду.

В 2017-м Велленс занял на «Страде Бьянке» третье место, тогда было не слишком холодно, но дождь все-таки шел.
Джанни Москон (Team Sky)

Молодой итальянец Джанни Москон выглядит главной ставкой Team Sky на предстоящей классике. Как и в случае с Велленсом, про Москона будет уместно сказать, что ему подходят однодневки с любым профилем. Начиная от «Париж – Рубе» и заканчивая на «Джиро ди Ломбардия».

В Team Sky весенние классики последние два года решили распределить следующим образом: на брусчатке за результаты ответственен в первую очередь Москон, а вот в Арденнах все завязано вокруг Михала Квятковского. Поляк ранее выигрывал «Страде Бьянке» два раза, но в этом году на гонке он отсутствует. Благодаря этому дополнительный шанс проявить себя выпадает Москону.

Нынешний сезон начался Джанни начал не слишком удачно, на «Туре ОАЭ» он не только не сумел занять высокое место в генеральной классификации, но и получил в завале небольшую травму, которая, впрочем, не должна ему помешать на «Страде Бьянке».

Если Москон предстанет перед нами в своем лучшем виде, то он может бороться завтра за призовые места. Ранее он трижды проезжал гонку по тосканским белым дорогам, но всегда заканчивал ее во втором десятке.
Максимилиан Шахманн (Bora – Hansgrohe)

Немец Максимилиан Шахманн в это межсезонье перебрался из Deceuninck – Quick Step в Bora – Hansgrohe. Мы видим Максимилиана в качестве одной из возможных темных лошадок, способных при случае сильно удивить Алафилиппа, ван Авермата, Штыбара и прочих.

Шахманн в прошлые годы выступал на однодневках не так часто. Это вполне понятно, в Deceuninck – Quick Step мастеров этого дела хватало и без него. Однако даже те немногочисленные классики, которые Максимилиан все-таки проехал, явно свидетельствуют о том, что потенциал у него в этом направлении есть. Чего хотя бы стоит восьмое место на «Флеш Валлонь», завоеванное после атаки на последних километрах. А ведь помимо этого было четвертое место в общем зачете BinckBank Tour, этапы которого сильно напоминают маршруты многих известных классик.

На старте нынешнего сезона Шахманн показал хорошую форму на «Туре ОАЭ». Немец прилично проехал длинные подъемы, которые обычно хорошо ему даются только в те периоды сезона, когда он находится в оптимальных кондициях.

Маршрут «Страде Бьянке» под характеристики Максимилиана подходят, он способен преподнести всем сюрприз.
Тадей Погачар (UAE – Team Emirates)

Словенский вундеркинд Тадей Погачар недавно установил впечатляющий рекорд. На португальской многодневке высшей категории «Вольта Альгарве» он сначала выиграл этап, а потом оформил победу в генеральной классификации. Тадей стал самым молодым победителем многодневки высшей категории за несколько десятилетий. На момент триумфа в Португалии словенцу было всего 20 лет и 5 месяцев, он перебил прошлогоднее достижение колумбийца Ивана Сосы, выигравшего «Вуэльту Бургоса» в возрасте 20 лет и 9 месяцев.

Дает ли победа на «Вольта Альгарве» Погачару какие-то дополнительные шансы на «Страде Бьянке»? Нет. Однако португальской успех явно свидетельствует о том, что он находится в хорошей форме.

Молодым гонщикам в профессионалах достаточно долго приходиться привыкать к марафонским дистанциям на однодневках, иногда эта адаптация может занимать несколько лет. Таких проблем у Тадея завтра точно не будет, ведь протяженность тосканской гонки составляет всего 184 километра.

Маршрут «Страде Бьянке» словенцу вполне подходит, а результаты молодежных гонок явно свидетельствуют о том, что он способен бороться за высокие места на однодневках. Будет интересно посмотреть, что у него получится.
Прогноз

Deceuninck – Quick Step сейчас почти непобедима. Вряд ли ван Авермат и прочие гонщики сумеют найти управу на двух сильнейших гонщиков бельгийского коллектива. Предположим, что итальянскую классику выиграет один из них.

1) Жулиан Алафилипп, 2) Грег ван Авермат, 3) Алексей Луценко.
Хайлайты Gruppetto Camp Sochi 2018
Made on
Tilda