09.03.2019

Paris – Nice: Гонка к Солнцу

Превью легендарной французской многодневки, символизирующей начало весны
В начале марта набирает обороты не только сезон однодневных классик, но и многодневочных гонок. В ближайшие дни во Франции и Италии пройдут два недельных тура, которые считаются едва ли не самым важными и престижными в календаре. Начнется все во Франции с так называемой «Гонки к Солнцу», ну или проще говоря знаменитой многодневки «Париж Ницца». В этом году это знаковое велосипедное событие пройдет уже в 77-ой раз.
История

Первое издание «Париж – Ниццы» состоялось в 1933-м году. Идея проведения гонки, которая должна была соединить столицу Франции и Лазурный берег, принадлежала медиамагнату той эпохи Альберу Лежюену – владельцу двух крупных газет в Париже и Ницце. Дебютная версия «Париж – Ниццы» включала в себя шесть этапов, победителем гонки стал бельгиец Альфонс Схеперс. С началом Второй мировой войны у многодневки начались непростые времена, с 1940-го по 1945-ый она не проводилась, а после освобождения Франции в 1945-м был казнен ее основатель Лежюен.

В 1946-м за организацию взялась другая газета, но спонсировала «Париж – Ниццу» она всего один год. С 1947-го по 1950-ый гонка вновь не проводилась, а в 1951-м ее подхватил еженедельный журнал Route et Piste. С тех пор престиж многодневки неуклонно рос, а участвовать в ней стали звезды первой величины. В разные периоды времени гонка неоднократно переименовывалась, но с 60-х годов прошлого века за ней уже окончательно закрепилось название «Париж – Ницца».

Рекордсменом по количеству побед в общем зачете является знаменитый ирландец Шон Келли, покорявший «Гонку к Солнцу» аж семь раз подряд.
Шон Келли в деле
Формат весенней многодневки подходил Келли просто идеально. Пять раз гонку выигрывал Жак Анкетиль, по три раза побеждали Эдди Меркс, Йоп Зутемелк и Лоран Жалабер. В общей сложности французы выигрывали «Париж – Ниццу» 21 раз, у бельгийцев 14 побед. Несмотря на это, в последние 20 лет представители Франции и Бельгии не побеждали на многодневке ни разу. В наше время она чаще всего достается колумбийцам, испанцам и гонщикам из англоговорящих стран. Казахстанец Александр Винокуров выигрывал «Париж – Ниццу» в 2002-м и в 2003-м годах.

Действующим победителем гонки является Марк Солер из Movistar Team, сумевший в прошлом году на последнем этапе неожиданно прорваться с шестого на первое место за счет затяжной атаки.

Многодневку называют «Гонкой к Солнцу» не из-за того, что она проводится в начале весны, когда начинает теплеть, а в силу того, что она стартует в холодной части Франции, а финиширует уже в одном из самых теплых и солнечных регионов. Обычно она начинается в одном из пригородов Парижа, а завершается на средиземноморском побережье.


Маршрут

Общая протяженность всех восьми этапов «Париж – Ниццы» составит 1207,5 километра. Французская многодневка одна из немногих в календаре, которая может похвастаться сразу двумя этапами протяженностью 200 или более километров. Такие затяжные дни на ранних гонках сезона – большая редкость.

Первый этап. Сен-Жермен-ан-Ле – Сен-Жермен-ан-Ле (138,5 км)
Второй этап. Ле Бревьэр – Бельгард-ан-Форес (163,5 км)
Третий этап. Сепуа – Мулен (200 км)
Четвертый этап. Виши – Пелюссен (212 км)
Пятый этап. Барбантан – Барбантан (25,5 км). ITT
Шестой этап. Пенье – Бриньоль (176,5 км)
Седьмой этап. Ницца – Коль де Турини (181,5 км)
Восьмой этап. Ницца – Ницца (110 км)
Первые три этапа целиком и полностью отданы на откуп спринтерам, именно они будут разыгрывать победы и желтую майку лидера на старте «Париж – Ниццы». Разумеется, если не обойдется без сюрпризов в виде эшелонов или успешных отрывов.

Четвертый и шестой этапы имеют более сложный рельеф и организаторами отмечены как холмистые. Несмотря на это, некоторые спринтеры имеют хорошие шансы дотерпеть в пелотоне до самого конца и разыграть победу и на них. Не стоит забывать и о возможных победах отрыва, правда разрывы в общем зачете будут небольшими, а значит вряд ли кого-то станут далеко отпускать, особенно из числа тех гонщиков, которые могут проиграть в горах относительно немного.

Решающее значение в распределении мест в генеральной классификации сыграют пятый, седьмой и восьмой этапы. В пятый день гонки пройдет индивидуальная «разделка», имеющая преимущественно равнинный рельеф. В этот день можно как много проиграть, так и много выиграть, протяженность гонки с раздельным стартом для недельной многодневки будет внушительной – 25,5 км.

Седьмой этап завершится на вершине подъема первой категории, который по меркам гранд-туров тянет даже на высшую. Коль де Турини (14,9 км, 7,3%) никогда не был задействован на «Париж – Ницце», зато его трижды штурмовали на «Тур де Франс» – в 1948-м, 1950-м и 1973-м годах. Первыми на вершине были легендарные французы Луисон Бобе, Жан Робик и испанец Висенте Лопес Карриль. Также на Турини заглядывает знаменитое «Ралли Монте-Карло», в рамках которого участники добираются до самой вершины подъема, высоты 1607 метров, туда же доедут на нынешней «Париж – Ниццы».

Восьмой этап гонки стал уже настоящей классикой велоспорта. Короткий этап в окрестностях Ниццы с финишем на Английском Бульваре всегда получается необычайно захватывающим. В последние три года на подъемах и спусках восьмого этапа шла напряженнейшая борьба за победу и призовые места общего зачета, причем решить судьбу гонки могла каждая секунда.

Большое значение в распределении мест могут сыграть и бонусные секунды, которые будут щедро раздаваться на каждом этапе.


Погода

Восемь дней – это очень большой срок, поэтому опираться на долгосрочный прогноз погоды нужно с большой осторожностью. Дождя на первом этапе быть не должно, но ветер ожидается сильный, местами боковой, поэтому наверняка стартовый день получится нервным, риск образования эшелонов присутствует.

В следующий уикэнд, когда будут проходить решающие этапы, дождя вроде тоже быть не должно, но это только предварительная информация.


10 главных действующих лиц

Ион Изагирре и Мигель Анхель Лопес (Astana Pro Team)

Казахстанская «Астана» на старте сезона доминирует на едва ли не всех многодневках, в которых принимает участие. За последний месяц гонщики коллектива Александра Винокурова выиграли общий зачет семи гонок. Такой эффективности ни одна команда не показывала несколько последних десятилетий.

В заявке Astana Pro Team на «Париж – Ниццу» есть сразу два гонщика, способные показать высокий результат в генеральной классификации и тем самым продолжить феноменальную серию команды. Речь идет о новичке казахстанского проекта Ионе Изагирре и уже закрепившим в статусе капитана колумбийце Мигеле Анхеле Лопесе. Изагирре и Лопес успели внести вклад в отличный старт команды в 2019-м году. Ион в феврале был сильнейшим на «Вуэльте Валенсии», а Мигель Анхель занял первое место на родном «Туре Колумбии».

У Изагирре и Лопеса на французской гонке будут разные козыри – баск наверняка надеется хорошо проехать «разделку» и стараться удерживать свое преимущество в горах, у Лопеса ситуация совершенно иная, он должен постараться проиграть как можно меньше в гонке с раздельным стартом, а потом атаковать в горах.

Только время покажет, чья тактика окажется более выигрышной, но и Ион, и Мигель Анхель находятся в хорошей форме и готовы бороться за призовые места. Помогать им будут отличные оруженосцы – Горка Изагирре и Луис Леон Санчес.

Отметим, что Лопес в «Гонке к Солнцу» никогда не участвовал, а Изагирре занял в прошлом году четвертое место.
Михал Квятковски и Эган Берналь (Team Sky)

Британская Team Sky тоже будет одной из команд, у которой в общем зачете может быть два козыря. В данном случае это поляк Михал Квятковски и колумбиец Эган Берналь.

Ситуация с Квятковски и Берналем очень напоминает ситуацию в «Астане». Один гонщик (Квятковски) явно способен многое показать в «разделке», а потом обороняться, а другой (Берналь) должен действовать в совершенно другом ключе.

В отличие от Лопеса с Изагирре, Квятковски и Берналь в этом сезоне побед пока не имеют. Поляк начал выступать на «Туре ОАЭ», на котором неплохо оборонялся на двух решающих подъемах и за счет этого сумел попасть в топ-10 общего зачета, а колумбиец занял четвертое место на «Туре Колумбии». Причем в случае с Берналем это скорее неудача, поскольку букмекеры и многие эксперты считали его фаворитом.

Помогать двум лидерам будут отличные «грегари», которые в других командах могли бы претендовать на лидерство – Иван Соса, Тэо Геоган Харт и Джонатан Нарваес.

Берналь ранее никогда на «Париж – Ницце» не появлялся, а вот экс-чемпион мира Квятковски в этот период сезона обычно бывает хорош. В предыдущем сезоне в эти же сроки он побеждал на «Вольта Альгарве» и «Тиррено – Адриатико». В 2015-м году на «Париж – Ницце» он занял второе место в генеральной классификации.
Марк Солер и Найро Кинтана (Movistar Team)

Третьей и последней командой с двумя реальными претендентами на общий зачет будет испанская Movistar Team, которая отрядила на «Гонку к Солнцу» прошлогоднего победителя Марка Солера и многолетнего лидера команды Найро Кинтану.

Солер в начале сезона находился в тени. Он ездил в Колумбии на многодневку, но там его практически не было видно, он помогал другим гонщикам и постепенно вкатывался в сезон. Кинтана уже проехал две многодневки в Южной Америке, сначала «Вуэльту Сан-Хуана» в Аргентине, а потом родную Колумбию. В Сан-Хуане Movistar Team одержала тактическую победу и самому Кинтане рвать жилы не пришлось. В Колумбии же он сумел выиграть королевский этап, правда произошло это только из-за того, что Мигель Анхель Лопес и Иван Соса занимались тактическими играми на последних километрах восхождения.

И опять мы вынуждены констатировать, что основным оружием Солера должна стать гонка с раздельным стартом, а вот Найро наверняка видит себя победителем на Коль де Турини.

Солер, как вы уже знаете, в прошлом году выиграл французскую многодневку в общем зачете, а Кинтана не появлялся на ней целых шесть лет. В далеком 2013-м он занял 15-е место, правда виной тому была не только плохая форма.
Саймон Йейтс (Mitchelton – Scott)

Действующий победитель «Вуэльты Испании» Саймон Йейтс решил в новом сезоне принципиальным образом свой календарь не менять. Первая половина его сезона будет заточена под «Джиро», на которой в прошлом сезоне он лидировал вплоть до второй половины третьей недели.

2019-ый год Саймон недавно открыл на «Вуэльте Андалусии». На высокие места в общем зачете на этой гонке он не претендовал, зато уверенно выиграл королевский этап гонки. Правда нужно отметить, что никто его особо и не удерживал, понимая что в борьбе за генеральную классификацию он не участвует.

По испанской многодневке сложилось впечатление, что Саймон уже находится в приличных кондициях и если добавит еще немного, то вполне может бороться за призовые места на «Париж – Ницце».

В прошлом году Саймон занял в общем зачете второе место, при этом он лидировал за один этап до завершения гонки. Солер сумел опередить его всего лишь на четыре секунды.

В составе Mitchelton – Scott есть еще и сильный австралиец Джек Хэйг, но кажется, что шансов у Саймона явно больше. Команда должна быть собрана вокруг него.
Вилко Келдерман (Team Sunweb)

Голландец Вилко Келдерман начал 2019-ый год на «Туре ОАЭ». Там голландец проехал горные этапы без блеска, но зато стабильно. Вкупе с хорошей командной «разделкой» это принесло ему приличное пятое место в генеральной классификации.

Вилко один из тех гонщиков, которые наверняка надеются выиграть много времени у чистых «горняков» на пятом этапе. Вряд ли на Коль де Турини активность будет исходить от него, но на таких подъемах он обычно сильнее Михала Квятковского, да и чаще всего не хуже Иона Изагирре. В общем, необходимый набор навыков для борьбы за высокие места у Келдермана определенно имеется.

На «Париж – Ницце» ранее он выступил не слишком удачно, чаще всего заканчивая многодневку во втором десятке, но это не значит, что на сей раз будет то же самое. В прошлом году Вилко в эти же сроки ехал «Тиррено – Адриатико», на которой должен был занимать призовое место, но в самый неподходящий момент упал, травмировался и сошел с соревнований.
Боб Юнгелс (Deceuninck – Quick Step)

Чемпиона Люксембурга Боба Юнгелса все чаще и чаще называют самым универсальным шоссейным гонщиком мира. В этом сезоне он уже успел одержать две победы, причем одна была добыта на этапе «Тура Колумбии», а вторая на брусчатой классике «Кюрне – Брюссель – Кюрне». Это ли не показатель многогранности Боба?

В Deceuninck – Quick Step не скрывают, что в первые месяцы 2019-го года Юнгелс больше будет заточен под классические однодневки, но это не исключает вероятность того, что он может претендовать на призовые места такой гонки как «Париж – Ницца». В команда надеются, что заход на генерал у Боба получится.

Сильные стороны Юнгелса очевидны – вряд ли кто-то претендентов на общий зачет способен ездить «разделки» лучше люксембуржца. Когда он на пике своих кондиций, у него прорезается отличный крейсерский ход в гору, который может позволить ему нивелировать отставание на длинных подъемах, имеющих при этом достаточно стабильные градиенты, таких как Коль де Турини.

В предыдущие два сезона Боб гонялся на проходящей параллельно «Тиррено – Адриатико» и занимал места во втором десятке. В 2016-м он попал на итальянской многодневке в первую тройку, но тогда тяжелый горный этап был отменен из-за плохой погоды.
Ромен Барде (AG2R La Mondiale)

Основные надежды французских любителей велоспорта в очередной раз будут связаны с Роменом Барде – двукратный призером общего зачета «Тур де Франс».

В минувшем сезоне у капитана AG2R La Mondiale побед пока нет, но на всех стартах он производил благоприятное впечатление. На «Туре Верхнего Вара» Барде финишировал вторым на королевском этапе с финишем на вершине Мон Фарон и занял все то же второе место в общем зачете. После этого были две однодневки на юге Франции, на которых призовых мест не было, но они были недостаточно сложными по рельефу, несмотря на это Ромен был очень активен и пытался атаковать.

На «Гонке к Солнцу» Барде будет выступать уже в шестой раз, пока выше девятого места подниматься ему не удавалось. Камнем преткновения для него должна стать «разделка». Ромен хороший горовосходитель, но на старте сезона он обычно бывает не настолько силен, чтобы существенно отыгрывать в горах. Француз не скрывает, что основной пик формы он планирует всего один, на «Критериум Дофине» и «Тур де Франс».
Дилан Груневехен (Team Jumbo – Visma)

На франузской многодневке в этом году собрался очень сильный спринтерский состав, которому может позавидовать не только любая неделька, но и гранд-тур. Уровень конкуренции обещает быть запредельным, но на фоне других все-таки выделяется голландец Дилан Груневехен, завоевавший в 2018-м году статус сильнейшего спринтера мира.

2019-ый год Дилан начал в хорошей форме, он уже одержал две победы на этапах многодневок в Испании и Португалии, причем в одном из случаев спас практически безнадежную ситуацию. На «Кюрне – Брюссель – Кюрне» голландец тоже очень уверенно выиграл спринт из основной группы, но принесло ему это только четвертое место.

Вместе с Груневехеном «Париж – Ниццу» начнут двое из троих его штатных разгоняющих (Амунд Грендаль Янсен и Майк Тейниссен), отсутствовать будет только Тимо Роосен, получивший травму на последней бельгийской однодневке.

Бороться с Якобсеном, Демаром, Беннеттом, Киттелем и Юэном будет непросто, но если кто из спринтеров и способен выигрывать на «Гонке к Солнцу» несколько этапов, то это именно Дилан Груневехен.
Фабио Якобсен (Deceuninck – Quick Step)

22-летний соотечественник Груневехена Фабио Якобсен дебютировал в профессионалах только в прошлом сезоне, но он уже заслужил право называться одним из самых быстрых чистых спринтеров в мировом пелотоне. В 2018-м году финишер из Deceuninck – Quick Step одержал целых семь побед, причем три из них на гонках мирового тура – феноменальные показатели для новичка.

Нынешний сезон могучий голландец начал на «Вольта Альгарве», и в присутствии Груневехена и ряда других сильных спринтеров сразу отпраздновал победу. Надо правда отметить, что с Груневехеном Якобсену бороться не пришлось, конкурент из Team Jumbo – Visma полег в завале. Второй спринтерский этап на португальской многодневке у Фабио не сложился, его не сумели должным образом развести, он оказался в невыгодной позиции и побороться на финише не сумел.

После Альгарве Якобсен планировал выступить на «Кюрне – Брюссель – Кюрне», однако руководству Deceuninck – Quick Step пришлось его заменить. Непосредственно перед стартом полуклассики спринтер немного приболел.

Состояние здоровья позволяет Якобсену проехать «Париж – Ниццу». Если он не будет ощущать последствия болезни, то вполне способен выиграть хотя бы один этап. Развозить во Франции его должны Фабио Сабатини, Флориан Сенешаль и Ильо Кейссе.
Сэм Беннетт (Bora – Hansgrohe)

Ирландец Сэм Беннетт продолжает обретать уверенность и привыкать к тому, что теперь он один из фаворитов любых равнинных гонок. В прошлом году Сэм выиграл на итальянской «Джиро» три спринтера и благодаря этому прописался в числе лучших финишеров мира.

Еще перед началом сезона Беннетт получил от своей команды неприятные новости. В этом году Bora – Hansgrohe решила отцепить его от любимой «Джиро», сделав выбор в пользу Паскаля Акерманна. Ничего удивительного в этом решении нет: Акерманн – немец, команда из Германии, да и своей шанс Паскаль заслужил, он тоже добился в прошлом году колоссального скачка в результатах. Скорее всего Беннетт покинет свою нынешнюю команду по итогам этого года, но чтобы получить хороший контракт и статус капитана в другом коллективе, Сэму нужно использовать все шансы, которые предоставляет ему команда.

Бороться с лучшими он готов, на многодневках в Сан-Хуане и в ОАЭ он выиграл по этапу, причем в арабской страны победить удалось в очень жесткой конкуренции с другими звездами.

Поддерживать Беннетта на последних километрах во Франции будут Кристоф Пфингстен, Михаэль Шварцманн и Жан-Пьер Дрюкер.
Не попали в нашу десятку, но имеют шансы хорошо выступить спринтеры Арно Демар, Марсель Киттель, Калеб Юэн, Маттео Трентин и Александр Кристофф. Претенденты на общий зачет Серхио Энао и Даниэль Фелипе Мартинес. Примет участие в гонке и Ильнур Закарин, но его результат предсказать будет трудно, с «Тура ОАЭ» он сошел из-за болезни, показав до этого хороший уровень на первом горном этапе.


Прогноз

Предположим, что Дилан Груневехен выиграет два этапа. По разу победят Фабио Якобсен, Сэм Беннетт и Маттео Трентин. Гонка с раздельным стартом останется за Майклом Мэттьюзом. Коль де Турини заберет Мигель Анхель Лопес, а последний этап в Ницце достанется Саймону Йейтсу.

Первая тройка генеральной классификации:
1) Вилко Келдерман
2) Мигель Анхель Лопес
3) Саймон Йейтс
Хайлайты Gruppetto Camp Sochi 2018
Made on
Tilda