22.03.2019

Milano – Sanremo: Первый монумент сезона

Превью одной из пяти важнейших классических однодневок шоссейного календаря
Как известно, в шоссейном велоспорте существует пять монументальных классик, которые существенно отличаются от всех остальных, в первую очередь за счет своей престижности. Четыре из пяти монументальных классик пройдут в ближайшие три недели, поэтому именно сейчас начинается ключевой отрезок сезона для всех мастеров однодневных гонок. Каждый из них найдет гонку по своему вкусу. Открывает этот замечательный период сезона итальянская «Милан – Сан-Ремо», она же La Classicissima di Primavera – «Весенняя Классика». Завтра эта гонка пройдет в 110-ый раз.
История

Впервые «Милан – Сан-Ремо» была проведена в 1907-м году. Первое издание было организованно по инициативе спортивного общества Сан-Ремо и при поддержке ведущей итальянского спортивного издания «Гадзетта делло спорт». Гонка проходила в тяжелых погодных условиях, победителем стал француз Люсьен Пети-Бретон, представлявший команду «Пежо». В 1910 году погода была еще хуже и на финише классифицировалось всего четыре гонщика, а победителем опять стал француз, на сей раз Юджен Кристоф. Надо сказать, что уже в первые годы своего существования «Милан – Сан-Ремо» стала очень престижной и побороться за победу на ней приезжали сильные иностранные гонщики.

Гонка не проводилась всего три раза, в 1916 и 1944-1945 годах. Заметим, что в период с 1914 по 1950 годы итальянцы не выиграли всего одно издание «Ла Классичиссимы», а в период с 1954 по 1970 годы ситуация изменилась, и хозяева гонки ни разу на ней не побеждали. В наши дни итальянцам опять приходится непросто, с 2006-го по 2017-ый они вновь не могли победить. Обидную серию поражений в прошлом году сенсационно прервал Винченцо Нибали.

Чаще других на «Милан – Сан-Ремо» выигрывал легендарный «Каннибал» из Бельгии Эдди Меркс, на его счету семь побед. В период с 1918 по 1928-й шесть раз ее выигрывал итальянец Костаненте Джирарденго. По четыре победы на «Ла Классичиссима» у Джино Бартали и Эрика Цабеля, трижды успех праздновали Фаусто Коппи, Эрик де Фламинк и Оскар Фрейре. В общей сложности итальянцы выигрывали родную классику 51 раз, 20 побед за Бельгией, 13 у Франции. Представители стран бывшего СССР «Милан – Сан-Ремо» никогда не покоряли, в 1999-м первым был Андрей Чмиль, но на тот момент он выступал за Бельгию.

Последняя снежная версия «Милан – Сан-Ремо» прошла в 2013 году, тогда из-за причуд погоды гонка даже была остановлена и сокращена на 50 километров.
Маршрут соревнований за многолетнюю историю почти не менялся. Сначала гонка была абсолютно равнинной, но в 1960-м году непосредственно перед финишем в Сан-Ремо в ее маршрут был включен подъем Поджо, а в 1982-м году появилось восхождение на Чипрессу. В последние 10 лет организаторы пытались сделать гонку еще более сложной, в 2008-м году в маршруте появился подъем Ле Мани. В 2014-м году организаторы решили отказаться от восхождения на Ле Мани, но включить в гонку подъем в коммуне Помпеяна, причем этот подъем должен был располагаться близко к финишу, между Чипрессой и Поджо. Холм в Помпеяне был сложным и фактически лишал спринтеров всех шансов, но в конечном счете новый подъем в маршрут «Милан – Сан-Ремо» так и не попал. Перед гонкой в 2014-м восхождение на гору стало невозможным из-за оползней, а в дальнейшем от идеи с Помпеяной полностью отказались.

На данный момент «Милан – Сан-Ремо» является самой длинной однодневной гонкой мира, ее протяженность почти 300 километров.


Маршрут


Милан – Сан-Ремо (291 км)
Как и в прошлом году, общая протяженность гонки составит 291 километр. После старта в Милане гонщики направятся в южном направлении, прямо к побережью Лигурийского моря. Первая часть дистанции по рельефу достаточно простая. Примерно через 110 километров после старта начнется очень пологое восхождение на Пассо дель Туркино. Подъем затяжной, но его средний градиент всего 1-2%, только на последних трех километрах восхождения на Туркино градиент достигает 5%. Буквально через несколько километров после подъема участники окажутся на побережье и больше прибрежную зону уже не покинут, они направятся в юго-западном направлении, в сторону Сан-Ремо.

Только через 237 километров после старта в Милане гонщики столкнутся с новыми трудностями рельефа, на сей раз это будут три коротких и не слишком тяжелых подъема - Капо Меле, Капо Черва и Капо Берта. Подъемы простые, но небольшой просев в пелотоне может начаться уже на них. Представители команд, которые не хотят спринтерского финиша из большой группы, должны взвинтить темп уже на этом участке гонки. Вершины трех подъемов будут находиться на отметках 239,6, 244,7 и 252,6 км.

Решающая стадия гонки наступит через 264 километра после старта в Милане. Именно на этом участке начнется восхождение на самой тяжелый подъем дня – на Чипрессу. Протяженность подъема 5,6 км, а средний градиент 4,1%. Последние два километра Чипрессы пологие, там средний градиент на уровне 2%, а вот первые три с половиной километра имеют градиент 5%. На вершине Чипрессы до финиша останется 21,5 километра.
Спуск с Чипрессы короткий, но сложный, после его окончания последует 9-километровый равнинный участок и последнее горовосхождение дня, на сей раз на холм Поджо. Протяженность подъема 3,7 км, средний градиент 3,7%. Самый тяжелый участок подъема находится примерно в километре от его вершины, там градиент достигает 8%. Последние 700 метров Поджо пологие, градиент на уровне 2%.
От вершины Поджо до финиша всего пять с половиной километров, которые займут опасный спуск и двухкилометровый равнинный участок. Финиш традиционно расположен на улице Виа Рома, хотя в прошлом десятилетии гонка на протяжении пяти лет финишировала на набережной Сан-Ремо, вызвано это было дорожными работами на Виа Рома. Последний поворот находится за 750 метров до финиша.
В прошлом году Винченцо Нибали удалась успешная сольная атака на Поджо, которую явно недооценили конкуренты из других команд. До финиша никто Нибали так и догнал, за его спиной Калеб Юэн выиграл спринт за второе место у Арно Демара и Александра Кристоффа.
Погода

В этом году «Примавера» будет проходить в идеальных погодных условиях. Во время гонки воздух прогреется до 16-20 градусов. Вероятность осадков практически нулевая, ветер незначительный: 2-3 метра в секунду. Дуть будет в лицо пока гонщики не доберутся до побережья, после этого ветер ветер станет преимущественно боковым.


10 главных действующих лиц

Всех основных претендентов на победу нужно делить на две категории: спринтеры и гонщики под атаку на Поджо. Именно по этому принципу мы и отбирали основных претендентов на возможную победу.

Петер Саган и Сэм Беннетт (Bora – Hansgrohe)

Немецкая Bora – Hansgrohe будет одной из нескольких команд, у которых шансы на победы имеют как минимум два гонщика. В их случае речь идет о Петере Сагана и Сэме Беннетте.

У Сагана отношения с итальянской классикой очень напряженные. По сути дела, он уже выигрывал все важные гонки, которые мог выиграть – чемпионат мира (три раза), «Ронде ван Влаандерен», «Париж – Рубе», шесть зеленых маек и многочисленные этапы «Тур де Франс». В общем, покорилось Петеру практически все, что он хотел выиграть и только «Милан – Сан-Ремо» остается камнем преткновения. Дважды словак был вторым, дважды четвертым.

Групповой спринт на «Примавере» трехкратный чемпион мира выиграл еще в 2012-м году, но тогда это была борьба только за четвертое место, поскольку на Поджо успешно атаковали Саймон Герранс, Фабиан Канчеллара и Винченцо Нибали. В 2013-м и 2017-м года Саган отбирался на Поджо в лидирующие группы, но в борьбе с небольшим количеством конкурентов неизменно проигрывал спринт, в 2013-м немцу Геральду Чиолеку, а в 2017-м Михалу Квятковскому. В прошлом году Петер выступил на первом монументе сезона скромно и занял только шестое место.

К нынешнему изданию «Милан – Сан-Ремо» Саган подходит не в самом оптимальном состоянии, перед недавней «Тиррено – Адриатико» он серьезно приболел и даже потерял несколько килограммов. Подготовка к завтрашней гонке была далека от оптимальной.

Партнер Сагана по Bora – Hansgrohe Сэм Беннетт с каждым годом становится все сильнее и сильнее. Уже ни у кого не возникает сомнений, что он один из самых быстрых спринтеров мира. Особенно хорош ирландец на последних этапах многодневок, когда другие сильные финишеры начинают изрядно уставать. Процент его побед в такие дни очень высок.

По скорости в спринте Беннетт сейчас уступает максимум 2-3 другим гонщикам, но все тот же быстрый Груневехен практически не имеет никаких шансов на «Милан – Сан-Ремо», поскольку преодоление различных холмов дается ему с большим трудом.

Не стоит забывать, что Беннетт пока не имеет на классических однодневках никаких заметных успехов. На «Милан – Сан-Ремо» он выступал дважды и оба раза занимал очень далекие места. Правда это было еще в то время, когда сам Беннетт был заметно слабее.

На данный момент нет однозначного ответа на вопрос, кто будет основным спринтером Bora – Hansgrohe, если и Саган, и Беннетт окажутся в основной группе. Вполне возможно, что свои силы попробуют оба, ранее немецкая команда такую тактику уже использовала.
Элиа Вивиани (Deceuninck – Quick Step)

Несколько вариантов есть и у Deceuninck – Quick Step – сильнейшей команды мира на однодневных гонках. Но в случае группового спринта у бельгийцев все гораздо более однозначно, на этот случай у них только чемпион Италии Элиа Вивиани.

Вивиани долгие годы подавал большие надежды, но никак не мог войти в эксклюзивный клуб сильнейших спринтеров мира. Дела пошли в гору после Олимпиады в Рио в 2016-м году, когда Элиа выиграл золото в омниуме. В 2017-м он добился заметного прогресса во время своего последнего сезона в Team Sky, а после перехода в Deceuninck – Quick Step его результаты вышли на качественно новый уровень.

С начала 2018-го года Вивиани выиграл большое количество этапов гранд-туров и несколько однодневок мирового тура, титул чемпиона страны он и вовсе завоевал на очень тяжелой дистанции. В общем, свою способность выживать на холмистом рельефе и мощно финишировать в конце тяжелых однодневок он уже доказал, но пока это не конвертировалось в результат на «Милан – Сан-Ремо». В 2017-м году Элиа ограничился попаданием в топ-10, а в прошлом сезоне не сумел воспользоваться сказочным развозом Ариэля Максимилиано Ричезе и закончил классику только в конце второго десятка. У него банально не хватило сил на спринт.

В этом году у чемпиона Италии в распоряжении будут отличные помощники, которые сделают все, чтобы он доехал до Виа Рома в нужной группе и получил хорошую позицию для заключительного ускорения. Этим должны заниматься Зденек Штыбар, Ив Лампарт и Ричезе. На них можно положиться.
Александр Кристофф и Фернандо Гавирия (UAE – Team Emirates)

UAE – Team Emirates станет одной из двух команд, у которой в составе будут сразу два спринтера, способных побеждать в случае группового массового спринтера. Речь идет о Александре Кристоффе и Фернандо Гавирии.

Два лидера арабской команды подходят к «Примавере» после неудачных выступлений на «Париж – Ницце» и «Тиррено – Адриатико». Норвежец во Франции всего лишь два раза попал в топ-10, колумбиец же был третьим на первом спринтерском этапе в Италии, а на втором и вовсе чувствовал себя плохо и в борьбу на финише не полез. Стоит учитывать и тот факт, что у Кристоффа на «Париж – Ницце» сильных конкурентов было куда больше, чем у Гавирии на «Тиррено – Адриатико».

Несмотря на неудачи, мы не можем не учитывать, как успешен Кристофф был на «Примавере» в предыдущие годы. В 2013-м году он выиграл спринт, но это дало ему только восьмое место, в 2014-м спринт был уже за первое место и он победил, в 2015-м финишировал вторым. Неудачно Алекс проехал итальянскую классику только в 2016-м, когда ограничился шестым местом. В 2017-м он опять выиграл спринт из основной группы, но впереди остались Квятковски, Саган и Алафилипп, в 2018-м норвежец стал четвертым, позади атаковавшего Нибали, а также двух сильных финишеров.

Основным оружием норвежца всегда был феноменальный спринт на марафонских классиках и не факт, что он уже лишился своего главного козыря. Он заканчивал «Милан – Сан-Ремо» в топ-10 шесть лет подряд, причем в трех случаях из шести ему не было равных в спринте из большой группы.

Фернандо Гавирия дебютировал на «Милан – Сан-Ремо» в 2016-м, когда ему был всего 21 год, его уже тогда считали одним из главных фаворитов. Он без труда преодолел Чипрессу и Поджо в основном формировании, но умудрился упасть практически на ровном месте, когда претенденты на победу уже находились на последнем километре. В 2017-м Фернандо занял пятое место, проиграв в спринте только Кристоффу, а в 2018-м пропустил «Примаверу» из-за перелома руки.

В классическом спринте Гавирия явно быстрее Кристоффа, но не факт, что расклад сил окажется таким же на 300-километровой однодневной гонке. Будет интересно посмотреть, какую тактику выберут в UAE – Team Emirates если оба лидера команды преодолеют Поджо в первой группе, раньше Гавирия и Кристофф с этим успешно справлялись.
Калеб Юэн (Lotto Soudal)

Миниатюрный австралийский спринтер Калеб Юэн очень хорош, но победы в последние 2-3 года даются ему с большим трудом. Свою первую победу на этапах гранд-туров он одержал еще в 2015-м году, когда ему едва исполнился 21 год. За следующие три с половиной года Калеб сумел выиграть еще только один.

В последнее время Юэну приходиться часто сетовать на невезение, то он выигрывает спринт в тот день, когда отрыв не догонят, то проигрывает близкий спринт и остается вторым, то его вовсе дисквалифицируют после победы, как это было в январе на «Тур Даун Андер».

Несмотря на все неприятности, надо отметить, что к «Примавере» Юэн подходит во всеоружии. Было видно, что на «Париж – Ницце» он находится в хорошей форме.

На итальянской классике он ранее стартовал два раза и в обоих случаях добирался до финиша в основной группе. В 2017-м было достаточно скромное десятое место, а в прошлом сезоне очень обидное второе. Австралиец оказался явно сильнее своих коллег-спринтеров, но Винченцо Нибали догнать так и не удалось.

Завтра в распоряжении Юэна будет весь состав Lotto Soudal. Бельгийская команда приехала на гонку, чтобы в меру своих возможностей максимально помочь спринтеру из Австралии.
Арно Демар (Groupama – FDJ)

Лидер Groupama – FDJ Арно Демар выигрывал «Ла Классичиссиму» в 2016-м. В тот год француз достаточно уверенно забрал финишный спринт за первое место. В следующие два сезона ему удалось доказать, что победа была отнюдь не случайной. В 2017-м Ано был шестым на финише и третьим в спринте из пелотона, а в 2018-м он занял третье место, позади только Нибали и Юэна.

Француз уже давно доказал свою состоятельность в качестве одного из лучших в мире финишеров на классических однодневках. Рельеф он тоже неплохо преодолевает, а значит велика вероятность того, что Арно будет претендовать на самые высокие места и на сей раз.

В предыдущие три года перед «Милан – Сан-Ремо» Демар неизменно выигрывал один из этапов «Париж – Ниццы». В этом году сделать этого у него не вышло, он был очень близок к успеху на шестом этапе, когда опередил его только Беннетт. Не совсем удачное выступление на любимой многодневке можно списать на болезнь, которую Демар перенес непосредственно перед гонкой.

Сейчас француз уже в полном порядке. Нет никаких оснований думать, что он не сумеет побороться за победу, если итальянская классика закончится массовым спринтом.
Жулиан Алафилипп и Филипп Жильбер (Deceuninck – Quick Step)

Элиа Вивиани не станет единственным лидером Deceuninck – Quick Step. У них есть два серьезных претендента на победу на тот случай, если первое место будут разыгрывать атаковавшие гонщики. Жулиан Алафилипп и Филипп Жильбер в свое время поднимались на пьедестал «Примаверы» и совершенно точно не отказались бы ее выиграть.

Алафилипп весенний итальянский монумент проехал всего один раз и сразу же попал на пьедестал, успешно атаковав на Поджо вместе с Саганом и Квятковским, было это в 2017-м году. Жильбер на пьедестале был дважды, правда последний раз уже очень давно – в 2011-м году.

Алафилипп подошел к «Милан – Сан-Ремо» в качественно абсолютного лидера по количеству побед в нынешнем сезоне. В 2019-м француз одержал уже аж шесть побед, а ведь еще даже март не закончился. Перед «Тиррено – Адриатико» все ожидали, что именно Жулиан поведет борьбу с Примошом Рогличем за победу в общем зачете. В итоге Алафилипп занял только шестое место, но это не помешало ему забрать два этапа. Он относительно неудачно провел два самых сложных дня итальянской многодневки, зато сумел выиграть этап под «панчеров», а также классический групповой спринт. Победа в спринте стала большим сюрпризом, поскольку никто не мог себе представить, что Deceuninck – Quick Step решит сработать именно на француза.

На данный момент именно Алафилипп выглядит главным претендентом на победу за счет атаки на Поджо. Если он сумеет оторваться на подъеме, один или с кем-то еще, то ему по силам увеличить преимущество на спуске и постараться сохранить перевес на последних двух километрах.

Филипп Жильбер проехал «Париж – Ниццу» и ничего там не выиграл, но был к этому достаточно близко. Прославленный бельгиец стал третьим на одном из этапов с эшелонами, а потом едва не перехватил желтую майку лидера за день до завершения многодневки. Team Sky отпустила Жильбера в отрыв на королевском этапе и чуть было за это не поплатилась.

Шансов у Жильбера заметно меньше, чем у Алафилиппа, но недооценивать его никак нельзя. Он единственный действующий гонщик, который выигрывал три разных монумента и был на пьедестале четырех. Сам Филипп говорит, что главная мотивация, которая заставляет его двигаться вперед в 36-летнем возрасте, это желание стать победителем всех пяти монументальных классических гонок. «Милан – Сан-Ремо» нужна ему, чтобы собрать пазл.
Михал Квятковски (Team Sky)

У Team Sky сейчас нет гонщика, который мог претендовать на победу на «Примавере» в спринте, поэтому основная ставка делается на экс-чемпиона мира Михала Квятковского. Поляк уже выигрывал итальянскую классику в 2017-м году и наверняка хотел бы победить во второй раз

Все помнят, как Михал сумел финишировать первым два года назад. Саган атаковал на Поджо, к нему присоединились Квятковски с Алафилиппом, на спуске и равнинном куске работал в основном Саган, но в спринте Квятковски сумел перехитрить главного фаворита и одержал победу. Схожий сценарий полностью устроит представителей Team Sky и в этом году.

Квятковски в очередной раз подходит к «Милан – Сан-Ремо» в хорошей форме, он лидировал в общем зачете «Париж – Ниццы» и в конечном счете занял на французской многодневке третье место.

В прошлом году атака на итальянском монументе у поляка не получилась, но если завтра на Поджо все-таки сформируется сильная группа лидеров, то Квятковски явно выглядит одним из тех гонщиков, которые имеют хорошие шансы в нее попасть.
Маттео Трентин (Mitchelton – Scott)

Чемпион Европы Маттео Трентин выйдет на старт «Классичиссимы» в статусе стопроцентного лидера австралийской команды Mitchelton – Scott.

Нынешний сезон итальянец начал успешно, еще в феврале он одержал три победы на многодневках второго эшелона, проводившихся в Испании. На «Париж – Ницце» уровень конкуренции был гораздо выше, поэтому там Маттео так ни разу и выиграл, но был достаточно стабилен – четыре попадания в топ-10 и третье место в качестве лучшего результата.

Основной шанс Трентина – спринт из совсем небольшой группы, в которой не будет более быстрых спринтеров, таких как Вивиани, Юэн или Демар. При этом никак нельзя исключать и вероятность того, что кого-то из этой тройки итальянец в спринте может и обыграть. Все-таки речь идет о 300-километровой гонке с двумя, пусть и не самыми сложными, подъемами в самом конце. Чемпионат мира в Бергене в 2017-м году был чем-то схож с «Милан – Сан-Ремо», там все тоже закончилось спринтерской разборкой из относительно небольшой группы, тогда итальянец занял четвертое место. Практически наверняка он поучаствует в распределении высоких мест и завтра, подъемы он должен проходить увереннее практических всех своих конкурентов, за исключением разве что Саган, если на Петере не будут сказываться последствия болезни.

В прошлом сезоне Трентин на «Примавере» проявить себя не сумел и закончил классику только в четвертом десятке.
Джон Дегенкольб (Trek – Segafredo)

Немец Джон Дегенкольб входит в элитный клуб гонщиков, уже побеждавших на «Милан – Сан-Ремо». Среди участников классики в этом году таких велосипедистов всего пятеро, помимо Дегенкольба это Кристофф, Демар, Квятковски и Нибали.

Примечательно, что впервые близок к победе на «Классичиссиме» Дегенкольб был еще в 2012-м году, тогда он занял в спринте из группы второе место после Сагана, но впереди удержалась тройка атаковавших на Поджо. Свою победу на классике Джон одержал в 2015-м году, Кристофф выдал свой фирменный затяжной спринт, но у немца хватило сил, чтобы выйти у него с колеса и финишировать первым.

В следующие три года Дегенкольб проехал «Милан – Сан-Ремо» всего один раз, в 2017-м. Тогда немцу удалось занять седьмое место (четвертое в спринте из основной группы). Уровень результатов лидера Trek – Segafredo сильно упал после тяжелой травмы, полученной на тренировке в 2016-м году. С тех пор Дегенкольб хуже смотрится в спринте, не так убедителен на самых тяжелых отрезках классических однодневок.

Несмотря на все проблемы, хороший финишный рывок после длинной тяжелой гонки у Дегенкольба все еще сохраняется и на недавней «Париж – Ницце» он дважды попал на этапах в первую пятерку. Недооценивать немца никак нельзя, бороться за призовые места он точно способен.
Все остальные

Какого-то отдельного десятого фаворита мы решили не выделять, не сумев его четко отделить от основной массы гонщиков. Отметим нескольких претендентов на высокие места в случае успешных атакующих действий на Поджо, а также спринтеров.

Наверняка рассчитывает на атаку дуэт из EF Education First Team Альберто Беттиоль и Саймон Кларк – оба этих гонщиков смотрелись на «Тиррено – Адриатико» просто превосходно.

Не стоит забывать о действующем победителе гонки Винченцо Нибали, а также его партнере по Bahrain Merida Матее Мохориче, ну и сразу о трех бельгийцах – Греге ван Авермате, Оливере Насене и Вауте ван Арте.

Из числа спринтеров можно отметить Сонни Колбрелли, Давиде Баллерини, Кристофа Лапорта, Денни ван Поппеля и Майкла Мэттьюза, подготовку которого к классикам немного подпортила травма на первом этапе «Париж – Ниццы».
Прогноз

Предположим, что «Примавера» в этом году закончится групповым спринтом, а атаки успехом не увенчаются:

1) Элиа Вивиани
2) Калеб Юэн
3) Арно Демар
Хайлайты Gruppetto Camp Sochi 2018
Made on
Tilda