13.10.2018

Классика опавших листьев:
Превью Il Lombardia

История гонки, обзор маршрута и основных претендентов на победу на последнем монументе сезона
Сегодня на севере Италии состоится последняя монументальная классическая гонка года. Первые четыре велосипедных монументах проходят весной, а проводящаяся в октябре «Иль Ломбардия» символизирует окончание большого шоссейного сезона. Однодневку по дорогам Ломбардии принято называть «классикой опавших листьев». По рельефу сегодняшняя однодневка самая сложная из всех пяти монументальных, хорошие шансы на победу она дает даже ярко выраженным горовосходителям.
История

Как это было практически со всеми крупнейшими гонками современности, «Иль Ломбардия» была организована благодаря усилиям газеты. В случае с осенней классикой это была знаменитая La Gazzetta dello Sport. Идея проведения гонки принадлежит журналисту издания Тулло Морганьи. Велосипедист из Милана Пьерино Альбини уступил Джованни Куньоло на «Кубке Короля», и журналист хотел предоставить Альбини возможность реабилитироваться. Первое издание будущей классики прошло 12-е ноября 1905-го года, причем тогда гонка называлась «Милан – Милан». Ее победителем стали вовсе не Альбини или Куньоло, а их более известный соотечественник Джованни Герби.
Джованни Герби – первый победитель
Через два года, в 1907-м, соревнования стали называться «Джиро ди Ломбардия». Именно под таким названием гонку в основном знают в России, хотя несколько лет назад ее переименовали в «Иль Ломбардия».

Со временем однодневка набирала популярность. За более чем 100 лет она была отменена всего два раза, произошло это в 1943-1944 годах из-за военных событий. С 1905-го по 1960-ый «Джиро ди Ломбардию» выигрывали такие легенды как Анри Пелиссье, Костанте Джирарденго, Альфредо Бинда, Джино Бартали, Фаусто Коппи, Луисон Бобе и многие другие. Ключевым участком гонки в ту пору был подъем на Мадонна дель Гизалло. На вершине этого подъема находится церковь, в пределах которой со временем появился велосипедный музей. Сама Мадонна дель Гизалло стала считаться покровительницей велосипедистов.

С 1961-го года начались усложнения маршрута классики. До этого момента она всегда стартовала и финишировала в Милане, а после прохождения Мадонны дель Гизалло следовал затяжной равнинный кусок до самого финиша. C 1961-го по 1984-ый годы гонка завершалась в Комо, в дальнейшем же ее маршрут менялся уже неоднократно. Стартовыми локациями были Комо, Милан, Варезе, Канту и Бергамо. С 2004-го по 2006-ый годы классика даже начиналась на территории Швейцарии – в Мендризио. Финишировали в Монце, Бергамо, Комо и Лекко. В последние сезоны организаторы взяли за правило чередовать маршрут, во всяком случае так происходило в период с 2014-го по 2017-ый годы. Сначала гонка начиналась в Комо, а заканчивалась в Бергамо, а на следующий год начиналась в Бергамо и заканчивалась в Комо.

Долгие годы «Ломбардию» называли осенним чемпионатом мира, поскольку сам чемпионат мира до 1995-го проходил в августе. Но потом мировое первенство перенесли на осень и поставили его непосредственно перед итальянской классикой. Все годы существования Кубка мира по однодневным гонкам, а проходил он с 1988-го по 2004-ый, «Джиро ди Ломбардия» играла решающее значение в распределении мест в общем зачете. В дальнейшем однодневка, разумеется, стала частью про-тура или нынешнего мирового тура.

Во второй половине XX века и в начале XXI победителями «классики опавших листьев» среди прочих становились Джанни Мотта, Феличе Джимонди, Франко Битосси, Эдди Меркс, Роджер де Фламинк, Бернар Ино, Шон Келли, Джузеппе Саронни, Морено Арджентин, Тони Ромингер, Паскаль Ришар, Лоран Жалабер, Данило ди Лука, Микеле Бартоли, Дамиано Кунего, Паоло Беттини, Филипп Жильбер, Хоаким Родригес, Дэн Мартин и Эстебан Чавес. Действующим победителем классики является Винченцо Нибали. Вот, как все происходило год назад:
Единственным российским гонщиком, которому покорилась «Ломбардия» в 1994-м году стал Владислав Бобрик. На финише он опередил куда более известных Клаудио Кьяппуччи и Паскаля Ришара. В 2009-м третье место досталось Александру Колобневу.

В 2000-м году победителем стал Раймондас Румсас – это единственный случай, когда на пьедестал поднимался представитель одной из других стран бывшего СССР.

Чаще других выигрывал гонку Фаусто Коппи – пять раз, причем был период, когда он побеждал четыре года подряд (1946-1949 г.г.). Четыре раза выигрывал Альфредо Бинда, по три раза Анри Пелиссье, Костанте Джирарденго, Гаэтано Беллони, Джино Бартали, Шон Келли и Дамиано Кунего. По количеству призовых мест равных нет Бартали, он поднимался на пьедестал целых девять раз.

В национальном рейтинге лидируют хозяева соревнований, по-другому и быть не могло. У итальянцев 69 побед, у бельгийцев – 12, у французов – 11.

В истории велоспорта есть всего два гонщика, которые сумели выиграть в рамках одного сезона все три крупнейшие итальянские гонки – «Милан – Сан-Ремо», «Джиро д'Италия» и «Иль Ломбардию». В 1949-м это сделал Фаусто Коппи, а в 1972-м Эдди Меркс.
Фаусто Коппи
Маршрут

Бергамо – Комо (241 км)
Набор высоты – 3850 метров

На этот раз в RCS отказались от затеи чередовать маршруты, как это было в последние годы. Как и в 2017-м году, сегодня гонщики стартуют в Бергамо, а финишируют в Комо. Нынешнее издание классики практически полностью схоже с прошлым, небольшая разница только в самом конце, но это может существенным образом повлиять на результат. Общая протяженность гонки в этом году составит 241 километр, а набор высоты – 3850 метров.
После старта в Бергамо гонщики поедут на юг, потом на восток, но со временем все-таки направятся в западную сторону, к финишу на озере Комо.

Первые несколько десятков километров будут равнинными. Только на 48-м километре начнется первое горовосхождение дня, участники соревнований поднимутся на Колле Галло. Этот подъем неоднократно встречался в маршруте «Иль Ломбардия», да и на других соревнованиях. Заметных крутых участков на Колле Галло нет, его протяженность 7,5 км, а средний градиент 6%, первые полтора километра будут пологими, а дальше до самой вершины под 7%.
После Колле Галло будет семикилометровый спуск, а потом новый затяжной равнинный кусок, который завершится только на 107-м километре. На этом участке начнется восхождение на Колле Брианцу – достаточно пологий подъем, который не должен вызвать у участников больших проблем. Средний градиент воськилометровой Колле Брианцы в районе 4%.

После спуска с Брианцы очередной, уже третий, затяжной равнинный участок, который на сей раз займет около 32 километров. Ближе к завершению этого отрезка расположены два не слишком сложных холма. Сразу после этого будет пройдет короткий спуск, затем небольшой кусок равнины, а на 172-м километре наконец начнется штурм легендарной Мадонна дель Гизалло.

Первые три с половиной километра восхождения тяжелые, средний градиент на этом отрезке горы за 9%, но затем наступает заметное выполаживание и даже участок «даунхилла», лишь на последних полутора километрах гора вновь становится крутой и средний градиент достигает 9,5%. Общая протяженность восхождения на Мадонна дель Гизалло 8,6 км, а средний градиент 6,2%. Именно на этом участке темп должен резко возрасти, а количество гонщиков в пелотоне начать заметно сокращаться.
Спуск с Мадонна дель Гизалло займет шесть километров, сразу после него начнется восхождение на Кольма ди Сормано. Первые пять километров этого подъема ничего особенного из себя не представляют, средний градиент всего 6,6%, зато затем градиент становится необычайно крутым. Последние 1900 метров имеют средний градиент 15,8%, а максимальный достигает 27%!
Спуск с Кольма ди Сормано будет самым протяженным в маршруте классики, он затянется на 13 километров. После окончания «даунхилла» будет пройден шестнадцатикилометровый участок равнины, а после него, на 224-м километре пути, стартует восхождение на Чивильо.

Этот подъем по своим характеристикам напоминает Колле ди Суперга, на которую три дня назад дважды карабкались в рамках «Милан – Турин». Протяженность подъема 4,2 километра, а градиент 9,7%. Подъем весьма стабильный, без выполаживаний и очень крутых кусков. В этом плане Чивильо сильно отличается от Мадонна дель Гизалло и Кольма ди Сормано, но вы сами понимаете, что Чивильо все равно очень тяжелая гора, которая будет пройдена после 225 километров гонки. От ее вершины до финиша останется уже менее 14 километров.
Спуск с Чивильо короткий, всего пяти с половиной километров, но именно на нем в 2015-м и 2017-м годах решающий перевес получал Винченцо Нибали.

После «даунхилла» останется проехать всего восемь километров. Тут-то гонщики и доберутся до того отрезка маршрута, которого не было в прошлом году. В 2017-м перед финишем участники классики поднимались на холм Сан Фермо делла Батталья (2,7 км, 7,2%), но в этом году включить в маршрут его не смогли из-за прошедшего оползня. Вместо Сан Фермо делла Батталья поднимутся на гораздо более простой Монте Олимпино. Протяженность этого подъема всего 1,75 км, а средний градиент – 5,7%. Подъем очень пологий в самом начале и конце, в середине километр с градиентом за 6,5% и максимальным в 9%.
От макушки Монте Олимпино до финишной черты останется менее трех с половиной километров. Чуть больше половины из них займет спуск с двумя неприятными виражами. Равнина наступит, когда до конца останется уже менее полутора километров.
Погода

На старте в Бергамо ожидается 17 градусов тепла. По ходу гонки температура воздуха будет расти, в Комо должно быть уже 22 градуса. Сила ветра составит всего 2 метра в секунду. Большую часть дня он должен быть боковым, на некоторых участках встречным или попутным. Вероятность осадков: 0-5%. В общем, погодные условия близки к оптимальным для занятий спортом на открытом воздухе.


Фавориты

Давайте для начала вспомним, как заканчивалась «Иль Ломбардия» в предыдущие три года. В 2015-м Винченцо Нибали уехал от всех на спуске с Чивильо, в 2016-м все решилось в спринте в группе из трех гонщиков, в котором Эстебан Чавес опередил Розу и Урана, а в 2017-м Нибали вновь уехал от всех на спуске с Чивильо. Правда не стоит забывать, что в 2016-м году маршрут был совершенно другим, поскольку ехали не из Бергамо в Комо, а наоборот.

Вынужденная замена последнего подъема может существенным образом изменить характер гонки. Успешно атаковать на нем практически невозможно. Это значит, что либо нужно уезжать заранее, как это делал в последнее время Нибали, либо ждать уже последних километров в надежде на победу в спринте из небольшой группы. Вполне допустим вариант и с успешной атакой на последнем равнинном куске, которая может случиться, учитывая возможные тактические игры претендентов на победу.

Алехандро Вальверде наконец стал чемпионом мира. После своего триумфа в Инсбруке испанец уже успел проехать две солидные однодневные гонки на севере Испании, в том числе занял третье место на «Милан – Турин». На Суперге прославленный ветеран был в полном порядке. Пино и Лопес уехали от него во время последнего восхождения, но Вальверде вел гонку уверенно, действуя агрессивно во время еще первого прохождения тяжелого подъема. В конечном счете «Милан – Турин» заканчивается на вершине очень сложной горы, а финиш «Ломбардии» на равнине, пусть сама гонка по рельефу очень сложная. В общем, отцепить Алехандро в гору будет крайне затруднительно, а спринт у него лучший среди всех реальных претендентов на победу.

Большой проблемой для Вальверде может стать слабость его команды. Movistar Team на всех предыдущих итальянских классиках смотрелся откровенно невразумительно. На «Тре Валли Варезине» и «Милан – Турин» испанец оказывался изолированным очень рано. Возможно, именно поэтому он решил выбрать столь агрессивную стратегию с ранними атаками. Вальверде будет очень трудно победить даже с учетом его сильного спринта, поскольку в конце ему самому придется отвечать на атаки, вряд ли кто-то станет помогать ему закрывать просветы, понимая его силу в финишном ускорении.

В 2014-м году Вальверде на осеннем монументе уже оказывался в схожей ситуации. Маршрут тогда был не слишком сложным, в конце образовалось формирование из девяти гонщиков, менее чем за два километра до финиша атаковал Дэн Мартин. Все начали оглядываться на испанца, а он за ирландцем так и не поехал и остался вторым, выиграв спринт в группе преследования.

Всего Вальверде проехал «Иль Ломбардию» шесть раз. У него два вторых места и еще два попадания в топ-6. Сегодняшняя гонка одна из немногих, которых не хватает в победной коллекции ветерана.
Чемпион мира
Тибо Пино подошел к «Ломбардии» в отличной форме, возможно, даже лучшей в своей карьере. Лидер Groupama – FDJ полностью преодолел последствия тяжелой пневмонии, которая скосила его на последних этапах «Джиро». Француз не был стабилен на «Вуэльте», но место в топ-6 общего зачета и два победных этапа – это в любом случае успех.

Кажется, что после «Вуэльты» кондиции Пино если и не улучшилась, то позволили ему выглядеть самым стабильным гонщиком в конце сезона. Сначала он отлично отработал на Алафилиппа и Барде на чемпионате мира и сам попал в топ-10. Потом отметился пятым на «Джиро дель Эмилия», а после нее стал совсем хорош – второе место «Тре Валли Варезине» и победа на «Милан – Турин».

Дополнительными плюсами для Тибо станет его мощный спринт, который он уже недавно продемонстрировал, а также наличие оруженосцев, находящихся в хорошей форме. Да, Вальверде быстрее него, но всех остальных на финишным куске Пино может опережать. Себастьян Райхенбах и Давид Году, судя по последним стартам, тоже в полном порядке, и готовы протянуть лидеру руку помощи. Один из них, а может быть и оба, способны держаться с лидером до самых последних километров.

Пино ехал последний монумент сезона шесть раз. Последние два раза у него получилось хорошо. В 2015-м он был третьим, а в 2017-м пятым, хотя тоже заслуживал призового места. Именно он выдал первое мощное ускорение на Чивильо.
Пино
У Team EF Education First – Drapac p/b Cannondale сразу два гонщика, которые могут претендовать на победу. В таком положении перед стартом не прибывает ни одна другая команда. Это даст коллективу Джонатана Вотерса хорошие шансы на успех. На развязках с подобным финишем очень важно иметь численное преимущество. Американская команда может отправлять вперед одного из лидеров, а второй может колесничать в основной группе, в таких условиях организовывать преследование всегда бывает крайне тяжело.

Канадец Майкл Вудс совершенно точно в последнее время готов так, как никогда ранее. После своей победы на этапе «Вуэльте» он взял бронзу на чемпионате мира, причем на последнем подъеме смотрелся едва ли не сильнейшим. После Инсбрука Майкл катнул «Джиро дель Эмилия» и «Тре Валли Варезине», став четвертым на обеих однодневках. Эти результаты не совсем отражают уровень готовности, который имелся у канадца, особенно это касается «Эмилии», на которой он оказался за пределами пьедестал только из-за того, что Team EF Education First – Drapac p/b Cannondale была тактически переиграна представителями BMC Racing Team.

У Вудса достаточно неплохой спринт, но по равнине он финиширует не так мощно, как в гору. Это было видно и на недавних гонках, в которых все те же Вальверде и Пино на финише были явно резвее.

Ранее 32-летний канадец проехал «Иль Ломбардию» всего один раз. В 2016-м он занял 31-е место, но то был его первый сезон в мировом туре. С тех пор он многому научился и стал сильнее.
Вудс
Ригоберто Уран после пристойного выступления в общем зачете «Вуэльты», неожиданно провалился на чемпионате мира в Тироле. Неудача Ригоберто стала сюрпризом, поскольку он всегда был сильнейшим колумбийским гонщиком на однодневках. Однако, после чемпионата мира все вдруг стало на свои места. Ригоберто стал вторым на «Эмилии». Две атаки Вудса накрыл Дилан Тейнса, а вот на атаку Урана бельгиец уже не ответил, это позволило колумбийцу занять второе место.

После этого Ригоберто хорошо смотрелся на «Тре Валли Варезине». Колумбиец занял последнее седьмое место в первой группе, но вызвано это был тем, что на последнем километре он решил развозить Вудса, однако канадец немного сплоховал в спринте.

У самого Урана финишная скорость неплохая, но порой она его серьезно подводит. В частности на «Джиро ди Ломбардии» два года назад, когда он выглядел фаворитом, но в итоге стал только третьим в группе из трех гонщиков.

Послужной список колумбийца на осенней классике впечатляет. Принимал в ней участие он девять раз, три раза ему удавалось попасть в первую тройку. Причем первый раз это произошло в 2008-м, когда Урану был всего 21 год. Не хватает только самого главного – победы, которой у него на большой классике все нет и нет.

В прошлом году Ригоберто был одним из двух предстартовых фаворитов, но выступил неудачно, поплатившись за свою попытку атаковать на последних километрах. Закончил гонку он только в третьем десятке.
Уран
Важно, что в составе Team EF Education First – Drapac p/b Cannondale помимо двух лидеров есть еще два «грегари», находящихся на неплохом ходу. Речь идет о Даниэле Фелипе Мартинесе и Хью Карти, они способны держаться впереди до Чивильи, по крайней мере один из них может это сделать.

Ромен Барде после своего серебра на чемпионате мира проехал две классики. У него шестое место на «Эмилии» и 23-е на «Тре Валли Варезине». На результат второй гонки обращать особого внимания не стоит, он не особо информативен, а вот на сложной «Эмилии» с тяжелым финишем на Сан-Люке француз из AG2R La Mondiale смотрелся прилично, но визуально все-так хуже Вудса, Тейнса и Урана. На шансах Барде на сегодняшней гонке это вряд ли должно каким-то образом сказаться, во всяком случае именно так кажется перед стартом. В конечном счете проехать все однодневки в конце сезона на абсолютно одинаковом уровне просто невозможно, у всех накопилась усталость и все уже очень хотят отправиться в короткий отпуск.

Барде хороший «даунхиллер» и он неплох в спринте, но все же послабее Вальверде, Пино и некоторых фаворитов второго эшелона. Команда у француза сегодня должна быть средней по силе, он может оказаться изолированным достаточно рано.

На «Классике опавших листьев» ранее он гонялся четыре раза. Лучше всего у него получилось это сделать в 2016-м году, когда он финишировал на четвертом месте. Барде последние подъемы преодолел вместе с Чавесом, Розой и Ураном, но в самом конце неожиданно от них отстал.
Барде
Двукратный и действующий победитель гонки Винченцо Нибали стремиться отстоять свое звание, но сделать это будет непросто. Форма «акулы» улучшается, но все же он пока далек от своих лучших кондиций, этого он и сам не скрывает.

Нибали отчаянно хотел набрать форму к чемпионату миру, однако сделать этого не удалось. После мундиаля итальянец проехал «Джиро дель Эмилия» и «Тре Валли Варезине», на которых смотрелся уже гораздо бодрее. На первой из двух полуклассик он даже атаковал во время последнего штурма Сан-Люки, пусть и принесло ему это только восьмое место. На последовавшей следом «Тре Валли Варезине» Винченцо тоже был активен, но в первую группу его не отпустили, хотя все равно было видно, что до уровня Пино, Вудса и Урана он немного не дотягивает.

Сам итальянец признает, что шансы на победу у него будут только в том случае, если его форма окажется гораздо лучше, чем на предыдущих гонках. Свои две победы он одержал после атак на спуске. Атаковать на спуске можно и в этом году, но дело в том, что без хорошей формы впереди до финиша не удержаться, в прошлом году форма точно была, а в этом не факт. В спринте даже из самом небольшой группы на победу у Нибали шансов немного.

В распоряжении у титулованного гонщика Bahrain Merida окажется сильнее команда с Доменико Поццовиво, Ионом Изагирре и Матеем Мохоричем в составе. Любой из этих гонщиков при случае сам может завершить однодневку на высоком месте.
Действующий победитель
Из представителей других команд стоит отметить Примоша Роглича из LottoNL – Jumbo, Эгана Берналя и Джанни Москона из Team Sky.

Рогличу на чемпионате мира выступить в полную силу помешало падение. На следующих гонках словенец смотрелся неплохо, но ничего сверхъестественного тоже не показывал. Однако уровень Роглича настолько высок, что не брать его во внимание просто нельзя.

Сразу после чемпионата мира казалось, что Джанни Москон должен быть одним из главных фаворитов «Ломбардии», наряду с Алафилиппом и Вальверде. Но Алафилипп досрочно завершил сезон сославшись на чрезмерную усталость, а Москон неудачно проехал «Эмилию» и «Милан – Турин». Правда в пресс-релизе Team Sky было объявлено, что на второй из гонок итальянец на индивидуальный результат нацелен не был, а просто поддерживал Берналя.

В старт-листе есть еще два десятка гонщиков, которые способны преподнести сюрприз, но перечислять всех просто нет смысла.


Прогноз:
1) Майкл Вудс;
2) Алехандро Вальверде;
3) Тибо Пино.
Хайлайты Gruppetto Camp Sochi 2018
Made on
Tilda