03.08.2018

Klasikoa: Превью «Классика Сан-Себастьян»

Подробный анализ маршрута, конкурентной ситуации и варианты развития событий
После окончания «Тур де Франс» не прошло еще и недели, но современный шоссейный календарь крайне насыщен. Уже завтра пройдет одна из представительных и престижных однодневных гонок второй половины сезона, в которой схлестнутся гонщики, которые только что завершили «Большую Петлю», а также те, кто только готовится к борьбе на испанской «Вуэльте». В Стране Басков в 38-ой раз состоится «Классика Сан-Себастьян».
История

«Классика Сан-Себастьян» не имеет такой богатой истории, как некоторые другие элитные однодневные гонки, но она очень быстро набрала популярность, сейчас победе на ней будет рад любой, даже самый звездный гонщик. Первое издание «Класикоа» (так однодневку называют в Стране Басков) прошла в 1981-м году, с тех пор она проходит ежегодно. В 1989-м году баскская классика стала частью созданного тогда Кубка мира, через 16 лет этот кубок был упразднен, а «Класикоа» сразу же попала в календарь новоявленного Про Тура (будущего мирового тура).

Первым победителем классики в 1981-м году стал местный гонщик Марино Лехаррета, он же является и рекордсменом по количеству побед - три. По два раза эти соревнования выигрывали Франческо Касагранде, Лоран Жалабер и Алехандро Вальверде. Представители стран бывшего СССР на «Классике Сан-Себастьян» никогда не побеждали, но на пьедестал попадали достаточно часто. В 1997-м второе место занял представлявший Россию Александр Гонченков, в 2000-м третье место досталось Романсу Вайнштейнсу из Латвии, в 2006-м третьим оказался Андрей Кашечкин (Казахстан), в 2008-м на втором месте финишировал Александр Колобнев (Россия), а в 2010-м Александр Винокуров (Казахстан). Действующим победителем гонки является поляк Михал Квятковски, но свой титул он защищать не будет.

«Классика Сан-Себастьян» ассоциируется у любителей велоспорта с подъемом на гору Жайскибель. Раньше этот подъем приходился последним и был расположен недалеко от финиша. Сейчас Жайскибель влияет на итоговый результат уже в меньшей степени, но это по-прежнему важный участок гонки.



Маршрут

Гонка стартует и финиширует в Сан-Себастьяне, столице провинции Гипускоа, являющейся одной из трех провинций испанской части Страны Басков. Сами баски называют город вовсе не Сан-Себастьяном (это испанский вариант), а Доностией. Общая протяженность гонки составит 229 километров. По сравнению с последними несколькими годами заметных изменений в маршруте нет.
Из расположенной на берегу Бискайского залива Доностии участники соревнований отправятся сначала в западном направлении. На 27-м километре они доберутся до вершины малоприметного подъема третьей категории (3,7 км, 3,4%), а еще через 32 километра окажутся на вершине горы второй категории Пуэрто де Итурбуру (7,1 км, 4,9 %).

Вскоре после спуска гонщики преодолеют первый подъем, на котором будут участки с градиентами за 10%. Протяженность Пуэрто де Алкиса - 4,4 км, а средний градиент 6,1%. В средней части подъема заметное выполаживание, а сверху и снизу градиенты 6,5-8%.
Еще до прохождения Алкисы пелотон начнется движение на восток, вновь потихоньку приближаясь к Доностии. Некоторое время никаких заметных подъемов вообще не будет, только несколько малозначительных холмов.

На 126-м километре начнется первое восхождение на знаменитый Жаискибель. Первая половина этой горы заметно тяжелее второй. Самый крутой километр будет первым, на нем 9%, после два километра с градиентом 7,5%, потом равнинка с 1%, дальше километр с градиентом 8%, а у самой вершины достаточно полого.
Через 20 километров после Жайскибеля дело дойдет до Альто де Аркале (3,2 км, 5,5%). На этом подъеме первый километр станет самым простеньким, всего лишь 3%, а дальше до вершины 6-7%.
После восхождения на Аркале гонщики сделают круг и во второй раз проедут ту же связку из двух подъемов. Второй раз на вершине Аркале они окажутся за 32 с половиной километра до финиша.

За 20 километра до конца они впервые вернутся в Доностию, а потом вновь отправятся к западу от города, штурмовать заключительный подъем Мурхиль Тонторра, появившийся в маршруте классики не так давно. Практически все перевалы гонки на классические баскские не похожи, мы все-таки привыкли к коротким, но очень крутых подъемам в Стране Басков. Мурхиль Тонторра как раз таки похожа на среднестастический подъем в этой местности (1,8 км, 11,3%).

Самая сложная часть подъема в средней части, там градиент доходит до 25%, перед этим и непосредственно после небольшое выполаживание. Последние 600 метров градиент на уровне 10-15%
На youtube можно посмотреть как Мурхиль Тонторру преодолевали в прошлом году. Включайте примерно на отметке 1:36:00
От вершины горы до финиша еще семь с половиной километров, примерно пять из них займет спуск, а два равнинный кусок. Спуск в техническом плане не самый сложный, поворотов не слишком много, проходится на высокой скорости. На этот «даунхилл» тоже можно взглянуть по ссылке выше.


Погода

Завтра в Стране Басков ожидается жаркая погода, от 28 до 31 градуса по Цельсию. Вероятность осадков минимальная. Ветер незначительный - три метра в секунду, на разных участках маршрута он будет меняться.


Фавориты и возможные сценарии

Наиболее реальный вариант развития событий во время «Классики Сан-Себастьян»: ранний отрыв из 6-10 гонщиков, который догонят примерно за 30-50 километров до финиша, после этого возможны новые атаки, но скорее всего всех нейтрализуют перед штурмом Мурхиль Тонторры. После прохождения последнего стенообразного холмика образуется совсем небольшая элитная группа, которая и разыграет победу. Есть еще вероятность того, что вторая группа догонит первую на спуске и все решится в борьбе достаточно большой группы из 10-20 гонщиков, но вероятность такого варианта не слишком велика.

Возможна и удачная сольная атака, но и она будет проходить не слишком часто. Впрочем, в 2015-м все закончилось именно сольной победой. На последнем подъеме сначала лидировал Грег ван Авермат, но его завалил мотоцикл сопровождения. Чуть позже вперед рванул Адам Йейтс, его атаку недооценили и он так и приехал на финиш в гордом одиночестве, правда до самого конца он не знал, что победа досталась именно ему. Вдобавок ко всему на последних километрах пропала картинка и восхождение на Торторру телезрители просто не увидели. Казусный получился денечек.
ГВА на обочине
Адам спрашивает по рации почему ему все хлопают
Ладно, возвращаемся в 2018-ый год и отмечаем фаворитов.

Жулиан Алафилипп отлично выступил на «Тур де Франс» и у него есть все необходимые качества для победы на «Классике Сан-Себастьян». У француза отличный спринт из небольшой группы, он здорово спускается, любит короткие крутые подъемы, по типу Мурхиль Тонторры. В общем, француз один из явных фаворитов, если он не успел растерять форму после французского гранд-тура, а он ее растерять не должен был. Однодневки - его основная специализация и на завтрашнюю гонку он наверняка соберется с силами и мыслями.

В распоряжении Алафилиппа окажется отличная команда, которая может нейтрализовать все опасные атаки. Впрочем, нельзя исключать что сама Quick-Step Floors поведет гонку в агрессивной манере, дабы заставить работать соперников Алафилиппа, такой вариант исключать тоже нельзя. В любом случае Боб Юнгелс, Питер Серри, Джеймс Нокс, Джонатан Нарваес наверняка будут полезны, все они находятся в отменной форме.
Алаф
Примош Роглич тоже может записать себе в актив прошедший «Тур». Да, в конечном счете он не сумел подняться на пьедестал общего зачета, но четвертое место - это тоже отличный результат, к тому же без победы на этапе словенец не остался.

Примош очень любит короткие крутые подъемы, свою силу на них он уже демонстрировал в этом году на «Тиррено – Адриатико» и «Туре Страны Басков». На «Тур де Франс» представитель LottoNL - Jumbo тоже оказался сильнейшим из претендентов на общий зачет на холме с финишем в Манде. Ко всему прочему Роглич отменный «даунхиллер» и обладает сильным индивидуальным ходом, а значит он вполне способен удержать свое преимущество на последних километрах, если ему удастся оторваться на подъеме. Словенцу желательно не финишировать в одной группе с Алафилиппом или Вальверде, их в спринте он почти наверняка не победит.

Пока особых достижений на однодневных гонках у Роглича нет, но никогда не поздно открывать новые горизонты, все данные у него для этого наличествуют.
Тот самый Примош из бедной команды (если вы не понимаете о чём речь, то ссылка будет ниже)
Ирландец Дэн Мартин на «Тур де Франс» личного рекорда в генеральной классификации установить не смог, заняв восьмое место, но все-таки стоит признать, что раньше так успешно на французском гранд-туре он не выступал. Дэн всего лишь второй раз в карьере взял этап французского гранд-тура, а по итогам трех недель его еще и признали самым агрессивным участником соревнований. После весенних неудач ирландец, как и вся его команда UAE - Team Emirates, стала выступать заметно лучше.

Раньше на «Класикоа» Мартин сверх успешно не гонялся, лучшим его результатом остается седьмое место, добытое в 2015-м году, но есть все предпосылки к тому, что завтра он сумеет улучшить этот результат. Дэн любит короткие подъемы с любыми градиентами, у него приличный финиш из небольшой группы и хорошие кондиции - нужно просто все это использовать и побороться за призовое место.
Агрессивный Дэн
Для Алехандро Вальверде* «Большая Петля» получилась не такой удачной. Он делал все, что мог, но получалось у него немногое, хотя победить на Коль дю Порте Кинтане он безусловно помог. Испанский ветеран подтвердил, что бороться за призовые места супермногодневок в 38 лет крайне затруднительно, но однодневные соревнования – это совсем другое дело.

Вальверде не только дважды выигрывал баскскую классику, но еще четыре раза становился ее призером. В прошлом году он пропускал гонку из-за серьезной травмы, но до этого четыре раза подряд поднимался на ней на пьедестал. У Вальверде, наряду с Алафилиппом сильнейший спринт из числа претендентов на победу, а значит ему вовсе необязательно атаковать на холме, ему главное никого не отпустить вперед.
Александр Вальверде
Нам кажется, что шансы остальных гонщиков заметно ниже, но многие из них способны преподнести сюрприз и даже выиграть классическую однодневку.

Грег ван Авермат должен надеяться, что после Мурхиль Тонторры первые группы объединятся в одну и тогда он сумеет побороться за призовые места в спринте, но сам бельгиец сказал, что будет рад и месту в топ-10.

Соотечественник ван Авермата Тим Велленс на прошлой неделе выиграл «Тур Валлонии», но уровень этой гонки не идет ни в какое сравнение с «Класикой Сан-Себастьян». Однако, Тим уже давно доказал, что он гонщик элитного уровня, к тому же в этом сезоне он заметно добавил в спринте.

Похоже, что лидером Team Sky на этой гонке в отсутствии Квятковского суждено стать Эгану Берналю, великолепно себя зарекомендовавшему в этом сезоне.
Берналь в самой красивой классификационной джерси 2018 года!
Хорошие кондиции к концу «Тура» набрал и Ильнур Закарин. Да, он не любит спуски, но последний из них вроде не такой уж и сложный. Адам Йейтс стал одним из разочарований «Большой Петли» и наверняка хочет напомнить о себе, но для успеха ему нужна форма явна лучше той, которую он продемонстрировал во Франции. В предварительном старте-листе значится и еще один неудачник «Тура» – Ригоберто Уран. Сбрасывать его со счетов нельзя, особенно если он пришел в себя после травмы.

Конечно же нельзя забывать местных гонщиков из Страны Басков - Микеля Ланду, Горку и Иона Изагирре, Омара Фрайле, Пейо Бильбао.

Бауке Моллема и Тони Галлопан имеют на баскской гонке отличные результаты, они не только ее по разу выигрывали, но еще и по два раза попадали в топ-3. Однако, сейчас форма обоих далека от идеала, особенно это касается Галлопана. На данный момент обоих трудно относить к основным фаворитам «Классики Сан-Себастьян».

Апдейт*: в окончательной заявке Movistar Team на «Класикоа» Алехандро Вальверде не оказалось


Прогноз:
1) Победа Жулиана Алафилипп в спринте из небольшой группы.
2) Победа Роглича сольной атакой на Мурхиль Тонторре.
Хайлайты Gruppetto Camp Sochi 2018
Made on
Tilda