09.06.2019

Criterium du Dauphine: Главная репетиция «Большой петли»

Обзор этапов и основных претендентов на победу на французской многодневке «Критериум дю Дофине»
Сегодня во Франции начнется «Критериум Дофине». Уже много лет эту многодневку принято считать генеральной репетицией «Тур де Франс». Именно на эту гонку всегда наведывалась основная масса фаворитов «Большой Петли». Не стал исключением и нынешний шоссейный сезон. Состав участников французской гонки получился по-настоящему звездным. В борьбе за победу в ближайшие восемь дней сойдется большинство сильнейших многодневщиков мира.

Подписывайтесь на наш Telegram–канал, чтобы быть в курсе всех последних новостей и событий по ссылке.
История

Дофине – это историческая территория Франции, расположенная в ее юго-восточной части, в которую входят несколько департаментов ныне считающиеся частями двух регионов: Овернь – Рона – Альпы и Прованс – Альпы – Лазурный берег.

Впервые гонка была проведена в 1947-м году, организатором стала местная газета «Дофине Либере», которая владела правами на многодневку до 2010-го года. ASO выкупила гонку у газеты и сократило ее название, до этого она называлась «Критериум дю Дофине Либере».

Первым победителем стал поляк Эдвард Клабински, для которого выигрыш «Дофине» стал самым весомым достижением в карьере. В последние восемь лет чаще всего побеждают британцы из Team Sky – трижды Крис Фрум, дважды Брэдли Уиггинз. В прошлом году настал черед Герэйнта Томаса, сумевшего опередить Адама Йейтса и Ромена Барде. В пяти случаях из шести эти же британские гонщики в дальнейшем выигрывали «Тур де Франс». Вклиниться в британскую эру сумели только американец Эндрю Талански, победивший на «Критериум Дофине» в 2014-м и датчанин Якоб Фульсан в 2017-м.

Рекордсменами по количеству побед в общем зачете являются Нелло Лауреди, Луис Оканья, Бернар Ино, Шарли Мотте и все тот же Крис Фрум, каждый покорял общий зачет по три раза. В национальном рейтинге, разумеется, лидируют местные гонщики, у них 30 побед, у испанцев 10, у британцев восемь. В 1999-м победителем общего зачета стал Александр Винокуров – это единственный триумф представителей бывшего СССР.

В этом году соревнования пройдут уже в 71-ый раз, отменена гонка была всего дважды, в 1967-1968-м годах.


Маршрут

За восемь дней участники соревнований преодолеют 1202,1 километра. Самым коротким этапом логично станет индивидуальная гонка на время, которая состоится в среду, ее протяженность составит 26,1 километра. Самым длинным этапом станет шестой, в пятницу гонщики проедут аж 229 километров.

Отметим, что в целом маршрут «Дофине» выглядит несколько проще, чем в прошлые годы. Ключевое значение в распределении мест в генеральной классификации сыграют два этапа.

Первый этап. Орийак – Жюссак (142 км)
Второй этап. Морьяк – Крапон-Сюр-Арзон (180 км)
Третий этап. Ле-Пюи-ан-Веле – Рьом (177 км)
Четвертый этап. Роан – Роан (26,1 км)
Пятый этап. Боен-Сюр-Линьон – Вуарон (201 км)
Шестой этап. Крапон-Сюр-Арзон – Сен-Мишель-де-Морьен (229 км)
Седьмой этап. Сен-Жени-Сюр-Гье – Ле-сеп-Ло (133,5 км)
Восьмой этап. Клюз – Шампери (113,5 км)
Все решится на той самой «разделке» на четвертом этапе, а также на субботнем седьмом этапе, финиширующем на вершине тяжелого подъема высшей категории. На первой половине дистанции «разделки» будет расположен пологий подъем, вторая часть в основном состоит из спуска и равнинного куска. Подъем на гору Пипе на седьмом этапе займет 19 км, а его средний градиент составит 6,9%.

Наверняка претенденты на общий зачет попробуют атаковать на шестом и восьмом этапах, но их рельеф выглядит не достаточно сложным для создания разрывов. В большинстве случаев до финиша будет добираться достаточно крупная общая группа. Впрочем, шестой этап заканчивается после короткого, но все-таки технически сложного спуска. Такой гонщик как Ромен Барде может попробовать создать разрыв на этом участке.

Третий и пятый этапы должны разыграть спринтеры. Первый этап кажется чуть сложнее, но и на нем основная масса спринтеров вполне может удержаться в пелотоне и постараться одержать победу. Впрочем, у отрыва тоже есть неплохие шансы на успех. Второй этап сложнее, чем первый и третий, на нем мы вправе ожидать впереди группу, в которой останутся примерно 40-50 гонщиков. Самый реальный исход – спринт из относительно небольшого формирования.

В общем, без сильной «разделки» «Дофине» в этом году не выиграть. Хотя, на седьмом этапе тоже нужно суметь не отстать от лучших горовосходителей.


Погода

Сегодняшний стартовый этап пройдет в комфортных погодных условиях. Дождь вряд ли пойдет, да и жара гонщиков бепокоить не должна: 17-20 градусов. Правда уже на втором этапе существует небольшая вероятность дождя. Впрочем, это только предварительный прогноз погоды, он может меняться. Заглядывать дальше пока не имеет смысла.


Главные герои

Крис Фрум (Team INEOS)

Трехкратный победитель гонки возвращается на нее после годичного отсутствия. В прошлом сезоне Крис Фрум замахнулся на дубль «Джиро» + «Тур» и в связи с этим был вынужден пропустить «Критериум Дофине», в этом году он снова в числе участников и считается главным фаворитом соревнований.

Маршрут «Дофине» отлично подходит Фруму. Он может выиграть у сильных «горняков» много времени в гонке с раздельным стартом, а с теми, кто проиграл относительно немного, разобраться уже на предпоследнем этапе в горах. Вдобавок к этому, у Фрума как всегда очень сильная команда оруженосцев, которая включает в себя Ваута Пулса и Михала Квятковского.

Однако, победа британцу отнюдь не обеспечена. Конкуренты сильны, да и Фрум в последние годы набирает свои оптимальные кондиции позже обычного. В 2017-м он занял на «Дофине» только четвертое место, а в 2018-м показал такой же результат на более скромном «Туре Альп», проводящимся перед «Джиро».

Как и практически все остальные претенденты на победу, Фрум приедет на гонку после подготовительного сбора в горах.

У Team INEOS есть и вторая интересная опция под общий зачет. В виду не самого сложного маршрута гонки, на высоком месте может оказаться экс-чемпион мира Михал Квятковски.
Якоб Фульсан (Astana Pro Team)

Якоб Фульсан из Astana Pro Team стал гонщиком, сумевшим прервать серию побед британцев на «Дофине» в 2017-м году. Тогда казалось, что первым в общем зачете станет Ричи Порт, но в последний день гонки представители других команд сумели коллективно разобраться с австралийцем, сильнейшим из них оказался именно бывший датский маунтинбайкер.

Стоит отметить, что в предыдущие два года Якоб был очень хорош именно в этот период сезона – в июне. В 2017-м он победил на «Дофине», а в 2018-м стал вторым на «Туре Швейцарии». Попасть на пьедестал в Швейцарии ему не помешала даже провальная командная гонка Astana Pro Team в первый день многодневки.

Мы в праве ожидать от Якоба очень хорошей формы в июне третий год подряд, особенно после того, что он творил этой весной. Все прекрасно помнят, как он штамповал высочайшие результаты в марте и апреле, причем и на многодневках, и на классических однодневках.

«Разделка» Фульсана не всегда стабильна, в 2017-м на «Дофине» он проехал ее достаточно слабо, в 2018-м в Швейцарии был наоборот очень хорош. Посмотрим, что у него получится на этот раз.
Адам Йейтс (Mitchelton – Scott)

Еще одним гонщиком отжигавшим весной был Адам Йейтс, который здорово проехал все весенние многодневки своего календаря.

Адам был очень стабилен, но при этом так и не сумел одержать ни одной победы в генеральной классификации. «Тиррено – Адриатико», «Вуэльта Каталонии», «Тур Страны Басков» – везде немного не хватило.

В прошлом году Адам был не так силен в ранней стадии сезона, зато отлично смотрелся на «Дофине». Шансов обойти Томаса на главной гонке июня у него практически не было, зато удалось выиграть последний горный этап и занять второе место в общем зачете.

Почему бы не сделать еще один шаг наверх и не выиграть наконец недельную многодневку мирового тура? Предпосылки к этому есть уже давно.

В прошлом году Адам Йейтс провалил «Тур де Франс» и оказался в тени своего брата Саймона. Вполне возможно, что в этом сезоне ситуация изменится. Несколько лет назад именно Адам считался чуть более талантливым многодневщиком.
Тибо Пино (Groupama – FDJ)

Один из сильнейших французских гонщиков возвращается на «Дофине» после двухлетнего отсутствия.

В 2016-м Тибо Пино оказался в общем зачете только во втором десятке, но сумел выиграть в отрыве один из горных этапов. В следующие два сезона у него была другая гоночная программа, выстроенная вокруг «Джиро», поэтому на июньских многодневках мы его не видели.

Весной 2019-го Пино был на достаточно высоком уровне, но выступал без блеска. Если говорить о больших многодневках, нужно отметить его пятое место в генеральной классификации «Тиррено – Адриатико». В мае Тибо разгромил всех на «Тур де л'Эн», но это мало, что значит. Эта французская гонка не самого высокого уровня, на которой у лидера Groupama – FDJ не нашлось серьезных конкурентов.

«Разделка» часто подводит Тибо на гранд-турах, однако на недельных гонках дела с ней обстоят гораздо лучше. Француз вполне может получить хорошую позицию перед горными этапами и в результате этого подняться на итоговый пьедестал. В 2018-м он сумел выиграть «Тур Альп» непосредственно перед «Джиро». Есть вероятность, что Тибо сумеет провернуть этот же фокус в своей родной стране.

Будет интересно, как он сумеет взаимодействовать на дистанции с молодым дарованием Groupama – FDJ Давидом Году. Эти двое могут объединиться в очень опасную связку летом нынешнего года.
Том Дюмулен (Team Sunweb)

Обычно Том Дюмулен выступает очень стабильно, но перед началом нынешней «Дофине» именно он выглядит самым непредсказуемым претендентом на высокое место в общем зачете.

Все дело в травме, которую голландец получил на «Джиро». Падение и повреждение колена вынудили его сойти с итальянского гранд-тура, но сама травма не выглядела слишком тяжелой. Казалось, что у Дюмулена еще полно времени, чтобы должным образом подготовиться к «Туру». Однако на днях выяснилось, что колено продолжает беспокоить голландца и период восстановления затягивается. Это не помешает Тому стартовать на «Дофине», но не факт, что он окажется конкурентоспособен.

Если Дюмулен будет в порядке, то он один из явных фаворитов генеральной классификации, если же все действительно так плохо, как утверждает голландец – он окажется далеко позади и в борьбе за высокие места участия принимать не будет.

Очевидно, что маршрут гонки должен голландцу подойти. Он сильнейщий «раздельщик» среди всех претендентов на победу, а значит может начать горные этапы на поул-позишн.

Предсказать итоговый результат Дюмулена очень трудно. Похоже, что сам он ничего хорошего в июне не ждет.
Найро Кинтана (Movistar Team)

Не секрет, что последние два года Найро Кинтана выступает неудачно. В связи с этим он опускается все ниже и ниже в перечне основных фаворитов престижных многодневок.

Найро возвращается на «Дофине» впервые с 2012-го года. Семь лет назад 22-летний колумбиец выиграл на гонке горный этап и громко заявил о себе на профессиональном уровне. В следующие годы он выбирал альтернативный гоночный календарь, предпочитая не ехать перед «Тур де Франс» крупные многодневки, такие как «Критериум Дофине» или «Тур Швейцарии». В двух случаях длинная гонка в июне вообще никак не вписывалась в его планы, поскольку в мае он выступал на «Джиро».

Кинтана начал понимать, что нужно что-то менять, чтобы окончательно не сдать позиции под давлением волны новых гонщиков, сумевших добиться заметного прогресса в последние годы. Возможно, «Дофине» позволит колумбийцу должным образом подготовиться к «Туру» и предстать перед всеми в лучшем виде.

Очевидно, что длинная «разделка» явно не в пользу Кинтаны. Горную части гонки он начнет позади своих соперников.

Не секрет, что существует высокая вероятность того, что Найро покинет Movistar Team по итогам этого сезона, но успех Ричарда Карапаса все равно должен замотивировать его на максимальный результат в предстоящие месяцы.
Ромен Барде (AG2R La Mondiale)

Кто в последние годы не пропускает «Дофине», так это Ромен Барде. В последние пять лет он неизменно заканчивает эту гонку в топ-6 общего зачета, дважды, в том числе в прошлом сезоне, ему удавалось завершить многодневку на пьедестале.

«Критериум Дофине» всегда служит для Барде отличной подготовкой к «Тур де Франс», на котором у него практически такие же стабильные результаты.

Ромен всегда где-то рядом и проигрывает итоговому победителю «Дофине» совсем немного, но выйти на первое место никак не удается, во многом из-за достаточно посредственной «разделки».

В этом сезоне весна у Барде не слишком получилась и он надеется реабилитироваться летом. Наверняка представитель AG2R La Mondiale опять будет в числе лидеров на горных этапах, но длинная «разделка» почти не оставляет ему шансов на победу. Отличным результатом для Ромена станет очередное попадание на итоговый пьедестал.
Стевен Крейсвейк (Team Jumbo – Visma)

Голландец из Team Jumbo – Visma начинает приобратать славу гонщика, который всегда где-то рядом, но ему всегда чего-то не хватает для места хотя бы на пьедестале.

Судите сами. Только за последние полтора года он занял пятое место на «Тур де Франс» и четвертое на «Вуэльте», к которым добавил еще целый ряд попаданий в топ-6 на недельных многодневках мирового тура. А если вспомнить упущеннную победу на «Джиро» 2016-го года, трансформировавшуюся в четвертое место, можно утверждать, что Крейсвейк самый невезучий многодневщик последнего времени. В этом плане с ним может поспорить только Микель Ланда.

Тем не менее, Стевен не унывает и всеми силами стремиться все-таки прорваться на больших гонках в первую тройку. Вполне возможно, что ему удастся изменить ситуацию именно на «Дофине».

Маршрут нынешнего издания гонки вполне подходит 32-летнему гонщику, которому предстоит возглавить Team Jumbo – Visma на «Тур де Франс».
Дэн Мартин (UAE – Team Emirates)

История выступлений Дэна Мартина на «Критериум Дофине» в последние годы очень напоминает Ромена Барде. Четыре года подряд ирландец не опускается в генеральной классификации ниже седьмого места, при этом он дважды прорывался в итоговую первую тройку.

В 2018-м году Дэн Мартин занял четвертое место и выиграл один этап. Этот результат был очень важен для него в психологическом плане. Перед началом того сезона он перешел в UAE – Team Emirates и провалил в новой команде весенние соревнования. Успех на «Дофине» позволил ему вновь поверить в себя и в последствии удачно проехать «Тур де Франс».

Как и в случае с Барде, приходится отмечать, что наличие длинной индивидуальной «разделки» сильно снижает шансы Дэна в генеральной классификации. Но это не значит, что он не будет в первых рядах на горных этапах.

В общем зачете неплохим результатом для Дэна станет попадание в топ-6.
Ричи Порт (Trek – Segafredo)

34-летний Ричи Порт имеет репутацию гонщика, который здорово выступает на недельных многодневках мирового тура, таких как «Дофине». В прошлые годы австралиец не всегда получал возможность выступать на гонке в качестве лидера команды, все-таки он гонялся в Team Sky вместе с Крисом Фрумом, но когда ему предоставлялся собственный шанс, он всегда его использовал.

Отметим, что впервые на пьедестал «Дофине» Ричи попал еще в годы своих выступлений в Team Sky, в 2013-м он стал вторым вслед за Фрумом. В 2016-м он был уже в BMC Racing Team и занял четвертое место, в последний день его за счет бонификаций обошли Барде и Мартин. В 2017-м австралиец выглядел сильнейшим, но в последний день его команду переиграли тактически, в результате этого Порт опустился на второе место.

В прошлом году в июне Порт наконец выиграл, правда было это уже в Швейцарии. Не секрет, что владелец BMC Энди Рис был швейцарцем и успех на местной многодневке для команды был важнее.

Сейчас Ричи уже в Trek – Segafredo. Первые месяцы в новой команде получились непростыми и ему нужен хороший результат перед «Туром». Способен ли он его показать? Большой вопрос.
Эмануэль Бухманн (Bora – Hansgrohe)

У немца Эмануэля Бухманна все еще нет существенных результатов на гранд-турах, но на недельных многодневках он уже в элите.

В прошлом году Бухманн произвел на «Дофине» очень приятное впечатление и был в горах одним из лучших. В результате представитель Bora – Hansgrohe сумел занять в общем зачете шестое место.

В нынешнем сезоне Эмануэль благополучнол справился с «синдромом Крейсвейка» и наконец попал на призовое место большой многодневки. Произошло это на «Туре Страны Басков» в жесткой конкуренции с сильнейшими гонщиками мира.

Вряд ли Бухманн окажется в итоговой тройке, но очередное высокое место в общем зачете мы вправе от него ожидать. В этом сезоне он выступит на «Тур де Франс», в прошлом же сезоне после «Дофине» на французский гранд-тур он не поехал, продолжив подготовку к испанской «Вуэльте».
Жулиан Алафилипп (Deceuninck – Quick Step)

Переходим к гонщикам, которые должны ярко проявить себя на отдельных этапах. Впрочем, при определенных раскладах Жулиан Алафилипп вполне может замахнуться и на высокое место в общем зачете.

Великолепный француз наверняка будет основным фаворитом большинства этапов предстоящей многодневки. Исключением станут только третий, четвертый, пятый и седьмой этапы. При этом Жулиан выглядит явным фаворитом четвертого, шестого, да и первого этапа.

Обычно Алафилиппу не хватает сил на борьбу с грандами в высоких горах, но иногда у него все-таки получается их удивить. В 2016-м он даже сумел попасть в первую шестерку генеральной классификации «Дофине». В этом году навязать борьбу Фруму и другим он все-таки вряд ли сумеет, предпоследний день гонки заканчивается на слишком длинном подъеме, не подходящем под гоночные характеристики лидера Deceuninck – Quick Step.

В последние месяцы шли упорные слухи, что Алафилипп покинет бельгийскую команду в ближайшее межсезонье, поскольку у генерального менеджера проекта Патрика Лефевера просто нет денег, чтобы продлить контракт на достойных финансовых условиях. Слухи эти не подтвердились, француз продлил соглашение с Deceuninck – Quick Step до конца 2021-го года.
Сэм Беннетт (Bora – Hansgrohe)

Главным фаворитом третьего и пятого этапов должен стать ирландский спринтер Сэм Беннетт, ставший одним из лучших в мире в своей специализации в последние два года.

Вокруг Беннетта сейчас тоже идет множество слухов. Поговаривают, что его уход из Bora – Hansgrohe – дело практически решенное. Это похоже на правду, поскольку гонщик калибра Беннетта явно не заслуживает быть третьей опцией в спринте в любой команде мира. На данный момент приоритет в немецком проекте отдают звездному Сагану и местному гонщику Паскалю Акерманну. Именно по этой причине Беннетта не поставили на «Джиро», на которой он так хотел выступить.

В данный момент каждый новый старт дает ирландцу возможность доказать руководству Bora – Hansgrohe, что он сильнее других спринтеров команды, ну и повысить свою стоимость, дабы подписать хороший контракт с другим коллективом.

Основным соперником Беннетта на равнинных этапах должен стать колумбиец Альваро Ходч из Deceuninck – Quick Step. Сам ирландец достаточно уверенно чувствует себя на холмистом рельефе, а значит ему вовсе необязательно ждать третьего этапа. Он вполне может выиграть первый этап и облачиться в желтую майку лидера уже сегодня.
Прогноз

Предположим, что Жулиан Алафилипп выиграет четыре этапа (первый, второй, шестой и восьмой). Беннетт станет победителем третьего и пятого этапов. Горный финиш достанется Дэну Мартину, а «разделка» Михалу Квятковскому.

Общий зачет
1) Крис Фрум
2) Якоб Фульсан
3) Адам Йейтс
Хайлайты Gruppetto Camp Sochi 2018
Made on
Tilda