09.10.2018

Пора на курорт:
Превью «Тура Турции»

Обзор этапов и основных претендентов на победу на многодневке мирового тура
Сегодня в древнем городе Конья начнется 54-е издание многодневки «Тур Турции». Долгие годы главная турецкая гонка проводилась только для любителей, но в последнее время она стала стремительно набирать популярность, год назад ее даже добавили в календарь мирового тура. В октябре в Европе уже достаточно холодно, поэтому многие элитные гонщики предпочитают закончить соревновательный сезон в теплых турецких условиях. В этом году многодневка собрала самый сильный состав участников за все время ее проведения.
История

Первый «Тур Турции» состоялся в 1963-м году. Его победителем стал абсолютно никому неизвестный местный гонщик Рифат Чалишкан. Долгие годы на многодневке доминировали либо турки, либо любители из стран Восточного блока – СССР, Болгарии, Польши, Чехословакии, Румынии. После развала СССР дважды выигрывали представители Казахстана.

Впервые категорию UCI гонка получила в 2002-м году. Тогда эта была категория 2.5, по современным меркам это эквивалентно категории 2.2. В этот исторический период побеждали иранцы и болгары, но все изменилось в 2008-м году, когда «Тур Турции» поднялся до категории 2.1. На соревнования стали приезжать больше гонщиков из велосипедных стран, география победителей поменялась. С 2008-го по 2017-ый многодневку выиграли Давид Гарсия (Испания), Дэрил Импи (ЮАР), Джованни Висконти (Италия), Александр Ефимкин (Россия), Александр Дьяченко (Казахстан), Натнаел Берхане (Эритрея), Адам Йейтс (Великобритания), Кристиан Джурасек (Хорватия), Жозе Гонсалвеш (Португалия) и Диего Улисси (Италия). Прошлогодний победитель Улисси принимает участие в этом году, он полон решимости защитить свой титул.
Андре Грайпель – один из самых звездных гонщиков в истории «Тура Турции»
В 2010-м гонка получила высшую категорию, а в 2017-м добралась до мирового тура. Правда «Тур Турции» – это одна из новых гонок мирового тура, участие в них всех 18 элитных команд необязательно. Долгие годы многодневка проходила в конце апреля, непосредственно перед «Джиро», но из-за нестабильной политической обстановки в Турции в этот период времени практически ни одна команда мирового тура ехать не хотела. В связи с этим гонку уже по ходу сезона 2017-го года перенесли с апреля на октябрь. Но даже в октябре собрать на «Туре Турции» больше пяти команд мирового тура так и не удалось.

В этом сезоне элитных команд будет больше – девять, но будущее гонки остается в тумане. По выдуманным UCI правилам новые гонки мирового тура должны собирать в составе участников хотя бы десять команд мирового тура, а этого не удалось сделать ни в этом, ни в прошлом году. Однако нельзя исключать, что в UCI закроют на это глаза, и «Тур Турции» никуда из календаря мирового тура не исчезнет. Даже несмотря на то, что всем критериям самой престижной категории он не соответствует.


Маршрут

За шесть дней участники соревнований проедут 936 километров и наберут в гору примерно 9000 метров. В целом маршрут гонки подходит для спринтеров, но один из этапов все-таки выглядит для них слишком сложным. Он скорее всего и решит судьбу общего зачета.


Первый этап

Конья – Конья (148,4 км)
Набор высоты – 1350 метров

В этом году «Тур Турции» откроет этап со стартом и финишем в Конье, расположенной в средней части Малой Азии. Общая протяженность маршрута составит 148,4 км, а набор высоты в районе 1350 метров.
Сразу после старта гонщики поедут к северу от города, но вскоре повернут на юг и примерно через 48 километров после начала этапа вернутся в Конью. До этого, на отметке 35,2 км, состоится розыгрыш спринтерский премии. Затем они направятся в юго-западном направлении, чтобы сделать достаточно большой круг, по завершении которого на последних километрах они вновь окажутся в Конье.

Средняя часть этапа достаточно непростая в плане рельефа, но ничего сверхсложного там нет. На 61-м километре будет преодолен подъем второй категории, который серьезным градиентами не отличается – 9 км, 4,1%. За 40 километров до финиша закончится восхождение на гору третьей категории – 2 км, 5,7%. Между двумя категорийными подъемами имеется один затяжной тягун с градиентом чуть меньше 3%.

Заключительные километры – это спуск и равнинный кусок. Финишный отрезок выглядит не слишком опасно, но на последнем километре всем нужно быть начеку, пара неприятных виражей имеется.

В 2016-м году этап с финишем в Конье выиграл Андре Грайпель. Этап стартовал в другом городе и по ходу этапа пелотон развалился на участках с боковым ветром. В первой группе осталось всего восемь гонщиков, шесть из них представляли Lotto Soudal.


Второй этап

Аланья – Анталья (149,6 км)
Набор высоты – 580 метров

Второй день многодневки пройдет по прекрасно всем знакомым туристическим местам. Старт в Аланье, финиш в Анталье. Общая протяженность этапа – 149,6 км, а набор высоты – 580 метров.
Практически весь день участники соревнований будут находиться на побережье Средиземного моря. На протяжении всего этапа с востока на запад. По рельефу этап станет самым простым на неделе. Ни одного категорийного подъема, да и некатегорийного ничего интересного нет. Спринтерская премия расположена на 103-м километре.

В техническом плане развязка выглядит заметно проще, чем в предыдущий день. Один правосторонний поворот на 90 градусов за 1200 метров и один длинный левосторонний за 850 метров до финиша.

В Анталье последний раз этап «Тура Турции» из Аланьи в Анталью проходил в 2015-м году. В групповом спринте Марк Кэвендиш одолел Сашу Модоло и Николу Руффони.


Третий этап

Фетхие – Мармарис (132,7 км)
Набор высоты – 1700 метров

Третий этап тоже соединит два курортных города. За 132,7 километра гонщики переберутся из Фетхие в Мармарис. Набор высоты в районе 1700 метров.

Города курортные, но этап на сей раз будет проходить не по средиземноморскому побережью, а это значит, что без трудностей рельефа не обойдется.

На 34-м километре пелотон доберется до вершины подъема третьей категории (4,9 км, 6%). Этот подъем станет единственным категорийным за весь этап, но гонщиков все еще будут поджидать три заметных «апхильных» куска. На 55-м километре подъем протяженностью в два с половиной километра и градиентом за 6%, второй такой же на 107-м километре.

Последнее восхождение завершится всего лишь за 11 километров до финиша. Заключительный подъем имеет протяженность 3 км, 6,8%.

Атаковать на подъеме можно, но спуск с него в техническом плане простой. Вряд ли основная группа позволит финишировать впереди агрессивным гонщикам. Опасной развязка этапа не выглядит. Последний поворот за два с небольшим километра до финиша.

В прошлом году идентичный этап в спринте выиграл Сэм Беннетт, опередивший Эдварда Тейнса и Симоне Консонни.


Четвертый этап

Мармарис – Сельчук (205,5 км)
Набор высоты – 2820 метров

Четвертый этап станет самым сложным и затяжным из всех. Именно он должен решить судьбу общего зачета. Гонщики проедут 205,5 километра из Мармариса в Сельчук и наберут в гору без малого три тысячи метров – 2820 метров.
Практически весь день гонщики будут двигаться в северном направлении, отдаляясь от Средиземного моря. На 37-м километре они окажутся на вершине самого тяжелого подъема всего нынешнего «Тура Турции», получившего первую категорию (8,9 км, 6,9%). Практически через 80 километров будет разыграна промежуточная спринтерская премия.

Второй категорийный подъем уже ближе к финишу, его макушка будет пройдена на 191-м километре (2,1 км, 5,1%). Вскоре после него проедут короткий спуск и начнется финишное восхождение. Подъем к вершине в Сельчуке займет 3,9 км, его средний градиент – 8,4%. Градиент стабильный, вторая половина чуть сложнее первой, но в целом практически везде 9%, с минимальными выполаживанием до 7-8%.

В прошлом году эту финишную гору забрал Диего Улисси, опередивший Йспера Хансена и Даниэля Фелипе Мартинеса.


Пятый этап

Сельчук – Маниса (135,7 км)
Набор высоты – 780 метров

Вслед за самым тяжелым последует один из самых простых этапов. Всего лишь 135 километров из Сельчука в Манису с набором высоты в 780 метров.

Второй день подряд практически весь этап гонщики будут продвигаться на север. Единственный заметный подъем дня будет пройден уже на 54-м километре, но и он особой сложностью не отличается. Последние 1,8 км восхождения имеют градиент за 7%, до этого совсем просто. Еще до этого подъема будет разыгран промежуточный спринтерский финиш.

Заключительная часть этапа простая, только несколько совсем незначительных холмиков, которые не станут ни для кого серьезной преградой.

В техническом плане последние километры выглядят просто. На трех заключительных километрах всего два плавных поворота.

В Манисе этапы «Тура Турции» ранее никогда не финишировали.


Шестой этап

Бурса – Стамбул (164 км)
Набор высоты – 1750 метров

Закончится многодневка в Стамбуле – крупнейшем городе страны. К Стамбулу гонщики поедут из Бурсы, преодолев по пути 164 километра. Набор высоты – 1750 метров.
Рельеф этапа далек от равнинного, но тяжелых холмов в нем тоже нет. Единственный категорийный подъем будет пройден на 56-м километре, он совсем несложный. По ходу этапа участникам предстоит преодолеть еще несколько холмиков, но ничего сложнее километровых отрезков с градиентом 7% на них нет, да и расположены они далеко от основного финиша. Промежуточная спринтерская премия будет разыграна на 84-м километре. В этот момент гонщики будут находиться на мосту через Измитский залив.

Последние полтора километра этапа немного в гору, впрочем, без серьезного градиента. Финиш должен оказаться по зубам спринтерам.

В техническом плане последние километры опасные, особенно это касается заключительного километра, на котором сразу четыре поворота на 90 градусов. Финишная прямая короткая, не более 200 метров.

В прошлом году заключительный этап «Тура Турции» в Стамбуле выиграл Эдвард Тейнс, опередивший в спринте Маттео Пелукки и Франческо Гавацци, но этап имел совсем другой маршрут.


Фавориты

Пять из шести этапов в той или иной степени подходят спринтерам, поэтому сначала стоит немного поговорить о них, а потом перейти к претендентам на общий зачет.

В стартовом листе выделяются четыре команды с хорошими спринтерскими составами – Quick-Step Floors, Bora – Hansgrohe, Trek – Segafredo и Team Sunweb.

В самой побеждающей команде мира Quick-Step Floors на старт выйдет отлично выкатанный спринтерский поезд Ильо Кейссе-Альваро Ходч-Ариел Максимилиано Ричезе-Фернандо Гавирия. В таком составе это трио добилось большого количества побед. Перед Кейссе сработать на Гавирия может чех Зденек Штыбар, которому тоже не привыкать развозить спринтеров Quick-Step Floors.

Фернандо Гавирия одержал две победы на этапах «Тур де Франс», но после июля он не выигрывал ни разу. Quick-Step Floors испытывает некоторые финансовые затруднения, в последние дни пошли слухи, что в это межсезонье Гавирия может перебраться из Quick-Step Floors в UAE – Team Emirates. Даже несмотря на то, что у него есть действующий контракт с бельгийской командой до конца следующего года. Однако вчера проект Патрика Лефевера представил нового титульного спонсора, которым стала компания Deceuninck, но это не внесло окончательную ясность в дальнейшую судьбу Гавирии.
Гавирия
Сэм Беннетт из Bora – Hansgrohe отлично выступил на «Джиро». Он забрал сразу три этапа итальянского гранд-тура, а потом выиграл однодневку в Германии, но после этого ушел в тень и практически не выступал. А если и выступал, то только на однодневках, практически со всех них он сошел. В 2017-м году Беннетт на «Туре Турции» доминировал, забрав сразу четыре этапа, но состав участников был слабее.

В заявке немецкой команды значится еще и итальянский финишер Маттео Пелукки, который скорее всего не будет работать на Беннетта, а станет спринтовать сам. Такую стратегию в Bora – Hansgrohe используют регулярно и можно предположить, что на «Туре Турции» все будет точно также. В прошлом году Пелукки тоже ехал с Беннеттом турецкую многодневку. Работать на Беннетта с Пелукки на последнем километре должны Лукас Пестлбергер и Джей МакКарти.
Беннетт
В Trek – Segafredo рассчитывают на Джона Дегенкольба, которого должен поддержать мощный спринтерский поезд в лице Куна де Корта, Кила Райнена и Боя ван Поппеля. В этом сезоне Дегенкольб наконец одержал первую значимую победу после своей травмы в 2016-м году. Немец забрал брусчатый этап «Тур де Франс». Однако это обстоятельство никак не повышает его шансы на спринтерские победы в Турции, поскольку на «Большой Петле» Джон выиграл не в групповом спринте из пелотона, а в небольшой группе из трех гонщиков.

В классическом спринте Дегенкольб не выигрывал с январе, правда сейчас он вроде находится в неплохой форме.
Дегенкольб
У Team Sunweb есть троица Эдвард Тейнс, Никиас Арндт и Майк Тейниссен. В прошлом году Тейнс на турецких дорогах был очень хорош. Он выиграл один этап, еще на трех попал в первую тройку и сумел стать победителем спринтерского зачета. Однако в 2018-м Тейнса в качестве наконечника спринтерского поезд в Team Sunweb практически не используют, а если и используют, то он выступает неудачно.

Арндт в качестве финишера смотрится лучше Тейнса, но побед в этом сезоне у него тоже нет. В качестве лидера Team Sunweb может сделать ставку как на Тейнса, так и на Арндта. Тейниссена скорее всего станут использовать в качестве их «грегари».

Из числа гонщиков других команд можно выделить итальянского спринтера из UAE – Team Emirates Симоне Консонни, а также Жана-Пьера Дрюкера из BMC Racing Team, Ивана Гарсию из Bahrain Merida и молодого поляка Шимона Сайнока из CCC Sprandi Polkowice. Шансы Консонни чуть выше, чем у троих других, на данный момент он просто быстрее.
Консонни
Переключаемся на «генеральщиков». При подробном просмотре стартового листа сразу бросается в глаза, что команд мирового тура в этом году на гонке гораздо больше, но при этом никого из грандов в Турции все-таки не будет. Впрочем, не факт, что звездным «горнякам» на этой гонке что-нибудь светило. Даже самый тяжелый этап гонки не выглядит достаточно сложным для чистых горовосходителей. Перевес на «Туре Турции» должен быть на стороне сильных специалистов холмистого рельефа, способных побороться за бонификационные секунды, в первую очередь на четвертом этапе.

Прошлогодний победитель Диего Улисси из UAE – Team Emirates проводит достаточно блеклый сезон, но он вполне может защитить свой титул. В команде на него рассчитывают и нынешний состав участников позволяет ему надеяться на успех. Диего никогда не являлся ярко выраженным горным гонщиком, но на «Туре Турции» им быть и не надо. Спринт из небольшой группы в гору у Улисси вполне на уровне.
Улисси
Главными конкурентами Улисси должны стать Алексей Луценко из «Астаны», Патрик Бевин из BMC Racing Team, Фабио Феллине и Рубен Геррейру из Trek – Segafredo, Эдуард Прадес из Euskadi – Murias, Марк Падун из Bahrain Merida и Джеймс Нокс из Quick-Step Floors.

Луценко на чемпионате мира был на приличном уровне и четвертый этап гонки ему подходит. Есть в «Астане» и еще один казахстанский гонщик, которому рельеф турецкой многодневки подходит едва ли не оптимально – Евгений Гидич. Правда Гидич в последние несколько месяцев высокими результатами похвастаться не может, поэтому более логичной выглядит ставка на Луценко.
Луценко
Геррейру и Феллине – типичные «панчеры», которым «Тур Турции» должен понравиться. Конечно, Феллине гораздо более высококлассный гонщик, но у него в последние полтора года было очень много проблем со здоровьем. Правда сейчас кажется, что все более-менее нормализуется.

Новозеландец Патрик Бевин в этом году в BMC Racing Team буквально расцвел, выйдя на новый уровень результатов во всех видах программы. Рельеф четвертого этапа для Бевина не должен стать слишком сложным, если он по-прежнему находится в хороших кондициях.
Бевин
Баск Прадес в этом году уже отмечался призовыми местами в общем зачете гонок со схожим рельефом. На его счету победа на «Туре Норвегии» и второе место на «Туре Йоркшира» – это лучшие результаты в его карьере.

Падун и Нокс более ярко выраженные «горняки», чем выше перечисленные гонщики. С одной стороны четвертый этап запредельной сложностью не отличается, а с другой многим из «панчеров» он все-таки может оказаться не по зубам, тогда свое веское слово могут сказать именно они.
Нокс
Team Katusha – Alpecin связывает свои амбиции с Нэйтаном Хаасом. В лучший для себя день австралиец может хорошо заехать на финишную гору четвертого этапа, но из-за проблем со здоровьем его результаты не отличаются стабильностью.


Прогноз

Общий зачет: 1) Улисси, 2)Луценко, 3)Падун.

Спринтерские этапы: три победы Гавирии. По одной победе Беннетта и Дегенкольба.
Хайлайты Gruppetto Camp Sochi 2018
Made on
Tilda