Как я проехал
The Transcontinental Race или «Упражнение на 100 000 калорий»

Рассказ от первого лица об одной из самых сложных любительских велогонок
Всем привет, меня зовут Денис Астахов и в июле-августе 2017 года я проехал ультра-длинную гонку The Transcontinental Race. В моей жизни гонка стала самым необычным во всех смыслах опытом, который в том числе растянулся на многие месяцы: узнал об участии я второго января, долго готовился, долго ехал, а вот отрефлексировать все получилось
только сейчас.
Я так и не смог сформулировать для кого я пишу этот материал, поэтому признаюсь честно: я пишу его для себя. С одной стороны, гонка — тяжелое физическое испытание. Но на самом деле, лично для меня она стала триггером психологических открытий про себя, про окружающий мир и мой взгляд на разные события. Поэтому серия из трех текстов — попытка поставить точку в долгой цепочке событий и переживаний. Конечно параллельно вы узнаете много интересных фактов и деталей о гонке и подготовке к ней.

Я решил разбить текст на три части: первая про теорию гонки и мою подготовку вплоть до старта, вторая про мой опыт в самой гонке и третья, в которой поделюсь своими выводами, советами и некоторыми мыслями о полученном опыте.



Ультра-дистанс и The Transcontinental Race

Не возьмусь пересказывать историю гонки The Transcontinental Race или такой категории как ультра-дистанция без поддержки — эту информацию легко найти онлайн. Гонку основал в 2013 году легендарный английский гонщик Mike Hall. К большому сожалению, Майк погиб во время гонки The Indian Pacific Race 2017 — за несколько сотен километров до финиша его сбила машина. Семья и друзья Майка смогли реализовать то, во что верил Майк и обеспечили потрясающую организацию гонки 2017 года и развитие TCR в настоящее время.
TCR регулируется «джентльменским» набором правил, которые подробно описаны в Race Manual – основной документ, первую версию которого получают все подавшие заявку на старт. В дальнейшем документ регулярно обновляют, добавляя туда уточнения о координатах контрольных точек или запрещенных участках маршрута.

В общем виде правила гонки следующие:

— Организаторами определены места старта, финиша и четыре промежуточных контрольных точки;
— Маршрут между точками каждый гонщик планирует сам;
— Каждому гонщику выдается brevet card — карточка, где записаны координаты контрольных точек, а в момент их прохождения волонтеры ставят там штамп и контрольное время, которое также заносят в общий журнал;
— Разрешенные дороги в большинстве случаев регулируются правилами и законами каждой отдельной страны;
— Каждый гонщик получает GPS-трекер, по которому отслеживается его местонахождение, скорость и длительность остановок (за гонщиками следят закрепленные "дот-вотчеры" — волонтеры, которые одновременно следят за 6-20 гонщиками на сайтах вроде trackleaders.com);
— Каждый гонщик полностью обеспечивает себя самостоятельно: еда, ночлег, ремонт велосипеда;
— Разрешено пользоваться только теми сервисами, которые на равных условиях доступны всем гонщикам (то есть отели, кафе — можно; договориться с местными жителями о ночлеге, или принять еду/воду от встреченных людей — нельзя);
— Запрещено драфтить за другими участниками, оказывать или получать помощь (в случае если вам необходима помощь от другого гонщика, то вы должны отдать ему свою бревет карту, что будет означать дисквалификацию). Исключение этих правил — категория парных гонщиков, которые могут и драфтить друг за другом, и оказывать друг другу любую помощь.

Лаконичнее всего все правила гонки описываются фразой Майка Холла: "if you get lost, you will need to get un-lost." (вольный перевод — если ты заблудился, то тебе следует раз-заблудиться).

С учетом растущей популярности соответствующей категории гонок (на 2018 год их список уже перевалил за 20 штук по всему миру) и особенно большой популярностью TCR место на старте получают только 300 человек. При этом в 2017 году подавших заявку было более тысячи. Отбор происходит по некоторым принципам, описанным в Race Manual.



Предыстория

Мой опыт катания на шоссейном велосипеде к старту гонки составлял меньше полугода. Первый раз я прокатился на арендном Canyon в ноябре 2016 — я был в Берлине и мой друг Леша Быстров предложил проехать вдвоем до Балтики, примерно 300км. Леша к тому времени обзавелся какой-то шоссейной Меридой и со свойственным ему подходом заморочился и резко всё разузнал про мир езды на долгие дистанции на шоссейных великах.

У меня была нормальная физподготовка, я уже года три занимался боксом и кроссфитом, поэтому принял вызов. В беговых кроссах, обычной ветровке и с рюкзаком я собрался в свое первое длительное велоприключение. За два дня мы проехали 320км, за которые от Леши я узнал примерно всё, что должен знать начинающий в велоспорте миллениал: что смотреть надо GCN, носить Rapha, существует чеми-крем, а настройка велика называется bike fit и стоит серьезных денег.

Было классно, по итогам заезда я подумал, что стоит попробовать шоссейник на следующий сезон. Примерно тогда же я перешел на фриланс и набрал проектов, а потому был очень занят. Леша продолжал свои исследования вело-культуры, вероятно в том числе думая о том, что могло бы быть серьезной целью в новом увлечении.

Как-то в декабре Леша рассказал мне о гонке TCR, я запомнил это примерно так "4000 километров, маршрута нет, вся Европа, ничего не понятно, 1000 желающих на 300 мест, можно парой, я всё заполню". От меня требовалось только дать email, английское написание имени и всё. Единственное, что я сделал тогда: к своей обычной спортивной рутине добавил 3 тренировки в неделю в сайкл-студии: это где нужно крутить на тренажере под очень громкую музыку, в темноте и со световыми спецэффектами.

2-го января TCR огласил результаты регистрации: мы с Лешей получили подтверждение участия. Только в этот момент я начал понимать на что подписался, и какое испытание предстоит нам преодолеть. К счастью, Леша настроен к гонке был серьезно и уже провел достаточно большую теоретическую подготовку по части экипировки и оборудования.

Весь январь мы потратили на закупку всего, что нам в итоге потребовалось в гонке и в подготовке к ней. Отдельно хочу сказать спасибо нашему другу Антону Чеботаеву, который согласился получать все покупки к себе в берлинский офис.
Оборудование

Вот так выглядит полный финальный список оборудования и экипировки, с которой мы ехали в гонке.

Расскажу в нескольких абзацах об основных компонентах и сразу о выводах по итогам гонки. Сделаю оговорку: в силу нашего профессионального бэкграунда (Леша — дизайнер, я — мультимедиа продюсер) для нас визуальный аспект всех компонентов был в списке приоритетов; многие компоненты при схожих характеристиках мы выбирали по внешнему виду. И да, мы намерено подбирали всё черное. Что с точки зрения одежды точно было неверным решением, об этом позже.

Велосипед Canyon Endurace CF SL 8.0 DISC

Для себя определили следующие критерии: карбоновый фреймсет, групсет не ниже Ultegra, дисковая гидравлика, бюджет до €2500. Canyon как раз выпустил всю новую линейку на гидравлике, с учетом Tax Free итоговая стоимость велосипеда составила около €2100. Были сделаны следующие модификации:
— Установлена система Praxis Works Zayante с мощемером 4iiii, звезды 48/32;
— Переднее колесо собрано на динамо втулке SON Delux 12 и ободе DT Swiss RR551;
— Установлен лежак Profile Design T1+;
— Установлено седло Specialized Romin.
По итогам гонки я был очень доволен велосипедом, не было никаких поломок или снижения функциональности. Однако для себя сделал следующие выводы:
— При моем росте 174см и моей посадки руль расположен слишком низко;
— Для ультра-эндуранс активностей нужно минимизировать все физические усилия, необходимые для управления велосипедом; как следствие — в следующую гонку я поеду с электронной трансмиссией;
— Геометрия рамы моего размера не позволяет разместить в переднем треугольнике сумку большого объема;
— Карбон в целом очень комфортный материал, но учитывая маршрут гонки и большое количество гравийных и диких участков трассы — есть риск поломки.

Canyon в частности и большинство производителей в целом не предлагает стоковых рам, которые бы решали для меня все эти задачи, а также имели бы удобные опции по интеграции электрики (Di2, динамо-свет). Поэтому к следующему сезону я подготовил полностью кастомный велосипед, о котором расскажу в третьей части.



Сумки

Конфигурация сумок была такой:
Рамная сумка — Apidura Mountain Frame Bag Medium;
Подседельная сумка — Apidura Dry 14L;
Сумки на верхнюю трубу — Apidura Top Tube Extended + Specialized Top Tube Pack;
Карманы для еды/бутылки — Apidura Food Pouch x2;

Отличная конфигурация, правда я не сталкивался за время гонки с продолжительными сильными дождями, поэтому не испытывал их на полную водонепроницаемость. С учетом переконфигураций экипировки, с которой я буду ездить в подобные гонки в будущем, перечень и модели сумок я также пересмотрю.

Важный совет: рекомендую минимизировать вес и размер подседельной сумки, так как из всех сумок она сильнее всего меняет ощущения от управления велосипедом. Чем сумка больше и тяжелее, тем больше велосипед раскачивается при педалировании и в целом ощущается более неповоротливым.



Электричество и освещение

Мы предполагали некоторое количество ночевок проводить "в поле", поэтому отдельно проектировали систему, позволяющую нам как можно дольше не заряжать оборудование.

Итоговая конфигурация системы освещения:
— Динамовтулка SON Delux 12;
— Передний свет Supernova E3 Pure 3;
— Задний свет E3 Tail Light 2;
— USB-конвертер Igaro D1;
— Дополнительные аккумуляторные фонари Knog Blinder;
— Аккумулятор Mophie 12K MAh.
Выбранный передний свет оказался слишком тусклым, особые сложности я испытывал оказавшись вечером или ночью на спусках или дорогах с плохим покрытием (то есть примерно 30% от времени движения в гонке). На следующий год свет заменяю на самую мощную модель Supernova E3 Triple 2 (внимание: эта модель запрещена к использованию на общественных дорогах Германии, так как может ослеплять встречных водителей).



Одежда

Весь комплект одежды был от Rapha, с которым вообще не было сложностей. Несколько выводов и советов:
— Обязательно брать две пары шорт — тогда всё время у вас с собой будет чистая пара, которая наверняка понадобится при возникновении проблем с кожей в местах контакта с седлом (даже при должной гигиене и использовании чеми-крема);
— Если хотя бы часть маршрута проходит на солнце и температура выше 25 градусов, то планируйте использовать светлые джерси;
— Некоторые гонки (например ирландская The Transatlantic Way) ввели обязательное требование по использованию одежды повышенной видимости, то есть кислотно зеленый цвет со свето-отражающими элементами. В целом рекомендую следовать такому требованию в любых условиях движения по дорогам общего пользования. Я использовал накидной жилет, но на следующий год вместо этого изначально планирую всю одежду покупать ярких цветов со свето-отражающими элементами;
— Распланируйте и протестируйте минимальную комбинацию «слоев», чтобы не оказаться без теплых вещей в холодную ночь или без непродуваемой куртки во время часового спуска с горы.
Навигация

Лично я использовал в качестве основного компьютера Wahoo Elemnt и был полностью доволен. Маршрут продублировал и загрузил в оффлайн в Google Maps и Komoot на двух смартфонах, которые у меня были с собой. Некоторые гонщики использовали один навигатор для навигации и другой для трекинга данных — вероятно, чтобы минимизировать возможность ошибки при прохождении нескольких тысяч километров в рамках одной поездки.

Запасные части

Нет предела автономности, которую вы планируете себе обеспечить. Некоторые берут с собой запасные покрышки, а мы всерьез думали взять запасной ротор. Но в итоге, вот что я рекомендую иметь с собой любому участнику:
— Мультитул;
— Leatherman или аналог с ножом и плоскогубцами;
— Насос;
— Две новые камеры;
— Рем.комплект для камер;
— Кусок цепи и чейн-линк;
— Пара запасных спиц каждого размера, который у вас используется в колесах (удобно примотать изолентой к вилке);
— Запасной петух (они почти у всех производителей уникальные, так что обидно будет закончить гонку из-за погнутого петуха);
— Запасные колодки;
— Смазка цепи (ее применение я включил в ежедневный ритуал);
— Запасные шипы для обуви (те, кто был на SPD-SL меняли минимум один комплект за гонку, некоторые «пешеходы» стачивали шипы полностью).

Вам повезет, если что-то из этого вам не понадобится. Но стоит готовится к худшему, поэтому заранее проверьте все компоненты из этого списка и привыкните к их использованию. Я сменил четыре насоса, прежде чем нашел идеальный вариант. А вот с такой базовой вещью, как ремкомплект для камер не разобрался, из-за чего в итоге потерял сутки прямо перед финишем.

Все остальное вы сможете покупать и менять в процессе гонки — маршрут пролегает не через настолько дикие места, чтобы в них не было веломагазина в радиусе 20км от любой точки маршрута. Примерно посередине гонки я проезжал в Словакии мимо Specialized Concept Store, где за час мне сделали полное ТО велосипеду с заменой цепи, колодок и смазкой трансмиссии.

Есть пара историй про гонщиков, которые расколотили карбоновые обода на гравийных спусках и шли пешком до веломагазина, чтобы купить новое колесо. Но не брать же с собой второй велосипед, верно?



Прочее

Среди прочего стоит заранее продумать и подготовить следующие составляющие экипировки:
— Аптечка со всем необходимым и инструкции самому себе для базовых проблем. Как ни печально, но самая распространенная причина досрочного схода с дистанции — пищевые инфекции. Вот наш список и карточки, которые мы заламинировали и положили в аптечку.
— Запасной телефон;
— Велозамок (хотя бы простейший, чтобы закреплять велосипед когда останавливаетесь на заправке за водой);
— Свисток (отлично действует против бездомных собак);
— Солнцезащитный крем (возьмите аэрозоль — удобнее пользоваться в движении);
— Средства индивидуальной гигиены — отдельно порекомендую мазь банеоцин, которую стоит применять в местах контакта кожи с седлом после душа, за ночь практически полностью восстанавливает поврежденные места.
Подготовка

С учетом моего нулевого уровня подготовки самым эффективным способом подготовки для меня стал домашний станок. Я выбрал smart-тренажер Tacx Genius Pro, программу подготовки составил в TrainerRoad. Мой план в итоге выглядел так:

Base Phase:
Sweet Spot Base — High Volume I, High Volume II (каждый по 6 недель по 6 тренировок в неделю);

Build Phase:
Sustained Power Build — High Volume (8 недель по 6 тренировок в неделю);

Specialty Phase:
Road — Climbing Road Race High Volume (8 недель по 6 тренировок в неделю).

Но к счастью во время выполнения плана я переехал в Калифорнию на пару месяцев, поэтому тренировку по плану закончил полным выполнением Base Phase, а дальше каждый день катался по дорогам и активно клаймбил по холмам Голливуда, а также совершил несколько крупных (>200км) заездов на выходных.
В начале плана я сделал замер FTP на станке, он составил 219W. Примерно за три недели до старта замер я делал в спортивной лаборатории и показатель был 269W. Не совсем корректно сравнивать показатели с разного оборудования, но в целом появилась уверенность, что как минимум проехать и забраться во все горы я смогу.

Следует понимать, что план стоит составлять с учетом вашего текущего уровня физподготовки, целей и маршрута гонки. В некоторых случаях акцент стоит делать на общую выносливость, в других — на силу. В 10-ке лидеров разных гонок далеко не всегда финишируют самые сильные гонщики, часто это выносливые спортсмены, которые бессистемно проезжают к началу гонку по 15-20 тысяч километров за год.



Планирование маршрута

Якорные точки, выданные организаторами, включают в себя координаты контрольных точек, а также фрагменты трассы, обязательные к прохождению — так называемые паркуры. Паркур всегда находится рядом с контрольной точкой и может либо начинаться с нее, либо заканчиваться ею, либо включать её.

Планирование маршрута — это обязательное к выполнению домашнее задание и я не рекомендую откладывать его надолго. В силу того, что средняя протяженность маршрута составляет около 4000км, неизбежно многие участники оказываются на участках, которые неприспособленны для дорожного велосипеда. И чем больше времени вы уделите скрупулезной проверке каждого километра маршрута, тем больше вероятность минимизировать нахождение на таких участках.

Неожиданные фрагменты маршрута
Наша связка сервисов для прокладки маршрута в итоге выглядела так:
— Основная часть маршрута между контрольными точками прокладывалась в Komoot;
— Сомнительные участки (любые съезды и детуры с пригородных дорог, любые отрезки через горы и лес и пр.) проверяются в Strava через heat maps;
— Маршрут выгружается в GPX и проверяется в Google Maps с помощью Street View — в прямом смысле мы «проходили» маршрут заранее.

Komoot многими участниками был заменен на Ride with GPS, некоторые использовали только Strava. К сожалению в некоторых частях маршрута (особенно в странах Восточной Европы) в Strava слишком мало данных, и даже они могут быть от райдеров например на MTB или фэтбайках. Поэтому некоторые пользователи Strava оказывались на непроезжаемых дорогах и разворачивались обратно, либо шли пешком. Некоторым гонщикам пришлось за всю гонку прошли около 200км.
Совершенно точно не стоит надеяться только на навигацию от Google, даже в Западной Европе он предлагает неоптимальные маршруты. В целом, пользоваться можно чем угодно (некоторые заказывают на Amazon печатные велокарты всех стран, через которые предстоит проехать). Но также стоит учитывать свои физические особенности и настрой: если вам проще проехать лишние 60км по плоскости, чем клаймбить 2500м, то постройте детур вокруг горных массивов.

Мы заранее разбили весь маршрут на дни и обозначили места предполагаемых ночевок. В виде маршрута по дням мы выгрузили весь маршрут в Wahoo из Komoot, и загружали новые фрагменты по мере необходимости. Из дневного плана мы вышли на третий день, но каких-то психологических или логистических сложностей это не вызвало. Никаких отелей заранее мы не бронировали и в процессе гонки примерно в 17-18 часов во время ужина планировали точку, где окажемся к концу дня и искали там отель, который сразу же бронировали через booking.com.

Помимо маршрута рекомендую заранее нанести на Google Maps точки следующих категорий: Hospitals, Bike Shops, Cafe/Testaraunts, Hotels, Gas stations. Наш список из этих точек составил более тысячи мест вдоль маршрута и сильно облегчил навигацию во время гонки — мы всегда знали где ближайшие места с водой или едой, где мы сможем переночевать и т.п. Вот наша карта с 2017 года, а вот списки мест вдоль маршрута: отели, кафе, заправки, супермаркеты, больницы и веломагазины.



Логистика перед стартом и регистрация

Старт гонки в 2017 году был в городе Geraardsbergen в Бельгии, он находится в 40 минутах на поезде от Брюсселя. Поэтому за день до старта мы прилетели в Брюссель, где ночевали в отеле рядом с вокзалом. Велосипеды привезли в картонных коробках, которые выбросили по приезду. Мы оба прилетели в какой-то старой гражданской одежде, которую положили в ящики приема одежды для бездомных — их много во всей Европе. С этого момента и до конца гонки мы путешествовали только в вело-одежде.

Старт гонки был в 22:00 28-го числа. Утром мы приехали на поезде в Гераардсберген и сразу поехали на регистрацию. Логистика организована безупречно: все шаги регистрации разведены по станциям, вы получаете номерок (не совпадает с номером участника) в начале, далее вас вызывают на разные станции. В итоге примерно за 3-4 часа мы сдали свои медицинские справки о годности к гонке (оформляются либо честным путем в клинике, либо типичным русским «медицинская справка за час»), копию страхового полиса, наши велосипеды проверили, мы получили GPS-трекер, кепку с номером участника, стартовый пакет и, конечно, бревет карточку.
В 17:00 был общий брифинг с напоминанием правил гонки и анонсом актуальных запрещенных участков. Выступила Anna Haslock — вдова Майка Холла и его преемник в роли Директора Гонки. Очень трогательно было увидеть видеозаписи, сделанные Майком весной 2017 года — в них он на примерах прошлых лет иронично пересказывал ключевые положения гонки.

Вообще, с первой встречи с любым участником гонки и этого сообщества вы погружаетесь в новый мир единомышленников и в большом смысле — искателей приключений. Все гонщики — совершенно разные люди: разного возраста, национальности, социального положения и статуса. Но в этой атмосфере все становятся равными, нет ни малейшего намека на снобизм или «дедовщину» по отношению к новым участникам. На старт приехал легендарный Kristof Allegaert, которые побеждал в 3 из 4 предыдущих гонок TCR. Именно с ним у Майка была борьба за первое место в гонке IPWR в марте. В этот раз Кристоф не участвовал в TCR, но поскольку он живет в Бельгии, то приехал на старт, чтобы поддержать участников.

К 21:00 все участники начали собираться на центральной площади, откуда через час после церемонии старта с факелами и подъема на гору The Muur все участники начнут свой путь через Европу в Грецию.
Чтобы сбить градус пафоса, поднявшийся к концу первой части, дам пару советов:
— Воспользуйтесь перерывом между брифингом и стартом, чтобы в окрестных магазинах закупить еды на первые сутки;
— Подгадайте с ужином перед стартом так, чтобы он уже переварился, но еще обеспечивал энергией;
— Главное — не переусердствуйте с кофеином и другими легальными допингами — из-за адреналина и воодушевления сразу после старта есть риск начать в слишком бодром темпе — у Леши первые пять часов средний пульс составил 160bpm, что сказалось на его перформансе на следующий день.

В следующей части я расскажу о том, как я проехал по маршруту от Бельгии до Греции через 12 стран.

Автор: Денис Астахов

Велоспорт сам себя не полюбит!

Присоединяйтесь к Gruppetto в Telegram и Strava:
1) канал с последними материалами нашего сайта и интересными фактами из мира велоспорта
2) наша группа в Strava
Made on
Tilda