Лайкра, носки и расточительство:
Rapha

Обзор производителей велосипедной одежды, каверзные вопросы по стилю и вообще всё, что нужно знать, чтобы выглядеть на велосипеде хорошо
Мы запустили новую рубрику на Gruppetto.ru в которой будем рассказывать вам как развивается индустрия велосипедной одежды, какие существуют производители на рынке, чем они примечательны и на кого стоит обратить внимание. Сегодня речь пойдёт о британской компании Rapha.
Что же такое Rapha? Премиальная велосипедная одежда и аксессуары, десятки заведений по всему миру, разнообразные мероприятия, челленджи и собственный международный велосипедный клуб, который насчитывает тысячи участников со всех уголков планеты. В этом материале мы рассмотрим культ Rapha с каждой из сторон.
Архангел и алкоголь
Можно сказать, что все началось поздней ночью 1830 года в медицинской лаборатории, которая находилась во Франции. Где некий доктор Juppet трудился над созданием аперитива, похожего на травяной тоник. Raphaël — такое название получил этот напиток и также звали архангела из книги Товита, который возвращал слепым зрение.
Винтажная реклама напитка Raphaël
Переносимся на 120 лет вперед. На дворе 1954 год — свет впервые увидела велокоманда Saint-Raphaël. Ее основателями стали две легенды шоссейного велоспорта – Jacques Anquetil и Raphaël Géminiani, а их генеральным спонсором стал тот самый аперитив.
Rudi Altig (слева) и Jacques Anquetil на этапе Тур Де Франс в 1962 в командной форме Saint-Raphaël

Совершаем исторический прыжок еще на 50 лет вперед. Лондон, 2004 год. Саймон Моттрэм и Люк Шейбеллер встретились вечерком на кухне одного из них. Саймон – успешный директор по маркетингу, а Люк – зарекомендовавший себя арт-директор. Разговаривали они о том, что на рынке нет сегмента премиальной велосипедной одежды, и это нужно срочно менять. Оба рассматривали винтажные фотографии и были очень вдохновлены командой Анкетиля. Потом начались поиски денег, инвесторов и прочие сложности. Ниже можно посмотреть короткий фильм об истории создания марки.
Уже в июле того же 2004 года Саймон и Люк показали свой первый продукт — классическую джерси. Это стало началом гигантского пути, который длится уже 13 лет. За это время были и совместные работы с именитыми дизайнерами, и спонсирование крупнейшей команды профессионального пелотона Team Sky, и десятки фильмов, которые хочется пересматривать каждый день.
Classic/Casual/Pro Team
Именно так называются три основные коллекции британцев. Ниже коротко разберем каждую из них, и начнем с Classic, которая стала основой и не потерпела кардинальных изменений больше, чем за десять лет.
Самым большим изменением линейки Classic стало дополнение её велотрусами, куртками и рядом аксессуаров. При этом до сих пор в составе фигурирует 36 % шерсти мериноса и та самая однотонная полоска на рукаве, которую придумал Люк Шейбеллер. В отчете о поездке в Тироль показаны все обновленные версии линейки. Можно смело смотреть видео, чтобы ознакомиться со всем ассортиментом.
Уже через год Rapha заявили о выходе капсульной коллекции, которая получила название Fixed Urban Range. Тогда ни один из представителей рынка не мог похвастаться полноценной casual-коллекцией. Англичане переосмыслили и создали рубашку, рюкзак, шорты и несколько аксессуаров. Все вещи были снабжены мембраной, премиальными материалами и прочими фишками, которые мало кто использовал в индустрии. Линейку City можно смело назвать второй по значимости из всего, что было разработано в штабе Rapha. Живет и обновляется она до сих пор, но активное ее развитие пришлось на 2010 год, когда Rapha сделали коллаборацию с дизайнером Полом Смитом. После нее в коллекции прибавились джерси, рубашки, поло, брюки и свитеры.
Хотя это была не первая совместная работа Rapha с Полом — в 2007 году он помогал им разрабатывать дизайн для джерси, что на фото ниже.
Если говорить про сегодняшние дни, то City — сочетание лучших дизайнерских решений и технологий в одежде. Линейка состоит из всего, что можно спокойно носить на работу или использовать в ежедневном комьюттинге — технологичных свойств за эти годы меньше не стало. Найти в линейке можно практически все от нижнего белья с добавлением шерсти мериноса до водонепроницаемых шерстяных пальто.
В 2010 году произошла не только совместная работа с Полом Смитом, но и полноценный переворот рынка велосипедной одежды. Свет увидела линейка, которая стала квинтэссенцией строгого британского стиля и передовых технологий — Pro Team.
Рецепт простой: компания взяла классический силуэт Classic, накачала его наукой и технологиями, топовыми материалами и придала максимальный race-fit. Все сидит без единой складки, а показания после тестов в трубе зашкаливают. Получилось или нет — каждый решает сам, но через три года после запуска, Rapha стала полноценным спонсором одной из самых влиятельных команд профессионального пелотона – Team Sky. Союз во всех смыслах получился идеальным. Англичане оделись в самый английский велосипедный бренд.
Спонсорство продлилось четыре года. Теперь форму для Sky готовят итальянцы Castelli, но Rapha не остались в минусе. На сегодняшний день они поддерживают два коллектива: женскую профессиональную команду Canyon/Sram и Wiggins Team — молодую британскую команду Сэра Брэдли Виггинса.
Но впервые англичане оказались в мире большого спорта еще в 2006 году. Тогда в партнерстве с Condor Bikes была организована континентальная команда Rapha-Condor. Просуществовала она вплоть до 2014 года, пока Rapha не стала одевать коллектив Sky. С 2015 года Rapha-Condor имеет название JLT–Condor, а экипировку для них делают другой гигант — Mavic.
Помимо команд Rapha поддерживает и отдельных спортсменов. Среди них, например, все тот же Вигго (он подписал контракт еще во времена выступления за Sky), Лаклан Мортон, который ездит за Dimension Data, и Йан Босвелл, который с 2018 года будет выступать за команду Katusha-Alpecin.
А почему так дорого?
Это будет первым вопросом после посещения сайта Rapha, но я совсем не хочу рассуждать о стоимости, пусть местами и завышенной. Вместо этого лучше обратить внимание на коллекцию Core. Я не стал дополнять ею список из трех линеек, о которых рассуждал выше, но сказать о ней точно стоит, тем более, если отдавать 500$ за комплект формы жалко.
Люк Шейбеллер пробыл на посту креативного директора и главного дизайнера Rapha до 2010 года. Он сделал две самые главные вещи для Rapha – создал образ культовой классической джерси и задал ту самую айдентику и стиль, которые сохраняются по сей день. Ему на смену пришел уроженец СССР Алекс Вальдмэн, которого в детстве перевезли на Британские острова. Собственно, он и придумал коллекцию Core. Суть ее заключается в том, что за основу взяты прежние материалы и лекала, но за счет производства и многих других факторов стоимость kit'a сильно снизилась: «Коллекция Core - это про оптимизацию инновационных тканей и процессов во всей коллекции для сокращения производственных расходов и потерь. Например, элемент отделки эластичной резинкой на ноге снова появляется в задней части спины, а материал, который используется для защиты молнии, используется и на рукавах. Это означает, что мы можем производить изделия Core практически безотходно».
Клуб по интересам
В самом начале я обмолвился, что Rapha еще и международный велосипедный клуб, который существует с 2015 года и насчитывает уже тысячи адептов по всему миру. Условия вступления и участия очень простые. Необходимо оплатить годовой взнос в размере 135 фунтов. Какие же бонусы можно получить от этого членства?
Клабхаус больше напоминает кофейню и место сбора велосипедистов, нежели обычный велосипедный магазин. География удивляет: Копенгаген, Лондон, Нью-Йорк и другие мегаполисы. Еще Rapha практикует два варианта оффлайн-размещения – поп-ап стор и мобильный клабхаус. Разница между ними в том, что поп-ап стор открывается всего на несколько недель. Там, как и в постоянных магазинах, происходит много активностей – и лекции профессиональных гонщиков, и занятия йогой, и совместные заезды.

Третий вариант – мобильный магазин – обычно можно найти на этапах «Тура», «Джиро» или на стартах любительских гонок. Там продаются самые необходимые вещи, готовится еда и варится кофе.
А что по гонкам и тренировкам?
Боюсь, что потребуется слишком много времени, чтобы рассказать о всех ивентах и гонках, которые происходят под флагом Rapha. Большая часть из них стартует в местных клабхаусах, поэтому для жителей России и СНГ они недоступны. Существует несколько разных форматов: тренировки на выходных, тренировочные кэмпы и на прошлой неделе Rapha запустила виртуальные тренировки совместно с компанией Zwift.

Кэмпы Rapha это вообще отдельная история и отдельная планета. Прямо сейчас ребята катаются по Колумбии, а их проекту Cent Cols Challenge, в рамках которого они покоряют все вершины всех возможных горных массивов, вообще нет равных. Типичный маршрут для CCC это 5 дней - день отдыха - 5 дней. Каждый день это заезд на 180 - 250 км с набором высоты 4000 - 6000 метров. То есть этот формат подойдёт уже опытным спортсменам и настоящим любителям познать себя, велосипед и горы.
Если выезжать далеко не хочется, а приобщиться к комьюнити хочется, то есть ивент под названием Festive 500 и ему подобные. Они работают так: Rapha даёт челлендж сообществу, например проехать 500 км за определенный срок. И потом рассылает патчи в подарок тем, кто выполнил задание.
Ну и еще разок про то, что все очень дорого
Rapha – компания, которая 13 лет назад была придумана на кухне, а недавно её приобрело инвестиционное подразделение Wallmart за 200 миллион фунтов стерлингов. Rapha смогла сделать велосипедную одежду красивой и технологичной, воссоединить гигантское количество людей в один велосипедный клуб и просто доказывать с каждым новым видео, что велоспорт – это очень красиво и эстетично. Да, всё это очень не дёшево, но безупречный стиль, технологии стоят этого. То есть Rapha уверенно занимает место среди одних из лучших брендов велосипедной одежды.

Спасибо за внимание! :) В этом материале удалось рассказать лишь о малой части того, чем занимается компания и мы продолжим. Хорошего нового года вам!

Велоспорт сам себя не полюбит!

Присоединяйтесь к Gruppetto в Telegram:
1) канал с последними материалами нашего сайта https://t.me/gruppetto
2) канал про моду в велоспорте https://t.me/tumblrride
Made on
Tilda