Tour Down Under 2018:
Первая многодневка сезона

История гонки, превью этапов и их структуры гонки и традиционный обзор фаворитов
Несмотря на зиму в Европе, велосипедный сезон уже стартовал. Первыми гонками нового года традиционно стали национальные чемпионаты Австралии и Новой Зеландии, а на этой неделе пройдет стартовая многодневка мирового тура. На Зеленом Континенте c 16 по 21 января уже в 20-й раз состоится гонка «Тур Даун Андер».
Историческая справка

Соревнования в штате Южная Австралия впервые состоялись в 1999-м году. Тогда, еще до многочисленных реформ UCI, австралийская гонка имела категорию 2.4, но с годами ее престиж неуклонно рос. В 2005-м «Тур Даун Андер» получил высшую категорию, а еще через три года стал частью мирового тура (на тот момент про-тура). Таким образом многодневка первой среди гонок проводящихся за пределами Европы получила самый высокий статус UCI.

Дебютное издание гонки выиграл небезызвестный Стюарт О'Грэди, имеющий в своем послужном списке победы на «Париж – Рубе» и двух этапах «Тур де Франс». Любопытно, что в 2005-м году самый тяжелый этап покорился 22-летнему Альберто Контадору, возвращавшемуся тогда в велоспорт после операции, связанной с гемангиомой мозга. Когда «Тур Даун Андер» попал в мировой тур его трижды подряд выиграли спринтеры (два раза Андре Грайпель и Аллан Дэвис) и директор гонки Майк Туртур понял, что настало время усложнять маршрут. В 2012-м году ключевой этап гонки впервые финишировал на вершине подъема – Willunga Hill. Уиллунгу использовали на гонке и до этого, но только в качестве промежуточного подъема. В период с 2012-го по 2016-ый годы на «Тур Даун Андер» трижды победил Саймон Герранс. Всего же в активе австралийского ветерана четыре победы в общем зачете. Чаще всего генеральную классификацию забирали хозяева гонки, австралийцы выигрывали родную многодневку 11 раз, по два раза на ней первенствовали представители Германии и Испании. Действующий победитель «Тур Даун Андер» прекрасно всем хорошо известный Ричи Порт из BMC Racing Team.
Маршрут

Вчера в Аделаиде состоялся традиционный разминочный критериум, который не входит в основную часть «Тур Даун Андер», а уже завтра участники соревнований примут участие в первом официальном этапе. Разумеется, организаторы не включают в гонку затяжные этапы в районе 200 километров, в силу того, что в Австралии сейчас очень жарко и на старте сезона гоняться в таких условиях около пяти часов просто невозможно. По традиции вкратце разберемся в маршруте и фаворитах.


Первый этап. Порт Аделаида — Линдок (145 км)

Как обычно, «Тур Даун Андер» начнется с равнинного этапа, победа на котором и первая майка лидера наверняка достанется одному из спринтеров. Кстати, майка лидера общего зачета в Австралии очень оригинальная и имеет цвет охры, ее так и называют - ochre jersey.

Первый этап стартует в портовой части столицы Южной Австралии, Порт Аделаида расположен примерно в 15 километров от центра города. Финишируют же гонщики в городе Линдок, находящемся в долине Бароссы, эта часть штата считается винодельческой.
Сразу после старта гонщики начнут продвигаться вглубь страны в северо-восточном направлении. Единственный подъем второй категории (протяженность - 6,3 км, средний градиент - 4%) будет преодолен уже на 39 километре пути. Серьезной преградой для спринтеров он не станет. Впервые финишную черту в Линдоке пелотон преодолеет через 65,5 километра после старта, сразу после этого начнется прохождение трех финишных кругов по 26,5км. Промежуточные спринты будут разыграны на отметках 74,3 и 100,8 км. На этих отметках можно заработать бонификационные секунды в общий зачет (три секунды за первое место, две за второе место и одна за третье место), а значит они будут иметь огромное значение в распределении мест в итоговой классификации.

Стартовые этапы «Тур Даун Андер» 2016 и 2017 годов тоже заканчивались в Линдоке и оба раза побеждал Калеб Юэн (Mitchelton - Scott). Впрочем, конкуренция в спринте в этом году должна возрасти. В Австралию вернулся Андре Грайпель (Lotto Soudal), доминировавший на «Тур Даун Андер» несколько лет назад (16 побед на отдельных этапах!), бросить вызов молодому австралийцу попробуют Элия Вивиани (Quick-Step Floors), Петер Саган и Сэм Беннетт из Bora - Hansgrohe (перед началом гонки Беннетт приболел, а Саган выиграл предстартовый критериум. Вероятно, основная ставка будет сделана на чемпиона мира). Все ведущие спринтеры не будут брошены на произвол судьбы, у каждого в наличии окажется весьма приличный подбор разгоняющих.

Не стоит сбрасывать со счетов немецкий дуэт Team Sunweb Фила Баухауса - Никиаса Арндта (на критериуме немецкая дружина работала на Баухауса), а также итальянцев Симоне Консонни (UAE - Team Emirates) и Риккардо Минали (Astana Pro Team). Многие с большим интересом ждали дебюта на гонках мирового тура самого талантливого молодого спринтера Кристоффера Халворсена (Team Sky), но на последних метрах критериума он упал, получил перелом одной из костей руки и остался за бортом гонки. Роль основного спринтера Team Sky в отсутствии норвежца похоже сыграет еще один дебютант Кристофер Лоулесс.


Второй этап. Анли — Стирлинг (148,6 км)

Во второй день гонки участники стартуют из Анли, южного пригорода Аделаиды, а финишируют через 148,6 километров в крошечном городке Стирлинг.
После того, как гонщики отправятся в путь из Анли начнется достаточно протяженная (почти 15 километров) нейтральная зона. Дорога пойдет вверх сразу после официального старта, но единственный категорийный подъем при этом считается достаточно коротким, всего 2,5 км с градиентом 6,3%, пройден он будет на 13-м километре. Промежуточные финиши на сей раз будет расположены на отметках 45,9 и 77,3 километра. Впервые финишную черту гонщики пересекут на отметке 85,3 километра, затем им еще предстоит три круга по 21,1 километра. Последние семь километров круга в пологую гору, небольшой спуск расположен всего в километре от финиша.

Этап с финишем в Стирлинге стал одной из визитных карточек «Тур Даун Андер». Обычно все решается в спринте в гору, в котором панчеры вполне могут навязать борьбу спринтерам, у которых получится удержаться в основной группе на непростых финишных холмах. В прошлом году впервые за долгие годы этап гонки в Стирлинге не заканчивался, а до этого сильнейшими в «апхильной» развязке становились Джей МакКарти (2016), Хуан Хосе Лобато (2015), Диего Улисси (2014) и Том-Йельте Слахтер (2013). Профиль этапа отлично подходит Петеру Сагану, но его партнер по Bora - Hansgrohe Джей МакКарти последний победитель этапа в Стирлинге, к тому же в прошлом году Джей закончил гонку в топ-3 общего зачета, а в этом нацелен на повторение успеха. В общем, штабу немецкой команды будет непросто выбрать лидера на этот этап. Наверняка Диего Улисси (UAE - Team Emirates) тоже расчитывает на победу на этом этапе, помимо него преподнести неприятный сюрприз Bora - Hansgrohe могут Карлос Барберо (Movistar Team), Нэйтан Хаас (Team Katusha - Alpecin) или Дэрил Импи (Mitchelton - Scott). Для Калеба Юэна рельеф может оказаться слишком сложным.


Третий этап. Гленелг — Виктор-Харбор (146,5 км)

Пляжный пригород Аделаиды Гленелг станет отправной точкой третьего этапа. Закончат день гонщики в городе Виктор-Харбор, находящемся на берегу полуострова Флёрьё.
Большую часть дня дорога будет идти в южном направлении. Вершина единственного подъема первой категории расположена на отметке 38 км. Два промежуточных финиша должны быть пройдены через 61,6 и 88,3 км после старта. По традиции все завершится тремя кругами, на сей раз их протяженность составит 13 километров.

Как вы сами видите из профиля этапа, вторая половина маршрута по рельефу совсем простая, помешать массовому групповому спринту может разве что сильный боковой ветер, тем более большую часть дня гонщики будут находится в прибрежной зоне. В 2014-м году пелотон на этапе до Виктор-Харбора развалился надвое и победу одержал Андре Грайпель, в 2016-м сильнейшим был Саймон Герранс, правда сама развязка по рельефу была заметно сложнее. В прошлом году этот этап выиграл Калеб Юэн. Он же, по всей видимости, станет основным претендентом на победу и в этом году. В числе его основных конкурентов должны быть те же ребята, что и на первом этапе.


Четвертый этап. Норвуд — Ерайдла (128,2 км)

Четвертый этап начнется в очередном пригороде Аделаиды, на сей раз в Норвуде, расположенном к востоку от города. Закончится этап в крохотном городке Ерайдла, чье население по данным последней переписки не дотягивает даже до 500 человек.
Первую половину маршрута абсолютно равнинной никак не назовешь, но ни одной горной премии на ней нет. Промежуточные спринты будут разыграны на отметках 35,8 и 70,6 км. Все самое интересное запасено на последние километры. За 13 километров до финиша начнется восхождение на высшую точку подъема первой категории Norton Summit Road, причем по австралийским меркам подъем весьма тяжелый - 5,8 км, 5%, самая крутая его часть расположена на первом километре, ближе к вершине градиент не более 3,5-4%. От макушки категорийного подъема до финиша всего 7,4 км, который займут короткие участки подъемов и спусков.

Этап интересен в первую очередь тем, что раньше мы эту развязку на «Тур Даун Андер» никогда не видели, все остальные этапы гонки уже всеми хорошо изучены. Если Ричи Порт находится в таких же кондициях, как и в прошлом году, он вполне может попробовать убежать от всех на Norton Summit Road, но похоже, что сейчас Ричи не так хорош, да и в лучшей своей форме скинуть всех на таком подъеме крайне трудно. Хорошо знакомые с местными дорогами гонщики отмечали, что ждут на вершине подъема группу из примерно 30 человек, а значит самый логичный исход этапа - спринт из небольшой группы. Фавориты - Джей МакКарти, Нэйтан Хаас, Диего Улисси, Дэрил Импи, Том-Йельте Слахтер (Dimension Data), Рубен Геррейру (Trek - Segafredo) и т.д.


Пятый этап. МакЛарен Вейл — Уиллунга (151,5 км)

В пятый день гонки участников ожидает королевский этап с финишем на вершине ставшего уже знаменитым холма Уиллунга. Стартовый городок МакЛарен Вейл известен как один винодельческих центров Южной Австралии, находится он примерно в 35 километрах от Аделаиды. Финишная Уиллунга в 50 километрах от центра города.
Начнется этап с прохождения трех кругов вокруг стартового населенного пункта, завершатся они только через 119,7 км после старта. Промежуточные спринты находятся на отметках 63,4 и 103,4 км. Первое восхождение на Уиллингу назначено на 127-м километре маршрута, протяженность подъема три километра, а его средний градиент 7,5%. Самые тяжелые первые полтора километра, на которых средний градиент на уровне 8,5-9%, последний километр заметно положе, не более 6%. В первый раз на вершине подъема участники окажутся за 22,4 км до вершины и после спуска и равнинного куска вновь на него поднимутся.

Ричи Порт на Уиллинге просто непобедим. Гонщик из Тасмании побеждал на вершине холма четыре раз подряд, впрочем, в общем зачете он выиграл «Тур Даун Андер» всего один раз, во многом из-за того, что просто не мог бороться за бонификацию с более сильными финишерами на остальных этапах. Кстати, мы забыли написать, разумеется, на основных финишах этапов тоже предусмотрена бонификация, достаточно стандартная для большинства гонок - 10 секунд за первое место, шесть за второе и четыре за третье. Кто может бросить вызов Порту помимо вышеперечисленных Хааса и Улисси? На таком финише в борьбу могут вмешаться чуть более ярко выраженные горняки, к примеру Еган Берналь (Team Sky), Сэм Оомен (Team Sunweb), Руй Кошта (UAE - Team Emirates), Энрик Мас (Quick-Step Floors), Рубен Фернандес (Movistar Team), Доменико Поццовиво и братья Изагирре (все Bahrain - Merida).


Шестой этап. Аделаида (90 км)

Завершить гонку доверили не пригородам, а центру Аделаиды. Гонка началась с неофициального критериума и завершается им же. Правда заключительный этап может серьезно повлиять на распределение мест в общем зачете.
Гонщики преодолеют 20 кругов по 4,5 километра, а общая протяженность этапа таким образом составит 90 километров. Промежуточные спринты будут разыграны после восьмого и двенадцатого кругов. В прошлом году Калеб Юэн выиграл заключительный этап в Аделаиде, а Джей МакКарти за счет бонификации сумел потеснить с пьедестала Нэйтана Хааса, заняв третье место в общем зачете. Основные фавориты дня все те же спринтеры - Юэн, Грайпель, Саган, Вивиани и т.д.

Фавориты

Конечно, самой интересной обещает быть борьба в генеральной классификации. В 2017-м Ричи Порт одержал сокрушительную победу, выиграв с большим преимуществом два ключевых этапа. В этом году повторить свой успех Ричи будет очень непросто. Организаторы изменили маршрут и убрали второй этап с горным финишем, качнув таким образом чашу весов в пользу панчеров. Да, Порт по-прежнему имеет хорошие шансы выиграть на Уиллинге, но вряд ли он получит секунды на всех остальных этапах, а вот его самые опасные конкуренты обладают хорошим спринтом и способны набрать секунды, как на промежуточных финишах, так и основных финишах второго и четвертого этапов. К тому же у нас нет никакой уверенности в том, что сейчас форма Ричи также хороша, как в прошлом году. Гонщик BMC Racing Team пытался атаковать на чемпионате страны, но сильного впечатления его действия не оставили.
Нам кажется, что реальных претендентов на победу до старта – четверо. Кто же способен бросить перчатку Порту и стать победителем первой гонки мирового тура нового сезона? В первую очередь это Джей МакКарти и Нэйтан Хаас, занявшие в прошлом году третье и четвертое места соответственно. Хаас, возможно, чуть более силен, как панчер, а значит имеет хороший шанс опередить МакКарти на Уиллинге, зато Джей чуть лучше в спринте, а значит может набрать больше бонусных секунд. У обоих гонщиков на «Тур Даун Андер» были высокие результаты не только в 2017-м году, МакКарти был четвертым в 2016-м, а Хаас пятым в 2014-м. И Хаас, и МакКарти подходят к гонке в хорошей форме и с серьезной мотивацией. На недавнем чемпионате Австралии Джей был вторым, а Нэйтан пятым, впрочем, это мало, что значит. Они финишировали в одной группе, при этом Хаас часто атаковал, а МакКарти отсиживался за спинами.
Побороться австралийцам может итальянец Диего Улисси. У представителя UAE – Team Emirates есть все необходимые качества для победы в гонке. Он обладает хорошим спринтерским финишем, как и МакКарти, он ранее выигрывал в Стирлинге, да и на Уиллинге он должен быть сильнее Нэйтана и Джея, но нельзя забывать, что для итальянца «Тур Даун Андер» не так важен, и свою форму он не форсировал. В послужном списке Диего уже есть призовое место в общем зачете австралийской многодневки, есть и другие хорошие результаты, но в прошлом году в борьбе за бонусы с Хаасом и МакКарти он фактически не участвовал, а без бонификационных секундах на промежуточных финишах итальянцу претендовать на победу будет архисложно.
Закончили с основными фаворитами и переходим к претендентам второго эшелона. Из их числа хотелось бы отметить братьев Изагирре из Bahrain – Merida, а также партнера Улисси по UAE – Team Emirates Руя Кошту и ряд молодых, но весьма талантливых ребят – Егана Берналя, Сэма Оомена и Энрика Маса.

Все они вряд ли сумеют поспорить с Хаасом и МакКарти в борьбе за секунды, но они вполне могут успешно выступить на самом тяжелом этапе. Из братьев Изагирре лучше выделить старшего Горку. В прошлом году он был вторым после Порта на первом тяжелом этапе, но в дальнейшем тяжелое падение вывело его из борьбы за высокие итоговые позиции.

Кошта в январе-феврале прошлого года находился в отменной форме. Сначала ему достался самый тяжелый этап «Тур де Сан Луис», а затем он выиграл «Тур Абу-Даби» и был вторым на «Туре Омана». Важно, что эти гонки не только проводятся примерно в один период сезона с «Тур Даун Андер», но и проходят в схожих с австралийской многодневкой погодных условиях. Впрочем, в этом году Руй вроде не планировал быть в лучшей своей форме так рано.

По заверениям спортивного директора Team Sky Бретта Ланкастара Еган Берналь находится в хорошей форме и готов дать бой фаворитам. Талантливый колумбиец проведет в составе британского коллектива первую гонку и наверняка ему хочется сразу же громко о себе заявить. Обычно гонщики из Южной Америки в этот период года тоже находятся в хорошей форме, благо в их родных краях тепло, и они готовятся к соревнованиям в отличных погодных условиях.

Сэм Оомен был назван лидером Team Sunweb буквально перед стартом многодневки. Помогать ему будут два местных таланта - Крис Хэмилтон и Майкл Сторер. Хэмилтон на чемпионате Австралии занял шестое место и произвел сильное впечатление, но капитаном команды при этом будет не он - значит от Оомена вполне можно ждать борьбы за самые высокие места.
В BMC Racing Team помимо Порта есть еще два бывших победителя гонки – Роан Деннис и Саймон Герранс, но вряд ли в этом году они сумеют реально претендовать на пьедестал, скорее всего оба станут помогать Ричи.

Не стоит сбрасывать со счетов еще целый ряд гонщиков – Том Йельте Слахтер, Рубен Фернандес, Дэрил Импи, Джонатан Рестрепо, Рубен Геррейру, Доменико Поццовиво.

Сделаем смелый прогноз и предположим, что Порт не сумеет защитить свой титул, а победа достанется Хаасу или МакКарти:
1) Хаас,
2) МакКарти,
3) Порт.
Made on
Tilda