Главная гонка Восточной Европы: Превью Tour de Pologne

Обзор этапов и основных претендентов на победу на престижной многодневке Tour de Pologne
Сегодня в Кракове начнется самая престижная и представительная гонка Восточной Европы. Этот статус «Тур Польши» заслужил уже давно, на данный момент это единственное велосипедное шоссейное соревнование, имеющее статус гонки мирового тура в этой части Европы. За семь дней участники соревнований преодолеют 1025 километров по дорогам Польши.
История

Первое издание нынешнего «Тура Польши» прошло в далеком 1928-м году. Многодневка была создана благодаря совместным усилиям Велосипедного клуба Варшавы и спортивной газеты Przegląd Sportowy, издававшейся в Кракове. Сейчас организаторы предпочитают называть свою гонку на французский манер - Tour de Pologne (официально название гонки), а тогда она называлась Wyścig Dookoła Polski. До начала Второй мировой войны «Тур Польши» проводился периодически, иногда бывали паузы в 3-4 года. С 1939-го по 1947-ой гонка вообще не проводилась, каждый год ее организовывать начали в 1952-м году.

До 1993-го года многодневка была абсолютно неприметной, она считалась любительской и выступали на ней в основном поляки. Тогда все любители велоспорта в стране уделяли повышенное внимание «Гонке Мира», а родной национальный тур был где-то на задворках. В 1993-м году директором гонки стал Чеслав Ланг - серебряный призер Олимпиады в Москве. Именно с его приходом связан дальнейший расцвет «Тура Польши». В 1994-м многодневка стала профессиональной, но еще несколько лет она имела скромную категорию. В 2005-м году целеустремленный Ланг сумел довести ее до Про Тура, из которого она в 2009-м перекочевала в Мировой Тур.
Чеслав Ланг
Рекордсменами по количеству побед являются Мариан Вецковски и Дариуш Барановски. Первый из них побеждал в 50-х годах и за пределами Польши был малоизвестен, а вот второй выигрывал три раза подряд в период с 1991-го по 1993-ий. В дальнейшем Барановски сумел выстроить неплохую профессиональную карьеру и выступал в таких командах как US Postal Service, Banesto и Liberty Seguros. Сейчас Барановски является комментатором телеканала «Евроспорт Польша».

В 1996-м «Тура Польши» выиграл россиянин Вячеслав Джаванян, а в 1998-м его успех повторил Сергей Иванов. Уже в XXI веке покорителями гонки стали многие звездные велосипедисты - Йенс Фохт, Алессандро Баллан, Петер Саган, Дэн Мартин, Рафал Майка. Действующим победителем многодневки является бельгиец Дилан Тейнс.



Маршрут

«Тур Польши» можно разделить на две части, первые три этапа подойдут спринтерам, а в дальнейшем на первый план выйдут «генеральщики». Впрочем, ни одного тяжелого затяжного подъема в маршруте гонки нет, но в Карпатах хватает коротких гор, на которых произойдет достаточно большая селекция и решится судьба общего зачета. Маршруты многих этапов повторяются из года в год с незначительными изменениями.


Первый этап. Краков Краков (133,7 км)

Первый день соревнований примет Краков, общая протяженность этапа составит 133,7 километра. Краков - второй по величине город в Польше, расположен в южной части страны, является центром Малопольского воеводства.
Об этапе рассказывать долго не приходится. Всего лишь два малоприметных подъема четвертой категории. Первый раз финишную черту участники преодолеют за 12 км до завершения этапа, дальше три круга по четыре километра по улицам Кракова.

В прошлом году этот же самый этап выиграл Петер Саган, в этом году он в Польше выступать не будет.

Разумеется, с очень большой долей вероятности этап разыграют спринтеры. В старт-листе значатся следующие сильные финишеры: Паскаль Акерманн (Bora - Hansgrohe), Андре Грайпель (Lotto Soudal), Насер Буанни (Cofidis, Solutions Credits), Денни ван Поппель (LottoNL - Jumbo), Альваро Ходч (Quick-Step Floors), Симоне Консонни (UAE - Team Emirates), Джакомо Ниццоло (Trek - Segafredo), Фил Баухаус (Team Sunweb), Саша Модоло (Team EF Education First - Drapac p/b Cannondale), Марк Сарро (Groupama - FDJ), Клеман Вентурини (AG2R La Mondiale) и Эдвальд Боассон Хаген(Dimension Data). Именно они должны разыграть победу и первую майку лидера «Тура Польши».


Второй этап. Тарновске-Гуры Катовице (156,3 км)

Во второй день соревнований гонщиков ждет такой же рельеф. Они проедут 156,3 км из Тарновске-Гуры в Катовице. Оба города находятся на территории Силезского воеводство, Катовице является его административным центром.
Опять всего лишь два подъема четвертой категории, которые совершенно ни на что не повлияют, предфинишные некатегорийные холмы тоже никаких проблем у спринтеров вызвать не должны. Впервые линия финиша в Катовице будет преодолена за 60,3 км до завершения этапа, затем три длинных круга к юго-востоку от центра города.

В 2017-м этап в Катовице выиграл Саша Модоло, а за год до него равных не было Фернандо Гавирии. Фаворитами этапа будет те же гонщики, что и в стартовый день.



Третий этап. Хожув Забже (138,7 км)

Последний равнинный этап «Тура Польши» стартует с территории стадиона «Шлёнски» в городе Хожув, а финиширует в Забже всего лишь через 138,7 км. Этап вновь пройдет по дорогам Силезского воеводства.
Самый простой этап всей многодневки, общий набор высоты всего 420 метров. В маршрут этапа включена лишь одна гора четвертой категории. В Забже проедут четыре финишных круга по 6,2 км.

Исход этапа - спринт. В прошлом году этот этап выиграл Калеб Юэн, опередивший Денни ван Поппеля и Петера Сагана.



Четвертый этап. Явожно Щирк (178,7 км)

Во вторник начнется решающая часть польского тура. Четвертый этап станет самым протяженным в этом году. Гонщики проедут 178,7 километра из Явожно в Щирк. Оба этих населенных пункта тоже находятся на территории Силезского воеводства.
На второй половине этапа расположены сразу четыре подъема первой категории. Сначала преодолеют гору протяженность 5,1 км и средним градиентом 5,9%, потом заедут на два круга протяженностью 19,4 км, в рамках которого дважды поднимутся на гору длиной 5 км и градиентом 5,7% (вторая часть этого подъема имеет градиент более восьми с половиной процентов). За 10 км до финиша участники окажутся на пике последней горы дня, этот же подъем проходили на этапе первым, теперь на него поднимутся с другой стороны (5,3 км, 6,7%).

После короткого спуска вскарабкаются на решающую короткую стенку, ее продолжительность примерно 1,3 км, а средний градиент - 9,5%, последний километр очень крутой - почти 11%, на последних 150 метрах наступает выполаживание.

В прошлом году победителем этого этапа стал будущий победитель генеральной классификации Дилан Тейнс, опередивший Петера Сагана и Рафала Майку. Вот как это было:
Пятый этап. Величка Бельско-Бяла (152,2 км)

Второй холмистый день польской многодневки выглядит чуть проще первого. Начальным пунктом пятого этапа значится соляная шахта в городе Величка (один из объектов всемирного наследия ЮНЕСКО), а конечным город Бельско-Бяла. Стартовый город находится в Малопольском воеводстве, а финишный в Силезском воеводстве. Общая протяженность этапа составит 152,2 км.
На первой половине этапа будет пройдено несколько некатегорийных подъемов. В средней части маршрута, на отметке 78,2 км, расположена вершины горы второй категории (официальной частью подъема считаются только последние 1,1 км с градиентом 6,1%), еще через 16 км расположена макушка еще одной горы второй категории (1,6 км, 7,4%).

За 33 километра до финиша гонщики доберутку до пика самого тяжелого подъема дня, по меркам «Тура Польши» она тянет на первую категорию - 6,6 км, 4,9%. Вторая часть этого подъема имеет средний градиент в районе 7%.

Развязка опять наступит на кругах, на сей раз их будет три, каждый по 7,2 км. Последний подъем, на котором будет финишировать этап, предстоит проехать четыре раза, он имеет протяженность около двух километров и средний градиент 4,5%, без заметных крутых участков.

Этапы «Тура Польши» в Бельско-Бяле в XXI веке не заканчивались.


Шестой этап. Закопане Буковина-Татшаньская (129,3 км)

Последние два этапа в Карпатах станут самыми сложными. В следующий четверт участники многодневки преодолеют 129,3 км из Закопане в Буковину. Оба этих зимних спортивных курорта находятся на землях Малопольского воеводства.
Этап буквально изобилует подъемами самых разных категорий, всего их будет 12, но есть еще несколько холмов, которым организаторы никаких категорий не присудили. Ключевые события вновь должны развиваться на круговой трассе, до которой доберутся примерно через 25 километров после старта. На круге расположено три категорийных подъема, самый тяжелый из них первый - 2,9 км с градиентом 6%, но первые 500 метров этого подъема имеют средний градиент почти 15%.

После преодоления всех кругов с этим подъемами гонщики поедут в сторону Буковины. За пять с половиной километров до финиша начнется некатегорийный трехкилометровый подъем с градиентом 6,6%. Заканчивается он за два с половиной километра до конца, в этот момент начнется равнина, которая продлится совсем недолго - последние 1500 метров это технически простой «даунхилл» к финишу.

Раньше эта развязка на «Туре Польши» не использовалась. Общий набор высоты за этап - 2490 метров.


Седьмой этап. Буковина-Татшаньская Буковина-Татшаньская (136,6 км)

Последний этап начнется в курорте Буковина-Татшаньская и там же завершится через 136,6 км. Общий набор высоты за этап - 2810 метров.
Весь этап займет прохождения двух кругов к северу от курортной Буковины, расположенной у границы со Словакией.

На первой половине круга находится один подъем первой категории, а на втором два. В самом конце этапа заключительный пятикилометровый подъем с градиентом 4,4%. Наиболее тяжелая часть подъема на третьем километре, там максимальный градиент достигаем 11,5%, а средний 8,1%. Последние два километра пологие, не более трех с небольшим процентов. Стоит отметить, что и другие подъемы достаточно нестабильные, на них есть заметные крутые участки и выполаживания.

В прошлом году этот же самый этап забрал Ваут Пулс, опередивший Адама Йейтса и Рафала Майку. Запись можно найти на youtube:
Погода

Гонка длинная, пока трудно говорить, какая будет погода на каждом из этапов. Можно только с уверенностью заявить, что сегодня в Кракове должно быть все хорошо, разве что немного жарковато - 29 градусов. По предварительному прогнозу в следующую пятницу, на последнем этапе, вероятность дождя составляет 40%. Надеемся, что все будет хотя бы лучше, чем в 2016-м году, когда этап в Буковине пришлось отменять из-за жуткой погоды.


Фавориты

Последние два этапа тяжелые, но все-таки затяжных подъемов в маршруте «Тура Польши» нет, а значит наиболее высокие шансы у тех горовосходителей, которые обладают мощным рывком на холмистом рельефе. Большое значение могут иметь бонификационные секунды на каждом этапе, ведь большие разрывы создать на таком рельефе практически нереально. В 2017-м Дилана Тейнса, Рафала Майку и Ваута Пулса в генеральной классификации разделило все три секунды. Нечто подобное может произойти и на сей раз.

У самого титулованного гонщика Польши Михала Квятковского громких титулов уже хватает. Он побеждал на чемпионате мира, «Милан — Сан-Ремо», «Тиррено — Адриатико», «Амстел Голд Рейс» и многих других стартах, но на «Туре Польше» его лучшим результатом остается второе место, добытое в 2012-м году, когда он был совсем молодым гонщиком. После этого он приезжал на гонку всего два раза, в 2015-м и 2016-м, форма поляка тогда оставляла желать лучшего, ничем хорошим это на закончилось.

Второй год подряд Михал продемонстрировал на «Большой Петле» феноменальную формы, став одним из ключевых помощников Герэйнта Томаса и Криса Фрума. В прошлом году после французского гранд-тура он поехал на «Классику Сан-Себастьян» и выиграл ее, на сей раз он решил совершить заход на родную многодневку. Квятковскому не совсем подходят длинные подъемы, но их в маршруте «Тур Польши» и нет, представитель Team Sky обладает отличным финишем и может преуспеть в борьбе за бонификацию на тяжелых этапов. Это делает его фаворитом гонки.

Отметим, что в составе Team Sky на эту многодневку значится бывший призер общего зачета и победитель этапа Серхио Энао, а также молодой россиянин Павел Сиваков - оба они способны оказать Квятковскому важную поддержку.
Один из лучших спортсменов Польши
Выступление Саймона Йейтса на «Джиро» оставило двойственное впечатление. Он доминировал на итальянской супермногодневке на протяжении двух с половиной недель, потом вдруг провалился. Саймон вернулся к соревнованиям после паузы на прошлой неделе в рамках скромной баскской однодневки Prueba Villafranca-Ordiziako Klasika, по ее результатам судить о форме англичанина практически бессмысленно. Хотя все-таки отметим, что Йейтс занял второе место, пропустив вперед своего партнера по Mitchelton - Scott Роберта Пауэра.

В планах Саймона наверняка значится испанская «Вуэльта», на которой он постарается предстать во всеоружии, но уже на этой неделе лидер Mitchelton - Scott может иметь достаточные кондиции для того, чтобы бороться за победу на «Туре Польши». У него есть все необходимые навыки для успеха на этой гонке.
Саймон в этом году успешнее Адама
Действующий победитель «Тура Польши» Дилан Тейнс хорошо начал этот сезон, отлично проявив себя на «Париж — Ницце», однако, в дальнейшем его форма куда-то пропала и результаты бельгийца на арденнских классиках стали большим разочарованием. Сам Тейнс уверяет, что он находится в хорошей форме и готов к защите титула, но в последнее время на соревнованиях он практически не выступал. В прошлом году перед польской многодневкой он в великолепном стиле выиграл «Тур Валлонии», сейчас же никакой уверенности в его идеальных кондициях нет. Очевидно, что в 2017-м в этот период года он находился в абсолютной лучшей форме в своей карьере, ему нужна как минимум такая же форма, чтобы в ближайшие дни защитить свой титул.

Наверняка Дилан хочет успешно завершить свой четырехлетний период прибывания в BMC Racing Team. Недавно стало известно, что следующий сезон он начнет уже в Bahrain Merida.
Будущий гонщик Bahrain Merida
Эквадорец Ричард Карапас стал открытием «Джиро д'Италия». На второй неделе представитель Movistar Team добыл для своей страны первую победу на этапе гранд-тура, а на третьей, после кризисов Саймона Йейтса и Тибо Пино, остался всего лишь в шаге от призового места в общем зачете, заняв четвертое место. Как и Йейтс, Карапас начал вторую половину сезона совсем недавно, на однодневной баскской гонке Circuito de Getxo, на которой оставил достаточно приятное впечатление.

Карапас готовится к «Вуэльте», но в Испании ему придется делить команду с Микелем Ландой, Найро Кинтаной и Алехандро Вальверде. Вполне возможно, что о личных амбициях «Ричи» там придется забыть, поэтому неплохо было бы как следует отметиться в Польше. По рельефу гонка ему подходит.
Легенда Эквадора
В составе участников много других сильных гонщиков, мощно смотрится Bora - Hansgrohe с Давиде Формоло, Эмануэлем Бухманном и Патриком Конрадом. Выступят в Польше и неудачники «Джиро» - Фабио Ару и Тибо Пино, а также пропустивший «Тур» из-за травмы Руй Кошта и молодой нидерландец Сэм Оомен, но мы считаем, что выиграет гонку кто-то из вышеперечисленной четверки.

Прогноз:
1) Михал Квятковски,
2) Саймон Йейтс,
3) Ричард Карапас.
Хайлайты Gruppetto Camp Sochi 2018
Made on
Tilda