По итогам прошедшей недели редакция Gruppetto.ru выбирает гонщика, который показал выдающийся результат, «прыгнул выше головы» или привлек наше внимание
На прошлой неделе внимание любителей велоспорта было приковано к Италии. В прошлый вторник подошла к концу многодневка «Тиррено — Адриатико», которую Найро Кинтана без особых приключений довел до победного конца, а уже в субботу состоялся первый монумент нынешнего сезона, знаменитая гонка «Милан — Сан-Ремо». Разумеется именно на легендарной классике мы искали нового героя для нашей рубрики. На неделе проходили и другие гонки, но они не дотягивали до уровня «Ла Классичиссимы».
Перипетии гонки были уже неоднократно описаны, возвращаться к ним мы не будем. Гонку выиграл Михал Квятковски и материал о нем мы еще не делали, поэтому вариантов у нас просто не было. Михал Квятковски - гонщик недели.
Драматичный финиш «Милан – Сан-Ремо», 2017 год
Родился будущий чемпион мира в восточной Польше, в крохотной деревеньке Дзялынь, находящейся в Голюбско-добжинском повяте. Заниматься велоспортом «Квято» начал в местном велосипедном клубе, когда ему было 10 лет. Со временем Михал стал представлять клуб города Торунь, располагающий по близости с Дзялынем.
Квятковски явно выделялся на фоне своих ровесников в родной стране и быстро доказал, что он один из самых способных юниоров мира. Его противостояние с Петером Саганом началось еще в 2007 году и в юниорской категории поляк часто выходил из него победителем. В тот год Михал выиграл у Сагана на престижной юниорской многодневке, которая проходила в родной для Квятковского Польше.
Квятковский и Саган в 2007 году
В том же 2007 поляк стал чемпионом Европы в групповой гонке, а вот в разделке остался вторым, проиграв нынешнему сильнейшему гонщику России Ильнуру Закарину. В 2008 году результаты Михала стали еще лучше, он стал чемпионом Европы и мира в разделке, причем на мировом чемпионате он сумел одолеть даже Тэйлора Финни, считавшегося ярчайшей молодой звездой американского велоспорта. К успехам на крупных чемпионатах польский юниор добавил многочисленные победы на многодневных и однодневных соревнованиях.
Наверняка уже в 2009 году, только выйдя из юниорского возраста, Квятковски уже мог подписать контракт с приличной командой, но он предпочел остаться в родной Польше еще на год. В составе сборной страны он отметился рядом хороших результатов на итальянских однодневках, а также выиграл этап «Тура Словакии». Еще в те годы бросался в глаза удивительный универсализм Михала, у него почти не было слабых мест, он здорово умел проходить технически сложные участки, обладал отменным индивидуальным ходом и спринтом, а также был силен на тяжелом холмистом рельефе.
Перед 2010 годом Квятковски все-таки покинул родным пенаты, но перебрался вовсе не в Италию или Бельгию, где его ожидали увидеть, а в испанскую проконтинентальную команду Caja Rural.
Михал в Caja Rural
Выбор казался не самым очевидным, больших успехов в испанской команде у поляка не было, но это отнюдь не значит, что он тогда сделал неправильный выбор. Наверняка время проведенное в Caja Rural было для Михала весьма полезным. Тем не менее надолго он в Испании не задержался и перед началом 2011 года оказался в американской RadioShack, которую в ту пору все еще возглавлял знаменитый бельгиец Йохан Брейнель, а спортивными директорами работали два будущих генеральных менеджера «Катюши» Вячеслав Екимов и Жозе Азеведу. Самыми весомыми результатами 2011-го стали призовые места в общем зачете «Трех Дней Западной Фландрии» и «Трех Дней Де-Панне». Михал продемонстрировал, что может быть хорош и на брусчатке. Несмотря на внушительные для своего возраста результаты, Квятковски находился в тени своего юниорского конкурента Сагана. Словак уже блистал во взрослом велоспорте, поляк же все еще только ходил в подающих надежды.
Квятковски и RadioShack, 2011 год
Как и в Caja Rural, в RadioShack Квятковски пробыл всего один сезон и перед началом 2012 года Михал перешел под крыло Патрика Лефевера, команда которого тогда называлась OmegaPharma - Quick Step. Лефевер умел работать с молодежью и именно у него в команде Квятковски за несколько лет превратился из подающего надежды гонщика в настоящую звезду. В 2012-м Михал дебютировал на гранд-турах и проехал от старта до финиша «Джиро», а во второй половине сезона занял второе место на «Туре Польши». В 2013 году поляк начал демонстрировать хорошую прыть в горах. В марте на «Тиррено — Адриатико» он отлично смотрелся на тяжелом горном этапе с финишем на вершине подъема Прати-ди-Тиво, а в июле некоторое время ехал в белой майке лучшего молодого гонщика «Тур де Франс». Только на третьей неделе Михал потерял майку и занял в итоге 11 место в общем зачете. Весной того же года поляк впервые здорово проехал арденнские классики, оставновшись на «Амстел Голд Рэйс» и «Флеш Валлонь» в шаге от призовых мест.
Лучшим в карьере поляка на данный момент стал сезона 2014-го года. В начале сезона он выиграл «Вольта Альгарве», затем покорил «Страде Бьянке», опередив на финишном брусчатом холме кого бы вы думали? Конечно же, Петера Сагана. В апреле Михал занял второе место на «Туре Страны Басков», а затем финишировал на пьедестале «Флеш Валлонь» и «Льеж — Бастонь — Льеж». В конце того великолепного сезона он стал первым в истории Польши чемпионом мира в групповой гонке. На холмистой трассе в испанской Понферраде Михал атаковал на последнем круге непосредственно перед началом штурма последнего холма и эта неожиданная атака стала решающей. Поляка не догнали не только на подъеме, но и на спуске, который Михал, как всегда, прошел очень здорово. Рекомендуем к просмотру финишные километры той гонки с эмоциональными польскими комментаторами.
Тогда в Понферраде впервые бросилось в глаза умение поляка действовать безупречно с тактической точки зрения. В последующие годы Михал неоднократно одерживал победы на престижных гонках именно благодаря выверенным и своевременным действиям.
Весь 2015 год Михал выступал в радужной майке и впервые за много лет в его результатах наметился регресс.
Однако, «Квято» уже был звездой первой величины и отдельные яркие результаты у него, конечно были. В марте он едва не выиграл «Париж — Ницца», закончив французскую многодневку на втором месте, а в апреле стал победителем «Амстел Голд Рэйс», выиграв первую и пока единственную в своей карьере арденнскую классику. Квятковски был отброшен на последнем прохождении Кауберга, но непосредственно перед финишем Джампаоло Карузо из «Катюши» зачем-то привез его в основную группу и у поляка появилась возможность поучаствовать в финишном спринте. Сначала казалось, что Михал вообще не сможет включиться, потому что он был заблокирован, но в нужный момент у чемпиона мира все-таки появилось пространство для маневра и он финишировал мощнее всех, оставив на втором месте Алехандро Вальверде.
Вторая половина 2015-го у Квятковски совсем не задалась, но он к тому моменту уже успел подписать выгодный с финансовой точки зрения контракт с team Sky. Первый сезон в team Sky стал для него продолжением второй половины 2015 года. Поляк выступал нестабильно и откровенно проваливал некоторые гонки. Единственным по-настоящему светлым пятном для Квятковского в прошлом году стала победа на «E3 Харелбеке», на которой он опять на финише расправился с Петером Саганом. Благодаря победе team Sky в командной гонке Михал сумел на один этап захватить лидерство в общем зачете «Вуэльты», но это было его единственное значимое достижение во второй половине прошлого сезона.
В этом году его контракт с team Sky подходит к концу и ему нужны были хорошие результаты, чтобы подписать новое выгодное соглашение, да и вообще многие стали потихоньку списывать «Квято». Похоже, что поляку все-таки удалось вернуться на стабильно высокий уровень. Сначала он хорошо выступил на любимой «Вольта Альгарве», а затем второй раз в карьере выиграл «Страде Бьянке». Любопытно, что Михал в этом году уже успел победить на монументальной «Милан — Сан-Ремо», а также на «Страде Бьянке», которая со временем тоже может получить статус монумента.
Неудачи последних двух сезонов Михал объясняет слишком большими тренировочными объемами и перетренированностью. В этом году он полностью пропускает брусчатые гонки и не будет защищать титул победителя «Е3 Харелбеке». Михал надеется показать свой максимум на арденнской неделе. Сумеет ли он выиграть за один сезон «Страде Бьянке», «Милан — Сан-Ремо» и «Льеж — Бастонь — Льеж»? Шансы у него точно есть.