История, маршрут и основные претенденты на победу на «Е3 Харелбеке 2017»
Сезон брусчатых бельгийских однодневок набирает обороты. Вчера прошла гонка «Дварс доор Влаандерен», которая вошла в мировой тур в этом году, а уже завтра специалисты классических гонок поборются за победу на более престижной «Е3 Харелбеке».
История
Первое издание гонки прошло в 1958 году и с тех пор «Е3 Харелбеке» проводится каждый год без перерывов. В последние годы гонка стала стремительно набирать популярность, в 2012 году она вошла в мировой тур и сейчас победа на ней считается серьезным успехом для любого, даже самого звездного однодневщика. «Е3 Харелбеке» с полным основанием можно считать генеральной репетицией монументальной «Ронде ван Влаандерен». Свое современное название гонка получила благодаря находящейся поблизости автотрассе E3. Трасса была построена в шестидесятых годах прошлого столетия и сейчас она уже называется А14. Первые издания гонки проходили под названием «Харелбеке — Антверпен — Харелбеке».
До 1977 года побеждали на финише в Харелбеке исключительно бельгийцы. На сегодняшний день представители Бельгии выиграли 37 из 59 изданий гонки. Первым гонщиком сумевшим прервать их гегемонию стал немец Дитрих Тюрау. Рекордсменом по количеству побед в гонке является легендарный Том Боонен, который завершит карьеру после «Париж — Рубэ» нынешнего года. Четыре раз «Е3 Харелбеке» выигрывал другой знаменитый бельгиец, Рик ван Лоой. По три победы у Фабиана Канчеллары и Яна Рааса. В 1994-м году гонка осталась за представлявшим тогда Молдову Андреем Чмилем, а в 2000-м первым на финише был россиян Сергей Иванов. В прошлом году гонку выиграл Михал Квятковски, но в этом сезоне находящийся в прекрасной форме поляк пропускает все брусчатые классики, чтобы должным образом подготовиться к арденнской неделе.
Гонка «Е3 Харелбеке» славится оригинальным и весьма неоднозначными постерами. В этом году постер к гонке много шума не вызвал, выглядит он так.
А вот постеры к гонкам прошлых лет. В 2015 перед гонкой даже разгорелся нешуточный скандал.
Маршрут
Гонка традиционно стартует и финиширует в городе Харелбеке, расположенном в провинции Западная Фландрия, но по ходу гонки ее участники окажутся в Восточной Фландрии и преодолеют расположенные там самые тяжелые фламандские «хеллингены» (брусчатые холмы). По сравнению с прошлым годом маршрут почти никаких изменений не претерпел.
За 206,1 километра гонщики преодолеют 15 холмов, шесть из которых будут брусчатыми и еще пять равнинных брусчатых участка. Основные трудности рельефа расположены на второй половине дистанции. Первая часть гонки достаточно простая, там гонщикам придется иметь дело всего с двумя «хеллингенами» и тремя равнинными участками брусчатки.
Основные события начнутся за 97 километров до финиша, когда гонщики доберутся до участка, на котором им предстоит преодолевать холмы через каждые несколько километров. Сначала это будет брусчатый Крейсберг, достаточно хорошо известный любителям велоспорта, а после него три асфальтированных холма - Кноктеберг, Хотондберг и Кортекеер. За 73 километров до финиша гонка доберется до Таайеберга, на котором так любит атаковать Том Боонен. Таайенберг один из самых известных фламандских брусчатых холмов и именно на нем может произойти первая серьезная селекция. Протяженность Таайенберг около 600 метров c очень крутым участком на первых трехстах метрах. После прохождения Бойгнеберга гонщики подъедут к еще двум брусчатым «хеллингенами» – Эйкенбергу и Стасьонсбергу, которые они преодолеют за 62 и 56 километров до финиша соответственно.
Ключевой участок гонки настанет за 42 километров до финиша, когда начнется прохождения знаменитой брусчатой связки Патерберг - Од Кваремонта. Два этих холма разделяют всего три километра. По своим характеристикам эти «хеллингены» сильно различаются. Восхождение на Патерберг продолжается всего 700 метров, но средний градиент целых 12%. Од Кваремонт в три раза длиннее - 2200 метров, но средний градиент на нем всего 4,2%, хоть и с крутым участком за 10%. Именно на этих холмах чаще всего решается судьба гонки, причем не только «Е3 Харелбеке», но и «Ронде ван Влаандерен». После прохождения связки Патерберг - Од Кваремонт впереди, как правильно, остается группа сильнейших брусчаточников. Почувствовать насколько тяжело гонщикам приходится на Патерберге и Од Кваремонте можно хотя бы по этим тренировочным видео.
На последних 37 километров до финиша будут расположены два асфальтированных холма, последний из которых Тигемберг проходится за 20 километров до финиша, а непосредственно перед Тигембергом гонщики проедут известный равнинный брусчатый участок Варентстраат. Тигемберг и Варентстраат хорошо подходят для решающей атаки уже из небольшой группы. Последние 20 километров будут равнинным и на них отставшие гонщики могут организовать погоню, дабы свести все к финишу из достаточно большой группы.
В день гонки осадков не ожидается, днем температура воздуха поднимется до 11-12 градусов, но будет дуть достаточно сильный ветер, 6-7 м/c.
Возможные сценарии
Чаще всего ключевым участком гонки становится связка холмов Патерберг - Од Кваремонт, после которой впереди остается небольшая группа гонщиков. На последних километрах эта элитная группа разбирается между собой. В прошлом году все неожиданно решилось на холме со сложным названием Кармелкбеекстраат примерно за 30 километров до финиша. Петер Саган и Михал Квятковски сбежали от группы, в которой было около 15 гонщиков и на финише Михал опередил Петера, так же, как это совсем недавно было на «Милан – Сан-Ремо». Патерберг и Од Кваремонт расположены достаточно далеко от финиша и теоретически большие группы могут объединиться и все может закончится массовым спринтом, но статистика явно не в пользу такого исхода. За последние 10 лет гонка заканчивалась спринтом из большой группы только один раз, в 2012 году победу таким образом одержал Боонен.
Главным претендентом на победу безо всяких сомнений является Петер Саган. На данный момент никто не может преодолевать брусчатых холмы быстрее словака. Удержаться у него на колесе на Патерберге и Од Кваремонте будет архисложно. Все мы прекрасно знаем, что Петер обладает еще и хорошим спринтерским финишем, но ему часто приходится работать на первой позиции гораздо больше своих попутчиков. По сути дела сейчас Саган находится в той же ситуации, в которой несколько лет назад прибывал Фабиан Канчеллара. Все опасаются Сагана, никто не хочет работать с ним сменами. Словаку приходиться рисковать и иногда гонщики, которые отсиживались у него за спиной выходят победителями в финишном спринтерском противостоянии. Тем не менее, на «хеллингенах» Петер сильнее других гонщиков и даже несмотря на огромные энергозатраты в спринтерском финише он должен быть сильнее большей части своих основных соперников.
Главным конкурентом Сагана на брусчатых гонках становится олимпийский чемпион Грег ван Авермат. В последние пару лет бельгиец нанес Сагану несколько чувствительных поражений. На «Милан – Сан-Ремо» Грег на атаку Петера ответить не смог, объяснил свою неудачу бельгиец тем, что находился в момент атаки в глубине группы. Мы внимательно смотрели окончание гонки и обратили внимание, что бельгиец не лукавит, во время атаки Сагана он действительно был слишком далеко, чтобы сесть ему на колесо. Таким образом ван Авермат упустил редкую возможность побороться за победу на «Ла Классичиссима», ведь удачные атаки на Поджо там случаются очень нечасто. Грег способен опередить Сагана в спринте, если словак допустит тактическую ошибку или будет работать гораздо больше своих конкурентов, но даже в таких условиях шансы ван Авермата в спринте не так уж и высоки. А на самим холмах Грег все-таки чуть слабее Сагана.
Очень грозную силу завтра будет представлять вся команда Quick Step Floors. У них традиционно самый сильный состав на брусчатые классики и похоже, что в этом году большинство их лидеров подходит к гонке в хорошей форме. В прошлом году никто из гонщиков Quick Step так и не смог ответить на атаку Сагана и Квятковски, но буквально вчера представители бельгийский команды в великолепном стиле расправились со своими конкурентами на достаточно престижной полуклассике «Дварс доор Влаандерен». Да, в этой гонке не принимали участие Саган, Квятковски и ряд других приличных гонщиков, но надо признать, что бельгийская команда давно не выглядела так мощно. Ив Лампарт гонку выиграл, Филипп Жильбер финишировал вторым, Зденек Штыбар и Ники Терпстра остались без призовых мест, но тоже смотрелись очень внушительно. Завтра компанию Лампарту, Жильберу, Штыбару и Терпстре составит легендарный Том Боонен и сильный итальянец Маттео Трентин. По нашим наблюдениям, сильнейшим гонщиком команды на брусчатых холмах является Штыбар, но отнюдь не всегда все решается именно на брусчатке. Пятикратный победитель гонки Боонен в прошлом году на брусчатых холмах выглядел достаточно тяжело, но карьера Боонена подходит к концу и он приложил все усилия, чтобы должным образом подготовиться к последней в своей карьере серии классических гонок. Если Боонен будет оставаться впереди после Од Кваремонта, то нельзя исключать, что подопечные Патрика Лефевера попробуют нейтрализовать все атаки Сагана и ван Авермата, чтобы свести гонку к спринту и победе Боонена. Штыбар может попробовать усидеть на колесе Сагана на самых тяжелых участках и отказываться выходить на смену, понимая, что позади находятся много его партнеров по команде.
В составе Trek - Segafredo хорошие шансы на высокий результат имеют Джон Дегенкольб и Яспер Стейвен. Очевидно, что когда дело дойдет до «Ронде ван Влаандерен» и «Париж – Рубэ» Дегенкольб скорее всего выйдет в команде на первый план, но на такой гонке, как «Е3 Харелбеке» никто Стейвена ограничивать не будет. Стейвен хорошо себя чувствует на брусчатых холмах и умеет мощно спринтовать, Дегенкольб и вовсе один из лучших в мире финишеров на однодневных гонках. Если дело закончится спринтом из достаточно большой группы немец станет одним из главных фаворитов гонки. Оба лидера Trek - Segafredo находятся в неплохой форме и могут претендовать на призовые места. В прошлом году Стейвен занял пятое место.
Лидерами team Sky на брусчатые гонки нынешнего сезона заявлены Люк Роу и Иэн Стэннард. В прошлом году Стэннард занял на Е3 третье место, но в этом сезоне он пока держится в тени, Роу в свою очередь находится в хорошей форме и здорово месяц назад выступил на «Омлооп Хет Ниувсблад» и «Кюрне — Брюссель — Кюрне». Скорее всего именно Роу будет сильнейшим гонщиком британской команды на «Е3 Харелбеке». За последние два года 27-летний Роу заметно спрогрессировал, но он пока все же не дотягивает не только до уровня Сагана и ван Авермата, но даже некоторых гонщиков второго эшелона. Впрочем валиец Роу обладает хорошим финишем и при определенных раскладах может побороться за призовые места.
Перешедший в Cannondale - Drapac Зеп Ванмарке уже давно считается одним из лучших в мире брусчаточников. Уже несколько раз Зеп был близок к победе на «Ронде ван Влаандерен» и «Париж — Рубэ» и у него есть призовые места на обоих монументах. Нынешний сезон Ванмарке начал с призового места на «Омлооп Хет Ниувсблад», но затем на «Страде Бьянке» бельгиец угодил в завал, последствия которого мешают ему выступать в полную силу до сих пор. Ванмарке обещает прогрессировать и подойти к монументам в оптимальной форме, на «Дварс доор Влаандерен» вчера он смотрелся не очень убедительно.
Пока не демонстрируют максимальной формы, но находятся в неплохих кондициях Тиш Беноот и Оливер Насен. Два этих бельгийца уже отметились в этом сезона неплохими результатами, но ждем мы от них все-таки большего. Оба они хорошо себя чувствуют на бельгийской брусчатке и оба неплохо финишируют, но кажется, что попасть в тройку им будет трудно, есть гонщики которые на данный момент выглядят сильнее. Партнер Насен по команде Стейн Ванденберг пока держится в тени и на «Дварс доор Влаандерен» не выступал, к числу фаворитов Е3 его отнести трудно.
Австралиец Люк Дарбридж находится в лучшей форме в своей карьере, подтверждением тому служат отличные результаты на «Страде Бьянке» и «Дварс доор Влаандерен», но кажется, что его уровня пока все-так недостаточно, чтобы претендовать на призовые места такой гонки, как «Е3 Харелбеке». Известный норвежец Эдвальд Боассон Хаген напротив, своих поклонников в этом сезоне пока не радует и едет достаточно неприметно.
Если же дело все-таки закончится спринтом из достаточно большой группы шансы на успех получат Александр Кристофф и Арно Демар. Норвежец из Katusha - Alpecin выигрывал «Ронде ван Влаандерен», но на Е3 он обычно выглядит тяжеловато. Однажды он занимал на гонке четвертое место, было это в 2015 году, когда достаточно большая группа сражалась за третье место на финише Несмотря на уход Ларса Боома крепким составом на брусчатые гонки в этом году может похвастаться казахстанская «Астана». Самый талантливый гонщик страны Алексей Луценко на «Дварс доор Влаандерен» впервые во взрослой карьере оказался на пьедестале серьезной однодневной гонки, но бороться за призовые места на Е3 будет гораздо труднее, состав участников тут заметно сильнее. К тому же Луценко наверняка потратил позавчера много сил.
В гонке также примет участие полностью российская команда Gazprom - RusVelo, но бороться за призовые места нашим ребятам будет нереально. Надеемся, что они будут вести гонку в агрессивном стиле и кто-нибудь из гонщиков команды окажется в раннем отрыве.