Первый монумент сезона: «Милан – Сан-Ремо»

История, маршрут и основные претенденты на победу на «Милан – Сан-Ремо 2017»
По окончанию престижных многодневок «Париж — Ницца» и «Тиррено — Адриатико» любители велоспорта с нетерпением ждут первую из пяти монументальных классических гонок сезона, легендарную итальянскую гонку «Милан — Сан-Ремо», которая пройдет в субботу 18 марта.
История

Впервые «Милан — Сан-Ремо» или как ее еще называют «Ла Классичиссима ди Примавера» (итал. - весенняя классика) прошла в 1907 году. На данный момент «Милан — Сан-Ремо» является самой длинной однодневной гонкой мира, её протяженность составляет почти 300 километров. В отличие от многих других классических гонок её маршрут за более чем столетнюю историю почти не изменился. Первое издание гонки было организовано по инициативе спортивного общества Сан-Ремо и при поддержке ведущего итальянского спортивного издания «Гадзетта делло Спорт». Гонка проходила в тяжелых погодных условиях, победителем стал представитель команды «Пежо» француз Люсьен Пети-Бретон. В 1910 году гонка проходила в еще более тяжелых погодных условиях, в конечном счете классифицированы тогда были только четыре гонщика, а победителем стал еще один французский гонщик Юджен Кристоф. Надо сказать, что уже в первые годы своего существования «Милан — Сан-Ремо» стала очень престижной и побороться за победу на ней приезжали сильные иностранные гонщики.

Гонка не проводилась всего три раза, в 1916 и 1944-1945 годах. Надо заметить, что в период с 1914 по 1950 годы итальянцы не выиграли всего одно издание гонки, а в период с 1954 по 1970 годы ситуация изменилась и хозяева гонки ни разу на ней не побеждали. В наши дни итальянцам опять приходится непросто, последняя их победа датирована 2006 годом и добыл ее продолжающий свою спортивную карьеру Филиппо Поццато. Последняя снежная версия гонки прошла в 2013 году, тогда из-за причуд погоды гонка даже была остановлена и сокращена на 50 километров.
Как мы уже упомянули, маршрут гонки за её многолетнюю историю почти не менялся. Сначала гонка была абсолютно равнинной, но в 1960 году непосредственно перед финишем в Сан-Ремо в ее маршрут был включен подъем Поджо, а в 1982-м году появилось восхождение на Чипрессу. В последние 10 лет организаторы пытались сделать гонку еще более сложной, в 2008 году в маршруте появился подъем Ле Мани. В 2014 году организаторы решили отказаться от восхождения на Ле Мани, но включить в гонку подъем в коммуне Помпеяна, причем этот подъем должен был располагаться близко к финишу, между Чипрессой и Поджо. Подъем в Помпеяне был сложным и фактически лишал спринтеров всех шансов, но в конечном счете новый подъем в маршрут «Милан — Сан-Ремо» так и не попал. Перед гонкой в 2014-м восхождение на гору стало невозможным из-за оползней, а в дальнейшем от идеи с включением Помпеяны в маршрут гонки все-таки отказались.
Чаще других на «Милан — Сан-Ремо» побеждал легендарный «Каннибал» из Бельгии Эдди Меркс, на его счету семь побед. В период с 1918 по 1928-й в гонке шесть раз побеждал итальянец Костаненте Джирарденго. По четыре победы на «Ла Классичиссима» у Джино Бартали и Эрика Цабеля, трижды гонку выигрывали Фаусто Коппи, Эрик де Фламинк и Оскар Фрейре. Действующим победителем является француз Арно Демар из FDJ.



Маршрут

Как и в прошлом году общая протяженность гонки составит 291 километр. После старта в Милане гонщики направятся в южном направлении, прямо к побережью Лигурийского моря. Первая часть дистанции по рельефу достаточно простая. Примерно через 110 километров после старта начнется очень пологое восхождение на Пассо дель Туркино. Подъем затяжной, но его средний градиент всего 1-2%, только на последних трех километрах восхождения на Туркино градиент достигает 5%. Буквально через несколько километров после подъема гонщики окажутся на побережье и больше прибрежную зону уже не покинут. Гонщики будут двигаться в юго-западном направлении, в сторону Сан-Ремо.
Только через 237 километров после старта в Милане гонщики столкнутся с трудностями рельефа, на сей раз это будут три коротких и не слишком тяжелых подъема – Капо Меле, Капо Черва и Капо Берта. Подъемы простые, но небольшой просев в пелотоне может начаться уже на них. Представители команд, которые не хотят спринтерского финиша из большой группы должны взвинтить темп уже на этом участке гонки. Вершины трех подъемов будут находиться на отметках 239,6, 244,7 и 252,6 км.

Решающая стадия гонки начнется через 264 километра после старта в Милане. Именно на этом участке гонщики начнут восхождение на самой тяжелый подъем дня, на Чипрессу. Протяженность подъема 5,6 км, а средний градиент 4,1%. Последние два километра Чипрессы пологие, там средний градиент на уровне 2%, а вот первые три с половиной километра имеют градиент 5%. На вершине Чипрессы до финиша останется 21,5 километра.
Спуск с Чипрессы короткий, но сложный, после его окончания последует девятикилометровый равнинный участок и последнее горовосхождение дня, на сей раз на Поджо. Протяженность подъема 3,7 км, средний градиент 3,7%. Самый тяжелый участок подъема находится примерно в километра от его вершины, там градиент достигает 8%. Последние 700 метров Поджо пологие, градиент на уровне 2%.
От вершины Поджо до финиша всего пять с половиной километра, которые займут опасный спуск и без малого трехкилометровый равнинный участок. Финиш традиционно расположен на улице Виа Рома, хотя в прошлом десятилетии гонка на протяжении пяти лет финишировала на набережной Сан-Ремо, вызвано это было дорожными работами на Виа Рома. Последний поворот находится за 750 метров до финиша
В прошлом году все закончилось падением Фернандо Гавирии на последнем километре, которое остановило не только его, но и существенно помешало Петеру Сагану. Спринт выиграл Арно Демар, а у Насера Буанни в самый решающий момент слетела цепь.
Прогноз погоды на субботу благоприятный. В курортном Сан-Ремо днем температура будет достигать 16-19 градусов, вероятность осадков минимальная, ветер - 3-4 метра в секунду.



Возможные сценарии

Чаще всего гонка заканчивается на Виа Рома массовым спринтом, но при этом надо понимать, что ничего общего с обычным спринтерским этапом какой-нибудь многодневки «Милан — Сан-Ремо» не имеет. Во-первых дистанция почти в 300 километров дает о себе знать, Чипресса и Поджо не самые тяжелые подъемы, но преодолевать их после шести часов гонки очень непросто. Отнюдь не все сильнейшие спринтеры в мире способны удержаться на «Милан — Сан-Ремо» в первой группе и сохранить силы для мощного финишного рывка. Из троицы сильнейших в мире спринтеров Кэвендиш -Киттель - Грайпель в этом году в гонке примет участие только британец. Андре Грайпель неоднократно пытался добиться на «Милан — Сан-Ремо» высокого результата, но так ни разу не финишировал даже в первой двадцатке. Марсель Киттель на «Ла Классичиссиме» никогда не стартовал, прекрасно понимая, что она для него слишком сложная.

Обычно все заканчивается спринтом из группы, в которой остается около 30-40 гонщиков. Именно так все было последние три года и монументальную классику выигрывали Александр Кристофф, Джон Дегенкольб и Арно Демар. Спринтом из группы, в которой было чуть менее 10 гонщиков «Милан — Сан-Ремо» заканчивалась в 2011 и 2013 годах, победы достались австралийцу Мэтту Госсу и немцу Геральду Чиолека. Есть шансы и у гонщиков, которые будут пробовать атаковать на последних километрах, но шансы финишеров все-таки выше. Последняя успешная сольная атака датирована 2008 годом, тогда побеждал Фабиан Канчеллара, знаменитый швейцарец атаковал уже после Поджо. Последняя успешная атака на Поджо произошла в 2012 году. Тогда австралиец Саймон Герранс зацепился за Канчеллару с Нибали и оказался сильнее них на финише. Последняя результативная атака на Чипрессе прошла в уже далеком 1996 году, победа в тот год досталась итальянцу Габриеле Коломбо. На счету гонщиков из бывшего СССР два призовых места. Александр Гонченков был вторым все в том же 1996, а Романс Вайнштейнс финишировал третьим в 2001 году.

По мнению букмекеров двумя основными фаворитами «Ла Классичиссима» в этом году будут Петер Саган и Фернандо Гавирия, причем шансы словака оцениваются чуть выше. Мы с мнением букмекеров согласны лишь частично, на наш взгляд в этом году на «Милан — Сан-Ремо» есть примерно пять равнозначных фаворитов.

Петера Сагана можно назвать претендентом номер один, но только лишь потому, что он может выиграть как за счет спринта, так и за счет успешной атаки на последних километрах. Двукратный чемпион мира из Словакии находится в хорошей форме, он полностью восстановился от болезни, которая вынудила его сойти со «Страде Бьянке». На «Тиррено — Адриатико» Петер выиграл два совершенно разноплановых этапа, один подходил спринтерам, а другой был очень тяжелым и в группе с ним финишировали только генеральщики. В прошлом году Саган неплохо проявлял себя в спринте по итогам марафонских гонок, но были в его карьере и достаточно болезненные поражения, поэтому нельзя сказать, что его шансы на победу в спринте многим лучше, чем у других гонщиков. Саган может атаковать на подъеме на Поджо или на спуске с него, но сбежать от основной группы там будет непросто. «Милан — Сан-Ремо» Саган еще не выигрывал, наиболее хорошие шансы у него были в 2012-2013 годах. В 2012 он выиграл спринт из основной группы, но это принесло ему только четвертое место, успешную атаку на Поджо инициировал его партнер по Liquigas Винченцо Нибали. Если бы сицилиец не атаковал тогда на Поджо, то словак мог выиграть итальянский монумент еще пять лет назад. В 2013 Саган финишировал вторым, обиднейшим образом уступив в спринте Чиолеку. Тогда Саган и Канчеллара были заняты разборками с друг другом и откровенно недооценили немца.

Талантливейший 22-летний гонщик Quick Step Floors Фернандо Гавирия выступит в гонке второй раз. В прошлом году он без труда преодолел Поджо в основной группе, но упал уже на Виа Рома и потерял прекрасный шанс выиграть монументальную гонку уже в 21 год. Возможно, в чистом спринте Гавирия уже сейчас сильнее Сагана, да и других претендентов на победу, но мы не можем быть полностью уверены в силе его спринта после почти семи часов гонки. Марк Кэвендиш совсем недавно безапелляционно заявил, что Гавирия выиграл бы гонку в прошлом году, если бы не упал, но мы с британцем не совсем согласны. В 2016, уже после «Милан — Сан-Ремо», Гавирия несколько раз проигрывал спринтерский развязки на однодневках. Тем не менее Фернандо быстро прогрессирует и наверняка будет в числе лучших на финише, к тому же в его распоряжении будет одна из сильнейших команд в гонке. На «Тиррено — Адриатико» он выиграл этап, оставив на втором месте именно Сагана.
Прошлогодняя победа Арно Демара (FDJ) стала достаточно большой неожиданностью, тем более, что выиграл он гонку после неудачного для себя 2015 года. Однако, после «Милан – Сан-Ремо» француз неоднократно доказывал, что его победа не была случайной, он стал одним из лучших спринтеров на классических гонках. Похоже, что в начале этого сезона Арно тоже находится в отменной форме. Он уже нанес пару чувствительных поражений Александру Кристоффу. На «Париж – Ницца» Демар сумел выиграть тяжелейший стартовый этап с боковым ветром и эшелонами, он оказался единственным гонщиков, который сумел ответить на атаку Жулиана Алафилиппа на коротком предфинишном холме.
Победитель «Милан – Сан-Ремо 2015» Джон Дегенкольб перешел в этом году в Trek - Segafredo. В прошлом году «Деге» не сумел выйти на защиту своего титула из-за тяжелых травм полученных в завале еще в январе. Восстановление от травмы уже позади и похоже, что немец вернулся на свой прежний уровень. В способностях Джона мощно финишировать на однодневках сомневаться не приходится. В год своей победы Дегенкольб опередил на финише Александра Кристоффа, до этого не проигрывавшего спринты на больших однодневках уже целых два года. Немец уверенно себя чувствует на холмистом рельефе и должен без серьезных проблем удержаться в первой группе. В этом году у Джона всего одна победа, но он выступает стабильно и в спринте ни разу не опускался ниже пятого места.

У Александра Кристоффа в прошлом году наметился определенный спад. Побеждал он много, но все победы были добыты на гонках второго эшелона. В рамках мирового тура Кристофф последний раз выиграл только в 2015 году. Если он и выигрывал спринт, то только за 2-3 места, его команда часто была неспособна догнать беглецов. В период с 2013 по 2015 год норвежец был почти непобедимым в спринте на классических гонках. В прошлом году Алекс закончил «Милан – Сан-Ремо» только шестым, а на чемпионате мира в Дохе Кристофф стал седьмым. В обоих случаях ему на последних сотнях метров не хватило взаимопонимания со своими грегари. В этом году лидер Katusha - Alpecin побежал уже четыре раза, но опять только на гонках не входящих в мировой тур. Тем не менее, силу норвежца мы знаем и недооценивать его никак нельзя.
Представление фаворитов второго эшелона стоит начать с француза Насера Буанни из Cofidis. Скандально известный гонщик в прошлом году имел прекрасный шанс закончить гонку в первой тройке, но слетевшая не вовремя цепь оставила его только на четвертом месте. Примечательно, что Насер всегда очень неплохо держится в группе на гонках с не слишком сложным холмистым рельефом. «Ла Классичиссима» ему вполне подходит. Он приезжал на гонку дважды и оба раза достаточно уверенно добирался до Виа Рома в нужной группе. В 2015 у него на последних метрах была не самая выгодная позиция, а в прошлом году произошел этот самый инцидент с цепью. На данный момент в активе Насера шестое и четвертое места на «Милан — Сан-Ремо», но он имеет шансы попасть на пьедестал. Нынешний сезон начался для него непросто, на первых этапах «Париж — Ницца» француз замерз и был вынужден с гонки сойти, но буквально вчера он без особых проблем выиграл однодневку «Нокере Курсе».
Новичок team Sunweb Майкл Мэттьюз два года назад финишировал на Виа Рома третьим. В прошлом году Мэттьюз тоже был в числе основных претендентов на победу, но завал перед штурмом Чипрессы лишил его всех шансов. Мэттьюз уверенно чувствует себя на холмистом рельефе, из числа перечисленных выше гонщиков сильнее на Поджо должен быть только Саган. Если гонка будет идти по привычному сценарию австралиец должен финишировать в первой группе, но шансы выиграть спринт у него незначительные. Основные конкуренты на бумаге обладают более сильным спринтом. Возможно, чтобы рассчитывать на успех Майклу даже придется пытаться атаковать на Поджо, в 2015 году именно он с Саганом поддержали атаку Канчеллары на завершающем подъеме. Обычно Мэттьюз на «Париж — Ницца» выступает хорошо, в этом году он остался на французской многодневке без побед, но с формой у него полный порядок, он здорово проехал разделку с финишем на подъеме Мон Бруйи.
Итальянец Сонни Колбрелли наконец сменил свою скромную Bardiani - CSF на команду мирового тура Bahrain - Merida. Сонни любит холмистый рельеф, но в спринте он грандам раньше заметно уступал, однако, в новой команде ситуация вдруг изменилась. Совсем недавно Колбрелли выиграл второй этап «Париж – Ницца», причем там он опередил Демара, Дегенкольба и Кристоффа. Сонни выступал на «Ла Классичиссима» четыре раза и неизменно финишировал в топ-20, в двух случаях в топ-10, но раньше казалось, что шансов на победу у него нет никаких. В этом году он спринтует лучше, к тому же он может попробовать поддержать некоторые атаки на Поджо. Если впереди останется группа из 20 гонщиков, то Колбрелли наверняка в ней окажется.
Марк Кэвендиш и молодой Калеб Юэн одни из лучших в мире спринтеров, если дело касается обычных этапов многодневок, но на «Милан — Сан-Ремо» удержаться в первой группе им будет тяжело. Кэвендиш выиграл легендарную классику с первого же захода, в 2009 году. Однако, с тех пор британский спринтер всего лишь один раз финишировал на Виа Рома в первой группе. Сам Кэвендиш уже неоднократно заявлял, что в этом году втягивался в сезон плавно и много объемных тренировок не проводил. Гонщик Dimension Data свои шансы оценивает достаточно скромно, но забывать о нем нельзя никогда. На «Тиррено — Адриатико» Марк выступал неудачно. Юэн на старте нынешнего сезона наоборот очень хорош, на «Абу-Даби Туре» он побеждал в чистом спринте самого Кэвендиша, но с «Тиррено — Адриатико» австралиец сошел после завала уже во второй день гонки. Серьезных повреждений Калеб не получил, но подготовка к «Милан — Сан-Ремо» получилась неоптимальной. В молодежной категории Юэн на холмистом рельефе порой выглядел просто здорово, но в профессионалах ему на тяжелом рельефе пока часто приходится непросто. В любом случае Юэн дебютирует в гонке и выиграть ее с первого захода будет архисложно.

Есть в стартовом протоколе и много других спринтеров, шансы которых на успех не слишком велики, в их числе двукратный призер гонки Бен Свифт, а также Никколо Бонифацио, Йенс Дебюссере, Элиа Вивиани, Магнус Корт Нилсен, Дэнни ван Поппель, Хоан Хосе Лобато, Саша Модоло, Франческо Гавацци, Мануэль Беллетти. Если у Гавирии что-то пойдет не так, то Quick Step Floors может рассчитывать в спринте на завершающего карьеру Тома Бооненаили Маттео Трентина.

Если говорить о гонщиках, которым ни в коем случае нельзя ждать спринта, то из их числа нужно выделить Грега ван Авермата и Жулиана Алафилиппа. Да, оба они обладают неплохой финишной скоростью, но шансов в борьбе с сильнейшими финишерами у них нет. Ван Авермат надеется на успех «Ронде ван Влаандерен», но и в преддверии «Милан — Сан-Ремо» его никак нельза забывать.
В числе успешно атакующих также можно ожидать Михала Квятковски и кого-нибудь из гонщиков Lotto - Soudal.

В рядах казахстанской «Астаны» стоит выделить Оскара Гатто и Алексея Луценко, но их шансы не слишком высоки. Большим успехом будет попадание в топ-10 любого из них. Стоит также отметить приглашение на гонку российской Gazprom - RusVelo, состоящей исключительно из российских гонщиков. Бороться за высокие места представителям Gazprom - RusVelo будет непросто, но они наверняка попробуют отобраться в ранний отрыв. Для сильнейшего спринтера команды Александра Порсева Чипресса и Поджо могут оказаться слишком сложными.


Любите велоспорт!
Made on
Tilda