По итогам прошедшей недели редакция Gruppetto.ru выбирает гонщика, который показал выдающийся результат, «прыгнул выше головы» или привлек наше внимание
Завершившийся в минувшее воскресенье чемпионат мира стал последним крупным стартом шоссейного сезона. Разумеется, главного героя для нашей рубрики мы искали именно в Дохе.
Победителем групповой гонки стал Петер Саган, но мы уже делали материал о нем, завоевавший серебро Марк Кэвендиш тоже был в центре нашего внимания. По сути дела выбирать оставалось из двух гонщиков Etixx - Quick Step, получившего в групповой гонке бронзу Тома Боонена и чемпиона в разделке Тони Мартин.
Боонен легендарный гонщик, но назвать его третье место грандиозным успехом никак нельзя, учитывая огромный объем работы, который провели его грегари. Мартин завоевал золото в разделке уже четвертый раз в карьере, но эта победа стала едва ли не самой ценной в его карьере. Несмотря на то, что сборная Германии вместе с Мартином оконфузилась в групповой гонке, вариантов у нас нет. Тони Мартин гонщик недели.
До старта чемпионата мира можно было с полным основанием заявить, что Тони с треском проваливает сезон, в разделках его регулярно били даже те гонщики, которые, казалось бы, заметно уступали ему в классе. Однако, возвращение к старой посадке на разделочном велосипеде, которая в своем время и сделала немца сильнейшим раздельщиком мира, позволила ему проехать одну из лучших гонок на время в карьере.
Теперь у Мартина и Фабиана Канчеллары по четыре титула и Тони достаточно стать чемпионат еще один раз, чтобы стать лучшим раздельщиком в истории чемпионатов мира.
Тони родился в 23 апреля 1985 года в восточногерманском Котбусе. Его семья бежала в Западную Германию еще до падения Берлинской стены. Велоспортом Мартин начал заниматься в 14 лет и после первых успехов он вернулся в восточную часть, уже давно объединившейся страны, и начал совмещать тренировки и учебу в спортивной академии Эрфурта. В 2003-м он стал чемпионом Германии в разделке в юниорской категории и подписал контракт с ведущей немецкой континентальной командой TEAG Köstritzer, база которой располагалась все в том же Эрфурте. В 2006-м году у команды сменился титульный спонсор и она начала называться Thüringer Energie Team, под этим названием ее и знает большинство любителей велоспорта.
Именно в этой команде через несколько лет сделают свои первые шаги Марсель Киттель, Джон Дегенкольб и Яша Зюттерлин, то есть большая часть гонщиков, которые представляли Германию в Катаре.
Нельзя сказать, что Мартин в молодежной категории считался каким-то уникальным талантом, но было ясно, что проблем с поисками профессиональной команды у него в дальнейшем не будет. В 2005-м Тони успел побывать на стажировке в будущем опальном Gerolsteiner. В том году он победил на двух этапах престижной молодежной гонки Giro delle Regioni, причем отнюдь не в коронной разделке, а в августе выиграл гонку на время на достаточно представительном Regio-Tour, оставив позади несколько известных профессионалов. В последующие два года он становился сильнее и закрепился в статусе ведущего молодого гонщика Германии. На его счету были победы в нескольких разделках, а также второе место в общем зачете «Тур де л'Авенир 2007», правда эта престижная молодежная многодневка в тот год была не слишком горной.
Перед 2008-м годом Мартин перешел в профессионалы, подписав контракт с Team Columbia (бывший T-Mobile team) и его дебют на взрослом уровне удался. На протяжении всего сезона Тони стабильно выступал на всех разделках, он остановился в шаге от победы на завершающей разделке «Джиро», но выиграл на «Туре Германии» у таких зубров, как Берт Грабш и Густав Эрик Ларссон. На дебютном чемпионате мира Тони занял высокое седьмое. Всего же тот сезон он одержал четыре победы, три из которых пришлись на разделки. О 23-летнем немце начали говорить, как о потенциально самом опасном конкуренте для почти непобедимого на тот момент Фабиана Канчеллары.
В следующем году все начали обсуждать возможности Мартина не только в разделке, но и в общем зачете многодневок. Он мог проходить в хорошем ровном месте даже марафонские перевалы, если они не имели запредельных градиентов. Мартин даже выиграл горный этап «Тура Швейцарии» и уступил на этой же гонке в разделке и общем зачете только Канчелларе.
На дебютном «Тур де Франс» Тони на последней неделе едва не выиграл из отрыва этап с финишем на легендарном Мон Ванту. Только Хуан Мануэль Гарате сумел отсидеться у него за спиной и сохранить силы на финишное ускорение на вершине тяжелейшего перевала. В конце сезона немец впервые стал призером чемпионата мира в разделке. Забегая вперед, скажем, что так убедительно, как в 2009-м году в горах Мартин больше никогда не выглядел. Тем не менее на отдельных гонках он и сейчас в горах смотрится прилично.
В 2010-м Мартин впервые стал чемпионом Германии в разделке по профессионалам и выиграл многодневку мирового тура. Ему достаточно ожидаемо покорился «Энеко Тур», успех в общем зачете на котором очень зависит от результатов гонки на время. Несмотря на то, что на чемпионате мира Мартин вновь занял третье место, можно с уверенностью сказать, что он на тот момент твердо утвердился в статусе раздельщика номер два в мире. Канчеллара с большим трудом опередил его на длинной разделке на «Тур де Франс», а на родном «Туре Швейцарии» и вовсе уступил более молодому немцу.
Следующий сезон стал едва ли не самым успешным в карьере немца. В 2011-м году он доминировал почти на всех разделках, в которых он принял участие. Тони с большим преимуществом выиграл на чемпионате мира у Уиггинза и Канчеллары, был лучшим на длинных разделках «Тура» и «Вуэльты», а также благодаря победам в своем коронном упражнении забрал общие зачеты «Париж - Ницца» и «Тура Пекина».
Перед началом 2012-го года Team Columbia, которая на тот момент была уже вовсе не Columbia, а HTC - HighRoad, прекратила свое существование и Мартин перешел в OmegaPharma - Quick Step, под крыло Патрика Лефевера. В последующие два года Тони не сбавлял оборотов, несмотря на то, что летом 2012-го ему сильно не повезло. У него были механические проблемы на обеих «туровских» разделках, ко всему прочему он умудрился сломать во Франции одну из костей запястья и его участие в лондонской Олимпиаде вызывало большие сомнения. В конечном счете в Лондоне он выступил, но получил только серебро, проиграв хозяина Игр Брэдли Уиггинзу. Однако, титул чемпиона мира он продолжал удерживать, да и в целом побед в разделках не становилось меньше.
В 2014-м Мартин впервые в карьере выиграл на «Туре» групповой этап, произошло это на среднегорном этапе. Сначала он уехал в ранний отрыв, а затем сбежал от своих попутчиков по лидирующей группе. В тот году он в очередной раз выиграл длинные разделки на «Туре» и «Вуэльте», причем на «Большой Петле» привез всем более полутора минут. Однако, чемпионат мира он впервые за четыре года проиграл, оказавшись слабее Уиггингза. Возможно именно поэтому он принял решение, о котором в последствии сильно желал. Немец решил начать 2015-ый год с новой, более аэродинамической посадкой.
Именно в прошлом году в результатах прославленного немца наметился спад, который продолжился уже в нынешнем сезоне. На «Тур де Франс» за счет атаки на последних километрах он выиграл брусчатый этап и стал лидером общего зачета, но через пару дней он угодил в завал и сошел с гонки с переломом ключицы.
На чемпионате мира Тони занял обескураживающие седьмое место, а за весь сезон в рамках мирового тура стал первым всего на одной индивидуальной гонке. В этом году все шло еще хуже. Положительно можно оценить только выступление на «Париж - Рубэ», на котором Мартин выполнил на Боонена огромный объем работы, а также победу на разделке в рамках «Тура Британии». Апофеозом стало лишь двенадцатое место на Олимпиаде в Рио. По ходу сезона Тони жаловался на боли в колене и перед стартом его не называли в числе главных претендентов, но места во втором десятке не ожидал никто.
Что было потом мы вы уже знаете. В следующем году гонщик получившие прозвище panzerwagen (броневик) будет выступать в «Катюша - Альпецин». В новой команде немец будет помогать Кристоффу и выцеливать любимые разделки и общие зачеты недельных гонок. Новая команда Мартина, как известно, становится швейцарской, но у нее по-прежнему будет много поклонников в России. Надеемся, что наших любителей велоспорта и своих давних поклонников Тони не разочарует.
Тони, только давай без ненужных экспериментов с посадкой!