Легендарные команды прошлого: Mapei

Мы запускаем новую рубрику в которой будем рассказывать о командах прошлого, которые внесли неоценимый вклад в развитие велоспорта
Ноябрь и декабрь традиционно не самые веселые месяцы для любителей шоссейного велоспорта. Серьезных международных гонок в этот период времени не проводится, а все громкие переходы были оформлены в предыдущие месяцы. Чтобы не дать вам скучать мы решили запустить новую рубрику, которая будет посвящена самым известным и успешным командам прошлого.
Начнем мы с команды, которая существовала не так давно и многие любители велоспорта со стажем ее прекрасно помнят. Речь идет о знаменитой итальянской Mapei, одержавшей за 10 лет более 650 побед на гонках самого разного уровня. Восемь раз Mapei становилась лучшей командой в рейтинге UCI.

Компания Mapei занимается производством клеев, герметиков и другой химической продукции используемой в строительстве. Офис компании находится в Милане. Итальянец Родольфо Скуинци основал Mapei в 1937-м году. Когда Mapei начала спонсировать велосипедную команду ее возглавлял Джорджо Скуинци, сын основателя компании. На тот момент Mapei уже был одним из ведущих производителей строительной химии в мире.
Основатель и владелец команды Джорджа Скуинци в 1995-м году (слева)
По ходу 1993-го года Mapei стала главным спонсором достаточно скромной велокоманды Eldor - Viner. До конца того сезона Viner оставался производителем велосипедов для команды, но уже перед началом 1994-го года итальянский коллектив пересел на велосипеды знаменитой марки Colnago. Именно на велосипедах Colnago команда гонялась до самого закрытия проекта в конце 2002-го года. В 1994-м году произошло слияние Mapei и испанской Clas - Cajastur, в результате которого в команде оказалось несколько крепких испанских гонщиков во главе с талантливым молодым баском Абрахамом Олано и звездный швейцарский многодневщик Тони Ромингер. К тому же в Mapei пригласили ряд сильнейших итальянских гонщиков и уже в 1994-м году команда Скуинци закончила год на первом месте в рейтинге UCI. Лидерство по итогам года команда в дальнейшем теряла всего один раз. В период с 1994-го по 1996-ой должность генерального менеджера занимал бывший профессиональный велогонщик Фабрицио Фаббри.

1994-ый получился для Ромингера очень успешным, он выиграл «Вуэльту», ряд других многодневных гонок и установил рекорд в часовой гонке на треке. Итальянец Джанлука Бортолами стабильно выступал на однодневных гонках и стал по итогам года обладателем проводящегося в ту пору кубка мира. Надо заметить, что первые годы своего существования в Mapei делали ставку, как на многодневные гонки, так и на однодневки. Однако, ситуация со временем изменилась и к началу 21-го века в команду звездных генеральщиков больше не звали, а вот на классических однодневках Mapei была невероятно сильна.

Перед началом 1995-го года вторым спонсором стала компания GB, являвшаяся до этого основным инвестором другой велосипедной команды. Вместе с GB в Mapei пришел знаменитый бельгийский однодневщик Йохан Мюзееув и спортивный директор Патрик Лефевер, который со временем занял пост генерального менеджера команды. С годами бельгийское влияние в Mapei будет увеличиваться, это можно объяснить заинтересованностью в успехах на однодневных гонках, специалистами которых являются многие гонщики из Бельгии. В 1995-м большие победы посыпались как из рога изобилия. Ромингер выиграл общий зачет «Джиро», Олано стал чемпионом мира в групповой гонке и занял второе место на «Вуэльте», Франко Баллерини выиграл «Ронде ван Влаандерен», а Мюзееув «Париж - Рубэ» и общий зачет кубка мира.
«Джиро 1995». Тони Ромингер в розовой майке лидера и наш Евгений Берзин.
Примечательно, что Олано и Ромингер делали большую ставку на разделку, а в горах шли от обороны. В том году Ромингер выиграл все три разделки на «Джиро», а Олано три разделки на «Вуэльте».

В 1996-м году Mapei на «Париж-Рубэ» забрала себе все три призовых места. Мюзееув, Бортолами и Андреа Тафи добрались до знаменитого велодрома в Рубэ в гордом одиночестве. Говорят, что перед финишем находившийся в техничке Лефевер позвонил Скуинци и владелец команды пожелал, чтобы победу в гонке одержал Мюзееув, поэтому никакой борьбы между партнерами по команде на финише не было.
Во-второй половине сезона Тафи выиграл «Джиро ди Ломбардия», а вездесущий Мюзееув первенствовал на чемпионате мира в групповой гонке и в общем зачете кубка мира. Олано и Ромингер были по-прежнему хороши на многодневных гонках, но на супер-турах ограничились только призовыми местами на «Джиро» и «Вуэльте». Забегая вперед, скажем что после 1995-го Mapei гранд-туры никогда не выигрывала. По итогам 1996-го Олано и Ромингер из Mapei ушли, а на смену им был приглашен действующий на тот момент победитель «Джиро» Павел Тонков.
Абрахам Олано в 1996-м году
По окончанию 96-го пост генерального менеджера занял знаменитый в прошлом гонщик Джузеппе Саррони. Фабрицио Фаббри из команды не ушел, до закрытия проекта он отработал в должности одного из спортивных директоров. В 1997-м году большой проблемой для Mapei - GB стало отсутствие побед на больших однодневках. Выигрывали гонщики итальянской команды много, в том числе на отдельных этапах многодневок, но впервые с 94-го года Mapei остался без побед на монументальных однодневках. Тонков выиграл по два этапа на «Джиро» и «Вуэльте» и занял второе место в общем зачете итальянского гранд-тура.

В 1998-м все вернулось на круги своя и команда добыла целую россыпь побед на самых престижных однодневных гонках. Мюзееув выиграл «Ронде ван Влаандерен», Франко Баллерини забрал «Париж - Рубэ», а в конце сезона швейцарец Оскар Каменцинд добыл для Mapei очередную радужную майку и победил на «Джиро ди Ломбардия». Наш Павел Тонков вновь стал вторым на «Джиро». Примечательно, что уже второй раз в истории гонщики Mapei облюбовали все призовые места на «Париж - Рубэ». Кампанию Баллерини на пьедестале составили Андреа Тафи и Вилфред Пеетерс.
«Париж - Рубэ 1998». Слева-направо: Тафи - Баллерини - Пеетерс
Перед 1999-м годом вторым спонсором Mapei стала компания Quick Step. В команду перешли два новых однодневщика экстра-класса - Паоло Беттини и Микеле Бартоли. В 99-м гонщики Mapei в третий и последний раз оккупировали все призовые места на «Париж - Рубэ». На сей раз победу одержал Андреа Тафи, а после него до финиша добрались Пеетерс и Том Стеелс. Тот сезон был особенно удачным для спринтера Стеелса, к пьедесталу «Северного Ада» он добавил три победы на этапах «Тура». Разумеется у команды было большое количество и других побед.

В 2000-м Mapei подписала контракт с совсем молодым Фабианом Канчелларой и сенсационным чемпионом мира 1999-го года Оскаром Фрейре. В тот год команде впервые покорился «Льеж-Бастонь-Льеж», победу на нем завоевал приобретавший звездный статус Беттини. Мюзееув в очередной раз выиграл «Париж - Рубэ». В конце сезона в итальянском коллективе случилось достаточно много перестановок. Лефевер ушел из Mapei и стал генеральным менеджером новой команды Domo - Farm Frites, в эту же команду ушел Мюзееув и некоторые другие гонщики Mapei. Покинул команду и занявший третье место на «Вуэльте 2000» Павел Тонков. Последним в истории команды генеральным менеджером стал Альваро Креспи.
«Фламандский Лев» Йохан Мюзееув на финише «Париж - Рубэ 2000»
После серьезных изменений сезон 2001-го года у команды не задался. Mapei впервые за несколько лет потеряла первую позицию в рейтинге UCI, а гонщики не сумели выиграть ни одной монументальной однодневки. Немного скрасила впечатление от провального сезона вторая победа Фрейре на чемпионатах мира, благодаря которой Mapei весь 2002-го год владела радужной майкой.

Перед 2002-м годом молодежное подразделение команды получило континентальную лицензию и в него были переведены многие известные в будущем гонщики. В том числе Фабиан Канчеллара, Филиппо Поццато, Майкл Роджерс и наш Евгений Петров. Основная команда исправила ошибки предыдущего года и вновь блистала на классических однодневках. Беттини второй раз в карьере выиграл «Льеж-Бастонь-Льеж» и в конце года стал обладателем кубка мира, а Андреа Тафи первый и единственный раз в карьере первенствовал на «Ронде ван Влаандерен». Однако, еще до конца сезона стало понятно, что Скуинци решил прекратить финансирование своего проекта. После окончания сезона 2002-го года произошло слияние Domo - Farm Frites и Mapei - Quick Step в команду Quick Step - Davitamon c Лефевером в качестве генерального менеджера. Команда существует и сейчас, но официальным продолжением Mapei ее считать нельзя.
Андреа Тафи побеждает на «Ронде ван Влаандерен 2002»
Стефано Гарцелли и Паоло Беттини (слева-направо) занимают первые два места на «Льеж - Бастонь - Льеж»
Что побудило Скуинци уйти из велоспорта? Поговаривают, что окончательно он принял это решение после «Джиро 2002», на которой лидер Mapei, Стефано Гарцелли сдал положительный допинг-тест и получил девятимесячную дисквалификацию. Скуинци просто устал от допинговых скандалов, которые сотрясали велоспорта в конце 20-го - начале 21-го веков. Хотя, конечно, надо понимать, что сами гонщики Mapei не были кристально чистыми, некоторые велосипедисты команды были клиентами печально известного в будущем доктора Микеле Феррари.

Гонщики Mapei в разные годы побеждали почти на всех крупнейших велогонках, исключением стали только «Тур де Франс» и «Милан - Сан Ремо». С «Туром» все логично, в последние годы итальянская команда вообще не делала ставку на многодневки, а вот с «Милан - Сан Ремо» все получилось удивительно, ведь это одна из двух монументальных итальянских однодневок.

По различной информации в начале нулевых бюджет команды достигал 10-12 миллионов евро. Сейчас такими деньгами может похвастаться почти любая команда мирового тура, но тогда это были огромные для велоспорта деньги. В 2001-м году в составе команды было целых 44 гонщика! Слухи о возвращении Скуинци в велоспорт ходили много раз, но они так ни разу и не подтвердились.
У Mapei остался отличный центр подготовки, который не был закрыт после окончания финансирования профессиональной команды. Сейчас услугами центра Mapei Sport пользуются некоторые профессиональный коллективы, в частности наш Gazprom - RusVelo.

Mapei не выступает уже 14 лет, тем не менее команду не забывают и она приобрела легендарный статус. До сих пор большой популярностью у вело любителей пользуется красочная форма команды. Ее дизайн часто менялся, но она всегда оставалась очень яркой, мапеевские фирменные кубики помнят многие.
Благодаря Mapei стало понятно, что вовсе необязательно выигрывать супер-многодневки, чтобы считаться лучшей командой в мире.


Любите велоспорт!

Made on
Tilda