Велокросс: грязь, боль и велосипеды

Пришло время рассказать о велокроссе – почему, зачем, на чем и как!
Настало время рассказать нашей, уже достаточно широкой публике, о таком великолепном виде спорта, как велокросс. Наверняка многие с ним хорошо знакомы, но надеемся, что для некоторых эта статья окажется полезной.
Введение

Велокросс представляет из себя гонку на велосипеде по пересеченной местности. Гонщики преодолевают несколько кругов по трассе, на которой могут встречаться участки асфальта, брусчатки, земли и травы. Кроме того организаторы соревнований часто используют искусственные преграды - лестницы, барьеры, небольшие искусственные холмики. На круге встречаются короткие подъемы и спуски, часть из них просто невозможно преодолеть на велосипеде, либо из-за слишком крутых градиентов, либо из-за технической сложности. На таких участках гонщики просто закидывают себе велосипед на плечо и бегут.
Протяженность одного круга обычно колеблется от двух с половиной до трех километров. Девушки преодолевают меньшее количество кругов, их гонки продолжаются около 35-40 минут, мужские около часа с небольшим. Надо иметь в виду, что каждая трасса для велокросса отличается друг от друга. Некоторые бывают достаточно простыми и скоростными, особенно если соревнования проходят в хорошую погоду, а другие наоборот сверхсложными c затяжными участками «апхилла», более характерными для соревнований по маунтинбайку. Все зависит от местности и фантазии организаторов. Средняя скорость на соревнованиях по велокроссу находится на уровне 20 километров в час. На каждой трассе должна быть так называемая «пит-зона», на которой гонщик имеет право заменить велосипед. Замену осуществляют специальные механики, которые есть у всех серьезных кроссовых команд. Менять велосипед приходится достаточно часто, поломок в велокроссе, в связи с особенностью этого вида спорта, происходит гораздо больше, чем на шоссе. К тому же в плохую погоду колеса велосипеда быстро покрываются толстым слоем грязи, поэтому кроссмены предпочитают получать вычищенный байк на каждом круге. Соревнования по велокроссу обычно проводятся поздней осенью и зимой, когда шоссейные гонщики отдыхают или готовятся к новому сезону. Это позволяет многие гонщиками совмещать выступления по шоссейному велоспорту и велокроссу.


Пару слов о велосипедах


Велосипед для велокросса внешне похож на обычный шоссейный, но разница между ними все-таки есть, причем существенная. В первую очередь это касается геометрии рамы. Рама велосипеда для велокросса больше адаптирована для невысоких скоростей, которые характерны для гонок по бездорожью. Существует ряд особенностей: высокий просвет между рамой и колесом, приподнятая каретка, ход руля немного увеличен, но вдаваться в подробности мы не будем на этом этапе. На велосипед для велокросса устанавливают более толстую и шипованную резину, которая лучше подходит для езды по грунту и более адаптирована под невысокие скорости этого вида спорта.
Велосипед Trek Boone 9 Disc для велокросса
История велокросса и его развитие

Принято считать, что организатором первых соревнований по велокроссу был француз Даниэль Гуссо. В 1902-м году именно с его подачи был проведен первый чемпионат Франции по велокроссу. В дальнейшем новый вид спорта начал набирать популярность в приграничных с Францией государствах, в первую очередь в Бельгии и Нидерландах, затем он добрался до Швейцарии, Люксембурга, Италии и Испании. Победитель «Тур де Франс» 1910-го года Октав Лапиз считал, что выиграл «Большую Петлю» во многом благодаря зимним велокроссовым тренировкам. Первый чемпионат мира по велокроссу прошел в 1950-м году в Париже, победу на нем одержал хозяин соревнований Жан Робик, за три года до этого выигравший общий зачет «Тур де Франс». Семь раз чемпионом мира становился бельгиец Эрик де Фламинк, брат легендарного шоссейного гонщика Роджера де Фламинка.
Эрик де Фламинк
На сегодняшней день большой популярностью велокросс пользуется в Бельгии и Нидерландах, но гонщики высокого уровня есть и во Франции, Чехии, Италии и Германии. В женских соревнованиях хорошо выступают представительницы США и Великобритании.

В России велокросс почти не развивают, связано это с тем, что этот вид велоспорта не является олимпийским, соответственно вкладывать деньги в его развитие федерация велоспорта видимо не считает нужным. Чемпионат страны, конечно, проводится, но большого интереса он не вызывает. Пару лет назад президент UCI Брайан Куксон пытался добиться включения велокросса в программу зимних игр, но в МОК приняли решение от велокросса отказаться. Мотивировали это представители Международного Олимпийского Комитета тем, что на зимних Олимпийских играх медали должны разыгрываться только на поверхности снега и льда. Жаль, что в МОК приняли такое решение, на наш взгляд велокросс мог стать изюминкой зимних Олимпиад.


Структура велокроссового сезона

Самым престижным стартом сезона считается чемпионат мира, который традиционно проходит в январе. В этом сезоне звание сильнейшего кроссмена сезона будет разыграно в Люксембурге. Большой престижностью также пользуются три гоночные серии - кубок мира, серия «Суперпрестиж» и серия
DVV Verzekeringen Trofee. Этапы серии «Суперпрестиж» проходят в Бельгии и Нидерландах, а DVV Verzekeringen Trofee только в Бельгии, тем не менее эти серии почти не уступают кубку мира в престижности. Для гонщиков из Бельгии большое значение имеет национальный чемпионат, конкуренция на котором бывает очень жесткой. В 2015-м году был проведен первый в истории чемпионат Европы по велокроссу. В прошлом сезоне 22-летний бельгиец Ваут ван Арт из команды Crelan - Vastgoedservice стал победителем всех крупных соревнований сезона. Он выиграл чемпионаты мира и Бельгии, а также кубок мира, «Суперпрестиж» и DVV Verzekeringen Trofee. Его соотечественник Тоон Артс (Telenet - Fidea) недавно стал чемпионом Европы.

Примечательно, что именно на соревнованиях по велокроссу был впервые выявлен случай использования механического допинга, о котором так много говорят в последнее время. На чемпионате мира 2016-го в одном из велосипедов 19-летней бельгийки Фемке ван ден Дриссе был найден мотор. После достаточно длительных разбирательств ван ден Дриссе получила шестилетнюю дисквалификацию.

Некоторые успешные велокроссмены со временем переходят в шоссейный велоспорт и порой достигают высоких результатов. Гонщики с кроссовым «бэкграундом» в техническом плане сильнее шоссейных гонщиков. Также они хороши на коротких разделках, особенно на технически сложных, с большим количеством поворотов. Кроссмены часто хорошо спринтуют и карабкаются в короткие горы. Выдавать максимальное количество ватт на коротком промежутке времени должен каждый сильный кроссмен. Петер Саган в юниорах много выступал по велокроссу и маунтибайку и это несомненно помогает ему добиваться высоких результатов на шоссейных гонках.


Противостояние

На данный момент в мужском велокроссе есть два явных лидера - это голландец Матье ван дер Пул из команды Beobank - Corendon и бельгиец Ваут ван Арт из Crelan - Vastgoedservice. В прошлом сезоне ван дер Пул пропустил из-за травмы начало сезона, поэтому не мог бороться с ван Артом в общем зачете кубка мира и других серий. 21-летний голландец был чемпионом мира в 2015-м году. Он представитель легендарной велосипедной семьи, внук многократного призера «Тур де Франс» Раймона Пулидора и сын Адри ван дер Пула, успешно совмещавшего выступления на шоссе и в велокроссе. 22-летнего Ван Арта мы в следующем году увидим на крупнейших бельгийских шоссейных гонках. С 1-го января официально произойдет слияние его нынешней команды Crelan - Vastgoedservice и Verandas Willems и новая проконтинентальная команда наверняка получит приглашение на важные шоссейные гонки. Надо отметить, что ван дер Пула считается более технически оснащенным кроссменом, а ван Арта более силовым. В этом сезоне ван дер Пул чаще побеждает в очных противостояниях.
Две ярчайшие звезды современного велокросса. Матье ван дер Пул (на переднем плане) и Ваут ван Арт
Ближайшим крупным стартом будет этап кубка мира в бельгийском Коксейде. Кросс в Коксейде является одним из самых престижных в календаре, впервые он проводился в 1969-м году. В прошлом году в Коксейде выиграл легендарный бельгиец Свен Нейс, который по праву считается одним из лучших кроссменов в истории. На последних метрах Нейс расправился с ван Артом. Победа в Коксейде стала для Нейса юбилейной пятидесятой на этапах кубка мира. Это был последний крупный успех Нейса, по итогам сезона 2015/2016 он завершил спортивную карьеру и теперь является руководителем одной из ведущих кроссовых команд мира - Telenet - Fidea. Мы собираемся на просмотр этого старта в уютном мотокафе, если вы в Москве, то присоединяйтесь. Будем рады.

В общем зачете кубка мира в этом сезоне уверенно лидирует ван Арт и его позициям никто не угрожает. Ван дер Пул пропустил первые две гонки из-за перенесенной перед началом сезона операции. Кросс в Коксейде должен стать очередным этапом противостояния ван Арта и ван дер Пула, но в их борьбу могут вмешаться и другие гонщики. Например, бельгийцы Тоон Артс (Telenet - Fidea), Лауренс Свеек (Era - Circus), Майкл Вантуренаут и опытнейший Кевин Паувелс (оба Marlux - Napoleon Games).
До встречи на просмотре и любите велоспорт!
Made on
Tilda