05.05.2023

Розовое безумие: Giro D'Italia 2023

Основная информация об истории, маршруте и правилах
Шестого мая 1890 года церковь мормонов отказалась от многоженства. Шестого мая 1998 года новая столица Казахстана Акмола была переименована в Астану. А шестого мая 2023 года начнется 106-я по счету версия супермногодневки «Джиро д'Италия». Какое из трех этих событий интересует вас больше всего? Если третье, то вы попали на правильный сайт.

В ближайшие три с половины недели будет проходить первый гранд-тур сезона. Сегодня мы расскажем об истории «Джиро», дадим немного статистики и фактов о нынешней версии гонки.

Подписывайтесь на наш Telegram–канал, чтобы быть в курсе всех последних новостей и событий.

История

Организатором первой «Джиро» выступила легендарная спортивная газета La Gazzetta dello Sport. Один из редакторов газеты Тулло Морганьи поделился своей идеей с владельцем (Эмилио Костаманьей) и редактором велосипедного отдела (Армандо Кунье). Костаманья был воодушевлен успехом «Джиро ди Ломбардия» и «Милан – Сан-Ремо», которые «Гадзетта» к тому времени уже проводила. Об организации многодневки было объявлено на первой полосе газеты седьмого августа 1908-го года, датой ее проведения был заявлен май следующего года.

В дальнейшем Морганьи, Костаманья и Кунье начали искать деньги на саму гонку. Добыть их удалось с помощью общего друга, бухгалтера банка Cassa di Risparmio Примо Боньрани. В поисках спонсоров Боньрани отправился по регионам Италии и через некоторое время ему удалось собрать недостающие деньги. Удивительно, но финансово поддержала гонку даже газета Corriere della Sera, считавшаяся главным конкурентом La Gazzetta dello Sport.

13-го мая 1909-го на старт первого издания «Джиро д'Италия» вышли 127 гонщиков, которые в рамках восьми этапов преодолели 2448 километров. До финиша многодневки добрались только 49 участников, а выиграл ее Луиджи Ганна.

В это трудно поверить, но первые пять лет победитель определялся вовсе не по сумме времени, за которые были преодолены все этапы, а по специальной системе очков. В 1914-м Альфонцо Кальцолари стал первым гонщиком, выигравшим «Джиро» по сумме времени преодоления всех этапов. За два года до этого, в 1912-м, у итальянского гранд-тура не было индивидуального триумфатора, велся подсчет только командного зачета, в котором Atala опередила Peugeot и Gerbi. Не проводилась «Корса Роза» (итал. –«розовая гонка») только в периоды Первой и Второй мировых войн, с 1915-го по 1918-ый и с 1941-го по 1945-ый годы.

В 1925-м году в общем зачете впервые победил Альфредо Бинда, ставший в последствии рекордсменом итальянского гранд-тура. В 1927-м году он выиграл 12 этапов из 15! Долгие годы Бинда удерживал рекорды по количеству побед в общем зачете (5) и по количеству выигранных этапов (41). В 1930-м La Gazzetta dello Sport даже предложила Бинде 23 тысячи лир, чтобы он давал больше шансов своим конкурентам.
Альфредо Бинда
Только через много лет его рекорд по количеству побед в общем зачете повторили Фаусто Коппи и Эдди Меркс, рекорд по выигранным этапам в 2003-м перехватил Марио Чиполлини (42). Все тот же Меркс с годами набрал рекордные 77 дней в Maglia Rosa.

В 1936-м, через три года после последней победы Бинды, «Джиро» первый раз выиграл Джино Бартали – в будущем еще один легендарный гонщик. В общей сложности Бартали становился победителем «Корса Розы» три раза, причем первую и последнюю победу разделяли целых 10 лет.

В 1940-м году многодневку выиграл 20-летний партнер Бартали по команде Legnano Фаусто Коппи. В последствии противоборство Бартали и Коппи стало для «Джиро» знаковым, а Коппи выиграл гонку пять раз. Наверняка они выиграли бы многодневку и большее количество раз, но им не позволила этого сделать Вторая мировая война, из-за которой «Джиро» не проводилась пять лет. Первую и последнюю победу Коппи разделили рекордные 13 лет.
Джино Бартали (слева) и Фаусто Коппи
Первым иностранцем, сумевшим одолеть хозяев гонки и стать победителем общего зачета, в 1950-м году стал швейцарец Хьюго Коблет.

Сильнейший гонщик в истории велоспорта Эдди Меркс одержал свою дебютную победу в генеральной классификации в 1968-м году. Знаменитому итальянцу Феличе Джимонди не повезло попасть в эпоху Меркса. Феличе выиграл «Корса Розу» три раза, а мог выиграть еще раза два-три, если бы не «Каннибал» из Бельгии.

Во второй половине 70-х и в первой половине 80-х на гонке доминировали итальянцы Джузеппе Саронни и Франческо Мозер, а также француз Бернар Ино. Ино был победителем общего зачета трижды, Саронни два раза, а Мозер всего один, зато итальянцы вдвоем выиграли едва ли не 50 этапов и почти 100 дней владели майкой лидера.

В 1988-м американец Энди Хэмпстен стал первым победителем «Джиро», не представляющим европейскую страну. Сейчас это уже обыденное явление. В последние четыре года общий зачет три раза выиграли гонщики не из Европы.

В 90-х яркий след на «Джиро» оставил пятикратный победитель «Тур де Франс» Мигель Индурайн, легендарный Марко Пантани, его соотечественник Иван Готти, а также россияне Евгений Берзин и Павел Тонков. Индурайн был победителем в 1992-93-м годах, Готти в 1997-м и 1999-м, Пантани выиграл в 1998-м, Берзин в 1994-м, а Тонков в 1996-м.
Марко Пантани (впереди) и Павел Тонков
Уже в начале нового столетия по два раза покоряли общий зачет Паоло Саволделли (2002 и 2005) и Джильберто Симони (2001 и 2003). После них на авансцену вышли прекрасно знакомые современному поколению болельщиков Иван Бассо (2006 и 2010), Альберто Контадор (2008 и 2015), а также Винченцо Нибали (2013 и 2016). Контадор выиграл гонку еще раз, было это в 2011-м, но из-за допингового скандала победа отошла к Микеле Скарпони.

Крис Фрум выиграл итальянский гранд-тур в 2018-м и за счет этого оформил «тройную корону» (Giro D'Italia + Tour de France + Vuelta a Espana). За год до него сильнейшим стал Том Дюмулен.

В 2009-м Денис Меньшов повторил достижение Берзина и Тонкова, став третьим русским гонщиком, победившим на «Корса Роза».

В последние два года итальянский гранд-тур выигрывали Эган Берналь (2021) и Джай Хиндли (2022). Оба они в этом году выступать на «Джиро» не будут.


Статистика

– Альфредо Бинда, Фаусто Коппи и Эдди Меркс побеждали на «Джиро» по пять раз. Джованни Брунеро, Джино Бартали, Фьоренцо Маньи, Феличе Джимонди и Бернар Ино по три раза.

– Представители Италии выигрывали генеральную классификацию 68 раз, у Бельгии семь побед, у Франции – шесть, у Испании – пять.

– Наибольшее количество призовых мест – Феличе Джимонди (9).
Феличе Джимонди
– Самый молодой победитель общего зачета – Фаусто Коппи (в 1940-м победил в возрасте 20 лет и 158 дней). Самый возрастной победитель – Фьоренцо Маньи, в 1955-м ему было 34 года и 180 дней.

– Самый молодой победитель этапа – Олимпио Бицци в 1936-м (19 лет и 299 дней), самый возрастной победитель этапа – Паоло Тиралонго в 2015-м (37 лет и 313 дней).

– Чаще других горный зачет выигрывал Джино Бартали, «горным королем» ему довелось быть целых семь раз.

– Франческо Мозер и Джузеппе Саронни – рекордсмены зачета «лучшего по очкам», у обоих по четыре успеха.

– Чаще других на гонке выступал и на ней финишировал итальянец Владимиро Паницца (18 стартов, 16 финишей).

– Максимальный разрыв между первым и вторым место в генеральной классификации был зафиксирован в 1914-м, тогда Альфонцо Кальцолари привез второму призеру почти два часа.

– Минимальный разрыв был в 1948-м, Фьоренцо Маньи выиграл у Эцио Чекки всего 11 секунд. В 1955-м все тот же Маньи опередил Коппи на 13 секунд, а в 1974-м Меркс проехал гонку на 12 секунд лучше Джанбатиста Баронкелли.

– Максимальная протяженность гонки были зафиксирована в 1954-м году - 4337 километров. Минимальная - 2439,6 км в 1912-м.

– Максимальная средняя скорость составила 40,18 км/ч в 2018-м, минимальная – 23,437 км/ч в 1914-м.

– Максимальное количество стартовавших – 298 в 1928-м, минимальное – 49 в 1920-м.

– Максимальное количество финишировавших – 169 в 2009-м, минимальное – 8 в 1914-м.


Giro D'Italia 2023

106-я «Джиро» пройдет с 6-го по 28-е мая. Стартует в Фоссачезии (провинция Кьети), а завершится в Риме.
Пределы Италии гонка покинет один раз. 13-ый этап закончится в Швейцарии, а 14-ый в ней же стартует. Вот так выглядят профили всех этапов (твиттер @ammattipyoraily):
Структура маршрута

– общая протяженность всех этапов: 3489,2 километра, средняя протяженность этапа 166,2 км;

– три индивидуальные гонки с раздельным стартом общей протяженностью – 73,2 км;

– общий набор высоты – 51400 (по информации RCS)

– семь равнинных этапов;

– пять среднегорных и шесть высокогорных этапов;

– семь этапов будут заканчиваться на вершине категорийных подъемов


Вот профили ключевых этапов:
Если этого вам будет недостаточно, то вот роудбук со всей подробной информацией.


Призовые майки и система начисления очков

Лидер общего зачета является обладателем розовой майки (Maglia Rosa). Гонщик, находящийся на первой позиции в классификации по очкам, получает цикламеновую майку (Maglia Ciclamino). «Горному королю» предстоит щеголять в Maglia Azzurra (голубая майка), а лучшему молодому в Maglia Bianca (белая майка).
Победитель общего зачета и его текущий лидер определяется по сумме времени на всех этапах, но по ходу гонки можно получать еще и бонусные секунды, они предусмотрены на всех групповых этапах. За победу на этапе списывают 10 секунд от общего времени, за второе место шесть, за третье – четыре. Бонусные секунды можно заработать и на двух промежуточных спринтерских финишах каждого этапа: за первое место три секунды, за второе – две, а за третье – одна секунда.

Не так давно систему зачисления баллов в «очковую» классификацию изменили так, чтобы ее почти наверняка выигрывали спринтеры. За победу на преимущественно равнинных этапах (этапы категории А и Б) можно получить аж 50 очков (первое место – 50, второе – 35, третье – 25, ... 15 – 1 очко). На этапах средней сложности (категория С) победа стоит 25 очков, а всего очки получают 10 первых на финише. Победителям самых сложных этапов (категория Д и E) достается всего 15 очков. Также очки можно заработать на промежуточных премиях (таких премий две на каждом этапе) – 10 очков за первое место и одно очко за пятое.

В горном зачете есть так называемый подъем Cima Coppi («Чима Коппи»), за первое место на котором начисляется сразу 50 очков. В этом году «Чимой Коппи» станет Коль-дю-Гран-Сан-Бернар (2469 метров), на который участники поднимутся на 13-м этапе. Вершина пика расположена практически на границе Швейцарии и Италии.
Коль-дю-Гран-Сан-Бернар
Подъемы первой категории максимально дают 40 очков (таких подъемов в маршруте этого этого года 13), первое место на подъеме второй категории оценивается в 18 очков (всего 18 подъемов), за третью категорию можно получить девять очков (восемь подъемов), а вот восхождения четвертой категории стоят всего три очка за первое место (девять подъемов). Всего в маршруте 106-ой «Корса Розы» будет 49 официальных подъемов различной степени сложности.

В молодежный зачет входят все гонщики, родившиеся после после 31-го декабря 1997-го года, то есть 1997-го года рождения или младше. Всего на этой «Джиро» таких участников будет 54.


Немного статистики 2023-го года

В этом году на «Корса Розе» стартуют 176 гонщиков из 33 стран. Больше всего итальянцев – 51.

Самый молодой участник 106-ой по счету «Корса Розы» – американец Мэттью Риккителло из Israel – Premier Tech, он родился 5-го марта 2002-го года. Самый возрастной – итальянец Доменико Поццовиво из все той же Israel – Premier Tech, дата его рождения: 30.11.1982.

Самая молодая команда: Team DSM (средний возраст – 25 лет и 76 дней), самая возрастная: Astana – Qazaqstan Team (30 год и 37 дней).

Чаще других из участников 2023-го года на «Джиро» стартовал вездесущий Доменико Поццовиво. Завтра миниатюрный «горняк» начнет свой уже 17-ый итальянский гранд-тур. По количеству финишей тоже лидирует Поццовиво – 11.

В гонке примет участие один гонщик из России, выступающий под нейтральным флагом – Александр Власов (Bora – hansgrohe). У Казахстана, Латвии, Литвы и Эстонии по одному представителю: Вадим Пронский (Astana Qazaqstan Team), Томс Скуиньш (Trek – Segafredo), Игнатас Коноваловас (Groupama – FDJ) и Рейн Таарамяе (Intermarche – Circus – Wanty).

Это, пожалуй, вся необходимая информация о гонке. Завтра опубликуем превью с гонщиками, которые поведут борьбу за общий зачет.

Let the show begin!
Автор: Салим Макеев
Made on
Tilda