17.04.2020

20 лучших велогонщиков XXI века. Часть 2

Определяем лучших в этом столетии
Лучшие – в данный момент, в прошлом году, в прошлом десятилетии, в прошлом веке. Лучших любят определять во всех индустриях, будь то спорт, кинематограф, наука и т.д. Во время паузы мы тоже решили заняться определением лучших. Возьмем последние 20 лет, которые мы застали и неплохо знаем.

Подписывайтесь на наш Telegram–канал, чтобы быть в курсе всех последних новостей и событий по ссылке.
Сегодня никаких длинных прелюдий. Практически сразу начнем представлять гонщиков, которые оказались в топ-10.

Отметим только, что выбрать гонщиков для первой десятки оказалось достаточно просто, они выделялись на фоне других. Зато расставить этих десятерых по местам было очень тяжело. На наш взгляд, разница между десятым и четвертым гонщиками в топе минимальная. На распределение мест в первой тройке мы тоже потратили много времени, хотя лидеры топа все-таки имели небольшой перевес над остальными.

Внизу вы найдете опрос, в котором сможете выразить свое собственное мнение.

Познакомиться с первой половиной рейтинга или освежить ее в памяти можно тут.


10) Петер Саган (Словакия)

Открывает десятку лучших в XXI веке любимец публики Петер Саган. Многим наверняка хотелось видеть его на более высокой позиции, но ставить его выше пока рано.

Саган автор пары уникальных достижений, он три раза подряд становился чемпионом мира в групповой гонке, семь раз выигрывал зеленую майку лучшего спринтера «Тур де Франс». Однако, гонщики которые стоят в рейтинге выше тоже имеют свои супер рекорды, ничуть не уступающие по значимости достижениям Сагана.

Семь зеленых маек – это действительно круто и рекордно, но спринтерский зачет не может идти ни в какое сравнение с общим. Переоценивать это достижение не следует.

Не менее весомыми мы считаем 12 побед Петера на отдельных этапах «Большой Петли». К ним он добавил три этапа «Вуэльты», три победы на «Гент – Вевельгем», общий зачет «Тура Польши», два первых места на «Гран-При Квебека» и по одной выигранной «E3 Харельбеке» и «Гран-При Монреаля». В общей сложности к 30 годам Саган набрал уже 121 победу в профессионалах.

Что не хватает Петеру? Монументальных классик, конечно же. Он по разу выигрывал «Ронде ван Влаандерен» и «Париж – Рубе», но в этом веке были гонщики, которые делали то же самое гораздо чаще. На «Милан – Сан-Ремо» Саган три раза был вторым, очевидно, что победы на этой классике ему в данный момент не хватает больше всего.

Неплохо было бы выиграть несколько этапов и на «Джиро». Пока словак на итальянский гранд-тур не заглядывал. Планировал в этом году, но вмешались чрезвычайные обстоятельства.

Титула олимпийского чемпиона у Сагана нет, но им в шоссейном велоспорте вообще мало кто может похвастаться. Маршрут групповой гонки на следующей Олимпиаде в Токио Петеру не очень подходит.

«Милан – Сан-Ремо» и по одной дополнительной победе на «Ронде ван Влаандерен» и «Париж – Рубе» вознесут Сагана гораздо выше в списке выдающихся гонщиков. Пока десятое место.
9) Паоло Беттини (Италия)

На девятом месте в рейтинге расположился знаменитый итальянский однодневщик Паоло Беттини. Карьеру он завершил уже почти 12 лет назад, поэтому молодое поколение болельщиков знает его не очень хорошо, хотя коллекция титулов у него просто выдающаяся.

Беттини – единственный в истории велоспорта гонщик, который выигрывал золото Олимпиады и титул чемпиона мира в групповой гонке будучи профессионалом. До 1996-го года на Олимпиадах на шоссе гонялись только любители, которые еще не имели контрактов с сильнейшими командами мира. В 2004-м Беттини выиграл групповую гонку на Играх в Афинах, а в 2006-м и 2007-м дважды подряд становился сильнейшим на чемпионате мира.

Все у Беттини в порядке и с монументами – по две победы на «Льеж – Бастонь – Льеж» и «Джиро ди Ломбардия», одна на «Милан – Сан-Ремо». Одну из двух побед на «Льеж – Бастонь – Льеж» итальянец добыл в 2000-м году, то есть еще в XX веке, но все равно, в этом столетии у него есть золото чемпионата мира, Олимпиады и три разных монументах.

На других престижных однодневках у Беттини тоже все хорошо. Победы на «Классике Сан-Себастьяна» и «Гран-При Гамбурга», две победы на уже несуществующем «Гран-При Цюриха», звание чемпиона страны.

На многодневках титулов у Беттини было не так много, но главное для себя он все-таки добыл. У него есть победы на этапах всех трех гранд-туров, причем на «Вуэльте» сразу пять этапов. На «Джиро» он выигрывал Maglia Ciclamino (аналог зеленой майки «Тур де Франс»).

Паоло был хорош на тяжелом рельефе, но это не мешало ему зарубаться и иногда выходить победителем из противостояний с чистыми спринтерами, даже такими, как Алессандро Петакки или Эрик Цабель.

Всего у итальянца 61 победа в профессионалах и заслуженное место в десятке.
8) Марк Кэвендиш (Великобритания)

На восьмом месте оказался лучший спринтер XXI века Марк Кэвендиш, который все еще выступает, но уже давно переживает не лучшие времена.

Еще в 2008-м году, когда ему было всего 22 года, Кэвендиш выиграл на «Тур де Франс» четыре этапа. В дальнейшем он довел число побед на этапах на главной гонке мира до 30. Теперь по этому показателю он уступает только Эдди Мерксу, у которого 34 победы.

Еще пару лет назад Марк не скрывал, что рассчитывает побить рекорд Меркса, но в виду последних неудач он говорит об этом все реже и реже.

Все в порядке с послужным списком у Кэвендиша и на других важных гонках. На «Джиро» он победил на 15 этапах, в уже далеком 2009-м он стал победителем «Милан – Сан-Ремо», а еще через два года выиграл титул чемпиона мира в групповой гонке. На «Вуэльту» британец заглядывал не слишком часто, но три этапа на испанском гранд-туре у него тоже есть.

В виду своей не самой большой универсальности, Марку долго не покорялись победы в спринтерском зачете гранд-туров, но и эту проблему со временем он сумел решить. В 2011-м он взял зеленую майку «Тура», а через два года закончил «Джиро» в Maglia Ciclamino.

В последние пару лет казалось, что проблемы с мононуклеозом и уже достаточно солидный возраст могут вынудить Кэвендиша завершить карьеру, но пока он все еще в строю. Перед началом 2020-го он подписал контракт с Bahrain – McLaren.

Многие считают Кэвендиша лучшим спринтером в истории велоспорта, поэтому его место в топ-10 не вызывает сомнений. В общей сложности у него 146 побед.

7) Том Боонен (Бельгия)

На седьмое место рейтинга попал Том Боонен, которого по праву можно называть лучшим гонщиком Фландрии в этом столетии.

Боонен на пике своей карьеры был не только сильнейшим специалистом северных классик, но и едва ли не лучшим чистым спринтером мира.

В XXI веке никто чаще Тома не выигрывал «Париж – Рубе» – самую престижную монументальную классику из всех. В 2016-м году он мог выиграть «Северный Ад» в пятый раз и установить абсолютный рекорд гонки, но на финише его сенсационно объехал австралийский ветеран Мэттью Хэйман.

На «Ронде ван Влаандерен» у Боонена три титула. Дважды он выиграл эту классику еще со старым маршрутом, который был чуть проще, чем нынешний, последний свою победу он взял уже на новом маршруте.

Разумеется, есть у Боонена и титул чемпиона мира. Групповую гонку он выиграл в Мадриде, в 2005-м году. Через 11 лет, в 2016-м, он снова оказался на пьедестале, правда уже только на третьем месте. Помимо этого бельгиец брал «Гент – Вевельгем» (трижды) и «E3 Харельбеке» (пять раз).

На «Тур де Франс» спринтер Боонен выиграл шесть этапов, к которым в 2007-м добавил зеленую майку. На «Вуэльте» он побеждал на двух этапах.

Чтобы подняться выше Боонену не хватило Италии. Он не только не выигрывал этапов «Джиро», на ней он стартовал всего один раз, но и «Милан – Сан-Ремо». На весенней итальянской классике бельгиец дважды был в тройке, но победить на ней он так и не сумел.

Семь побед на монументах, звание чемпиона мира, зеленая майка, шесть этапов «Большой Петли» и 121 победа в сумме. Этого хватило для седьмого места.
6) Филипп Жильбер (Бельгия)

Чуть выше Боонена оказался его валлонский соотечественник Филипп Жильбер, который в свои неполные 38 лет не только продолжает гоняться, но все еще остается одним из лучших в мире гонщиков.

Жильбер единственный велосипедист в XXI веке, который становился призером всех пяти монументальных классик и победил на четырех из них. Всего таких побед пять (две на «Ломбардии» и по одной на «Ронде ван Влаандерен», «Париж – Рубе» и «Льеж – Бастонь – Льеж»). По количеству побед он уступает Боонену и Канчелларе, зато превосходит их по универсальности.

Подкрепил свои монументальные успехи Жильбер и на других важных гонках. В 2012-м году он стал чемпионом мира в групповой гонке, четыре раза он побеждал на «Амстел Голд Рейс», по разу на «Страде Бьянке», «Флеш Валлонь» и «Классике Сан-Себастьяна». Все эти классики хоть и не считаются монументальными, но по престижности идут сразу за ними.

В 2011-м году Филипп превзошел уникальный рекорд, установленный за семь лет до этого Давиде Ребеллином. Оба они в один сезон выиграли все три классики так называемой арденнской недели, но бельгиец добавил к ним еще и «Брабантсе Пейл», на которой Ребеллин не побеждал.

Основные успехи Жильбера связаны с однодневками, но и на многодневках ему есть чем похвастаться. Он выиграл семь этапов «Вуэльты», три этапа «Джиро» и один на «Туре». Все в том же феноменальном 2011-м году он на один день примерил желтую майку лидера.

Не хватает бельгийцу только победы на «Милан – Сан-Ремо». В ранние свои годы он становился ее призером, но это не совсем то, что нужно. Если «Примавера» все-таки покорится Жильберу, он станет единственным гонщиком XXI века, который выигрывал все существующие монументальные классики.
5) Крис Фрум (Великобритания)

В середине первой десятки, чуть выше или ниже Жильбера (как вам будет угодно) расположился Крис Фрум.

С британцем из Team INEOS все достаточно просто. Он специализируется на многодневных гонках, на классических однодневках никаких достижений у него нет.

Хотя, у Фрума все-таки имеются две бронзы Олимпийских игр и одна бронза чемпионата мира. Взял он их в гонках с раздельным стартом, а это в какой-то степени тоже однодневки, пусть и совершенно иного формата.

Ладно, переходим к главному.

Фрум – один из трех гонщиков, которому удалось выиграть все три гранд-тура в XXI веке. «Тур де Франс» он выиграл четыре раза, больше чем людей другой гонщик в этом столетии. Да, Армстронг брал «Большую Петлю» семь раз, в том числе пять раз в XXI веке, но все эти награды у него отобрали.

Всего у Фрума семь гранд-туров. Шесть он выиграл непосредственно на шоссе, а седьмой ему дастался после кабинетных разбирательств. Победа на «Вуэльте» 2011-го перешла от Хуана Хосе Кобо к Фруму спустя много лет после завершения гонки.

Важно отметить, что Фрум по ходу этих дел добился еще одного любопытного и уникального достижения. В какой-то момент он был действующим победителем всех трех гранд-туров. В 2017-м он выиграл «Тур» и «Вуэльту», а весной 2018-м присоединил к ним «Джиро». Так пазл и сошелся.

А еще Крис выиграл семь этапов на «Туре», пять на «Вуэльте» и два на «Джиро».

Очень успешно Фрум гонялся и на различных недельных многодневках. Три раза выиграл «Критериум Дофине», два раза «Тур Романдии», ну и ряд других гонок.

Очевидно, что Фруму в достижениях явно не хватает каких-то результатов на однодневках. Впрочем, можно просто выиграть «Большую Петлю» в пятый раз и за счет этого выйти на первое место. Правда сделать это будет непросто.

За всю карьеру Фрум выиграл 46 гонок. Наименьшее количество среди всех звезд в первой десятке.
4) Альберто Контадор (Испания)

На четвертом месте оказался Альберто Контадор – гонщик, схожий с Фрумом по специализации.

Официально у Контадора и Фрума одинаковое количество побед на гранд-турах, по семь. Но непосредственно на дороге испанец выиграл девять трехнедельных гонок, а Фрум шесть. Просто в дальнейшем из-за различных допинговых дисквалификаций Контадор два титула потерял, а Фрум наоборот один приобрел.

Официально испанец три раза выиграл «Вуэльту» и по два раза «Джиро» и «Тур». Многие могут сказать, что Контадор часто проигрывал Фруму. Это действительно так, но тут надо иметь в виду, что между ними все-таки есть небольшая разница в возрасте, Контадор старше на три года. Это значит, что пик карьеры у каждого из них был в разное время. У Контадора это 2007-2012 годы, Фрум начал побеждать после этого.

Одна весомая победа над Фрумом у Контадора все-таки есть. В 2014-м года испанец забрал «Вуэльту», оставив позади именно британца.

На недельных гонках у Контадора тоже набралось большое количество всевозможных наград и титулов. Четыре победы на «Туре Страны Басков», две на «Париж – Ницце» и одна на «Тиррено – Адриатико».

С однодневками все не так весело, хотя чуть лучше, чем у Фрума. В свое время Альберто становился победителем «Милан – Турин», да и на пьдестал «Флеш Валлонь» влезал, было дело.

Контадор выигрывал этапы всех трех гранд-туров, но официально побед на «Джиро» у него нет. В 2011-м он выиграл по ходу итальянского гранд-тура два этапа, но именно те его победы и аннулировали. В 2008-м и 2015-м испанец занимал первое место в общем зачете, но без успехов в отдельные дни.

В общей сложности у Контадора набралось 68 побед, это заметно больше, чем у Фрума.
3) Винченцо Нибали (Италия)

На третьем месте еще один гонщик, третий и последний, который выиграл в XXI веке все три гранд-тура.

По общему числу выигранных супермногодневок, а их у него четыре (две «Джиро», по разу «Тур» и «Вуэльта)», Нибали позади Контадора и Фрума. Зато у него есть то, чего нет у них. Контадор и Фрум совершенно никудышные однодневщики, Нибали на их фоне гораздо более универсален.

Два раза Винченцо выигрывал «Джиро ди Ломбардия», один раз «Милан – Сан-Ремо». Был близок к триумфу итальянец и на «Льеж – Бастонь – Льеж». В 2012-м он уверенно лидировал и шел к победе, но на последнем километре его неожиданно объехал Максим Иглинский.

Был хороший шанс у итальянца на Олимпиаде в Рио в 2016-м году. Перед последним спуском он лидировал в гонке вместе с Рафалом Майкой и Серхио Энао, но потом произошел завал, который не только лишил Нибали всех шансов, но и привел к достаточно серьезной травме.

К списку достижений Нибали нужно добавить семь этапов «Джиро», шесть этапов «Тура» и один этап «Вуэльты». Он два раза выигрывал общий зачет «Тиррено – Адриатико», есть у него победа на важной французской однодневке «Бретань Классик».

Сейчас Нибали уже за 35 лет, но он пока не думает сдавать позиции. Если бы он выигрывал в 2012-м «Льеж – Бастонь – Льеж», то шел бы в рейтинге на первом месте. Все гранды + три разных монумента – это конкуренты не сумели бы перебить.
2) Алехандро Вальверде (Испания)

На втором месте в рейтинге один из феноменальных долгожителей, не только XXI века, а всей истории велоспорта.

Да, по общему количеству побед на гранд-турах Алехандро Вальверде конкурировать с Фрумом, Контадором и Нибали не может, но у него есть свои козыри, которые даже перевешивают.

Четыре раза знаменитый испанец выигрывал «Льеж – Бастонь – Льеж», пять раз «Флеш Валлонь» (абсолютный рекорд), семь раз был призером групповых гонок на чемпионате мира (абсолютный рекорд), семь раз призером общего зачета «Вуэльты» (абсолютный рекорд), пять раз побеждал в общем зачете мирового тура (абсолютный рекорд).

Вальверде выиграл всего лишь один гранд-тур – «Вуэльту» в 2009-м году, но его результаты на супермногодневках все равно очень значимы. Он становился призером всех трех и на всех трех выигрывал этапы, на родной «Вуэльте» их набралось аж 12.

На недельных многодневках результаты Алехандро лучше, чем у Фрума или Контадора. У него три победы на «Вуэльте Каталонии», две на «Критериум Дофине», одна на «Туре Страны Басков». В сумме у него 127 побед. Невероятная цифра для гонщика с хорошим финишем, но совершенно точно не спринтера.

Перечислять все титулы Вальверде можно очень долго, проще рассказать, чего ему все-таки не хватает. Не хватает побед на «Джиро ди Ломбардия» и «Амстел Голд Рейс», на обеих этих классиках он по два раза становился призером. Ну и золото Олимпиады в групповой гонке тоже не достает. Именно Олимпиада в Токио мотивирует почти 40-летнего гонщика на продолжение карьеры. Теперь ему придется ждать еще один год.
1) Фабиан Канчеллара (Швейцария)

На первом месте в рейтинге «Спартак» (не московский), он же «швейцарский экспресс», он же Фабиан Канчеллара.

Да, первое место в тяжелой борьбе с Нибали и Вальверде взял гонщик, который на общий зачет гранд-туров не претендовал. Но у нас есть масса поводов ставить на первое место именно Канчеллару.

По три раза Фабиан выигрывал «Ронде ван Влаандерен» и «Париж – Рубе», четыре раза он брал золото на чемпионатах мира в гонке с раздельным стартом, два раза он становился олимпийским чемпионом в этом же виде программы. А ведь Канчеллара еще и «Милан – Сан-Ремо» разок брал, да и рекордом по количеству побед на «Страде Бьянке» владеет (три). Трижды он выигрывал и «Е3 Харельбеке».

Канчеллара – автор уникального достижения, аналогов которому в современной истории просто нет. В период с 2010-го по 2014-ый он проехал 13 монументальных классик и на 12 из них финишировал в первой тройке. Единственный раз он не оказался в призах только из-за падения и схода.

Это при том, что показывать такую стабильность на однодневках гораздо тяжелее, чем на многодневках. Слишком много решает тактика, да и просто везение иногда.

На «Тур де Франс» Канчеллара выиграл семь этапов и провел в желтой майке более десяти дней. На «Вуэльте» у него три победы. На этапах «Джиро» побед нет, но на итальянской гранд-тур он наведывался всего один раз, уже на закате свой карьеры.

На недельках Фабиан тоже выступал хорошо. Несмотря на то, что он не был горным гонщиком, ему удавалось побеждать в общем зачете «Тиррено – Адриатико» и «Тура Швейцарии». Происходило это в те годы, когда маршрут был чуть попроще.

Многие сетуют на то, что Петера Сагана на гонках держат очень плотно и не дают ничего сделать. Так вот, Канчеллару в свое время опекали гораздо жестче. Отпустить его буквально на 10 метров почти всегда означало проиграть гонку. Он наводил на конкурентов настоящий ужас в свои лучшие годы.

На пике карьеры Канчеллары, «Ронде ван Влаандерен» и «Париж – Рубе» с его участием напоминали некоторые юниорские гонки 2018-го года с Ремко Эвенепулом в главной роли.

В общей сложности у Канчеллары набралось 87 побед в профессионалах. Карьеру он красиво закончил в 2016-м году, сразу после победы в гонке с раздельным стартом на Олимпиаде в Рио.

Лучший велогонщик XXI века
Кого вы считаете лучшим шоссейным велогонщиком XXI века?
Лучший в XXI веке
Ваш голос учтен. Спасибо за участие!
Made on
Tilda