07.07.2020

11 самых культовых гор мирового велоспорта

Выбираем самые тяжелые, популярные и важные горы гранд-туров
Сегодня мы будем вам рассказывать о 11 самых культовых длинных подъемов в мировом велоспорте. Находятся они на территории трех стран – во Франции, Италии и Испании. Почему 11, а не 10? Просто потому, что мы долго не могли исключить один лишний и решили – а почему бы просто не расширить наш список?

Подписывайтесь на наш Telegram–канал, чтобы быть в курсе всех последних новостей и событий по ссылке.
В список попали только те горы, которые встречаются на гранд-турах. Безусловно, длинные тяжелые подъемы есть и во многих других странах Европы и мира, но тяжесть горы – это всего лишь один из критериев. Мы не выбирали только самые сложные подъемы, на которые поднимаются велогонщики, вы выбирали сложные, популярные, известные и исторически важные.

В списке пять подъемов, которые находятся во Франции, четыре в Италии и два в Испании. Испанских меньше потому, что на «Вуэльте» часто используют ротацию подъемов, очень часто используют новые. Поэтому по-настоящему культовых гор в Испании меньше, хоть они и ничем не легче.

Начнем с Италии и «Джиро», а закончим Испанией и «Вуэльтой». Так привычнее, пусть в этом году первым гранд-туром и будет «Тур де Франс».


Пассо делло Стельвио. Высота пика – 2758 метров

Пассо делло Стельвио – самый высокий асфальтированный перевал восточных Альп. Всегда, когда эта гора входила в маршрут «Джиро», она становилась Cima Coppi – самой высокой горой гонки.

Стельвио находится на границе провинций Южный Тироль (регион Трентино-Альто-Аджидже) и провинции Сондрио (регион Ломбардия), граница с Швейцарией находится всего в 200 метрах. Чуть выше Стельвио есть гора, которую называют «вершиной трех языков», поскольку в этом месте границы трех стран плотно прилегают друг к другу (Австрии, Швейцарии и Италии).

Пассо делло Стельвио объединяет долину Вальтеллину с долиной Фингшау и городом Мерано. Подняться наверх можно со стороны Прато (северо-восточная сторона) и со стороны Бормио (юго-западная сторона). Со стороны Прато восхождение на вершину занимает 24,3 км (средний градиент – 7,4%), а со стороны Бормио – 21,5 км (градиент – 7,1%). Стельвио известен своими знаменитыми крутыми поворотами, всего их 75, из них 48 находятся на северо-восточной стороне.
Ежегодно в последнюю субботу августа или в первую субботу сентября Пассо дель Стельвио закрывают для машин и проводят Stelvio Bike Day. В этот день на перевал каждый год приезжают примерно 12 тысяч велосипедистов.

В маршруте «Джиро» Стельвио впервые появилось в 1953-м году, восхождение стало частью 20-го этапа. Первым покорителем перевала в гонке оказался знаменитый Фаусто Коппи, который выиграл тот этап с финишем в Бормио. Эта победа оказалась для Коппи очень важной, за счет Стельвио он опередил в общем зачете швейцарца Хуго Коблета и удержал лидерство до завершения многодневки.
Фаусто Коппи на Стельвио
Итальянцы не любят использовать свои легендарные перевалы слишком часто, в дальнейшем Стельвио появлялся в маршруте «Джиро» только 11 раз. Впервые финиш этапа на вершине перевала состоялся в 1965-м, победил Грациано Баттистини.

В 70-х на вершине Стельвио этапы дважды выигрывали Хосе Мануэль Фуэнтес (1972-ой) и Франсиско Гальдос (1975-ый).

В четвертый и последний раз финиш этапа на Стельвио провели спустя 37 лет, в 2012-м. Первым до вершины доехал бельгиец Томас де Хендт, который за счет этого сумел сенсационно занять третье место в генеральной классификации.

Последний раз в рамках «Джиро» на Стельвио поднимались на 16-м этапе 2017-го года. Первым до вершины добрался Микель Ланда, но на спуске к Бормио его догнал Винченцо Нибали, который и выиграл этап, забрав у баска спринт. Этот был тот самый день, когда Том Дюмулен остановился у подножья горы на туалетную паузу.


Пассо ди Гавия. Высота пика – 2621 метр


Совсем недалеко от Стельвио находится еще один очень высокий перевал, который важен для велоспорта с исторической точки зрения. Речь идет о Пассо ди Гавии.

Пассо ди Гавиа располагается на территории Ломбардии и разделяет провинцию Сондрио с провинцией Брешиа. Высота пика перевала находится на высоте 2621 метр, на 137 метров ниже Стельвио.

Подняться на Гавию можно с двух сторон – со стороны Понте ди Леньо (с юга) и со стороны Бормио (северная сторона). Со стороны Понте ди Леньо восхождение заметно короче, зато тяжелее по градиентам – 17,3 км; 7,9%. Со стороны Бормио подниматься на вершину целых 25,6 км, но градиенты щадящие – 5,5%.

В маршруте «Джиро» Пассо ди Гавия появлялась всего 10 раз, ни разу ее не использовали в качестве финишной локации, вершина просто не приспособлена для этого.

В 1960-м году перевал штурмовали во время 20-го этапа. Первым на вершине оказался лучший велогонщик в истории Люксембурга Шарли Голь. Он выиграл тот этап, но в общем зачете победить тогда ему не удалось, он остался третьим.
Шарли Голь
В 1961-м Гавию исключили из маршрута гонки из-за снега. После этого перевал отложили в сторону аж на 27 лет. Следующую появление Гавии произошло только в 1988-м году, но стало абсолютно легендарным. Во время этапа начался снегопад, восхождение на вершину проходило в экстремальных условиях, некоторые гонщики сильно замерзли. Среди них оказался и голландец Йохан ван дер Велде, который первым добрался до вершины Гавии.

Этап выиграл голландец Эрик Брейкинк, но американец Энди Хэмпстен проиграл ему всего семь секунд. Ту «Джиро» выиграет Хэмпстен, который станет первым победителем итальянского гранд-тура из США, Брейкинк останется на втором месте.
Энди Хэмпстен на Гавии
Последний раз на Гавию поднимались в 2014-м году в рамках 16-го этапа. Это был исторический этап, впервые в истории «Джиро» гонщики поднялись на Гавию и Стельвио в один день. Первым на вершине Гавии оказался колумбиец Робинсон Чалапуд, а вот этап выиграл его соотечественник Найро Кинтана, который за счет этого успеха обеспечил себе победу в общем зачете. Снега на шоссе на том этапе не оказалось, но шел сильный дождь и было очень холодно.


Пассо дель Мортироло. Высота пика – 1852 метра

Пора переходить от длинных и высоких итальянских перевалов к более крутым и чуть более низким.

Пассо дель Мортироло находится совсем недалеко от Гавии и Стельвио. Мортироло достаточно часто встречается на одном этапе с одним из двух вышеупомянутых подъемов. Мортироло расположен на территории Ломбардии, между провинциями Сондрио и Брешиа, как и Гавия. Подъем объединяет коммуны Маццо-ди-Вальтеллина и Камоника.

На вершину можно подняться по четырем разным дорогам. С запада от Маццо-ди-Вальтеллины (12,4 км; 10,5%), с юга от Эдоло (17,2 км; 6,7%), с севера от Грозьо (14,8 км; 8,3%) и с юго-запада от Тово-ди-Сант-Агаты (11,4 км; 11%). Чаще всего на Мортироло поднимаются от Маццо-ди-Вальтеллины, именно эта крутая сторона и сделала подъем таким популярным.
Мортироло дебютировала на «Джиро» только в 1990-м году, но за 30 лет успела появиться в маршруте гонки уже 14 раз. Ни разу на вершине не проводили финишей этапов, он всегда бывает промежуточным. Часто Мортироло проходился в завершающей части этапа, после него был спуск и пологий подъем к финишу в городке Априка.

Первым покорителем Мортироло в 1990-м году стал венесуэлец Леонардо Сьерра, который во время 17-го этапа поднимался на вершины со стороны Эдоло. Этот же самый венесуэлец выиграл и сам этап. В 1994-м разгром всех конкурентов на Мортироло устроил молодой Марко Пантани. В наше время на восьмом километре восхождения со стороны Маццо-ди-Вальтеллины стоит памятник в честь Пантани, установили его после смерти итальянца.

В последующие годы по два раза первыми на вершине оказывались другие знаменитые итальянские горовосходители и двукратные победители «Джиро» – Иван Готти и Иван Бассо.

В 2010-м Бассо был первым на вершине Мортироло, но этап выиграл не он, а Микеле Скарпони. Несмотря на это, результаты того дня полностью устроили Бассо, за счет перевала итальянец опередил в общем зачете испанца Давида Арройо и практически обеспечил себе победу.
Микеле Скарпони, Иван Бассо, Винченцо Нибали. Мортироло 2010
Последний раз на Мортироло поднимались в прошлом году, во время 16-го этапа. Джулио Чикконе уехал в отрыв, первым добрался до вершины и выиграл этап в Понте-ди-Леньо.


Монте Дзонколан. Высота пика – 1730 метров

Заканчиваем с итальянскими подъемами мы горой, которую большинство гонщиков считают самой сложной на гранд-турах. Она же будет и самой новой, мужчины впервые поднялись на нее в рамках профессиональной гонки только в XXI веке.

Монте Дзонколан находится в Карнийских Альпах, на территории провинции Удине (регион Фриули – Венеция-Джулия). Гора расположена далеко от Стельвио, Гавии и Мортироло, поэтому никогда вместе с ними на одном этапе задействована не была.
На вершину Дзонколана можно подняться по трем дорогам. C запада от Оваро, и с востока от Сутрио или Приолы. В подавляющем большинстве случаев на гонках используется восхождение со стороны Оваро, это наиболее сложный вариант – 10,5 км; 11,5%. Со стороны Сутрио подъем длиннее, но проще по градиентам – 13,5 км; 8,9%.

Удивительно, но впервые Дзонколан появился не на мужской «Джиро», а на женской. Произошло это на 10-м этапе в 1997-м году. Девушки поднимались со стороны Сутрио, этап на вершине выиграла Фабиана Луперини – пятикратная победительница общего зачета.

На мужской «Джиро» Дзонколан впервые появился в 2003-м году, тогда в первый и последний раз гонщики поднимались со стороны Сутрио. Победу на вершине одержал Джильберто Симони, он же легко довел дело до триумфа в генеральной классификации.
Симони в розовой майке на Дзонколане. 2003-ий год
Вообще же, на Дзонколан мужчины поднимались шесть раз, всегда это был финиш этапа. Второй финиш на Дзонколане тоже остался за Симони, он выиграл 17-ый этап в 2007-м году, добравшись до вершины вместе со своим партнером по Saunier Duval Леонардо Пиеполи. Симони – единственный гонщик, который побеждал на Дзонколане дважды, причем с двух разных сторон, ему же принадлежит и рекорды восхождения.

В 2010-м этап с легендарной горой выиграл Иван Бассо, в 2011-м баск Игор Антон, в 2014-м в первый и последний раз победил отрыв, а точнее австралиец Майкл Роджерс. В последний раз Дзонколан был в маршруте два года назад, Крис Фрум выиграл на нем 14-ый этап и стал потихоньку исправлять свое положение в общем зачете.

Все в том же в 2018-м Дзонколан второй раз в истории появился в маршруте женской «Джиро», победу на макушке горы с большим запасом одержала Аннемик ван Флейтен.


Альп д'Юэз. Высота пика – 1850 метров

Зимой Альп д'Юэз – очень популярный горнолыжный курорт, а летом знаменитое место для велогонщиков, на которое очень часто заглядывает «Тур де Франс». В последние десятилетия Альп д'Юэз вообще стал самым известным подъемом «Большой Петли». Практически всегда на этой горе бывает финиш этапа и на ней собираются сотни тысяч болельщиков со всего мира.

Расположен Альп д'Юэз в департаменте Изер (регион Овернь – Рона – Альпы). Подняться на вершину можно по трем разным дорогам. От Ле-Бур-д'Уазан с юго-запада, от Рошетайе с запада и от Мизоэна с востока, но только дорога от Ле-Бур-д'Уазана стала легендарной. С этой стороны восхождение наиболее тяжелое – 13,8 км; 8,1%. От Рошетайе и Мизоэна подъемы длиннее, но гораздо более пологие.
Альп д'Юэз часто называют голландским подъемом. Связано это с тем, что представители Нидерландов выигрывали этап на вершине горы восемь раз за первые 14 случаев, когда Альп д'Юэз использовали на гонке. Сейчас на Альп д'Юэз существует так называемый голландский поворот, на котором за гонкой следит толпа фанатов из Нидерландов.

Впервые в маршруте «Тура» Альп д'Юэз появился в 1952-м году, с тех пор в качестве финишного его использовали 30 раз. Фаусто Коппи выиграл первый этап, который финишировал на вершине горы, произошло это на 10-м этапе. В 1952-м Коппи выиграл общий зачет очень легко, второму месту он привез практически полчаса.

По два раза на Альп д'Юэз побеждали голландцы Йоп Зутемелк, Хенни Кейпер и Петер Виннен. В 80-х по разу выигрывали Бернар Ино и колумбиец Луис «Лучо» Эррера. В 1990-м и 1991-м два раза подряд выигрывал Джанни Буньо, позже по два раза первыми финишировали Марко Пантани и Лэнс Армстронг, правда победы американца в дальнейшем аннулировали.
Пантани на Альп д'Юэз
В 2008-м году на Альп д'Юэз победил Карлос Састре, который за счет горы занял первое место в общем зачете. Затем началась череда французских побед: Пьер Роллан в 2011-м, Кристоф Риблон в 2013-м, Тибо Пино в 2015-м. Этап в 2013-м году был примечателен тем, что в его рамках гонщики дважды поднялись на Альп д'Юэз, Риблон выиграл его из отрыва. Последний раз на Альп д'Юэз «Тур де Франс» приехал в 2018-м году, на вершине Герэйнт Томас выиграл спринт у Тома Дюмулена, Ромена Барде и Криса Фрума.

Рекорд восхождения на вершину принадлежит Пантани, установлен он в 1995-м – 36.40. В последние 10 лет быстрейшим на горе был Найро Кинтана, но его время 2013-го года на три минуты хуже Пантани и на две минуты хуже Армстронга.


Мон Ванту. Высота пика – 1912 метров

Гора Мон Ванту – особенная. Формально она относится к Альпам, но поблизости от нее нет других высоких вершин, гора как бы возвышается над всем, что есть вокруг. У Мон Ванту есть два прозвища, которые ее отлично характеризуют – Провансальский гигант и лысая гора.

Мон Ванту находится на территории департамента Воклюз (регион Прованс – Альпы – Лазурный Берег). Гора манила людей еще несколько тысячелетий назад, принято считать, что первые люди добрались на вершину еще во времена первобытного общества, но нам это не так важно, они были не на велосипедах.

На верхней части горы практически нет никакой растительности и дуют очень сильные ветра. На вершине расположена метеорологическая станция.
Подняться на пик подъема можно c юга от Бедуэна (21,4 км; 7,6), с запада от Малосена (21,2 км; 7,2%) и с юго-востока от Со (25,7 км; 4,5%). На Ванту принято карабкаться по самой сложной дороге, от Бедуэна. От Малосена в рамках «Тура» поднимались всего один раз, а пологий вариант от Со не использовали вообще никогда.

Гора Ванту появилась на «Большой Петле» в 1951-м году, всего на нее поднимались 16 раз, десять раз на вершине проходил финиш этапа. В 1951-м Ванту была промежуточным перевалом, первым в истории велоспорта ее покорителем стал греческий француз Люсьен Лазаридес.

В 1958-м году гора впервые принимала финиш этапа, это была 21-километровая горная «разделка» из Бедуэна до вершины Ванту. Выиграл в тот день Шарли Голь, о котором мы уже рассказывали, когда речь шла о Пассо ди Гавии.

В 1967-м во время восхождения на Ванту умер от гипертермии известный британский гонщик Том Симпсон. Этапы на вершине горы в разные годы выигрывали Раймон Пулидор, Эдди Меркс, Бернар Тевене, Жан-Франсуа Бернар («разделка»), Марко Пантани, Ришар Виранк (отрыв), Хуан-Мануэль Гарате (отрыв), Крис Фрум и Томас де Хендт (отрыв).

Побеждал на Ванту и российский гонщик, правда не на «Тур де Франс». Денис Меньшов дважды выигрывал на Провансальском гиганте, но только в рамках «Критериум Дофине». Александр Бочаров был в отрыве вместе с Виранком в 2002-м году и занял второе место.

Самые известные этапы с восхождением на Ванту: 1) 12-ый этап в 2000-м году, когда Пантани и Армстронг добрались до вершины вместе и американец не стал бороться с итальянцем за победу. 2) 12-ый этап 2016-го года, когда до вершины не поднимались из-за очень сильного ветра. Де Хендт победил на финише, который устроили на шесть километров ниже пика, у горнолыжной станции Шале Райнер, а Крис Фрум устроил легендарную пробежку после завала.
Коль дю Галибье. Высота пика – 2642 метра

Коль дю Галибье – третий и последний перевал высотой за 2500 метров в нашем списке, им же мы закроем Альпы. Пик Галибье находится между департаментами Савойя и Верхние Альпы, там же проходит граница между регионами Овернь – Рона – Альпы и Прованс – Альпы – Лазурный Берег.

На вершине Галибье чаще всего разыгрывается «Приз Анри Дегранжа»– специальную награду для покорителя самой высокой горы «Тур де Франс», что-то типа французской версии Cima Coppi. Рядом с вершиной установлен памятник Анри Дегранжу – первому директору гонки. Еще около вершины есть 355-метровый туннель, который находился на ремонте с 1976-го по 2002-ой годы.

На каждом километре перевала с обеих сторон по краям дороги установлены бетонные указатели, которые показывают, сколько километров осталось до вершины, средний градиент следующего километра и высоту над уровнем моря.

Подняться на Галибье можно с юго-востока от Бриансона и с севера от Сент-Мишель-де-Морьена. Со стороны Сент-Мишель-де-Морьена восхождение продолжается 34,9 км и имеет градиент 5,5%, а со стороны Бриансона и вовсе 37 километров. Восхождение от Сен-Мишель-де-Морьена включает в себя подъем на Коль дю Телеграф и даже короткий спуск между Телеграфом и Галибье. Со стороны Бриансона участков «даунхилла» нет, но большая часть подъема слишком пологая, поэтому основным участком восхождения считают последние 8,6 км (от Коль дю Лутарет), там средний градиент в районе 7,0%.
Галибье использовалась на «Тур де Франс» целых 60 раз, первый раз в маршрут ее включили на пятом этапе аж в 1911-м году. Француз Эмиль Жорж добрался до вершины первым и в дальнейшем выиграл этап.

На вершине Галибье этап финишировал всего один раз, было это на 18-м этапе в 2011-м году. Тогда отмечали столетие появления горы в маршруте «Тура», в связи с этим подъем использовался сразу на двух этапах. 18-ый финишировал на Галибье и его выиграл Анди Шлек, а на 19-м Галибье был промежуточном перевалом, но первым вновь был Анди Шлек. Подвиги на Галибье так и не позволили ему выиграть генеральную классификацию. Анди лидировал перед заключительной «разделкой», но его обошел Кэдел Эванс.
Анди Шлек побеждает на Галибье
В разные годы первыми на вершине Галибье были легендарные гонщики – Фаусто Коппи, Шарли Голь, Федерико Бахамонтес, Эдди Меркс, Йооп Зутемелк, Луис Оканья, Люсьен ван Импе, «Лучо» Эррера, Тони Ромингер, Марко Пантани, Александр Винокуров, Примож Роглич и Найро Кинтана.

Один раз на Галибье заканчивался этап «Джиро», произошло это в 2013-м году. Финиш в итоге пришлось перенести чуть ниже по горе из-за сильного снегопада, победу из отрыва одержал Джованни Висконти.


Коль дю Турмале. Высота пика – 2115 метров

Вот мы и перебрались в любимые многими французские Пиренеи. Начинаем новую часть материала с Коль дю Турмале – самого популярного перевала в истории «Тур де Франс».

Турмале находится в департаменте Верхние Пиренеи, в регионе Окситания. Турмале в переводе с гасконского – длинная гора, а еще турмале – название сыра, который делают в этих краях из овечьего молока.

На макушке горы разыгрывается «Приз Жака Годде», названного в честь директора гонки, руководившего «Туром» на протяжении 50 лет, с 1936-го по 1986-ой. На Турмале установлен монумент в его честь.
Слева монумент в честь Годде. Справа памятник в честь велогонщика
Подняться на Турмале можно либо с севера от Сент-Мари-де-Кампан, либо с юга о Люс-Сен-Совер. С обеих сторон подъем одинаковой тяжелый, от Сент-Мари-де-Кампан – 17,2 км; 7,4%, а от Люс-Сен-Совер – 19 км; 7,4%. В обоих случаях вторая половина восхождения сложнее первой.

На «Тур де Франс» Турмале использовали рекордные 87 раз, но только трижды гора закрывала этап.

В 1910-м году Пиренеи первый раз включили в маршрут гонки, на 10-м этапе Октав Лапиз первым доехал до вершины Турмале, потом выиграл этап и общий зачет.

В разные годы первыми на пике Турмале были Оттавио Боттеккья, Джино Бартали, Жан Робик, Фаусто Коппи, Федерико Бахамонтес, Раймон Пулидор, Эдди Меркс, Люсьен ван Импе, Бернар Тевене, Роберт Миллар (Филиппа Йорк), Клаудио Кьяппуччи, Тони Ромингер, Ришар Виранк, Жулиан Алафилипп и Тибо Пино.

Первый раз этап завершился непосредственно на вершине в 1974-м. 17-ый на Турмале выиграл француз Жан-Пьер Дангийом.

Две других финиша на Турмале были недавно и запомнились гораздо больше. В 2010-м Альберто Контадор и Анди Шлек устроили на горе дуэль, они добрались до вершины вместе, но этап выиграл Шлек.

В 2019-м на Турмале заканчивался 14-ый этап, в упорной борьбе Тибо Пино опередил Жулиана Алафилиппа со Стевеном Крейсвейком и одержал победу.
Трижды этапы «Большой Петли» заканчивались в деревеньке Ла Монжи, расположенной за шесть километров до пика Турмале с северной стороны.

В этом году на Турмале собирается «Вуэльта». На горе должен финишировать шестой этап. Испанская граница находится относительно недалеко от Турмале, поэтому надолго во Францию заезжать не придется.


Коль д'Обиск. Высота пика – 1709 метров

Подъемом на Кол д'Обиск мы заканчиваем французскую часть списка. Коль д'Обиск расположен в департаменте Атлантические Пиренеи (регион Новая Аквитания).

Перевал соединяет долины рек Гав Д'Осо и Гав-де-По. На вершине Обиска установлена памятная доска в честь Андре Баха (1888 – 1945) – члена Почетного легиона и президента местного велосипедного клуба. Во время Первой мировой войны Бах потерял левую руку, а в период Второй мировой войны попал в концлагерь и погиб.

Подняться наверх можно с востока от Аржерес-Газоста (30,1 км; 4,1%) и с запада от Ларенса (16,6 км; 7,2%). Восточное восхождение включает в себя прохождение вершины Коль дю Сулор, после которого даже есть небольшой участок «даунхилла». Штурм со стороны Ларенса имеет более стабильные градиент, от Аржерес-Газоста подъем очень длинный , но «рваный» – много пологих участков.

На «Туре» Обиск дебютировал в 1910-м году, за 110 лет в маршруте гонки он появлялся 75 раз, но только трижды этапы заканчивались на вершине. Первым покорителем в 1910-м оказался малоизвестный гонщик Франсуа Лафуркад, ну а дальше много звезд – Южен Кристоф, Оттавио Боттеккья, Люсьен Бюссе, Сильвер Мас, Жан Робик, Фаусто Коппи, Федерико Бахамонтес, Шарли Голь, Эдди Меркс, Люсьен ван Импе, Мигель Индурайн, Клаудио Кьяппуччи, Лоран Жалабер, Кэдел Эванс, Тома Веклер, Рафал Майка.
Тремя победителями этапов на Обиске стали: Бернар Лабурдетт в 1971-м, Стивен Роач в 1985-м и Михаэль Расмуссен в 2007-м. Забавно, что Расмуссен выиграл этап за день до того, как с гонки его сняла собственная команда Rabobank, скоро должен был начаться допинговый скандал.

Интересный случай произошел на Обиске в 1951-м году. Лидер общего зачета Вим ван Эст на 13-м этапе находился на восточной стороне перевала. Он вылетел за пределы дороги, пролетел вниз 20 метров, но по счастливой случайности не получил серьезных травм. Менеджер его команды Кес Пелленарс пытался вытащить его с помощью буксирного троса, но он оказался слишком коротким. Тогда Пелленарс привязал к тросу все 40 шин, которые имелись в запасе у команды. Ван Эста сумели вытащить на дорогу, но он был вынужден сойти с гонки, его велосипед улетел в пропасть, а все шины стали негодными.

В 2016-м году в первый и последний раз на Коль д'Обиск состоялся финиш этапа «Вуэльты», он был 14-м по счету. Победу из отрыва одержал Роберт Хесинк, россиянин Егор Силин занял третье место.
Роберт Хесинк. Обиск 2016
Альто де л'Англиру. Высота пика – 1572 метра

Переезжаем в Испанию и начинаем с самой тяжелой горы, которая есть в этой стране. Конечно же, это Альто де л'Англиру.

Англиру находится в провинции и автономном сообщество Астурия. Гора не относится к Пиренеям, Англиру – это часть Пикос-де-Эуропа – небольшого горного хребта в системе Кантабрийских гор. Это северо-западная часть Испании.

Подняться на вершину можно по двум разным дорогам с востока или с северо-востока, но в какой-то момент, примерно в середине восхождения, эти дороги сходятся и превращаются одну. С другой стороны спуститься с горы или подняться на нее невозможно, нет дороги. Самый популярный вариант восхождения – от Ла Веги (12,5 км; 10,0%). Ближе к вершине горы очень часто бывает туманно.

Англиру – это ответ итальянским Мортироло и Дзонколану, по среднему градиенту испанская гора чуть положе, но вторая ее часть очень тяжелая, средний градиент последних семь километров восхождения с градиентом за 12%, даже несмотря на минимальный спуск у самой вершины.

В маршрут «Вуэльты» Англиру попала в 1999-м году, с тех пор на горе финишировали семь раз. Первым победителем стал знаменитый горовосходитель Хосе Мария Хименес, который догнал россиянин Павла Тонкова на последнем километре и опередил его в спринте.
Роберто Эрас и Хосе Мария Хименес на Англиру, 1999-ый год
В дальнейшем на вершине выигрывали Джильберто Симони (2000-ый год), Роберто Эрас (2002-ой), Альберто Контадор (2008-ой), Хуан Хосе Кобо (2011-ый), Кенни Эллисонд (2013-ый) и вновь Контадор (2017-ый). Сейчас победа Кобо 2011-го года аннулирована, а у этапа нет официального победителя.

Рекорд восхождения в 2002-м поставил Эрас (41.55). В 2013-м красивая борьба развернулась за спиной Кенни Эллисонда, который ехал в отрыве. Крис Хорнер и Винченцо Нибали сражались за победу в генеральной классификации, сильнее оказался почти 42-летний американец.

Контадор в 2017-м завершил свою карьеру победой на Англиру, это был последний горный этап «Вуэльты» того года, больше он на соревнованиях не выступал.
В этом году запланирован очередной штурм Англиру. На горе должен закончиться 12-ый этап «Вуэльты».


Лагос де Ковадонга. Высота пика – 1135 метров

Заканчиваем список культовых гор мы с самой низкой и российской из всех. Лагос де Ковадонга – еще один подъем, который находится в Астурии.

Высота пика горы совсем не впечатляет, всего 1135 метров. Это связано с близостью побережья, Бискайский залив относительно недалеко от Ковадонги. В Испании очень мало гор, с которыми ассоциируется «Вуэльта», но к Ковадонге это не относится, на нее гонка заглядывает очень часто. Это и делает ее культовой для «Вуэльты».

Лагос де Ковадонга тоже относится к горному хребту Пикос-де-Уэропа, хоть Англиру и не находится в непосредственной близости от Ковадонги. Лагос-де-Ковадонга – это не название отдельной взятой горы или перевала, это гористая местность, на которой расположены два озера – Эноль и Эрсина. Рядом находится национальный парк, который стоит посетить даже если вы не велосипедист.
Подняться на вершину можно только с северо-запада, от городка Кангас-де-Онис. Сначала подъем совсем пологий, затем становится заметно тяжелее. Основная часть восхождения – 14 км с градиентом 6,9%. Вторая часть гора очень нестабильная – крутые участки чередуются с сильными выполаживаниями и даже двумя спусками, второй из них проходится всего за километр до вершины. В этом плане Ковадонга очень похожа на Англиру.

Первый раз «Вуэльта» приехала на Лагос де Ковадонгу в 1983-м году. С тех гора использовала на гонке 21 раз, она всегда была финишной, просто из-за того, что на ней дорога заканчивается, дальше ехать некуда. Особенно часто испанский гранд-тур заглядывал на гору в 80-х и 90-х, но и в последние пару десятилетий о ней не забывают.

Первым победителем этапа на Ковадонге стал знаменитый баскский гонщик Марино Лехаррета. В 1983-м году он выиграл 13-ый этап, но в общем зачете в итоге все-таки уступил Бернару Ино.

По два раза на Ковадонге побеждали легендарные горовосходители Педро Дельгадо, «Лучо» Эррера и Лоран Жалабер, по разу Реймунд Дитцен, Роберт Миллар (Филиппа Йорк), Альваро Пино и Оливерио Ринкон.

Три раза на Ковадонге выигрывали гонщики из России, причем был период, когда они побеждали на горе два раза подряд. В 1997-м первым на вершине был Павел Тонков, следующий раз гора была включена в маршрут в 2000-м и выиграл уже Андрей Зинченко. Последнюю победу России в 2007-м принес Владимир Ефимкин.

В последнее десятилетие на Ковадонгу приезжали четыре раза. В 2012-м малоизвестный Антонио Пьедра выиграл из отрыва, в 2014-м тоже самое сделал поляк Пшемыслав Немец, в 2016-м фундамент своей победы в общем зачете положил Найро Кинтана, а в 2018-м равных не было Тибо Пино.
Найро Кинтана на переднем плане. Лагос де Ковадонга 2016
Итог

Получилось, что в списке семь подъемов из Альп, два из Пиренеев и два из Кантабрийских гор.

Обидеть Пиренеи мы не хотели, так вышло. Вопросы нужно задавать организаторам «Вуэльты», ни одну из гор в Пиренеях они так и не сделали легендарной для своей гонки. Англиру и Ковадонга популярнее и известнее в мире велоспорта.

Вам мы предлагаем поучаствовать в голосовании и выбрать самую значимую гору для велоспорта.
Самая культовая гора шоссейного велоспорта
Выбирайте гору, которая, по вашему мнению, имеет самое большое значение для велоспорта
Самая культовая гора
Ваш голос учтен. Спасибо за участие!
Made on
Tilda