30.09.2018

Чемпионат мира по велоспорту 2018: Превью мужской групповой гонки

UCI WC Innsbruck 2018: обзор маршрута гонки и основных претендентов на победу
Кульминацией чемпионата мира станет групповая гонка у мужчин-профессионалов, как это обычно и бывает. Разумеется, это самый престижный вид соревнований. Организаторы чемпионата мира в Инсбруке подготовили очень тяжелую трассу, одну из самых сложных за всю историю проведения соревнований.
История

Первый чемпионат мира прошел в Копенгагене в 1921-м году, но тогда сильнейшего выявляли только любители. Так продолжалось до 1927-го, когда в программу соревнований наконец была включена мужская групповая гонка профессионалов. Любительский заезд входил в программу соревнований еще много лет, но навсегда осталcя в тени профессиональной гонки. Первым чемпионом мира среди любителей стал швед Гуннар Скельда, а среди профессионалов легендарный итальянец Альфредо Бинда. В дальнейшем групповая профессиональная гонка проводилась каждый год, за исключением периода Второй мировой войны (1939-1945г). В эти годы чемпионат просто не проводился, было не до этого.

Сразу пять гонщиков являются лидерами по количеству побед, по три раза титул сильнейшего в мире завоевывали Альфредо Бинда (Италия), Рик ван Стеенберген (Бельгия), Эдди Меркс (Бельгия), Оскар Фрейре (Испания) и Петер Саган (Словакия). При этом ныне действующий Саган – единственный, кто становился чемпионом три раза подряд. Сегодня он попробует продлить свою серию и завоевать четвертое золото в групповой гонке.
Саган в 2015-м
Лидером по количеству медалей является еще один гонщик, который принимает участие в инсбрукском чемпионате – Алехандро Вальверде. На счете испанца шесть наград, но он пока ни разу не выигрывал золото.

В национальном рейтинге лидируют бельгийцы, у них 26 побед, а у их самых принципиальных конкурентов из Италии всего 19. На третьем месте Франция, но ее отставание от двух первых стран велико – всего восемь золотых медалей. По общему количеству медалей итальянцы бельгийцев обходят, 55 против 49.

В последние годы география чемпионов расширяется. Начиная с 2009-го года Кэдел Эванс (Австралия), Тор Хусховд (Норвегия), Руй Кошта (Португалия), Михал Квятковски (Польша) и Петер Саган (Словакия) стали первыми в истории своих стран чемпионами мира в групповой гонке.

Единственным представителем стран бывшего СССР, становившимся чемпионом мира является латвиец Романс Вайнштейнс. У России четыре медали, но нет золота. По два раза на пьедестал поднимались Александр Колобнев и Дмитрий Конышев.


Маршрут

КуфштайнИнсбрук (258,5 км)
Набор высоты
4670 метров

Как и все предыдущие групповые гонки, сегодняшняя начнется в городе Куфштайн, а завершится в Инсбруке через 258,5 километров. Общий набор высоты – 4670 метров. Это достойная цифра для королевского горного этапа любого гранд-тура.
Маршрут гонки практически полностью схож со всеми предыдущими. Для начала 5,6 нейтральных километра, а затем официальный старт. Чтобы добраться до Инсбрука и начать прохождение финишных кругов нужно будет преодолеть 83 километра в юго-западном направлении.

На стартовых 30 километрах расположены три подъема, самым существенным будет второй, но ни один из них особой сложности не представляет. После этого начнется достаточно затяжной равнинный кусок, который продолжится вплоть до 64 километра. В этот момент наступит время штурма крутого подъема в коммуне Гнаденвальд. Протяженность основной части подъема составляет 2,6 км, а средний градиент 10,5%, первые полтора километра с градиентом за 11%.

После того, как гонщики окажутся на вершине горы в Гнаденвальде, им предстоит проехать примерно четыре километра по относительной равнине, а после этого начнется семикилометровый «даунхилл». Вскоре после его завершения участники соревнований впервые пересекут финишную черту и отправятся на шесть кругов по 23,8 километра.

Первые пять километров круга представляют из себя равнинный кусок, а следующие восемь гору с градиентом 5,7%. Заметных крутых участков на этой горе нет, в начале ее второй половины два километра с градиентом за 7%, но ближе к вершине дорога вновь станет пологой.

По завершению последнего из шести кругов наступит самое интересное – заключительный длинный круг в окрестностях Инсбрука. Протяженность круга – 31 километр. Сначала гонщики поднимутся на изученную уже до дыр гору в Игльсе, которую проходили и на предыдущих кругах, но после спуска они не отправятся прямиком на финиш, а поедут новую гору.

Подъем на Грамартбоден короткий, но очень крутой. Займет он всего 2,8 километра, но его средний градиент составляет внушительные 11,5%, а максимальный и вовсе 28%. Первые семьсот метров «Дороги в Ад», как еще называют этот подъем, имеют градиент немногим более 7%, но дальше становится все круче и круче. Сначала длинный кусок в 11%, потом 13%, потом 14%, а затем 400 метров с градиентом около 20%. Ближе к вершине относительное выполаживание, сначала 11%, а последние 400 метров в районе 9%.
От вершины Грамартбодена до финиша около восьми с половиной километров. Спуск с горы будет продолжаться примерно до трех последних километров. Оставшаяся часть дистанции – равнина до самого финиша.

В техническом плане последний спуск будет сложным, особенно это касается второй его половины. На карте можно заметить много виражей, которые выглядят коварно. Ошибиться там можно запросто, особенно когда нужно проехать «даунхилл» в агрессивном стиле после 250-километровой гонки.
Погода

По предварительным прогнозам неделю назад в это воскресенье в Инсбруке обещали сущий ад, а на деле все получилось совсем по-другому. В Куфштайне в момент старта около 14-15 градусов, а потом станет теплее, до 21 градуса. Вероятность осадков практически нулевая. Ветер по дороге в Инсбрук преимущество боковой, на самих кругах дуть тоже должно чаще всего сбоку, 2-3 метра в секунду.


Фавориты

Представление основных претендентов на победу стоит начать со сборной Франции, именно у нее самый сильный состав, по крайней мере так кажется перед стартом. Жулиан Алафилипп, Ромен Барде и Тибо Пино имеют шансы бороться за призовые места. На их фоне меркнет даже Тони Галлопан, который тоже вошел во французскую заявку из восьми гонщиков. Алафилипп, Барде и Пино гонщики разноплановые, а значит сборной Франции будет очень важно не ошибиться с тактикой ведения борьбы.

Алафилипп один из лучших в мире «панчеров», может даже самый лучший на данный момент. У него хороший спринтерский финиш, в котором бороться с ним могут только Вальверде и Квятковски, если не учитывать Сагана и ван Авермата, для которых трасса выглядит уж слишком сложной. Алафилиппу вовсе необязательно, чтобы гонка получилась сверх селективной и перед последним крутым подъемом в основной группе оставалось 10 гонщиков. 4700 метров в гору – это не шутки, на таком тяжелом рельефе может не выдержать сам Алафилипп.

У Пино и Барде ситуация несколько иная. Они отличные «горняки», которым на руку максимально селективная гонка, высокий темп на подъемах и постоянные атаки. Готовились они к чемпионату мира по-разному. Пино был на «Вуэльте», на которой был шестым в общем зачете и выиграл два этапа. Барде после «Тура» проехал одну короткую многодневку, а потом выступил на нескольких итальянских однодневных гонках, на которых продемонстрировал высокий уровень готовности.

Несмотря на то, что Алафилипп больше предпочитает холмы, многие помнят, насколько силен он был на тяжелой по рельефу трассу олимпийских игр в Рио. Там француз быстрее всех преодолел последний крутой и достаточно тяжелый подъем, но выиграть медаль не сумел, поскольку ошибся сначала тактически, отпустив сильную группу до подъема, а потом упав на спуске.

Алафилипп доказывал, что на один сильный день в высоких горах он может мобилизоваться, а больше сегодня будет и не нужно. У него есть практически все навыки для победы – он сильный «даунхиллер», отличный спринтер и последний крутой подъем отлично подходит под его характеристики. Многие основные конкуренты Жулиана выступали на «Вуэльте» и потратили на ней много сил, а он целенаправленно готовился именно к сегодняшнему дню. В общем, фаворитом его считают по праву.

Имея в составе Алафилиппа, Барде и Пино сборная Франции практически обязана выигрывать медаль. Иной исход можно считать провальным.
Алафилипп
По мнению букмекеров, одинаковые с Алафилиппом шансы на победу имеет прославленный ветеран Алехандро Вальверде, у которого, как известно, медалей уже очень много, но золотишка все еще нет.

В самой сборной Испании ситуация чуть проще, чем во французской. Состав не такой сильный, но достаточно приличный, чтобы оказаться лидеру достойную поддержку. Имеется и второй кандидат на высокие места – Энрик Мас, который на 15 лет младше Вальверде. Вальверде устроит тот же сценарий, что и Жулиана Алафилиппа – относительно спокойная гонка до последнего крутого подъема, на котором он будет либо сам атаковать, либо постарается никого не отпустить, чтобы забрать спринт из небольшой группы.

Тактика будет играть решающую роль и для Испании. Сам Вальверде отвечать на все атаки точно не сможет, да и сборная его не такая уж сильная, чтобы сдерживать лучших «горняков» других команд. Нужно будет либо находить союзников, либо самим отправлять кого-нибудь вперед, дабы провоцировать другие сборные работать на первых позициях в основной группе.

Не стоит забывать, что на «Вуэльте» Вальверде прилично нагрузился и на последних этапах выглядел не очень. Энрик Мас закончил родной гранд-тур на подъеме, но он совсем молодой гонщик, трудно сказать, насколько долго он способен держать такую хорошую форму.

Вальверде
В этом году британские гонщики доминировали на гранд-турах, выиграв все три, но на однодневных гонках у них пока все не так весело. На чемпионате мира надежды сборной Великобритании связаны с Саймоном Йейтсом и Адамом Йейтсом. Группа поддержки у них будет не такая внушительная. В конце сезона в более-менее приличной форме находится только Хью Карти, относительно неплох Джеймс Нокс.

С тактикой у британцев все гораздо проще. Йейтсы могут неплохо финишировать, но явно не на уровне Алафилиппа, Вальверде и Москона, а значит контролировать гонку им не нужно. Атака – это их путь к победе. Надо отдать братьям Йейтс должное, они очень тонко чувствуют тот момент, когда им нужно идти вперед. За годы своих выступлений в профессионалах они это неоднократно доказывали.

Все помнят, что Саймон Йейтс провел отличную «Вуэльту» и одержал победу в общем зачете, но к концу трехнедельного марафона хорошие кондиции появились и у Адама Йейтса. В связи с этим трудно перед стартом понять, кто сегодня будет смотреться лучше, но хоть один из них наверняка поучаствует в борьбе за медали на самых тяжелых участках гонки.
Это Саймон
В сборной Италии тоже два лидера, но как и в сборной Франции, совершенно разные по своим характеристикам. Есть Джанни Москон, у которого сильный финиш, но трасса может оказаться для него уж слишком сложной, а есть Винченцо Нибали, шанс которого в селективной гонке и атаках. Есть и третий приличный гонщик – Доменико Поццовиво, правда не понятно, как он может одержать сегодня победу.

Москон в конце сезона должен быть одним из самых свежих гонщиков. После «Тура» он отбывал пятинедельную дисквалификацию за свой буйный нрав, а потом продемонстрировал очень высокий уровень готовности на итальянских однодневках. Джанни славится своим универсализмом, ярко выраженным «горняком» он никогда не был. Настолько тяжелая дистанция может стать для него большой проблемой. В прошлом году он попал в конце сезона на пьедестал «Джиро ди Ломбардия», но даже итальянский монумент по рельефу выглядел чуть проще сегодняшней гонки.

Нибали трасса в Тироле подходит почти идеально, именно на таком рельефе он может завоевать чемпионский титул. Вопросы вызывает форма знаменитого итальянца. После своей тяжелой травмы на «Туре» Винченцо прилично спрогрессировал, но достаточного для этого для того, чтобы претендовать на победу? Ответ на этот вопрос не знает и он сам. На недавнем «Мемориале Пантани» он выглядел прилично, но сильных конкурентов там было немного.
Москон
У сборной Словении никаких проблем с определением единоличного лидера нет. Матей Мохорич признал, что трасса для него слишком тяжелая, поэтому он, как и все остальные гонщики команды, будет помогать Примошу Рогличу.

Сильнейший словенский гонщик отказался от участия в «разделке» из-за травмы локтя, которая не позволила ему подготовиться к этому виду программы. После своего падения и схода с «Классики Сан-Себастьян» Роглич выступил только на «Туре Британии», на котором занял третье место, но на этапе с финишем в короткий подъем он выглядел не очень здорово. Однако с тех пор прошло уже достаточно много времени.

Роглич в своей лучшей форме считался бы едва ли не самым главным фаворитом гонки. Последний подъем оптимально ему подходит. На похожей горе весной он выиграл этап «Тиррено — Адриатико», а на «Туре» сбросил с колеса Дюмулена, Томаса и Фрума. На таком подъеме Примош мог быть создать преимущество и за счет умения хорошо проходить спуски мог бы его удержать.

У Роглича не самая сильная сборная, и он рано окажется изолированным, но это не станет его напрягать, он явно не должен вести гонку от обороты. Ключевое значение будет играть его форма.
Роглич
В сборной Колумбии сбалансированный и сильный состав «горняков» – Мигель Анхель Лопес, Найро Кинтана и Ригоберто Уран. Разумеется, каждый из них надеется на максимально селективную гонку и успешную атаку, но ключей к победе у более опытного Урана больше, чем у его партнеров по команде.

Лопес и Кинтана не славятся своей финишной скоростью, а у Кинтаны вызывают сомнения и его нынешние кондиции. Единственный вариант, при котором Лопес или Кинтана могли бы победить – достаточно ранняя горная атака до последнего крутого подъема, их группу не станут догонять, а один из них в конце как-нибудь отцепит попутчиков.

Уран гораздо более успешный и состоявшийся однодневный гонщик. Он был призером олимпийских игр в Лондоне, на гораздо более простом рельефе, но тем не менее. Он много раз попадал в топ-3 на «Джиро ди Ломбардия», выигрывал другие классические гонки. К тому же у Урана неплохой спринт, во всяком случае явно лучше, чем у Лопеса с Кинтаной.

Пять лет назад во Флоренции, когда дистанция групповой гонки тоже была весьма тяжелой, Уран был в лидирующей группе из пяти гонщиков вместе с Вальверде, Нибали, Родригесом и Коштой, но падение на спуске не позволило ему поучаствовать в распределении медалей.
Уран Уран
Изобилует специалистами самого тяжелого рельефа и состав сборной Нидерландов. Трудно однозначно ответить на вопрос, кто возьмет на себя бремя лидерства и станет сегодня лучшим, но мы в первую очередь выделим Ваута Пулса и Тома Дюмулена.

Оба они на славу потрудились в первой половине сезона, у обоих в ногах тяжелейший блок «Джиро» + «Тур». Пулс на «Большой Петле» смотрелся не так здорово, как на некоторых предыдущих гранд-турах. Пользы от него в горах Фруму и Томасу было не так много, даже на любимой Пулсом третьей неделе. Но после французского гранд-тура Ваут здорово проявил себя на «Туре Британии», забрал самый тяжелый этап с горным финишем и занял второе место в общем зачете. В горе он одолел даже Алафилиппа, но надо заметить, что победа эта была во многом тактическая. Жулиан был занят разборками с Рогличем, это позволило голландцу проехать подъем в комфортном темпе и добавить на последнем километре.

Дюмулен после «Большой Петли» достойно выступил на «Туре Германии», а потом уехал готовиться к чемпионату мира. Том уже выиграл в Инсбруке две серебряные медали, в индивидуальной и командной «разделках», но в личном виде не слишком удивил.

Выдать еще один пик формы в самом конце сезона Дюмулену будет очень тяжело, поэтому нам кажется, что главной голландской ставкой сегодня должен быть Пулс. Победитель «Льеж — Бастонь — Льеж» двухлетней давности может преподнести фаворитам неприятный сюрприз.
Пулс держит руку на пульсе гонки
Переходим к польской сборной, хотя наверно не к самой сборной, а персонально к Михалу Квятковскому. Да, у поляков есть еще и Рафал Майка, но на медали шансов у «Квято» больше.

Надо отдать Михалу должное, он здорово проехал гонку на время, в которой занял четвертое место. Мы думали, что форма поляка на чемпионате мира будет не самой хорошей. В этом сезоне он лидирует во всем мировом пелотоне по количеству гоночных дней. У него их 90, включая сумасшедший блок «Критериум Дофине» – «Тур де Франс» – «Тур Польши» – «Вуэльта». Несмотря на это, Михал все еще на ходу и борется за самые серьезные места.

Ситуация с Квятковским такая же, как и с Москоном – у него сильный спринт, он универсален, но дистанция может оказаться для него чрезмерно сложной, тем более в конце сезона. Однако недооценивать поляка нельзя, один раз чемпионом мира он уже был.
Квятковски
Что с формой у Дэна Мартина вообще непонятно. Он здорово проявил себя на «Дофине» и «Туре», но на «Вуэльте» сначала находился в тени, а потом покинул гонку, чтобы присутствовать при родах своей жены. В этой связи рассуждать о том, в каком виде сегодня предстанет Мартин достаточно трудно.

Несколько лет назад в конце сезона он выиграл «Джиро ди Ломбардия», но его форма в этот период года никогда не была стабильна. Если он окажется в лучших своих кондициях, то он без сомнений способен претендовать на награды.
Мартин
У представителей других сборных медальных шансов практически нет. Да, на соревнованиях присутствует бельгийская сборная с ван Аверматом, Велленсом, Тейнсом и Беноотом, а также Петер Саган, но бороться за награды им будет трудно. У кого-то нет необходимой формы, а для кого-то трасса слишком сложная.

В составе сборной России на старт выйдут Ильнур Закарин, Сергей Чернецкий, Ильдар Арсланов, Павел Сиваков, Дмитрий Страхов и Павел Кочетков. Сиваков по возрасту проходил в молодежную гонку, но выбрал профессионалов. Хорошим результатом для России станет место в топ-10.

За Беларусь заявлены Василий Кириенко, Александр Рябушенко, Илья Кошевой и Евгений Соболь. За Казахстан Алексей Луценко, Андрей Зейц, Никита Стальнов и Даниил Фоминых.

У Украины поедут Андрей Братащук и Андрей Гривко, у Латвии Кристс Нейландс и Томс Скуиньш.


Прогноз:
1) Алафилипп;
2) Роглич;
3) C.Йейтс.
Хайлайты Gruppetto Camp Sochi 2018
Made on
Tilda