23.04.2019

La Fleche Wallonne: Штурм легендарной Мур де Уи

Превью гонки с финишем на одном из самых известных подъемов в велосипедном мире
Сезон весенних классик приближается к своей финишной прямой. Заключительная его неделя пройдет в Валлонии – во франкоговорящей части Бельгии. Завтра ряд сильнейших в мире специалистов холмистого рельефа разыграет победу на гонке «Флеш Валлонь». Эта однодневка не считается монументальной, зато заканчивается на вершине холма Мур де Уи (в переводе стена Уи), ставшего одним из самых легендарных в мире велоспорта. Помимо «Флеш Валлонь» этот холм в муниципалитете Уи неоднократно был финишной локацией этапов «Тур де Франс».
История

Впервые гонка состоялась в 1936-м. Ничего оригинального, соревнования были организованы газетой. В случае с «Флеш Валлонь» это была местная Les Sports. Общая протяженность первого издания классики составила 236 километров, а ее победителем стал Филемон де Меерсман. Через два года, в 1938-м, участникам пришлось проехать целых 300 километров, в наши же дни протяженность гонки находится в районе 200 километров. Не проводилась гонка всего один раз, в 1940-м году.

Как это часто бывает, в разные периоды времени гонка стартовала и финишировала в разных населенных пунктах. В 1936-м «Флеш Валлонь» начиналась в Турне, а заканчивалась в Льеже. С 1938-го старт классики принимал Монс, а с 1948-го Шарлеруа. В 1960-м организаторы решились пустить гонку в обратном направлении, старт, соответственно, был дан в Льеже, а финишировали в Шарлеруа. С 1974-го по 1978-ой в Вервье проходил и старт, и финиш «Флеш Валлонь», с 1983-го по 1985-ый все начиналось и заканчивалось уже в Уи. С 1990-го стартовым городом стал Спа, потом долгое время валлонская классика вновь стартовала в Шарлеруа, на данный момент ее начальный пункт часто меняется, но финиш неизменен – Мур де Уи.

Долгое время «Флеш Валлонь» и «Льеж – Бастонь – Льеж» проводились друг за другом, в субботу и воскресенье, образуя так называемый «арденнский уик-энд», но со временем «Флеш Валлонь» была перенесена на среду, между «Амстел Голд Рейс» и монументальной «Льеж – Бастонь – Льеж». Во время образования Кубка Мира в 1989-м году «Флеш Валлонь» не попала в самую престижную, на тот момент, серию классических однодневок, но в 2005-м году гонка одной из первых стала частью Про-Тура.

Рекордсменом по количеству побед является Алехандро Вальверде. Испанец покорял «Флеш Валлонь» пять раз, причем четыре раза делал это подряд.
Алехандро Вальверде и Мур де Уи полюбили друг друга не сразу, зато очень надолго
Три раза выигрывали бельгийцы Марсель Кинт, Эдди Меркс, а также итальянцы Морено Арджентин и Давиде Ребеллин. На сегодняшний день гонка проводилась 82 раза и 38 раз первыми становились бельгийцы, правда в последние десятилетия победы даются хозяевам с большим трудом, с 1975-го они выигрывали всего шесть раз. У итальянцев 18 побед, у французов – девять, у испанцев – восемь. В период с 2013-го по 2018-ый представители пиренейского полуострова побеждали шесть лет подряд, сначала по разу первыми финишировали Хоаким Родригес и Даниэль Морено, а потом наступило время четырехлетней доминации Вальверде. Примечательно, что все эти испанцы гонялись на велосипедах марки Cаnyon, соответственно немецкий производитель велосипедов тоже побеждал на классике шесть лет подряд. В прошлом году победную серию Испании и Canyon прервал Жулиан Алафилипп.

Только три гонщика за всю историю арденнских классик сумели победить на «Амстел Голд Рейс» и «Флеш Валлонь» в один сезон. В 2004-м это удалось Давиде Ребеллину, в 2005-м Данило ди Луке, а в 2011-м Филиппу Жильберу. Собственно говоря, Ребеллин (2004) и Жильбер (2011) в успешные для себя годы сумели выиграть все три арденнские классики. Кэдел Эванс – единственный гонщик в ХХI веке, которому удалось победить в радужной майке чемпиона мира, было это в 2010-м году.


Маршрут

Анс – Мур де Уи (195,5 км)

В этом году общая протяженность маршрута составит 195,5 километра, это на три километра меньше, чем в 2018-м. Заметных изменений по сравнению с прошлым годом не произошло. Протяженность гонки чуть сократилась, но общее количество подъемов осталось прежним – 11. Как и в 2018-м, «Флеш Валлонь» завершится прохождением двух кругов по 29 километров в окрестностях Уи.
Начнется все в Ансе, ну а закончится, как вы сами понимаете, в Уи. Город Анс известен в мире велоспорта благодаря «Льеж – Бастонь – Льеж», именно в Ансе долгие годы завершалась монументальная валлонская классика. Финиш «Льеж – Бастонь – Льеж» перенесли из Анса только в нынешнем сезоне.

Впервые прохождение Мур де Уи состоится за 58 километров до конца гонки. Общая протяженность подъема 1,3 км, а средний градиент 9,6%.

Два последних круга по 29 километров помимо Мур де Уи включают в себя штурмы двух других коротких холмов – Кот д'Эрефф (2,1 км, 5%) и Кот де Шерав (1,3 км, 8,1%). Последний раз второй из этих подъемов будет пройден всего за пять с половиной километров до финиша. Первая половина Кот де Шерав заметно тяжелее второй. В маршрут «Флеш Валлонь» этот холм включили несколько лет назад с надеждой спровоцировать ранние атаки и увеличить селекцию перед прохождением Мур де Уи, но пока Кот де Шерав существенным образом на судьбу гонки ни разу не повлиял.
Самые простые куски Мур де Уи это первые 400 и последние 100 метров. Самая тяжелая часть наступает за 500 метров до вершины и продолжается 400 метров, средний градиент которых в районе 15,5%. Дорога тут узкая и у подножья подъема лучше всего быть в первой десятке, иначе вырваться вперед или своевременно ответить на опасную атаку будет проблематично.
Обычно главные фавориты атакуют за 300 метров, а в большинстве случаев даже за 150-200 метров до вершины. Вот, как все получилось в прошлом году, когда Жулиан Алафилипп уверенно разобрался с Алехандро Вальверде и другими своими конкурентами.
Погода

Завтра в Валлонии обещают дождь, но пойдет он только вечером, к этому времени гонка уже должна будет закончиться. Температура воздуха: 17-20 градусов. Ветер весьма ощутимый: 7-8 метров в секунду, дуть будет с юга. Это означает, что на Мур де Уи гонщикам придется ехать против ветра, правда дорога на последнем километре достаточно закрытая.


Главные действующие лица

Жулиан Алафилипп (Deceuninck – Quick Step)

Француз Жулиан Алафилипп сумел в прошлом году прекратить эпоху доминирования Алехандро Вальверде на Мур де Уи и именно он считается безоговорочным фаворитом завтрашней гонки.

Алафилипп проводит феноменальный сезон и лидирует по многим статистическим показателям – по количеству побед, набранных очков и т.д. Если останавливаться только на однодневках, то их француз выиграл две – «Милан – Сан-Ремо» и «Страде Бьянке». На прошлой неделе Жулиан мог добавить к ним еще две – «Брабантсе Пейл» и «Амстел Голд Рейс», но в обоих случаях побеждал не француз, а молодой голландец Матье ван дер Пул.

Особенно обидным для лидера Deceuninck – Quick Step наверняка стала воскресная «Амстел Голд Рейс». Он атаковал вместе с Якобом Фульсаном задолго до финиша. На последних километрах Жулиан вместе с датчанином имел комфортное преимущество над преследователями, но необладающий мощным спринтом Фульсан перестал выходить на смены, сам француз тоже сбросил скорость. В итоге в самый последний момент к двум лидерам подъехал сначала Михал Квятковски, а потом группа ведомая ван дер Пулом. В спринте измотанный Алафилипп стал только четвертым.

Ван дер Пул свою весеннюю часть сезона закончил, но это не значит, что «Флеш Валлонь» станет для Жулиана легкой прогулкой. Все прекрасно понимают, что победить его на Мур де Уи будет практически невозможно, поэтому Deceuninck – Quick Step придется отбиваться от многочисленных атак еще до финишного подъема. Удастся ли бельгийской команде проконтролировать гонку до самого конца? Узнаем завтра.

Кроме своей победы в 2018-м Алафилипп дважды был на Мур де Уи вторым, было это в 2016-м и 2015-м годах. Собственно говоря, раньше француз никогда не заканчивал «Флеш Валлонь» ниже второго места.
Алехандро Вальверде (Movistar Team)

В этом сезоне легендарный испанский ветеран Алехандро Вальверде прервые начал показывать, что возраст властен даже над ним. Неудивительно, что произошло это с 38-летним гонщиком именно в тот год, когда он владеет радужной майкой чемпиона мира. Многие считают, что эта майка приносит гонщикам неудачу.

Первым серьезным провалом для Вальверде стала «Вуэльта Каталонии», на которой испанец был хорош всегда, но в этом году он занял в общем зачете только десятое место и при этом не выиграл ни одного этапа. Вторая большая неудача случилась с Вальверде два дня назад, на «Амстел Голд Рейс». Многолетний лидер Movistar Team совершенно неожиданно оказался неконкурентоспособен, закончил голландскую классику он только в седьмом десятке.

Несмотря на эти неудачи списывать со счетов Вальверде никак нельзя. Он многие годы был на Мур де Уи совершенно неподражаем, да и никто не может утверждать наверняка, что мы не увидим прежнего очень сильного Вальверде в эту среду. Монументальные классики в этом году испанец проехал хорошо, а значит порох в порохновницах все еще есть.

В этом году на Movistar Team по ходу «Флеш Валлонь» не будет оказываться такого большого давления. Все-таки главный фаворит больше не Вальверде. Возможно, это пойдет Алехандро на пользу.
Дэн Мартин (UAE – Team Emirates)

Дэн Мартин, как и Алафилипп, показывает на Мур де Уи удивительно стабильные результаты, но в отличии от француза он никогда «Флеш Валлонь» не выигрывал.

Серия высоких результатов началась у ирландца в уже далеком 2012-м году, тогда он закончил валлонскую классику на шестом месте. В следующие годы последовали четвертое, два вторых и одно третье место. Неудачи было всего две – в 2016-м Дэн упал и сошел, а в прошлом году у него просто получилась жуткая весна, во время которой у него не получалось вообще ничего.

В этом году весна у Мартина складывается отлично. Он подходит к «Флеш Валлонь» в великолепной форме, совсем недавно у него получилось занять второе место в общем зачете «Тура Страны Басков». Это один из лучших результатов гонщика UAE – Team Emirates за все годы его выступлений в мировом туре.

На не совсем подходящей под его характеристики «Амстел Голд Рейс» Мартин не выступал, готовился к двум валлонским классикам. Состав UAE – Team Emirates выглядит самым сильным среди всех команд-участниц «Флеш Валлонь». Помимо ирландца на гонку заявлены Серхио Энао, Руй Кошта, Диего Улисси и Тадей Погачар. Разумеется, самые высокие шансы на успех именно у Мартина.
Майкл Вудс (EF Education First Team)

Мастер запредельных градиентов Майкл Вудс пока не имеет в своем активе больших достижений на Мур де Уи, но он наверняка намерен исправить это досадное неразумение в ближайшее время.

В конце марта канадец вполне достойно выступил на «Вуэльте Каталонии», а потом вдруг пропал из заявки EF Education First Team на «Тур Страны Басков». Вернулся к соревнованиям Майкл на «Амстел Голд Рейс». В какой-то момент он бросился в погоню за Алафилиппом и Фульсаном вместе с Михалом Квятковски, в дальнейшем он отвалился от поляка и вернулся в основную группу. После этого он поработал на Альберто Беттиоля с Саймоном Кларком и сошел с гонки примерно за 15 километров до финиша.

Высокого результата Вудс не показал, но выглядел отнюдь небезнадежно, от него можно ожидать успешного выступления на завтрашней гонке. Стоит вспомнить, что именно на крутых и коротких подъемах канадец обычно особенно хорош. В пример можно привести хотя бы прошлогодний чемпионат мира в Австрии, именно канадец был сильнейшим гонщиком на последней горе, пусть отцепить Вальверде и Барде ему так и не удалось.

Проблемой для Вудса остается его нестабильность. В прошлом году он закончил «Флеш Валлонь» на неприметном 33-м месте, однако через несколько дней последовало блестящее второе место на «Льеж – Бастонь – Льеж». Своего первого значимого результата в Европе 32-летний Вудс добился именно на завтрашней классике, в 2016-м он был на гонке 12-м. В этот раз он может подняться гораздо выше.
Адам Йейтс (Mitchelton – Scott)

Адама Йейтса из Mitchelton – Scott можно назвать лучшим многодневщиком этой весны. Вот только общий перечень его результатов на различных многодневках: второе место на «Тиррено – Адриатико» и «Вуэльте Каталонии», пятое место на «Туре Страны Басков» и «Вуэльте Андалусии».

На этих многодневках успел он одержать три победы на отдельных этапах, но больших викторий в 2019-м году Адам пока все-таки не одержал. В общем зачете «Тиррено – Адриатико» и «Вуэльте Каталонии» он был к этому близок, но были гонщики, которые оказывались чуть сильнее в обоих случаях.

Разумеется, Йейтс не хочет заканчивать весеннюю часть сезона без большой победы, он ее давно заслужил. «Флеш Валлонь» будет одной из последних гонок, на которой можно будет эту самую большую победу раздобыть.

На Мур де Уи никаких успехов у Адама пока нет. Он дважды выступал тут в рамках однодневной гонки и один раз на этапе «Тур де Франс», но пока выше четвертого десятка не поднимался. Впрочем, он неоднократно побеждал на подобных коротких и крутых подъемах на других многодневных соревнованиях. Такие крутые холмы лидеру Mitchelton – Scott подходят совершенно точно.

Потенциал на однодневках Адам демонстрировал на других гонках – «Классике Сан-Себастьяна» и «Льеж – Бастонь – Льеж». Пора показать свой уровень на Мур де Уи.
Якоб Фульсан (Astana Pro Team)

Как и Йейтс, Якоб Фульсан проводит просто феноменальную весну. Если Йейтса можно назвать лучшим гонщиком на многодневках, то Фульсана можно назвать лучшим гонщиком весны в целом.

Фульсан показывает фантастические результаты не только на многодневках, но и однодневках – победа на «Вуэльте Андалусии», второе место на «Страде Бьянке», третье на «Тиррено – Адриатико» и «Амстел Голд Рейс», четвертое на «Туре Страны Басков». К этим результатам датчанин добавил доминирующую победу на этапе «Тиррено – Адриатико».

Три дня назад на «Амстел Голд Рейс» Фульсан вновь был очень хорош и вновь оказался впереди с Жулианом Алафилиппом. Ситуация произошедшая на «Страде Бьянке» в этом плане повторилась, а вот результат нет. На сей раз Якоб сумел справиться с сильнейшим французом, но произошло этой ценой того, что их двоих на последнем километре неожиданно догнали. В итоге Алафилипп повержен, но место только третье.

Как и Йейтсу, Фульсану явно не хватает какой-то большой победы. Но надо иметь в виду, что Йейтсу в этом сезоне будет только 27, а Якобу уже 34. Кто знает, как датчанин будет выглядеть через год. До завершения весенного блока гонок осталось всего две классические однодневки.

Фульсан никогда не добивался на «Флеш Валлонь» высоких результатов. Только один раз он попадал на Мур де Уи в топ-10, но в такой форме Якоб может многое, что он не мог раньше.
Михал Квятковски (Team Sky)

Экс-чемпион мира из Польши не занял на «Амстел Голд Рейс» высокого места, но он точно был одним из сильнейших гонщиков.

Михал Квятковски и все остальные отпустили Алафилиппа, Фульсана и Трентина вперед на Крейсберге, но только представитель Team Sky сумел сразу броситься в погоню за двумя сильнейшими гонщиками. Практически 30 километров он ехал вместе с Трентином, немного позади двух лидеров. В конечном счете поляк первым их догнал, но не получил за это даже призового места, буквально через 300 метров к группе Михала подъехала группа ван дер Пула. В итоге только 11-е место, никаких сил на спринт просто не осталось.

Нужно отметить, что на голландской классике Михал показал, что последствия падения на «Туре Страны Басков» его не беспокоят, он готов бороться за призовые места на двух следующих арденнских однодневках.

Мур де Уи подходит под гоночные характеристики Квятковского. Он трижды финишировал в первой семерке и один раз поднимался на пьедестал. Было это в уже достаточно далеком 2014-м году. В прошлом сезоне весенние холмистые классики закончились для «Квято» полным провалом, но он готов реабилитироваться за это в нынешнем сезоне.
Йелле Ванендерт (Lotto Soudal)

Бельгиец Йелле Ванендерт по ходу сезона часто бывает незаметен, но когда начинается арденнская неделя он практически всегда оказывается в центре внимания.

Йелле не из числа звезд, способных генерировать топ-результаты практически весь сезон, однако свое дело он знает и в форму впрыгнуть в нужный момент может. За годы своих выступлений бельгиец дважды становился призером «Амстел Голд Рейс», а в прошлом сезоне ему впервые удалось подняться на пьедестал «Флеш Валлонь», причем сделал он просто в феноменальном стиле.

Штурм Мур де Уи в 2018-м чуть впереди начали Максимилиан Шахманн и Джек Хэйг, Ванендерт же думал не только о своем высоком результате, но и помогал партнеру по Lotto Soudal Тиму Велленсу. Йелле проехал на первой позиции в основной группе практически весь холм, догнав сначала Хэйга, а потом и Шахманна. Несмотря на это, он сумел занять на вершине третье место, позади только Алафилиппа и Вальверде. Этот перфоманс был одним из лучших в прошлом шоссейном сезоне.

На недавней «Амстел Голд Рейс» Йелле не финишировал, но на самом деле он показал хорошую форму. Ванендерт регулярно атаковал на холмах, но другие гонщики основной группы каждый раз цеплялись за него и не отпускали. После своей последней атаки на Кауберге Ванендерт решил сойти и готовиться к следующим однодневкам.

Ванендерт является тем гонщиком, которого никогда нельзя недооценивать во время арденнской недели, он всегда может удивить.
Максимилиан Шахманн (Bora – Hansgrohe)

Немец Максимилиан Шахманн сильно пошумел на «Флеш Валлонь» еще в прошлом году, когда никто от него этого не ждал. Он стартовал на гонке в качестве одного из «грегари» Алафилиппа и не имел больших индивидуальных амбиций. В итоге он поучаствовал в поздней атаке и догнали его только на последних сотнях метров, руки и ноги к этому приложил Ванендерт.

В это межсезонье все выделяли Терпстру и Гавирию в качестве главных потерь Deceuninck – Quick Step, но похоже, что выделять нужно было вовсе не их, а 24-летнего Шахманна. Немец выступает просто отменно, причем и на однодневках, и на многодневках. Совсем недавно он выиграл три этапа на «Туре Страны Басков», а в воскресенье сумел занять пятое место на «Амстел Голд Рейс». Именно результаты Максимилиана нивелируют для Bora – Hansgrohe провальное выступление Петера Сагана.

Судя по предыдущим стартам и результату прошлого года, Мур де Уи подходит Шахманну очень неплохо. Учитывая его феноменальную форму, он способен бороться за призовые места и на этой однодневке.

Петер Саган тоже поедет «Флеш Валлонь», однако ждать от него самых высоких результатов уже вряд ли стоит.
Ромен Барде (AG2R La Mondiale)

В прошлые годы француз Ромен Барде на Мур де Уи выше девятого места не поднимался. Да и вообще, он часто пропускал «Флеш Валлонь», явно намекая, что последний короткий подъем ему не очень нравится. Несмотря на это, мы все равно считаем его одним из фаворитов завтрашнего дня.

Относить француза к претендентам на победу позволяет его прошлогодняя серебряная медаль чемпионата мира в Инсбруке, а также хорошая форма, показанная на «Амстел Голд Рейс».

В Инсбруке все ждали, что Жулиан Алафилипп принесет Франции золото, но лидер сборной неожиданно стал отставать на очень крутом предфинишном холме, а вот номинальный «грегари» Барде уверенно поднялся на вершину с Вальверде и Вудсом и в дальнейшем выиграл серебро.

На «Вуэльте Каталонии» Барде угодил в завал и получил неприятные повреждения, но он сумел набрать форму к арденнской неделе. На «Амстел Голд Рейс» непререкаемый лидер AG2R La Mondiale занял девятое место, хотя заслуживал явно большего.

Заметим, что с годами Барде заметно добавляет на однодневных гонках. В прошлом году он не только взял медаль на чемпионате мира, но и был на пьедестале «Льеж – Бастонь – Льеж» и «Страде Бьянке». Посмотрим, во что это все выльется завтра.
Из числа гонщиков других команд необходимо отметить пятырех: занявшего в прошлом году четвертое место Романа Кройцигера (Team Dimension Data), на «Амстел Голд Рейс» он был в полном порядке. Тима Велленса (Lotto Soudal), провалившего «Амстел», но впечатлившего всех на «Брабантсе Пейл». Майкла Мэттьюза (Team Sunweb), занявшего в прошлом году пятое место и Бауке Моллему (Trek – Segafredo), неоднократно финишировавшего на Мур де Уи в первой десятке. Сюрприз может преподнести итальянец Давиде Формоло (Bora – Hansgrohe). В последнее время он хорош на коротких и крутых подъемах.


Прогноз

1) Жулиан Алафилипп;
2) Дэн Мартин;
3) Майкл Вудс.
Хайлайты Gruppetto Camp Sochi 2018
Made on
Tilda